Места, где бесплатно помогут бизнесу инвестициями, связями и знаниями

В чем сила, акселератор? Разве в деньгах?

Собрал подробную инструкцию по местам, которые созданы для помощи предпринимателям.

Награждение Игоря Саевец грантом на 110 тыс. $ от ПР ООН для создания стартап-акселератора в Беларуси.
Награждение Игоря Саевец грантом на 110 тыс. $ от ПР ООН для создания стартап-акселератора в Беларуси.

Меня зовут Игорь Саевец, я серийный предприниматель, основатель: Стартап-акселератора Крокит, Бизнес-инкубатора С нами будущее, Конкурса стартапов Suit, Технопарка, Коворкинга и еще более 10 собственных бизнесов. Про них расскажу в следующих статьях. В статье я ничего нативно продавать не хочу, а просто поделиться полезной информацией.

Эту статью я буду постоянно обновлять, если нашли ошибки (или я в чем-то заблуждаюсь), пишите в комментариях, исправлю.

В начале определите к какой категории относиться ваш бизнес. Классический бизнес, инновационный проект или венчурный стартап.

Инновационный проект — это, если компания экспортирует свою продукцию (не сырьё) за пределы своей страны, значит продукция инновационная.

Если компания смогла что-то продать за рубежом, то она смогла найти ценность (пользу для клиента), а не из-за низкой цены товара. Нам нереально конкурировать ценой с Китаем.

Госы (государственные служащие, государственные организации) в разных странах трактуют это по-разному, выше трактовка моя.

Приведу пример: если мы продаем просто компьютерный стол, то нам сложно конкурировать по цене с Китаем, но если предприниматель врезал к этому столу беспроводную зарядку на всю площадь столешницы, то можно уже продавать стол в 2 раза дороже, хотя эта зарядка обойдется всего +20% к стоимости стола.

Стартап – это не начинание бизнеса, это не что-то новое. Обычно так большинство думают.

Стартап – это команда (обычно 2-3 человека), которая сможет продавать товар или услугу минимум в 3х европейских странах или в США или Китае в течении 3-5 лет от своего основания. Эти критерии объясняются венчурной историей, т. к. объём вашего рынка должен быть больше 100 млн. $ США. Отсюда делаем вывод – надо написать программу (достаточно перевести на иностранный язык) или устройство размером, которое можно отправлять посылкой, иначе скорости распространения товара на большую территорию не удастся.

Так же есть простое объяснение, продуктовый стартап — это когда что бы продавать в 10-100 раз больше, тебе не надо нанимать пропорционально больше сотрудников.

Есть разделение:

  • инновационная инфраструктура
  • предпринимательская инфраструктура.

Часто их курируют разные гос министерства, иногда одно. Когда курируют разные они не согласуют работу между собой и идет перекос финансирования. Хотя правильно, когда предпринимательская инфраструктура выращивает устойчивых предпринимателей, а потом они становятся инновационными, чтобы зарабатывать больше.

Метрики эффективности — чаще всего госы выбирают такие, чтобы можно было ими манипулировать. Приведу пример из маркетинга: можно считать сколько обошелся платящий лид или сколько клиент принес прибыли за вычетом расходов на рекламу (UNIT экономика). А можно кидать пыль в глаза имитацией работы и показывать увеличением количества захода на сайт, уменьшением цены клика и т. д.

Бизнес-инкубатор

Единого стандарта оказываемых услуг нет. Госы часто берут методички из 90-х, когда не хватало офисных помещений и основную деятельность затачивают на предоставление офисных помещений по сниженной цене. Иногда еще добавляют бухгалтерские и юридические услуги на аутсорсинге.

Я же считаю (топовые инкубаторы вижу так же думают), что главное задача инкубатора как инфраструктуры повысить выживаемость предпринимателей в первые 3 года их существования. Исходя из этой метрики эффективности мы отсеиваем классический (высоко-конкурентный) бизнес.

Приведу пример, что я подразумеваю под классическим бизнесом. Возьмем кофешоп или блинную. Мы подошли к кофейне, постояли пару часов и за это время мы можем увидеть всю бизнес-модель — мы посчитаем сколько человек подошло, как готовят кофе, сколько стоит стакан кофе, через интернет прогуглим стоимость кофе и оборудования, з. п. сотрудника и т. д.

