Как картель контрабандистов кокаина проник в крупнейшую судоходную компанию мира

КОГДА MSC ПРЕВРАТИЛАСЬ В ДОМИНИРУЮЩУЮ СИЛУ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ, ОНА ТАКЖЕ СТАЛА ОСНОВНЫМ КАНАЛОМ НАРКОТРАФИКА ДЛЯ БАЛКАНСКИХ БАНД. | BLOOMBERG
КОГДА MSC ПРЕВРАТИЛАСЬ В ДОМИНИРУЮЩУЮ СИЛУ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ, ОНА ТАКЖЕ СТАЛА ОСНОВНЫМ КАНАЛОМ НАРКОТРАФИКА ДЛЯ БАЛКАНСКИХ БАНД. | BLOOMBERG

Летом 2019 года Клаудио Боццо, главный операционный директор MSC Mediterranean Shipping Co, пролетел 4000 миль из Женевы в Вашингтон для встречи с представителями таможенной и пограничной службы США. Владелец MSC, скрытный 82-летний миллиардер по имени Джанлуиджи Апонте, направил его для сдерживания кризиса.

За несколько месяцев до этого более 100 агентов поднялись на борт одного из судов MSC, "Гаяне", когда оно заходило в порт Филадельфии, где должно было сделать короткую остановку на пути в Роттердам. Глубоко под палубой, спрятанные в контейнерах с вином и орехами, агенты обнаружили почти 20 тонн кокаина стоимостью 1 миллиард долларов США. Последующее расследование показало, что более трети экипажа - все сотрудники MSC - помогали переправлять огромное количество кокаина со скоростных катеров в ночное время, пока судно шло через открытый океан у берегов Южной Америки. Это была самая крупная морская операция по борьбе с наркотиками в истории США.

Преступление было настолько масштабным и дерзким, что власти приняли исключительное решение конфисковать не только кокаин, но и само судно "Гаянэ" длиной 1000 футов и стоимостью более 100 миллионов долларов США. По словам человека, знакомого с событиями, во время встречи Боззо с представителями CBP в известняковом здании Рональда Рейгана он извинился за пережитое и сказал, что действия экипажа стали для него неожиданностью. Он рассказал о том, как MSC выросла из скромной компании в крупнейшую в мире судоходную компанию, и убедил чиновников в том, насколько серьезно семья Апонте относится к ответственности за управление флотом, на который приходится почти 20 процентов всей морской контейнерной торговли.

Для американских чиновников заявление компании о своей неосведомленности не соответствовало действительности. Как показало расследование, проведенное Bloomberg Businessweek, за годы до захвата судна Gayane правоохранительные органы многих стран следили за судами и экипажами MSC. Власти США не только отслеживали судно Gayane задолго до того, как оно вошло в воды США, но и ранее высаживались на борт и обыскивали несколько других судов MSC в рамках более широкого расследования деятельности международной сети торговцев кокаином, которая засела в судоходной компании. Используя улики, собранные во время этих высадок, а также разведданные, полученные в Восточной Европе, они установили, что за массовыми поставками стоит могущественный Балканский картель. Власти США и Европы также пришли к выводу, что синдикат, контролирующий более половины кокаина, поступающего в Европу, в течение десяти лет внедрялся в экипажи судов компании MSC, используя ее рабочую силу и суда для создания империи контрабанды кокаина.

"Мы определенно не рассматривали MSC как жертву во всем этом", - говорит Уильям Максуэйн, бывший прокурор США Восточного округа Пенсильвании, который вел дело Гаянэ до своего ухода из офиса в январе 2021 года.

Вне поля зрения

Компания MSC и правительство США в настоящее время сошлись в судебном разбирательстве, которое проходит практически без огласки. По словам нескольких источников в правоохранительных органах, говоривших на условиях анонимности о непубличных административных разбирательствах, таможенные чиновники требовали от компании уплаты штрафов на сумму более 700 миллионов долларов США. Прокуроры из прокуратуры США Восточного округа Пенсильвании, тем временем, строят гражданское дело, утверждая, что MSC, как оператор судна Gayane, несет ответственность за торговлю наркотиками и должна конфисковать судно или значительную часть его стоимости. Хотя MSC признает, что на борту ее судна было обнаружено рекордное количество кокаина, она оспаривает основные аспекты правительственной версии событий и утверждает, что стала жертвой наркоторговцев, а не соучастником.

Представитель MSC Джайлс Брум говорит, что компания всегда серьезно относилась к наркоторговле, но "инцидент на "Гаяне" показал новый уровень угрозы безопасности, к которому мы и, насколько нам известно, индустрия контейнерных перевозок еще не были готовы". Сегодня, по его словам, MSC считается "безусловным лидером отрасли в борьбе с контрабандой". Тем не менее, "есть предел тому, что кто-либо должен ожидать от компании и от гражданских лиц, выполняющих свою работу: Мы не являемся правоохранительным органом и не уполномочены, не обеспечены ресурсами и не обучены противостоять опасным организованным преступным группировкам".

Расследование Businessweek основано на интервью с более чем 100 людьми в дюжине стран, включая действующих и бывших сотрудников правоохранительных органов и людей, знакомых с бизнесом MSC, а также на анализе дел о торговле людьми в нескольких странах. Многие из источников попросили об анонимности, чтобы обсудить конфиденциальные детали текущих или прошлых расследований.

