5 идей критического мышления, перевернувших мою жизнь

Книга о критическом мышлении "Critical thinking: tools for taking charge of your personal and professional life" серьезно улучшила качество моей жизни* после ее прочтения в далеком 2009 году. Прошло 13 лет, a она до сих пор не переведена на русский язык. В последнее время я часто наблюдаю за событиями в мире и думаю - вот если бы участники хоть чуть-чуть знали о критическом мышлении, такого бы не произошло! Мир так быстро не исправить, но поделиться идеями критического мышления можно. Поэтому я перескажу 5 ключевых идей из книги в этой статье.

Так выглядит книга.  - Капитан
Так выглядит книга.  - Капитан

Ключевые идеи

1. Мышление можно и нужно менять!

То, как мы думаем, определяет нашу жизнь, удовольствие от нее и наше влияние на людей и события вокруг нас. Но люди редко осознают, как работает их мышление, и еще реже пробуют изменить его к лучшему. На самом деле изменить мышление можно: это мало чем отличается от работы над своим телом в спорте.

2. Наше естественное мышление не идеально?

Eсть две универсальные проблемы, которые всегда будут негативно влиять на рациональность человека, не работающего осознанно над собственным мышлением, - эгоцентризм и социоцентризм.

Эгоцентризм - это тенденция отклоняться от объективного мышления в пользу всего, что выставляет человека (совершающего это мышление / анализ) в лучшем свете или позволяет ему получить выгоду. Простой пример: вас необоснованно хвалят. Захотите ли вы искать логические ошибки в похвале?

Эгоцентризм искажает нашу модель реальности. Со временем нелогичные идеи проникают в наши самые фундаментальные убеждения. Тогда, даже мысля логично, мы будем приходить к ошибочным заключениям, пока осознанно не пересмотрим картину мира.

Социоцентризм - аналогичная тенденция, когда мы предпочитаем убеждения, информацию и источники, поддерживающие наши социальные группы (профессия, страна, поколение, друзья). Социоцентризм поддерживается через поощрение обществом любых заблужденией в его пользу и наказание даже за справедливую критику.

Противостоять этим тенденциям может только человек, осознающий эти тенденции и желающий их заменить на принципы справедливого мышления.

Справедливое мышление (Fair-mindedness) определяется как осознанное желание относиться одинаково ко всем точкам зрения независимо от наших собственных чувств, предпочтений и интересов. Это предполагает следование интеллектуальным стандартам (таким как достоверность и логичность).

3. Качества мыслителя - кто ты такой на самом деле?

"If you can't measure it, you can't manage it" - невозможно управлять тем, что вы не можете измерить. Поэтому, если мы хотим развиваться в мышлении, нам нужно знать, какие именно качества мы хотим развить и от каких качеств мы хотим избавиться.

Книга предлагает 8 качеств, сейчас мы рассмотрим 6 из них:

  1. Интеллектуальная скромность - знать границы своих знаний.
  2. Интеллектуальная храбрость - способность думать о вопросах, которых хочется избежать.
  3. Интеллектуальная выносливость - способность разбираться в большом количестве взаимосвязанных деталей и думать продолжительное время.
  4. Интеллектуальная автономность - способность думать за себя, не полагаясь на внешние авторитеты.
  5. Уверенность в разуме - привычка решать проблемы головой и уверенность, что во всем есть своя логика.
  6. Интеллектуальная эмпатия - способность понять логику других людей, учитывая доступную им информацию и понятия.

Стоит оценить свой уровень по всем качествам и выбрать 1-2 для интенсивного развития.

4. Элементы мышления - из чего же сделаны наши мысли?

Сложно оценить качество мышления в целом. Гораздо легче оценить качество его частей по отдельности. Книга называет 8 повторяющихся элементов мышления:

  1. Цель - зачем мы тратим усилия на мышление; чего мы реалистично можем добиться?
  2. Вопрос - на какой именно вопрос мы хотим ответить? Если наша цель состоит из нескольких вопросов, то их надо обязательно разделить и записать по отдельности.
  3. Понятия - Какие правила действуют в области, которую вы анализируете? Понятия отражают общие и существенные признаки группы предметов или явлений. Одну и ту же ситуацию можно по-разному понять в зависимости от того, какие понятия вы будете использовать.
  4. Предположения - попробуйте отличить факты от того, что вы берете за данное, чтобы упростить размышления. Все ли ваши предположения оправданы?
  5. Информация - владеете ли вы достаточной информацией? Откуда она пришла? Где еще можно получить релевантную информацию?

  6. Логика - что из чего следует в ваших размышлениях? Нет ли противоречий?

  7. Точка зрения - есть ли другие точки зрения на этот вопрос? Что характеризует вашу точку зрения?

  8. Выводы и следствия - что следует из ваших размышлений, если они верны? Если выводы не правдоподобны, вероятно есть ошибка в размышлениях.

Элементы мышления позволяют глубже оценить качество наших размышлений и найти конкретные улучшения мышления.

5. Интеллектуальные стандарты

Есть универсальные стандарты, которые применимы ко всем элементам мышления и к рассуждениям в целом. Научившись их применять, вы не оставите плохой инфе шансов!