И совсем другое дело, бизнес по производство баллончиков с монтажной пеной. Нас не пустят на производство, чтобы посмотреть, как там все устроено. Плюс, если завод начинает производить что-то, то нет смысла делать такое же в своем регионе, т. к. мощность производства обычно хватает покрыть даже города миллионники.

Вот таким производственным бизнесам или ИТ стартапам и должны помогать бизнес-инкубаторы.

Относится к предпринимательской инфраструктуре (не знаю зачем вам эта информация).

Как помогают: Единого стандарта нет, поэтому каких-то элементов может не быть. Коворкинг, стартап-акселератор, производственные помещения, сертифицированные лаборатории или специализированное оборудование, обучающие семинары.

Для кого: производственные компании. инновационные производственные компании. ИТ продуктовые стартапы.

Для кого (считают Госы): вышеперечисленные плюс Госы часто принимают и просто ИТ аутсорсинговые компании и обычные классические бизнесы.

Эффективность работы: В основном госы измеряют фейковые метрики: количество резидентов (арендаторов, компаний), сумма полученных грантов или инвестиций резидентами, количество проведенных встреч, мероприятий.

Я измеряю метрику: количество компаний, которые остались существовать через 3, 5 лет. А также сколько из компаний перешли на инновационный продукт (начали экспортировать или создали ИТ проект).

Коворкинг в ИТ парке Казань (Россия)<br />
Коворкинг в ИТ парке Казань (Россия)

Стартап-акселератор

Из чего состоит: Клуб выпускников, тьюторы (трекеры), менторы, курс продакт-менеджмента, венчурные инвестиции, клуб инвесторов.

Крайне рекомендую всем предпринимателям попасть в стартап-акселератор.

Позже сделаю отдельную статью что из себя представляет стартап-акселератор.

Если кратко: цель акселератора научить предпринимателей получить первую прибыль или увеличить ее минимум в 2 раза. Выглядит как магия, но на самом деле все относительно просто. Теория статистики приходит к нам на помощь. Согласно статистике 9 из 10 стартапов банкротятся. Это правда, только проваливаются не стартапы, а стартап-идеи. Поэтому согласно теории вероятности надо просто проверить 10 идей и одна 100% выстрелит). Поэтому в акселераторе и делают так, чтобы предприниматели научились проверять по 1 идеи (гипотезе) в неделю и уже через 10 недель найти стартап-идею, которая генерирует прибыль. Стандартная программа обучения в стартап-акселераторе 3 месяца (12 недель). 2 недели резервные что бы обучить всех предпринимательским навыкам и подготовить презентацию для выступления перед инвесторами.

Для кого: начинающие предприниматели, действующие предприниматели

Как помогают: Знаниями, связями (связывают с экспертами по конкретной области, корпорациями, инвесторами), инвестициями.

Эффективность работы: В своем стартап-акселераторе я измеряю количество проектов, которые за 3 месяца, получили первую прибыль (которые пришли только с идеей) и количество проектов, которые увеличили прибыль минимум в 2 раза (которые пришли в акселератор с прибылью).

Выступление стартапа на Demo day Стартап-акселератора Krokit
Выступление стартапа на Demo day Стартап-акселератора Krokit

Корпоративный акселератор

Почти ничего общего со стартап-акселераторами нет. Правильно называть “Пилоты с корпорациями”. Иногда от стартап-акселераторов есть только Трекеры и онлайн курс продакт-менеджмента ну и демо день. Стартапы часто подаются в корпоративные акселераторы, чтобы получить первые деньги, заполучить лого корпорации для сайта, что работали с крупной корпорацией (престиж). Я же рекомендую подаваться ради халявного трекера. Так же частенько корпорации хантят себе команды в найм)

Для кого: b2b стартапы на стадии готового прототипа, малые бизнесы.

Эффективность работы: Количество стартапов прошедших отбор в акселератор. Количество проектов, которые внедрили в корпорацию.

Технопарк

Для кого: инновационные производственные компании. ИТ продуктовые стартапы. Госы часто принимают и просто ИТ аутсорсинговые компании (например ПВТ в Беларуси).

Как помогают: Единого стандарта нет, поэтому каких-то элементов может не быть. Технопарк состоит из: Коворкинг, бизнес-инкубатор, стартап-акселератор, производственные помещения, сертифицированные лаборатории или специализированное оборудование, меньше налог на прибыль, часто через Технопарки дают гранты (безвозмездные деньги).