Каждая судоходная компания, осуществляющая маршруты из Южной Америки в Европу, подвержена риску стать добычей торговцев кокаином. Но MSC является уникальной привлекательной мишенью, говорят чиновники. Она доминирует на маршрутах, которые вдвойне являются кокаиновыми супермагистралями, в первую очередь на тех, которые используются для перевозки свежих фруктов и овощей из Южной Америки в Северную Европу. Она также является крупнейшим в мире работодателем моряков из Черногории, где базируется Балканский картель. За несколько лет до захвата судна Gayane европейские полицейские предупреждали компанию MSC о том, что в ее экипажи проникли злоумышленники. Однако, по словам чиновников по обе стороны Атлантики, предпринятых руководством компании шагов по решению этой проблемы было крайне недостаточно.

Эта ситуация вызвала недовольство правоохранительных и таможенных органов, поскольку рекордные объемы кокаина заполонили мировые порты, особенно в Европе. Американские прокуроры не утверждают, что руководство MSC было вовлечено в незаконный оборот или получало выгоду от него, но они пытаются узнать больше о нарушениях в системе найма и протоколах безопасности компании, по словам двух высокопоставленных чиновников, участвовавших в расследовании. Следователи в США и Европе говорят, что они постоянно возвращаются к главному вопросу: Почему преступным организациям, по-видимому, удавалось так долго контролировать ключевые операции на борту некоторых судов компании? "Насколько велико влияние наркоторговцев в этой компании, несомненно, является тем, что с первого дня представляло большой интерес для правительства США", - говорит Роберт Перес, который был заместителем комиссара CBP с 2018 по июль 2021 года.

Судоходные компании редко подвергаются серьезным штрафам за наркотики, обнаруженные на борту их судов. Когда штрафы налагаются в США, регулирующие органы часто позволяют перевозчику договориться об их снижении. В Европе штрафы вообще налагаются редко. Хотя существуют международные требования безопасности для судоходных компаний, у таможенных и правоохранительных органов мало полномочий для привлечения компаний к ответственности. Все это позволило судоходной отрасли, главному двигателю глобализации, избежать серьезных последствий, поскольку она все больше и больше запутывается в наркотрафике.

До тех пор, пока "Гаянэ" не зайдет в Филадельфию летом 2019 года.

Внутренняя деятельность

Несмотря на название, компания Mediterranean Shipping Co базируется в тихом районе Женевы. Даже в печально известной закрытой отрасли внутреннюю работу MSC особенно трудно расшифровать. Это одна из немногих крупных судоходных компаний, акции которой не торгуются на бирже. Она управляет круизной линией, которая публикует ежегодные результаты, но ее грузовой бизнес не публикует финансовую отчетность. Aponte также владеет целым лабиринтом из сотен связанных с ней компаний, которые контролируют операторов паромов, производителей скоростных катеров, грузовые терминалы и даже частный остров на Багамах.

Апонте мужчина небольшого роста, с копной серебристых волос, ледяными глазами и аристократической осанкой. Он остается председателем совета директоров MSC Group. Его сын, Диего, является президентом. Его дочь Алекса - финансовый директор. Два года назад, после захвата судна Gayane, он назначил Сорена Тофта, давнего руководителя конкурирующей компании AP Moller-Maersk A/S, главным исполнительным директором грузового бизнеса MSC, что стало первым случаем, когда это место занял человек со стороны.

В семье любят говорить, что в их жилах течет морская вода, ссылаясь на судоходные документы 17 века, которые носят их имя. Апонте родился в крошечном Сант-Аньелло, на берегу Неаполитанского залива; его семья перевозила товары и пассажиров через его воды. Он также стал мореплавателем, обучившись на капитана судна и работая под началом Акилле Лауро, бывшего мэра Неаполя и судоходного магната. Он плавал на вапоретти, которые перевозили богатых туристов на близлежащие острова-курорты, такие как Капри и Искья. Именно во время одной из таких поездок Апонте познакомился со своей будущей женой, Рафаэлой Диамант, дочерью швейцарского банкира.

В 1970 году Апонте приобрел старый немецкий разгрузочный корабль и открыл компанию MSC. В следующем году он купил второе подержанное судно, назвав его в честь своей жены. Со временем он начал покупать контейнеровозы. Когда Апонте пришел в этот бизнес, в судоходстве доминировали такие унаследованные компании, как Maersk и Hapag-Lloyd, чья родословная восходит к 1800-м годам. Он занял свою нишу, взяв на себя маршруты, не пользующиеся спросом. Он также разработал бизнес-модель, скупая бывшие в употреблении контейнеровозы, некоторые из них со свалки, затем восстанавливая их и снова отправляя в море. MSC также отличалась тем, что делала упор на цену, а не на скорость доставки. "В первые годы существования MSC в отрасли часто шутили, что это сокращение от (‘maybe ship comes) "может придёт корабль", - говорит Ларс Йенсен, основатель консалтинговой компании Vespucci Maritime и бывший руководитель Maersk. "Ваш груз в конце концов дойдет, но вы не будете знать, когда".

Эти стратегии позволили ему расширить империю почти полностью органически, а не за счет приобретений, как это делали большинство его конкурентов. Со временем MSC добавила маршруты, охватывающие Азию, США и Южную Америку, и к началу 2000-х годов ее девизом стало: "Земля покрывает треть Земли - мы покрываем все остальное".

Но пока Апонте строил MSC, мощная преступная организация создавала собственную морскую операцию.