  1. Ясность - это первый стандарт, без которого нет смысла оценивать другие. Неясные утверждения неоднозначны и их сложно понять. Чтобы проверить ясность, достаточно спросить: можете объяснить это другими словами? Ясным является лишь то, что остается общим для нескольких объяснений.
  2. Достоверность - правда ли то, что говорится?
  3. Точность - достаточно ли деталей или мысль слишком общая?
  4. Релевантность - относится ли это к решаемому вопросу?
  5. Глубина - учитывает ли мысль более сложные аспекты?
  6. Охват - учитывает ли мысль все важные детали?
  7. Логичность - нет ли ошибок или противоречий в рассуждениях?
  8. Значимость - что меняется в зависимости от ответа на решаемый вопрос?

Стандарты помогают оценить, какую часть размышления нужно доработать в первую очередь.

Связь стандартов и элементов мышления с качествами мыслителя
Связь стандартов и элементов мышления с качествами мыслителя

Вывод

Книга "Critical Thinking: tools for taking charge of your personal and professional life" дает систему понятий и упражнения, чтобы добиться большего в жизни через более глубокое и точное понимание мира и людей вокруг нас.

В этой статье мы рассмотрели ключевые идеи книги, которые могут послужить пищей для размышлений. Если вы читаете по-английски, то я рекомендую эту книгу к прочтению - ее текст можно найти онлайн. Это станет хорошей прокачкой и мышления, и навыков английского, но вам потребуется неплохой уровень, чтобы начать.

Если этот вариант вам не очень подходит, то, возможно, вам будут интересны новые статьи о материалах из этой книги. Оставляйте пожелания в комментах!

Хотите узнать больше?

Я и небольшая, но талантливая команда работаем над тем, чтобы сделать материал книги доступным в мобильном приложении / веб сайте. Не пропустите запуск приложения! Ну и пишите если сильно хотите поучаствовать ;-)

Мы запустили телеграм-канал, посвященный критическому мышлению https://t.me/+Pfl9X5PBQoM3NDQy . Присоединяйтесь, чтобы общаться на тему критического мышления и узнавать о новых материалах.

Сноски

* Как эта книга изменила мою жизнь к лучшему?

Я был молод, я был студентом. У меня было много плохих привычек мышления, многие из которых попадают в две группы:

1) верить в то, во что мне хочется верить;

2) поддаваться мнению большинства / людей, пользующихся авторитетом.

При этом у меня уже было желание что-то изменить, но не хватало системы. Эта книга дала мне систему понятий, которая помогла проанализировать и изменить мой подход во многих областях - семья, отношения, учеба и карьера.

Наверное лучшее, что я взял из книги, это "Confidence in Reason" (сложно перевести точно, примерно "уверенность в разуме"). Это означает иметь убеждение, что во всем есть своя логика и в ней можно разобраться. Часто на первый взгляд кажется, что в проблеме нет системы, просто кому-то везет, а кому-то нет. Но это взгляд, извините, неудачников. Если хочется добиться большего, чем вам обещает слепой шанс - надо прилагать усилия и разбираться. Но без убеждения в том, что это сработает, часто сдаешься раньше времени. Такое убеждение можно развить и сохранить, только если дополнить его инструментами мышления, которые действительно помогают разбираться в практически значимых вопросах.

2929
22 комментария

Комментарий недоступен

17

Кажется, многим людям не хватает именно интеллектуальной выносливости и привычки думать.
У кого нет такого с детства, демонстрируют явное перекладывание - любых жизненных проблем и работы, требующих интеллектуальных усилий, - на других, упрощение и избегание ситуаций, где нужно напряженно мыслить.
Отсюда и все остальные пороки мышления - неумение проверять, сомневаться, не следовать авторитету, менять выводы и установки.
Так что начинать надо всегда с борьбы с умственной ленью. Читать, думать и обдумывать, сомневаться, перепроверять.
Кстати, мозг потребляет больше всего энергии для работы, и это неслучайно.

5

начинать надо всегда с борьбы привычки думатьНет. Это не "привычка". Это врождённая "пытливость" ума - единственно возможная мотивация такой высокозатратной по ресурсам деятельности как "думать".

Никакими деньгами или другими целями вы не поборите "умственную лень" потому, что эти цели не стоят таких ресурсов. Думать способны только те, кто получают удовольствие от самого процесса и логического результата. Как-то развить это качество - невозможно.

1

Много умных слов. если не изменяет память у Канемана эти идеи тоже изложены, который переведен на русский

3

Проблема всех этих идей про "просто подумать" в том, что доказательства ни на что не влияют. Земля не станет плоской вне зависимости от того, сколько доказательств вы на это приведете (https://concluder.livejournal.com/73706.html)
Поэтому вне зависимости от того, насколько долго и рационально вы обдумывали какую-то проблему, сверялись в различными источниками и т.п. вы все равно можете ошибаться.
И вполне возможно, что даже прямо сейчас вы ошибаетесь по отношению к чему-то. Плохо ли это? И чем плохо?
И в какой-то момент начинаешь осозновать, что ошибки не так плохо, как их себе представляют. Ну ошибаешься, и что?
Мне кажется, лучше ориентироваться на созидательность, а не пытаться избежать ошибки

3