Эффективность работы: В основном фейковые метрики: количество резидентов (арендаторов, компаний), сумма полученных грантов или инвестиций резидентами, количество проведенных встреч, мероприятий.

Химическая лаборатория в Технопарке Сувалки (Польша)
Химическая лаборатория в Технопарке Сувалки (Польша)

Гранты

Бесплатные деньги, которые не надо возвращать и давать долю в проекте. Государственные от собственного правительства или зарубежные от международных компаний таких как ПРООН, USAID, Европейский Союз, Horizon,…

Часто чтобы выиграть зарубежный проект надо использовать клише: возьмем на работу в проект человека с ограниченными способностями (инвалида, если колясочник, еще лучше). Гендерное равенство — т. к. В странах СНГ девушки в принципе испокон веков были равны, не так как в Мусульманских странах, то достаточно написать, что у женщин будет больше прав, например сделаем образовательную программу для девушек-предпринимателей. Уязвимые слои населения — молодежь, бедные, мамы в декрете,… предоставим им бесплатное обучение и т. д. (Если интересна эта тема, пишите в комментариях, сделаем отдельную статью).

Для кого: инновационным проектам, социальным проектам.

Эффективность работы: Благо последнее время начали отбирать проекты, которые могут зарабатывать, они это называют устойчивостью. Измеряют чаще всего фейковые метрики, которые нужны им: красивые фотки с логотипом спонсора, охват публикаций в СМИ.

Коворкинг

Принцип работы прост, туда идут чтобы повысить свою эффективность. Дома отвлекает холодильник, телик, кровать, сериальчик, тик-ток, котик, дети, родные, которые приходят после работы,… В коворкинге все сидят относительно близко и тебе психологически стыдно смотреть тик-ток, когда рядом все работают и могут заглянуть в твой экран. С точки зрения инфраструктуры тут решается вопрос командо-образования. В зоне кухни пока перекусывает маркетолог-фрилансер и программист-фрилансер, завязывается разговор и один другому, — “А давай откроем компанию по деланию сайтов или какой-нибудь стартап запустим”. Коворкинги даже создают отдельные офисы, чтобы при образовании команды, они не уходили, а дальше оставались в комьюнити.

Для кого: ИТ фрилансеров, ИТ стартапов

Как помогают: предоставляют рабочее место, принтер, ксерокс, Wi-Fi, переговорка, образовательные семинары в конференц-зале.

Эффективность работы: количество ИТ проектов созданных в коворкинге.

Коворкинг во ФРИИ<br />
Коворкинг во ФРИИ

Поездки за рубеж

Суть заключается в абстрагировании (отвлечься) от бытовухи. Нашему мозгу для стратегического мышления, генерации новых идей, надо чистый мозг и Сократовские рассуждения с такими же как ты.

Выезжая заграницу в нашем мозге, освобождается оперативка от текучки (повседневных дел), не надо держать в голове, что надо заехать в магазин, завтра в офисе сделать то-то, нет отвлекающих раздражителей в виде звонков (т. к. часто симки никто не успевает купить, а интернет есть только в гостинице).

И тут мозг начинает генерировать идеи + ведет дискуссию с такими же как ты, а не с подчиненными или родными.

Для кого: всех

Как помогают: есть организации, которые оплачиваю часть или все расходы на поездку и встречи. Организовывают встречи с зарубежными компаниями.

Эффективность работы: количество заключенных соглашений о сотрудничестве.

Делегация из Беларуси в Германии
Делегация из Беларуси в Германии

Инфо-Бизнес (инфо-цыгане)

Для инфраструктуры они все-таки нужны и полезны, т. к. они мотивируют человека в найме перешагнуть страх и начать свой бизнес. Да, часто там рассказывают воду. Аяз из like центра только недавно скопировал методологию обучения из стартап-акселераторов внедрив трекерство, т. к. даже его угнетала совесть, что все его называют инфо-цыганом.

Дело в том, что большинство людей слышали, что 9 из 10 стартапов банкротятся, однако мало кто слышал, что 7 из 10 бизнесов тоже банкротятся в течении первых 3 месяцев с момента открытия. Приведу типовой пример из жизни: парень 27 лет накопил свои первые 10 тыс. $ и решил запустить бизнес.