Сразу после полуночи 30 мая 2010 года судно MSC Oriane следовало через Ла-Манш по пути в Антверпен (Бельгия), когда находившееся поблизости судно для ловли омаров под названием Galwad-Y-Mor начало совершать ряд странных маневров, двигаясь сначала впереди, а затем позади гигантского грузового судна. По словам британских прокуроров, при приближении Galwad экипаж Oriane выбросил за борт 11 водонепроницаемых вещевых мешков, содержащих в общей сложности 255 килограммов кокаина на сумму около 80 миллионов долларов США. После сбора мешков четверо мужчин на судне Galwad, в том числе один из Черногории, отплыли в близлежащий залив Фрешуотер, где с помощью металлических грузиков погрузили наркотики под воду и привязали их к бую, чтобы их потом забрали наркоторговцы.

У них не было такой возможности. Британская полиция по борьбе с наркотиками следила за операцией, и они арестовали мужчин на судне Galwad вместе с сообщником. В следующем году все пятеро были приговорены к длительным тюремным срокам. Более десяти лет спустя рыбаки продолжают отстаивать свою невиновность.

Связи с Балканами

По словам человека, знакомого с этим вопросом, за кулисами инцидента началось европейское расследование проникновения организованной преступности в судоходные компании. Наведя справки в полиции Испании, Бельгии и Нидерландов, власти Великобритании узнали, что "Ориан" не был единичным случаем. В каждой из этих стран были замечены операции, в ходе которых кокаин перевозился через Атлантику на коммерческих контейнеровозах, принадлежащих различным компаниям, а затем перегружался на более мелкие суда до прибытия груза в порт. Такие маневры, известные как "переброска", позволяли наркоторговцам избегать официальных портов въезда, где шансы на конфискацию были выше, но это означало, что им приходилось нанимать членов экипажа на борт коммерческих грузовых судов, платя им за то, чтобы они выбрасывали наркотики за борт.

Власти Великобритании передали дело в Европол, который координирует расследование трансграничных преступлений между членами Европейского союза. Примерно в 2012 году агенты из Великобритании, Испании, Бельгии и Нидерландов встретились и договорились собрать всю имеющуюся у них информацию о подбросах и внести данные о делах в базу данных Европола по обмену оперативной информацией. Выяснилось, что хотя использовались несколько крупных компаний, одно название всплывало часто: MSC.

Различные европейские организации, занимающиеся незаконным оборотом наркотиков, используют дропшиппинг, но известно, что он является специализацией Балканского картеля, растущей силы в международной торговле кокаином. Картель представляет собой созвездие банд в пяти странах, связанных общим языком - сербохорватским. Многие из них начинали как частные военные группы во время Балканской войны 1990-х годов, а затем переключились на торговлю оружием, контрабанду сигарет, угон автомобилей и отмывание денег. В их рядах есть бывшие полицейские и бывшие оперативники спецслужб. Их группировки сотрудничают, но также и конкурируют. Некоторые из них завоевали репутацию жестоких - в прошлом году в ходе полицейского рейда в пригороде Белграда была обнаружена промышленная мясорубка со следами человеческой ДНК.

Хотя картель использует всевозможные преступные схемы, американские чиновники утверждают, что его доходы поступают в основном от кокаина. Банды также являются новаторами. В начале 2000-х годов они начали создавать логистическую сеть, простирающуюся через Атлантику. В Южной Америке они внедряли своих членов к производителям, налаживая отношения вплоть до отдельных лабораторий в джунглях. В Европе они создали сеть оптовых продаж. А на первых порах они иногда дополняли свою цепочку поставок, приобретая собственные корабли. В большинстве случаев суда перевозили законные грузы сои или других сыпучих продуктов. Для незаконных грузов наркоторговцы привлекали "грязного" капитана и команду.

Затем Балканский картель удвоил свое преимущество, которое, по словам нынешних и бывших сотрудников правоохранительных органов, было главным конкурентным преимуществом: балканские моряки. Многие из них были выходцами из Черногории, крошечного государства на Адриатическом море, которое имеет многовековые морские традиции и несколько школ, которые готовят и аккредитуют моряков. Даже средние школы там готовят учеников к морской карьере. Это создало очень привлекательный рекрутинговый резерв для преступных группировок, которые использовали открытое море для своих операций по торговле людьми.

К 2013 году другие страны Европы стали подозревать, что картель нашел путь в деятельность MSC. Результаты их расследований считались крайне секретными, но время от времени они появлялись на публике. В ноябре того года черногорское полицейское управление опубликовало 100-страничный отчет о балканской организованной преступности, часть которого была посвящена незаконному обороту кокаина. Банды в этом регионе, говорилось в докладе, "создали сети временных членов, которые обычно состоят из моряков из Черногории, Сербии и Хорватии, которые в основном работают на контейнеровозах компании MSC".

В следующем году испанская полиция начала отслеживать банду черногорских и сербских наркоторговцев, которые организовывали перевозку партий кокаина через Атлантику на судах компании MSC и сбрасывали их у берегов Европы. В судебных документах подробно описывается, как контакты группы в Южной Америке контролировали "огромный флот моряков, нанятых с кораблей MSC", которые могли помочь переправить большое количество кокаина в Северную Европу. В другом отчете черногорского полицейского управления, составленном в 2015 году, говорится, что основным способом контрабанды кокаина для балканских организованных преступных групп остаются "контейнеровозы компании MSC, охватывающие линию Южная Америка - Западная Европа".

Примерно в 2016 году полицейские из Нидерландов, Бельгии и Великобритании обратились к руководству компании MSC, причем ведущую роль сыграли высокопоставленные представители голландской полиции. Они предоставили компании отдельные детали, собранные в ходе расследований, и попросили помощи в пресечении случаев падения грузов. По словам Яна Янсе, начальника полиции порта Роттердама, чья команда участвовала в работе с компанией, MSC сообщили, что Балканский картель использовал их агентство в регионе для привлечения коррумпированных моряков на борт своих судов.

