Игры, в которые играют люди

<p>англ.Eric Berne. Games People Play: <span>The Psychology of Human Relationships · 1964</span></p>

англ.Eric Berne. Games People Play: The Psychology of Human Relationships · 1964

Краткое содержание книги

Читается за 6 минут,

ОРИГИНАЛ — 4,5 ч

Психология человеческих взаимоотношений

«Игры» — это жизненные сценарии, определяющие поведение человека, способы его общения с окружающими. Система, разработанная автором, научит меньше «играть» и приведёт к личностному росту.

Часть 1.Анализ игр

Люди склонны на протяжении жизни изменять свои взгляды, разыгрывать друг с другом игры, часто бессознательно. В ходе исследования эго было выявлено три вида человеческого поведения: Родитель, Взрослый и Ребёнок. В разных жизненных ситуациях, проявляется одно из состояний.

  • Родитель — это психоло­гическое состояние, при котором человек ведёт себя так же, как его родитель вёл себя с ним. Он может быть активным и влияющим.
  • Взрослый — состояние, при котором окружающий мир воспринимается без каких-либо предубеждений. Взрослый всегда контролирует ситуацию, особенно между Родителем и Ребёнком.
  • Ребёнок — состояние, при котором Взрослый либо Родитель ведут себя по-детски.

Все эти стороны эго имеют право на уважение.

Взаимодействие трёх структурных состояний человеческой психики происходит во время коммуникации посредством вызова взаимодействия и ответа на него. Взаимодействие бывает дополни­тельное и перекрёстное.

Коммуникация всегда дополнительна, так как она отражает взаимодействие двух равноправных состояний эго: Взрослый — Взрослый (тип коммуникации Один), Родитель — Родитель (тип коммуникации Два). Если она перекрёстная, то разговор обрывается и начинается игра. Это происходит, когда роль Родителя либо Взрослого занимает Ребёнок.

Пример дополни­тельной коммуникации: Взрослый — Взрослый.

— Дорогая, ты не знаешь где мои запонки?— Мне хотелось бы это тоже узнать.

Пример перекрёстной коммуникации: Взрослый — Ребёнок.

— Дорогая, ты не знаешь где мои запонки?— Ты вечно всё сваливаешь на меня!

Выровнять взаимодействие можно только в том случае, если Ребёнок вновь станет Взрослым, либо Взрослый станет Родителем.

Существует также реакция обратного перенесения. При ней проявляются скрытые взаимодействия. Они-то и лежат в основе игр. При скрытой коммуникации участвуют два состояния эго. Угловые взаимодействия требуют присутствия трёх состояний эго (характерны для торговцев). Двойные скрытые взаимодействия — четырёх состояний эго (характерны для флирта).

Автор выделяет манипули­рование статической и динамической действи­тельностью, искажённые и действенные процедуры, а также програм­ми­рование поведения. Игры относятся к общественно програм­ми­руемому поведению. Ритуалы характерны для эго Родителя.

В качестве основопо­ла­гающего взаимодействия для установления контакта друг с другом, автор приводит в пример важнейший американский ритуал приветствия — поглаживание. Суть его заключается в том, что при приветственном разговоре каждый вызов взаимодействия и ответ на него оценивается в одно поглаживание.

Пример диалога между Господином «Д» и Господином «Г».

— Здоров.— Здоров.— Как дела?— Хорошо.— Что-то жарко сегодня.— Наверное, будет дождь.— Ладно. Пока. Мне нужно бежать.— Хорошо. Пока. Был рад видеть.

В этом диалоге 8 поглаживаний, благодаря которым участники диалога чувствуют себя весь остальной день замечательно. Отсутствие поглаживаний или, наоборот, их избыток могли бы вызвать резонанс у собеседников. Исследуя ритуалы более детально, автор выяснил, что наиболее популярны ритуалы слияния вины и акты поиска вознаграждения.

Часть 2.Каталог игр

Психоло­гические игры эго относятся к развлечениям в кругу определённых групп. Люди разного социального статуса, пола, возраста, религии играют в разные игры. Но главное, что принимать в свою игру они способны не каждого. Автор распределил игры по семействам.

  • Игры на всю жизнь — «Должник», «Ударь меня», «Попался, сукин сын!».
  • Семейные и супружеские игры — «Фригидная женщина», «Загнанная домохозяйка», «Видишь, как я старался», «Если бы не ты…».
  • Игры на вечеринках — «Почему бы тебе не… — Да, но…», «Какой ужас!».
  • Сексуальные игры — «Чулок», «Насилуют».
  • Игры преступного мира — «Давай надуем Джо», «Как отсюда выбраться».
  • Игры в кабинете психоте­рапевта — «Я же говорил, что он мне не поможет», «Что вы хотите от человека с таким детством».
  • Хорошие игры — «Рад помочь», «Мудрец».

В названиях игр были применены просторечные обороты. Это сделано для того, чтобы упростить читателям понимание сути каждой игры. Чтобы был понятен алгоритм игр, автор приводит примеры для каждой игры. Вот несколько из них.

На вечеринке люди разбиваются на группы, каждая из которых играет в свою игру: Кухня, Гардероб, Дженерал Моторз, Родительский комитет… И если собеседники из Дженерал Моторз придут в Родительский комитет и пожелают изменить там тему на свою, — их не примут.

Подростки будут играть в «Кто с кем обнимается»; средний класс — в «Как это делается», «Были ли Вы», «Что с ними стало»; ниже среднего — в «Что по чём»; молодые люди — «А на утро…»; супруги — «Скажи им милый». В общей сложности насчитывается около 120 игр, куда входят: «Порочный муж», «Вот как я умею», «Ничего особенного», «Розовые очки», «У меня тоже», «Куда они смотрят» и другие.

Развлечения служат не только для структу­ри­рования времени. Они не только доставляют участникам взаимно приемлемые поглаживания, они несут также функцию общественного отбора.

Такого рода развлечения относятся к стереотипным. Ключевым аспектом в играх является состояние эго: Взрослого, Ребёнка и Родителя, которое и задаёт тон коммуникации. Автор утверждает, что в игре Родительский комитет в качестве Взрослых выступят начитанные грамотные мамочки. Игра Ребёнка будет заключаться в идее «Освободиться от родительского внимания». Эго Родитель, так как он более догматичен, заведётся от «Малолетних преступниках».

Часть 3.Вне игр

Чаще всего игры разыгрываются людьми, страдающими психическими расстройствами либо этакими Буками, Занудами и Болванами. Они были научены этому с детства, так как воспитание на самом деле подразумевает обучение детей выбору игр, в которые следует играть. Однако каждый индивидуум должен стремиться к автономии, то есть, к восстановлению трёх способностей: восприим­чивости, спонтанности и близости.

Игры занимают, в некотором смысле, промежуточное положение между развлечениями и близостью.

В полной мере этим обладают дети, поэтому самым важным из трёх эго является Ребёнок. Дети живут здесь и сейчас, они спонтанны и свободно выражают свои чувства, а также откровенны и наивны. Автор уверен, что достижение этого состояния и есть «конечный этап развития», который составляет часть жизни, свободной от игр.

11
1 комментарий

Games people play,
You take take it or you leave it
Things that they say,
Aren't right
If I promise you the Moon and the Stars,
Would you believe it
Games people play in the middle of the night

Ответить