Для кого: начинающие предприниматели

Эффективность работы: количество слушателей, запустивших бизнес.

Тони Роббинс на бизнес-форуме Синергия
Тони Роббинс на бизнес-форуме Синергия

Бизнес-клуб

Найти единомышленника, партнера в новый бизнес. Мотивация развиваться и зарабатывать больше, за счет того, что слышишь сколько зарабатывает сидящий рядом.

Для кого: Всех.

Встреча бизнес-клуба в Минске (Беларусь)
Встреча бизнес-клуба в Минске (Беларусь)

Курс MBA

MBA — это вообще что-то таинственное, но если упрощать, то туда часто предприниматели идут, что бы найти друзей с уровнем дохода таким же, как они. Пример: Предприниматель имеет друзей соседей, одноклассников, одногруппников, однако часто они работают в найме, и он не может с ними поделиться мыслями типа, как сложно найти личного шафера, с кем бы слетать на выходных в Италию покушать в ресторане. Поэтому он выбирает курс MBA в зависимости от суммы, которую ему не жалко отдать, это как фильтр через вступительный взнос, гарантирующий, что там не будет продажников, которые будут навязывать свои услуги. После у них есть какой-нибудь закрытый чат выпускников, где они: “Поехали в Таиланд отметим праздник на Яхте”.

Венчурные студии (стартап студии, венчурные билдеры)

В отличии от стартап-акселераторов дают еще специалистов из своего штата, иногда даже свои идеи предлагают. К примеру: приходит стартап, эксперты понимают, что хромает маркетинг и что бы не обучать основателя всем навыкам маркетинга, дают собственного маркетолога, который настраивает все под ключ.

Для кого: Стартапы.

Конкурсы стартапов

Стартапы чаще всего используют их для бесплатного PR и найти первые венчурные инвестиции, т. к. на конкурсах стартапов часто бывают тематические СМИ и инвесторы, включая венчурные фонды.

Для кого: Стартапы

Как помогают: PR в СМИ, большое количество заинтересованных инвесторов.

Награждение стартапа на конкурсе стартапов Su&amp;IT
Награждение стартапа на конкурсе стартапов Su&IT

Трекеры

Это предприниматели или бывшие ТОП менеджеры корпораций, которые обладают знаниями предпринимательства (продакт-менеджмента), а также знают, как находить проблемные места в бизнесе (Теория ограничения Голдратта) и как их устранять (вот тут важна насмотренность, поэтому лучше выбирать трекеров, которые работали в стартап-акселераторе).

Стартап в стартап-акселераторе Крокит, отчитывается перед Трекером о проделанной работе за неделю и решают вместе, что будут делать на следующей. (Трекшн митинг)
Стартап в стартап-акселераторе Крокит, отчитывается перед Трекером о проделанной работе за неделю и решают вместе, что будут делать на следующей. (Трекшн митинг)

Хакатоны

Служат для формирования команд. Корпорации чаще всего посещают, чтобы схантить (заманить себе в найм) членов команд.

Для кого: Всех. Даже тех, кто хочет просто присоединиться в команду стартапа.

Бизнес мероприятия

Типовой бизнес-семинар является так же инфраструктурным элементом. Данные мероприятия служат больше не для получения новых знаний от спикеров, а для нетворкинга, создания новых полезных знакомств. На данных мероприятиях есть перерывы между мероприятиями, которые называются кофе-пауза. Когда я организовываю такие перерывы, то мы ставим большое количество коктейльных столиков (маленький столик диаметром 1 метр), что бы хватило на всех и никто не стоял отдельно. К столику подходят 3-4 человека и вот тут главное нанять сотрудников (часто зовут волонтеров, которым интересно попасть на такое мероприятие бесплатно, взамен на помощь на площадке), которые будут подходить к столику и произносить фразу: “Расскажите пожалуйста кто чем занимается”. Дело в том, что даже директора крупных компаниях боятся заговорить первыми, но все ждут, что бы с ними заговорили и как только кто-то спрашивает, там завязываются длительные разговоры.

Предприниматели знакомятся на кофе-паузе мероприятия Su&amp;IT за коктейльным столиком.
Предприниматели знакомятся на кофе-паузе мероприятия Su&IT за коктейльным столиком.