Компания также получила предупреждение. "Мы рассказали им о том, что видели. И мы сказали им, что это должно прекратиться", - говорит Янсе. "А если это не прекратится, мы сказали им, что есть риск, что мы поступим так же, как впоследствии поступили Соединенные Штаты, то есть конфискуем их суда".

Неясно, что MSC сделала с этой информацией. Брум, пресс-секретарь компании, говорит, что у компании нет данных о том, что такая встреча состоялась в Женеве в 2016 году. "MSC на протяжении многих лет встречалась с различными таможенными и правоохранительными органами для обсуждения рисков, связанных с торговлей наркотиками, в рамках нашего сотрудничества во многих странах", - говорит он.

Янсе говорит, что, по его мнению, компания приняла дополнительные меры безопасности и сменила крюинговое агентство, которое она использовала на Балканах.

К 2016 году в Северную Европу стали поступать рекордные объемы кокаина, отчасти из-за роста производства в Южной Америке. Появились свидетельства того, что наркоторговцы отказываются от обычного проезда через Испанию в пользу крупных коммерческих контейнерных портов в Бельгии и Нидерландах. Согласно докладу ЕС о наркотиках, Бельгия впервые обогнала Испанию как страна с наибольшим количеством изъятого кокаина.

В том же году Панама завершила расширение Панамского канала стоимостью 5,4 миллиарда долларов США. Ранее ширина канала составляла 33 метра (108 футов) в самом узком месте, а теперь он стал по меньшей мере 55 метров в ширину, открыв доступ для сверхкрупных судов и втрое увеличив объем грузов, которые могут проходить через него. Бизнесмены приветствовали расширение, но Юрген Шток, генеральный секретарь Интерпола, в своей речи в Панаме через месяц после завершения проекта предупредил, что это может ускорить поток кокаина через Атлантику.

Новые маршруты

Компания MSC начала использовать расширенный канал в качестве маршрута. Несколько самых больших судов компании загружались фруктами и овощами в Чили, Перу и Колумбии, затем делали остановки на Багамах и в Филадельфии, после чего пересекали Атлантику и направлялись в крупные порты Северной Европы. Затем они возвращались обратно. Портовые власти Филадельфии окрестили этот маршрут "Филадельфийским экспрессом" и заявили, что он будет способствовать росту местной экономики и превратит регион в основные ворота для свежих продуктов на Восточном побережье. Уже через несколько месяцев огромные корабли компании MSC, груженные черникой, манго и спаржей, пробирались вверх по реке Делавер. По данным BlueWater Reporting, контейнерные мощности компании, следующие из Тихоокеанского побережья Южной Америки в Европу, увеличились почти в три раза с июня 2016 года по июнь 2019 года. К 2019 году на долю MSC будет приходиться почти половина всех контейнерных мощностей на этих маршрутах.

Новые маршруты MSC в конечном итоге открыли коммерческие возможности и для торговцев людьми. Есть старая поговорка о наркоагентах: контрабандисты занимаются логистикой. В данном случае наркоторговцы смогли получить многие из тех же преимуществ, что и известные судоходные компании, просто вставляя свои товары в массовый поток контейнерных грузов. Большая часть кокаина, поступающего в США, доставляется по суше, через Мексику. Но география предполагает, что в Европу он попадает по воздуху или по морю, и к 2016 году большая его часть прибыла туда на коммерческих грузовых судах.

Когда наплыв кокаина на континент перерос в кризис, европейские чиновники предложили своим американским коллегам делиться более подробной информацией об изъятиях. Сразу же обратил на себя внимание один факт: Некоторые суда, о которых было известно, что они перевозили кокаин в Европу, ненадолго останавливались в портах США. И некоторые из них были судами MSC, следовавшими через Филадельфию.

Главное следственное подразделение Министерства внутренней безопасности США, известное как Homeland Security Investigations, начало работать с европейскими партнерами над анализом крупных кокаиновых налетов, особенно в портах Антверпена и Роттердама. Агенты HSI подключились к данным, собранным таможенными органами по грузовым накладным и движению судов в Южной Америке. Они узнали, что если раньше кокаин в Европу поступал в основном с восточного побережья Южной Америки, особенно из Бразилии, то в последние несколько лет эта тенденция начала меняться. Теперь большая часть кокаина, направляющегося в Европу, поступает из портов западного побережья, таких как Кальяо в Перу и Гуаякиль в Эквадоре.

Сначала следователи предполагали, что контрабанда наркотиков осуществляется традиционными методами, например, пряча их вместе с законным грузом, который упаковывается на складах или фермах, или "слепым крючком", когда сообщники взламывают контейнеры и прячут кокаин внутри. По словам двух человек, знакомых с расследованием, начиная с 2017 года, HSI потратила месяцы на попытки раскрыть методы наркоторговцев сначала в Колумбии, а затем в Панаме, но агенты постоянно заходили в тупик.

HSI вместе с таможенными агентами США начали высаживаться на грузовые суда по мере их приближения к Филадельфии, осматривая каюты команды, машинные отделения, даже гребной вал одного судна, но в основном безуспешно. Но эти обыски также позволили им изолировать отдельных членов экипажа в попытке получить источники информации на борту судов, по словам одного бывшего высокопоставленного американского чиновника.

