E-commerce в кризис. Что принесли нам 2021-2022 и как двигаться в 2023

Период конца 2021 года стал выдающимся для развития сферы E-commerce. Вследствие сложной эпидемиологической ситуации в России уровень посещений торговых центров и оффлайн-точек магазинов по всей стране резко сократился практически вдвое, в то время как рынок E-commerce вырос на 34%. Поставщики и селлеры в это время наблюдали следующую картину: доля посещений маркетплейсов и интернет-магазинов значительно растет, спрос на товары как первой необходимости, так и товары постоянного спроса увеличивается. При этом растет конкуренция — развитие на маркетплейсе требует все больше финансовых вложений, навыков и времени, чтобы выделиться на рынке, завоевать доверие потребителя и получить прибыль.

2022 год снова удивил своими прорывными показателями: маркетплейсы продолжают совершенствовать свои внутренние системы, на площадках регистрируются новые поставщики, а оборот продаж растет и не собирается останавливаться — с 2021 года объем продаж e-commerce увеличился на 80%!

Но сегодня многие поставщики озадачены вопросом: что делать и как развиваться на маркетплейсах в силу нестабильной экономической и политической ситуации в мире?

Новые возможности для бизнеса. Торговля версии 2022-2023

Сегодня перед предпринимателями открывается множество возможностей и преимуществ для развития своего дела. Например, вывод на российский рынок отечественных товаров вместо ушедших иностранных брендов позволяет развивать внутренние или интегрированные производства, улучшая качество и ассортимент продукции, а запуск таких брендов на онлайн-площадках сбыта благоприятно влияет на потребителя — им гораздо проще совершить покупку, сравнить цены и ассортимент, почитать отзывы о качестве товара и быстро получить свой заказ.

Не стоит забывать и про новые возможности кроссбордерной торговли и параллельного импорта — данная сфера весьма актуальна в рамках быстро меняющихся условий и ведет к восполнению рынка во множестве категорий, поддерживая экономику и удовлетворяя спрос конечного потребителя, который не готов отказываться от привычных товаров.

Маркетплейсы не упускают возможность привлечь новых поставщиков, улучшая условия запуска новых брендов и развивая собственные площадки: адаптируют платформы базовых инструментов для продвижения и ведения личных кабинетов, делая опыт взаимодействия с ними все более удобным и эффективным. Тем самым, маркетплейсы забирают значительную часть аудитории у оффлайн-сегмента, который итак переживает снижение трафика и увеличение затрат на реализацию продукции и содержания физических торговых точек.

Прогнозы на 2023 год в E-commerce

Безусловно, сегодня площадка маркетплейсов является прибыльной и развивающейся. Уже сейчас можно выделить основные прогнозы на 2023 год. Однако, вместе с этим стоит учитывать, что каждый день появляются нововведения и меняются правила ведения бизнеса.

Будет проводится более тщательный контроль за маркировкой и сертификацией товара. С 1 марта 2023 года онлайн-платформы начнут нести ответственность за отказ в передаче сведений в систему «Честный знак» и продажу контрафактной продукции. Как результат, на рынке интернет-торговли останутся только те, кто ответственно подходит к качеству своей продукции и имеют все подтверждающие документы.

Как известно, из-за эмиграции большой части IT-специалистов российские маркетплейсы столкнулись с их нехваткой и, как следствие, проблемами в операционных процессах. Поэтому главная задача в 2023 году — усилить работу кадровой структуры и развивать уже имеющиеся инструменты, чтобы обеспечить стабильность и не потерять лидирующие позиции.

Прошлый год также запомнился многим предпринимателям потерей некоторых цифровых площадок продвижения, поэтому одной из целей наступившего года является налаживание и расширение набора цифровых инструментов для поддержания присутствия брендов в медиа- и информационном поле:

  • развитие cross-sell и up-sell механик;
  • массовое использование SEO-ключей и оптимизация текстовых форматов;
  • разработка новых способов digital-продвижения

Шаги в сторону развития искусственного интеллекта на площадках для онлайн-продаж, иммерсивной коммерции и персонализации онлайн-платформ уже не являются нововведением, но попрежнему остаются актуальными и продолжают развиваться. Такие механики позволяют увеличивать лояльность потребителя и средний чек, улучшать качество обслуживания клиентов и предугадывать его запросы.

Несмотря на сложный 2022 год — временное снижение товарооборота, постоянные изменения и сложности на рынке логистики и в производственном секторе, изменения в поведении потребителей и рынка оффлайн- и онлайн-торговли — электронная коммерция продолжает набирать объемы и развиваться. Как уже было сказано, количество поставщиков на маркетплейсах с каждым днем увеличивается, а вместе с тем растет и конкуренция — стоит помнить, что необходимо иметь преимущество перед своим конкурентом, чтобы выделиться, и помочь потребителю сделать выбор в свою пользу. Сейчас побеждают те компании, которые постоянно уделяют внимание новым технологиям, ищут перспективные точки роста и формируют качественные и конкурентоспособные предложения.

44
2 комментария

Спасибо за интересную статью! Особенно любопытна тенденция использования искусственного интеллекта - интересно, куда это нас заведет :)

2
Ответить

Отличный материал, есть о чём задуматься 🤔

1
Ответить