С лета работаю в китайской технологической корпорации, где прямо с порога на онбординге мне заявили: «Первый раз в китайском офисе? Готовься, будешь шокирована!» Теперь хочу поделиться, что же имелось в виду – чем условные Xiaomi, ICBC и Huawei отличаются от российских компаний в плане атмосферы и корпоративной этики. Попутно разоблачу пару стереот…
За исключением нескольких сугубо культурных моментов описанный опыт никак особо не отличается от опыта работы в любой другой международной корпорации.
Работал 5 лет в одной немаленькой IT-компании (основана в России, но со временем юридически переехала в Европу, топ-менеджмент обосновался в Штатах (и за исключением совладельцев был исключительно западным - из Штатов или Европы), а офисы - по всему миру).
Комментарии по пунктам в статье:
1. Приветствия - обычно только в лифтах, на кухне, в коридорах или в рамках своей команды - из-за того, что начало рабочего дня гибкое, сотрудники работают с разными регионами - у кого-то могут быть звонки, совещания и т.п. Твой "Гуд монинг" будет вообще не в кассу. Классическое "российское" рукопожатие тоже вымирает даже при наличии 6-10 человек в рамках одного помещения (опенспейса) - это слегка по-идиотски выглядит, когда все по очереди ходят по кругу руки жмут.
2. Сна не было - но вообще в свой обед занимайся чем хочешь.
3. Приходы/уходы чекались по магнитным пропускам, а в начале месяца считалось среднее время работы и если оно выходило меньше 8 часов, то вопросы у руководства к тебе появлялись. Хотя вопросы были и у коллег, если все работали стандартные часы, а кто-то позволял себе прийти к 13 и уходить в 19 на постоянной основе.
4. Общая "любезность" в корпоративном общении - это в принципе характерно для любой не-российской компании. Там где в России: "Б****, почини уже е***ий баг!", вне России будет звучать: "Dear Ivan, could you fix this bug? With respect and best wishes, Michael".
5. Тут без комментариев.
6. Не знаю почему этот пункт выделен настолько значительным, но мой опыт работы в разных компаниях говорит о том, что в любом офисе каждый сотрудник как-то, но "развлекается" с рабочим местом - от любимой кружки и "елки" из бейджиков с конференций до растений и любимых тапочек. Даже самые "бородатые" бэк-эндеры и сисадмины (*условный собирательный образ*) держат поближе к "сердцу" какую-нибудь любимую кружку (обычно немытую годами, с кратерами из кофейной гущи).
7. Чем больше корпорация, тем больше бюрократии. Хочешь в командировку или на конференцию в июне 2024, соизволь до декабря 2023 согласовать с тим-лидом и обосновать зачем тебе это надо (а еще лучше подготовить презентацию), чтобы тот согласовал с менеджером отдела, а тот согласовал с региональным менеджером, который согласовывает с директором, чтобы тот согласовал с CFO увеличение бюджета на следующий год. И вот тебе согласовали бюджет, но пока согласовывали цена участия в конференции выросла, стоимость перелета и проживания тоже выросла - начинай всё сначала. Тебе повезло и всё согласовали: теперь согласуй с "туристическим" отделом свой перелет (а по политике компании сотрудников не отправляют лоу-костерами и вообще билеты покупаются по корпоративному договору с какой-нибудь "авиакассой" и нет там тех цен, что ты смотрел на Авиасейлз и закладывал в своё согласование) и проживание (и снова привет "договора": не разместят тебя в отеле рядом с местом проведения конференции, потому что у них нет с компанией договора, а разместят в сетевом отеле в 1.5 часах езды). Это, конечно, всё сильно утрировано, но всё равно сбрасывает "ванильные мечты" о командировках и конференциях по всему миру за счет компании.
8. Всё зависит от конкретного коллектива, иногда компания из 5 сотрудников становится семьей, а иногда в отделе из 100 человек каждый сам по себе. Ни от "гражданства", ни от "цвета кожи", ни от чего-то еще это не зависит.
9. Не знаю кто говорит про рост в маленьких компаниях - как правило, если компания сама не растет в размерах, то и тебе некуда расти, какой бы классный специалист ты не был. В корпорациях рост есть, но не стоит путать рост внутри корпорации и рост "себя" на рынке. Еще ошибочно считать, что в "западных" компаниях назначения на должности сильно независимы. Очень много назначений на управленческие должности людей со стороны для "освежения взгляда" (это привет к "вертикальному" карьерному росту) или назначения кого-то просто потому что "привыкли с ним работать" и плевать, если отдел у этого руководителя максимально не эффективный.
10. Поделюсь не про физиологию, а про "локальные" особенности: в США (наверное, всем известно) культ работы и если ты не отвечаешь на рабочую почту тут же или не дай Бог ушел в отпуск - к тебе могут быть вопросики, в Европе (западной и особенно северной) - культ "себя" и семьи - в 17 часов в офисах уже никого и человек просто пропадает со связи до начала следующего дня (написал человеку в обед пятницы? Не жди ответ раньше понедельника), на Ближнем Востоке - нужно быть максимально аккуратным с любыми темами и учитывать трепетное отношение к религии и религиозным праздникам, Австралия и тихоокеанский регион - я не знаю, как они работают, но ощущение, что они только серфят.
Самый отличный вариант!
"в Европе (западной и особенно северной) - культ семьи - в 17 часов в офисах уже никого и человек просто пропадает со связи до начала следующего дня (написал человеку в обед пятницы"