К 2018 году, по словам чиновника, следователи пришли к выводу, что торговцы вовсе не использовали традиционные методы контрабанды. Вместо этого они использовали балканский экипаж на борту грузовых судов MSC для погрузки наркотиков, пока суда находились в море. Следователи работали по всем направлениям, чтобы проникнуть в эту сеть, прослушивая коммуникации и подготавливая информаторов. Наконец, они получили нужное им открытие.

К тому времени, когда Александр Кавая начал готовиться к предстоящему путешествию на борту судна MSC Gayane весной 2019 года, его родной город Бар, Черногория, был уже известным местом вербовки Балканского картеля. Местные жители говорят, что нетрудно было догадаться, кто из моряков может быть причастен к торговле кокаином - скорее всего, это были те, у кого были "Мазерати" и новые дома с видом на Адриатику.

Бар, небольшой старинный город, усеянный пляжами и оливковыми рощами, является домом для крупнейшего морского порта Черногории, где вездесуща компания MSC. Это остановка для круизной линии компании, и MSC также управляет центром подготовки экипажей, расположенным к северу - одним из четырех, которые она имеет по всему миру, остальные находятся в Индии, Италии и Украине. Из 6 000 моряков в Черногории около 2 250 работают на MSC, по словам Мимо Драшковича, руководителя программы обучения морскому менеджменту на факультете морских исследований в Которе.

Кавая был среди них. Он вырос на окраине Бара, на ферме, которая принадлежала его семье на протяжении нескольких поколений. Его мать, Ранка, работала в местной столовой, а отец, Радослав, зарабатывал деньги, изготавливая безделушки из морских ракушек и продавая их туристам. Дед Александра был моряком, поэтому его семья была очень рада, когда он окончил университет и получил работу в компании MSC. Его зарплата составляла около 4 500 евро в месяц (4 750 долларов США), что более чем в 10 раз превышало заработок его родителей. В 2015 году, в возрасте 21 года, Александр ушел в море.

В течение следующих нескольких лет он плавал как минимум на четырех судах MSC - Lorena, Diana, Deila, Erica - устанавливая, подключая и ремонтируя электрооборудование, когда суда делали остановки в Южной Корее, Панаме, на Мальте и в других отдаленных местах. Он не любил эту работу и месяцы, проведенные вдали от семьи. "В душе он не моряк", - говорит его мать. Но он стремился поддержать свою семью материально.

Однажды в середине апреля 2019 года Кавайя обедал в кофейне в городе Бар. Через несколько дней он должен был подняться на борт судна Gayane в порту Антверпена, и это было его шестое путешествие на борту судна MSC. Закончив трапезу, он вышел на улицу, и к нему подошел незнакомый мужчина. "Мы знаем, кто вы, мы знаем, кто ваша семья", - сказал мужчина, согласно судебным документам США. "Мы знаем, что вы собираетесь отплыть на этом корабле через пять дней".

Мужчина протянул мобильный телефон "нарко", как его назвали прокуроры в судебных документах, и сказал Кавадже, что у него есть выбор. Он может либо взять телефон и согласиться выполнять приказы, либо рисковать своей безопасностью и безопасностью своей семьи. Если он согласится, ему заплатят 50 000 долларов США, почти годовую зарплату.

За два месяца до того, как Кавайя ступил на борт "Гаяне", агенты по борьбе с наркотиками получили информацию о том, что на борту другого судна компании MSC, "Карлотта", находится кокаин, по словам человека, осведомленного о ходе расследования. Судно направлялось в порт Ньюарк, штат Нью-Джерси, который MSC иногда использует в качестве резервного для Филадельфии. Когда "Карлотта" прибыла на судно, агенты обыскали его и обнаружили 3 200 фунтов кокаина, спрятанного в контейнере с сухофруктами. Это было крупнейшее изъятие наркотиков в Ньюарке за последние 25 лет.

Размер груза сразу привлек к себе внимание, и на расследование были направлены ресурсы HSI и Управления по борьбе с наркотиками США. Агенты национальной безопасности в Нью-Йорке начали сотрудничать с международным отделом DEA, который в течение многих лет отслеживал деятельность Балканского картеля из своего офиса в Хорватии.

Свежие улики

Арест в Ньюарке дал новые подсказки. Следователи собрали данные с некоторых холодильных контейнеров "Карлотты", которые отслеживают внезапные изменения внутренней температуры. Эти данные показали, что некоторые контейнеры были открыты во время плавания судна. Это "довольно ясно показывало, что в море что-то происходит", - говорит человек, знакомый с ходом исследования.

Во время обыска другого грузового судна MSC весной того года агенты обнаружили в каюте члена экипажа небольшую двустороннюю рацию, по словам человека, осведомленного об этой находке. Рация использовала частоту, характерную для небольших судов, и капитан сказал следователям, что не было никаких причин для того, чтобы это устройство находилось на борту коммерческого грузового судна. HSI допросила члена экипажа, который был выходцем с Балкан, но он не был арестован. Во время других обысков следователи обнаружили доказательства того, что кто-то на борту судов перерезал провод, перекрыв устройство, ограничивающее вес, который могли поднять небольшие краны на корме.

Вторая крупная конфискация в США произошла 19 марта, на этот раз на борту судна MSC Desiree в Филадельфии. Сотрудники таможни обнаружили более полутонны кокаина, что является самым крупным изъятием в Филадельфии за последние почти два десятилетия. В конечном итоге агенты выявили как минимум четыре судна MSC, на которых, по их мнению, члены экипажа занимались контрабандой кокаина: Carlotta и Desiree, а также Avni и Gayane.

