«Сделайте красиво, как у...» — популярный запрос на дизайн сегодня. Но где проходит грань между вдохновением от идеи, стиля и визуальных решений другого бренда и плагиатом? И как убедиться, что вы или ваш дизайнер не нарушаете авторские права — разбираемся в статье. Плагиат — серьёзная проблема?Да, и с каждым днём всё более острая. Ведь клиентов, которые хотят уникальный дизайн, становится больше, как и дизайнеров, желающих предоставить им свои услуги. А новые визуальные решения, идеи и стили так быстро не появляются. Поэтому не очень добросовестные дизайнеры могут копировать чужие работы, выдавая их за личные идеи. И это касается и заказчика, потому что так они не только подрывают собственный авторитет, но и подставляют своего клиента. Даже один подобный кейс может нанести компании большой денежный и имиджевый ущерб.Но если запрос клиента направлен на уже готовые визуальные решения и ему нравится популярный визуальный стиль? А дизайнер активно используется референсами, известными и актуальными образами? Где найти грань между грамотным вдохновением и наглым копированием чужой работы – разбираемся вместе.Валера ЗайнуллинДизайнер в самарской сети «Додо Пицца» и агентстве «Томат»Где же грань: разберём на кейсахКонкретных критериев плагиата в дизайне нет. Некоторые источники ссылаются на преодоление отметки в 50%, если совпадение по элементам при наложении, например, логотипов друг на друга, происходит наполовину или более. Но в юридических прецедентах всё не так однозначно. Если логотип или элементы фирменного стиля имеют отличительную особенность, это не является нарушением авторского права.На деле всё работает по-другому.В 2020 году блокчейн-стартап Сurrent выиграл суд у Facebook, уличив корпорацию в плагиате своего логотипа. Calibra – дочерняя компания платёжной системы Libra, принадлежащая Facebook.Дизайн делала одна студия – Character. Логотипы похожи, но есть и различия: у Сurrent тильда (~) имеет грань и сильную изогнутость, цветовые решения и шрифт тоже отличаются. И всё же Calibra пришлось провести ребрендинг – теперь это Novi.Ещё один пример, как одно стилистическое решение может существовать как в контексте полного плагиата, так и очевидного (и не очень) заимствования идеи.Китайский торговый центр скопировал логотип города Мельбурн, лишь немного изменив оттенки в градиентах.А вот логотипы мексиканского города Матаморос или Норвежской образовательной компании Muligheter (Возможности) имеют больше отличительных особенностей.А это пример, где дизайнер использовал одинаковые стилистические приёмы, но дистанцировался от первоисточника. Использование схожего цвета обусловлено словом «изумрудный». Возможно, по нему и был найден логотип Мельбурна как референс.Почему предыдущие лого не попали под законы о плагиате?В случае с Мельбурном, чтобы обеспечить полноценную юридическую защиту своего логотипа, бренд должен зарегистрироваться в каждой стране, где есть законы по защите товарных знаков. А это не так просто.Какие выводы можно сделатьЮридически ваш дизайн может быть «чист» и соответствовать всем нормам. Но это не гарантия безопасности бренда. Обнаруженное заимствование будет расцениваться аудиторией как «плагиат» и повлечёт за собой большие репутационные потери.Другая сторона вопроса – этика. Насколько уникальным будет дизайн, имеющий источник вдохновения? И что это говорит о профессионализме дизайнера? Ответить на эти вопросы однозначно невозможно.Как проверить себя (или своего дизайнера) на плагиатЕсть несколько способов.Поиск по картинке. Придуманный логотип, паттерн или главный элемент стиля нужно прогнать через поиск по фотографиям. Желательно использовать несколько поисковых сервисов, потому что у всех разные базы и алгоритмы. А после сравнить с уже существующими результатами. Перед регистрацией товарного знака, его логотипа и визуальной айдентики можно пользоваться базами ФИПС и Роспатента. Здесь можно провести поиск по категориям, названиям и другим критериям, и сравнить свой дизайн с уже зарегистрированными торговыми марками.Обратиться в патентные бюро, которые занимаются регистрацией товарных знаков и проводят экспертную проверку на сходства: учитывают как прямые тождества, так и косвенные признаки. Они сравнивают не только зарегистрированные знаки, но и проходящие регистрацию.Каждый способ имеет свои особенности и не может гарантировать вам 100% «чистоты» вашего дизайна. Поэтому задайте вопросы перед проверкой:Планируется ли регистрация товарного знака?На территории какой страны?В какой сфере работает компания, для которой создаётся дизайн?Пабло Пикассо сказал: «Хорошие художники копируют, великие художники — воруют», но как интерпретировать цитату для себя, каждый решает сам.А как вы подходите к вопросу плагиата? Расскажите в комментариях, были ли у вас интересные кейсы.
Позволю себе внести уточнение: «Отличительная» - на самом деле «различительная» способность обозначения не имеет отношения к определению степени заимствования в дизайне.
̶з̶а̶г̶р̶а̶н̶и̶ц̶а̶ ̶н̶а̶м̶ ̶п̶о̶м̶о̶ж̶е̶т̶ ...нейросети нам помогут понашлепать уникальных картинок лого :-) https://ydalenka.ru/articles/87-kak-sgenerirovat-izobrazhenija-cherez-neiroset-midjourney-v-discord.html