Торгово-Промышленные Палаты (ТПП)

Из полезного, организовывают поездки за рубеж на выставки или B2B встречи (биржи). B2B встречи — это когда предприниматель приходит в ТПП, говорит, что ему надо поставщики (производители) определенной продукции из такой-то страны или стран. ТПП находит всех из той страны, на правительственном уровне с ними связывается и договаривается на встречу в живую вас с иностранцами.

Для кого: Среднего и крупного бизнеса.

Предприниматели договариваются о сотрудничестве на b2b встрече.<br />
Предприниматели договариваются о сотрудничестве на b2b встрече.

Центр трансфера технологий (ЦТТ)

Часто вся их деятельность сводиться к помощи в патентовании технологий (которые на начальном этапе не нужны). Иногда берут еще бюджетные деньги на научные работы, эксперименты, а результаты работы прячут в шкаф, называя стратегическим реестром, который надо скрывать от глаз коммерсантов, особенно иностранных.

Вообще задача ЦТТ — помощь во внедрении новых технологий в производственные компании, но т. к. в 90% случаев ЦТТ государственные, то у руководства нет мотивации это делать, все равно директор з. п. получит.

Сообщество инвесторов (Бизнес-ангелов)

Часто в этих сообществах проходит обучение инвесторов, а также делятся информацией о различных стартапах, что бы совместно проинвестировать в него.

Дело в том, что иногда попадаются технологически сложные стартапы, например медицинский стартап. В сообществе инвесторов знают, что есть Дмитрий, который разбирается в медицине и, если он инвестирует, для других это тоже зеленый флаг.

Коучинг

Коуч — повышает мотивацию и уверенность предпринимателю.

Дело в том, что предпринимательство, это постоянная череда проверки разных идей, которые в 90% случаев не оправдывают надежду.

Семья так же часто не предприниматели и наоборот пессимистически навязывают идеи: “Иди на завод, будешь стабильно получать деньги и работать меньше будешь, а то каждый день без выходных до ночи на работе. Совсем меня не любишь и не уделяешь мне время.”

Менторы

Менторы — это люди, которые делятся своей экспертизой, знаниями с предпринимателями. В какой-то момент менторами стали называть людей, которые бесплатно дают советы, хотя раньше это оплачивалось.

Тут важно разделять менторов-предпринимателей на 2 класса.

Есть серийные предприниматели, а есть ошибки выжившего.

Приведу пример: Есть Марк Цукерберг, основатель Facebook — он предприниматель, который относиться к категории ошибка выжившего, он запустил бизнес и с первой попытки ему повезло. Повторить запуск нового бизнеса ему не удается, поэтому он просто скупает бизнесы, которые смогли запустить другие: WhatsApp, Oculus, Instagram,… И, если попросить у даже такого знаменитого бизнесмена совет, как открыть бизнес, скорее всего он даст вам совет, который не приведет вас к успешному запуску бизнеса. Лучше спросить у него как масштабировать бизнес, который уже генерирует прибыль.

А есть серийные предприниматели, типа Илона Маска, который знает как с нуля запускать новые бизнесы. Советы таких бизнесменов гораздо важнее, если вы находитесь на стадии запуска бизнеса.

Ассоциации

Защищают предпринимателей от государственных организаций.

Контролируют качество продукции и сервисов входящих в ассоциацию бизнесов (Не во всех странах, так, например в Германии).

Предлагают законы и правки в правительство, в интересах бизнеса.

Для кого: чаще всего для средних и крупных компаний.

Омбудсмены

Защищают предпринимателей от государственных организаций.

Инфраструктурные организации

Есть категория организаций, которые не попадают под определенную категорию, но делают почти все вышеперечисленные вещи.

Примеры:

Малый Бизнес Москвы,

Агентство Стратегических инициатив,

Банк развития Республики Беларусь,

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства,…

22
4 комментария

Спасибо за статью!
Буду благодарен за совет,- если я занимаюсь производством инновационного оборудования, поставляю в несколько стран, имею обратную связь с положительными отзывами, - куда обратиться для масштабирования?
Команды нет,- разработка моя и сборка собственными силами с привлечением сторонних специалистов.

В любой ближайший Бизнес-инкубатор или Технопарк. Вы в каком городе находитесь ?

А какие мероприятия у вас в этом году ?

Сейчас мы с командой проводим оффлайн мероприятия для русскоговорящих предпринимателей в Калифорнии.