Американские агенты были не единственными, кто нашел наркотики. В апреле власти Перу обнаружили 2,4 тонны кокаина, засунутого в 64 чемодана и сумки на борту судна Carlotta, которое, очевидно, снова отправилось перевозить наркотики. Затем власти Панамы обнаружили 1,3 тонны кокаина при обыске судна Avni. (Американские следователи также подозревали, что на судне находится кокаин, и планировали обыскать его в Филадельфии, по словам двух человек, знакомых с ходом расследования, но панамцы опередили их).

Роль членов экипажа на судне давала наркоторговцам огромное преимущество. Моряки имели доступ к ключевым данным, таким как местонахождение контейнеров и пункты назначения, что, как позже сообщили следователи, позволило им выбрать ящики, в которых можно было спрятать большое количество кокаина и которые с меньшей вероятностью могли вызвать таможенный досмотр после прибытия в порт. Это создавало огромную проблему для властей США, поскольку наркотики могли находиться практически в любом месте в море ящиков на корабле.

Обыскать полностью загруженный корабль сложно, настолько, что это редко делается. В трюмах тесно, и до контейнеров бывает трудно добраться. Агенты приобрели специальные приборы для контроля кислорода на случай, если им придется спускаться глубоко под палубу, где ржавое железо может снизить уровень кислорода. Они собрали группу собак-ищеек и приобрели камеры, которые можно было просовывать в груженый контейнер для поиска кокаина.

Агенты также начали потихоньку инструктировать партнеров, которые понадобятся им для проведения полного обыска судна: береговую охрану США, полицию штата Делавэр, городских полицейских Филадельфии, даже морскую группу спецназа. Все, чего им не хватало, - это разведданных, которые в последнюю минуту подсказали бы им, какое судно нужно искать. К тому времени, когда "Гаян" прибыл в Филадельфию в июне, все было готово.

Когда "Гаяне" отплывал из Панамы на юг, у Кавайи зазвонил наркотелефон. Когда он поднял трубку, по словам его адвоката, мужчина сказал ему пройти на верхнюю палубу. Кавайя так и сделал и обнаружил там других членов экипажа, ожидающих его.

Судебные документы показывают, что еще трое были завербованы в Черногории до того, как попасть на судно. Роль Кавайи заключалась в том, чтобы связываться по телефону с торговцами кокаином на скоростных катерах и сообщать им местоположение судна Gayane, чтобы они могли обнаружить его ночью. Он также привлекал других людей для помощи в перемещении тяжелых грузов. В общей сложности, по меньшей мере 8 из 22 членов экипажа на борту "Гаяне" - шесть из Черногории и два из Самоа - выполняли эту работу. Каждый из них мог заработать 50 000 долларов США или значительно больше, в зависимости от своей роли.

Согласно судебным документам, когда судно Gayane находилось недалеко от побережья Перу, черногорский моряк по имени Боско Маркович помог собрать членов экипажа, которые ждали на палубе рядом с четырьмя людьми в лыжных масках. Маркович был первым офицером судна, на один ранг ниже капитана и отвечал за грузовую и палубную команды. Рядом с громадным судном как раз остановился катер. Другой черногорец, Иван Дурашевич, второй помощник и третий командир судна, управлял небольшим краном, поднимая гигантские сети, набитые черными вещевыми мешками и тюками кокаина. Как только сети оказались на палубе, остальные члены экипажа перетащили наркотики в трюм судна. Мужчины взломали ряд контейнеров, срезав пломбу безопасности на каждом из них. Спрятав кокаин внутри, они снова запечатывали контейнеры фальшивой пломбой с логотипом MSC. Иногда им приходилось перерезать стальные тросы или гнуть металлические перила, чтобы протиснуть кокаин, а затем использовать сварочные аппараты и краску, чтобы замаскировать повреждения.

В течении следующих нескольких ночей, когда "Гаянэ" плыла на юг, судно встретили по меньшей мере шесть скоростных катеров, согласно судебным документам. Оно не прекращало движение. По словам представителей правоохранительных органов, оно даже не притормаживало. Работа была выполнена, пока судно неслось через открытый океан - невероятный подвиг мореплавания.

К июню "Гаянэ" сделала самую южную остановку в небольшом порту в заливе Консепсьон недалеко от Коронеля, Чили, и начала обратный путь. Когда судно снова причалило к побережью Перу и направилось на север в Панаму, к нему подошло еще как минимум восемь скоростных катеров. Ночью подъем и подъем возобновились.

Днем 16 июня судно "Гаянэ" находилось в территориальных водах США, направляясь в Филадельфию. Когда оно вошло в залив Делавер, береговая охрана связалась с капитаном и приказала судну направиться в район под названием Big Stone Anchorage. Коммерческие суда обычно останавливаются там, чтобы дождаться уполномоченного капитана речного судна, который может ориентироваться в местном канале. Но когда "Гаяне" причалил, к судну подошли три патрульных катера и вертолет, а по лестнице Якоба поднялась группа сотрудников правоохранительных органов.

Одни агенты собрали команду на камбузе, другие направились на мостик, чтобы найти схемы судна. Поиск наркотиков начался с надпалубных контейнеров, когда "Гаянэ" еще находилось в бухте. Около 3 часов утра 17 июня судно подошло к морскому терминалу на Пэкер-авеню в Филадельфии, в пределах видимости весенне-зеленого моста Уолта Уитмена. Более 100 агентов ждали. Они считали, что на борту находится кокаин, но не знали, где он. Команда начала брать мазки с рук членов экипажа на наличие следов наркотика. Несколько проб оказались положительными.

Около 7 часов утра, когда над заливом взошло солнце, агенты получили первую находку: тайник с кирпичами, уложенными в рогожные мешки внутри контейнера. Джозеф Мартелла, директор порта CBP, в день прибытия "Гаяна" в Филадельфию был выходным, но он внимательно следил за своим телефоном и направился в порт. Сразу после 10 утра был обнаружен второй контейнер, полный кокаина. После этого Мартелла принял необычное решение выгрузить и физически осмотреть каждый из 4000 контейнеров на судне.

После почти недели работы правительство перерыло грузы вина, сушеных орехов и лома батарей, чтобы обнаружить семь контейнеров с кокаином. Таможенники потратили несколько дней на взвешивание наркотиков, подсчет кирпичей и регистрацию всего этого в качестве доказательств. В какой-то момент, когда агенты спешили закончить свою работу, они оглянулись и увидели повсюду белую пыль, вспоминает Мартелла. Один из агентов понял, что это не обычная пыль, и приказал всем надеть маски.

В общей сложности, партия состояла из более чем 15 000 брикетов кокаина весом почти 20 тонн и оценочной уличной стоимостью более 1 миллиарда долларов США. Власти были встревожены не только огромным количеством наркотиков, но и дерзостью операции. Руководитель схемы на борту, первый офицер, контролировал график работы экипажа, позволяя соучастникам быть на службе в одно и то же время. И он, и второй офицер имели доступ к ключевым деталям о контейнерах, согласно судебным документам. (Капитан судна Gayane был допрошен большим жюри, но его так и не арестовали и не предъявили обвинений).

'Осведомлены о сообщениях'

18 июня, через два дня после задержания судна Gayane, компания MSC выступила с публичным заявлением. "Средиземноморская судоходная компания MSC знает о сообщениях об инциденте в порту Филадельфии, в ходе которого власти США произвели изъятие незаконного груза", - говорится в заявлении. "MSC очень серьезно относится к этому вопросу и благодарна властям за выявление подозрений в злоупотреблении ее услугами. К сожалению, судоходные и логистические компании время от времени сталкиваются с проблемами незаконного оборота".

В течение последующих 10 дней агенты продолжали опрашивать членов экипажа, которые оставались на судне. Они вытаскивали моряков по одному и часами допрашивали их, пытаясь разгадать суть операции. Поначалу история о том, как члены экипажа поднимали с катеров кокаин весом в пять слонов, пока судно плыло по волнам, казалась надуманной. Но прокуроры получили ордер на изъятие регистратора данных рейса судна, который содержал информацию о судне и его перемещениях, и на нем они обнаружили радарные изображения, указывающие на различные точки, в которых маленькие лодки приближались к "Гаяне" и оставались рядом, говорят три чиновника.

Арест судна - это крайняя мера, но откровения о причастности членов экипажа к незаконному обороту такого количества кокаина придали властям уверенности. Утром 4 июля агенты УТПК поднялись на борт "Гаяне" и вручили капитану ордер на арест. Почти в тот же момент уведомление об аресте было отправлено по электронной почте руководителям MSC. "Когда судно привозит в воды Филадельфии такое возмутительное количество смертоносных наркотиков, мой офис и наши партнеры по ведомству будут добиваться самых суровых последствий, - сказал прокурор США Максуэйн в своем заявлении.

Компания MSC быстро приняла меры, чтобы ее очень дорогой грузовой корабль снова отправился в плавание. В обмен на денежный платеж в размере 10 миллионов долларов США, а также залог в размере 40 миллионов долларов США и обещания, что компания будет сотрудничать с любым ведущимся расследованием, судну Gayane было разрешено продолжить плавание в первоначальный пункт назначения - Роттердам. 13 июля, почти через месяц после задержания, судно было выпущено под залог.

К тому времени, когда Боззо, руководитель MSC, прибыл в Вашингтон 27 августа, потенциальный долгосрочный ущерб для компании нарастал. Таможенные службы приостановили действие статуса "доверенного трейдера", предоставленного MSC в соответствии с программой от 11 сентября, которая позволяет перевозчикам избегать длительных проверок и задержек в портах США в обмен на соблюдение определенных протоколов безопасности. Тем временем прокуроры Восточного округа Пенсильвании выдвинули уголовные обвинения против восьми членов экипажа, включая Кавайю и первого и второго офицеров. Все они в конечном итоге признали свою вину и были приговорены к заключению в федеральной тюрьме. За кулисами американские власти выявили группировку Балканского картеля, которая финансировала и организовывала операцию, узнав, что банда привлекла партнеров из Колумбии и Северной Европы, чтобы разделить риск. Так много группировок имели свою долю в кокаине Гаяне, что один из сотрудников правоохранительных органов США назвал его эквивалентом грузовика Amazon.

В течение следующих нескольких месяцев правительство вело переговоры с MSC с целью заставить ее согласиться на новые меры безопасности, такие как более частая ротация экипажей и требование прохождения ими тестов на детекторе лжи. В обмен на это правительство США обещало существенно снизить штрафы, наложенные на MSC. С учетом ранее изъятого на борту судов "Карлотта" и "Дезире", сумма штрафов теперь составляла более 700 миллионов долларов США, исходя из установленного законом штрафа в размере 1000 долларов США за унцию кокаина.

Теперь внимание федеральных прокуроров переключилось на расследование гражданской конфискации - шаг, направленный на возвращение доходов, использованных при совершении преступления. Хотя факт использования "Гаяна" в преступлении был установлен, MSC могла использовать защиту "невиновного владельца". Для этого компании потребуется доказать, что она не могла предвидеть использование своего судна для перевозки кокаина или что она предприняла разумные меры для предотвращения такого поведения.

К осени 2020 года стало ясно, что MSC не готова к заключению сделки с правительством. Компания уведомила CBP, что планирует оспорить штрафы, связанные с судном Gayane, а также Carlotta и Desiree. Юристы компании также представили таможенникам результаты проведенного внутреннего расследования. "MSC не оспаривает, что власти США обнаружили почти 20 тонн кокаина в порту Филадельфии", - говорит Брум, представитель компании. "Но проведенное MSC расследование привело нас к выводу, что большая часть этого кокаина не была и не могла быть погружена в море". MSC не предоставила более подробной информации о том, где и как, по ее мнению, были погружены наркотики.

Если компании удастся доказать, что часть кокаина была погружена на суше, что указывает на меньшую роль ее сотрудников в схеме, правительству будет сложнее обосновать суровое наказания. Это также может послужить доказательством, если дело о конфискации будет передано в суд. Однако, по словам одного из американских чиновников, участвующих в расследовании, заявления MSC противоречат фактам, уже установленным в суде в рамках признания вины экипажа и вынесения приговора. "Эта позиция прямо противоречит фактическим выводам суда", - говорит чиновник.

Правительство также ведет более широкое уголовное расследование в отношении членов Балканского картеля, которые, как считается, организовали операцию "Гаянэ". 30 октября Горан Гогич, бывший черногорский боксер-тяжеловес, был задержан в международном аэропорту Майами, прежде чем он смог сесть на рейс в Швейцарию. В обвинительном заключении прокуроры обвинили его в организации логистики для контрабанды кокаина на борту коммерческих контейнеровозов от имени Балканского картеля, в том числе на судах Carlotta, Desiree и Gayane. По словам одного человека, знакомого с ходом расследования, Гогич "вероятно, находится на два или три уровня ниже человека, который все это организовал". Адвокат Гогича утверждает, что его клиент считает себя невиновным.

Случай с Gayane может стать переломным моментом для отрасли. Янсе, представитель голландской полиции, сравнивает ситуацию с той, с которой столкнулись банки два десятилетия назад, когда нормативные акты, действующие во многих странах, заставили их лучше отслеживать преступную деятельность своих клиентов и придерживаться строгих стандартов соответствия. Это было глубокое изменение в способе ведения бизнеса, и оно стоило им миллиардов долларов. "30 лет назад я занимался борьбой с отмыванием денег, и все банки говорили, что они не могут посмотреть на деньги клиентов и сказать, что они получены в результате преступной деятельности", - говорит Янсе. "Сейчас никто из них так не говорит. И это то, что мы должны сделать со всеми судоходными компаниями".

Если когда-либо и был момент, когда судоходные компании должны были потратить больше денег на борьбу с торговлей людьми на борту своих судов, то сейчас именно такой момент. Когда спрос на потребительские товары восстановился после первоначального спада, вызванного пандемией, цены на грузы резко возросли, и компании получили прибыль, которая бывает раз в несколько поколений. В 2021 году они получили рекордную прибыль в размере 217 миллиардов долларов США, а в этом году, по данным Drewry Shipping Consultants Ltd., их прибыль составит 275 миллиардов долларов США. Согласно индексу Bloomberg Billionaires Index, личное состояние Апонте во время пандемии выросло более чем в два раза, до 19 миллиардов долларов США. А компания MSC занялась скупкой судов, приобретя 128 подержанных контейнеровозов в период с 2020 по 2021 год, увеличив свой флот до 645 единиц и обойдя Maersk в качестве ведущей судоходной линии, по данным провайдера отраслевых данных Alphaliner.

Хотя MSC утверждает, что уже давно серьезно относится к вопросам безопасности, она признает, что случай с судном Gayane стал "тревожным сигналом". После инцидента компания заявила, что в течение пяти лет потратит 100 миллионов долларов США на модернизацию системы безопасности в борьбе с контрабандой. По словам компании, теперь она использует патрулирование судов вдоль западного побережья Южной Америки, собак-ищеек в портах повышенного риска и дистанционно контролируемые камеры на своих судах. В начале этого года Боззо, главный операционный директор, помог организовать конференцию, спонсируемую компанией совместно с Организацией Объединенных Наций и Всемирной таможенной организацией, чтобы обсудить пути более эффективного противодействия незаконному обороту наркотиков. По словам человека, знакомого с внутренними процессами принятия решений, MSC сделала еще одно важное изменение: Черногорские моряки больше не используются на ее судах, пересекающих Панамский канал.

Тем временем судно "Гаянэ" продолжает бороздить мировые океаны. Недавно оно останавливалось в Таиланде, Саудовской Аравии, Египте и Португалии - вдали от морских путей Южной Америки.

Оригинал статьи :

88
12 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

Думаю что у нас так же )

1
Ответить

20 тонн -это просто афигеть

2
Ответить

Только на днях закончил читать книгу "Dead in the water". Учитывая беспомощность страховых и замкнутый круг клиентов, ничего удивительного и про наркотрафик и, тем более, MSC. Масштабы гигантские, конечно, но это и не песок по баржам тягать.

2
Ответить

Честно, с середины уже пролистал.

2
Ответить

Ди Каприо снимется в роли Апонте?

1
Ответить

Глаза сломал читать перевод механического идиота. "Весенне-зеленая лестница Якоба".

Ответить