Стартапы дня: проекты-выпускники первого акселератора ФРИИ

Разработчик технологий для распознавания лиц VisionLabs, платформа для управления маркетингом и продажами в недвижимости Profitbase, Uber для эвакуаторов «Все эвакуаторы» и другие проекты.

Каждый день рассказываю о примечательных проектах.

Главная венчурная новость прошлой недели в России — изменение модели ФРИИ. За пять лет фонд стал неотъемлемой частью экосистемы, сейчас уже трудно вспомнить, как всё было до его появления, и представить, что случится после трансформации.

В пресс-релизе ФРИИ заявил, что заканчивает инвестиционную фазу развития и будет вкладывать в новые проекты только то, что зарабатывает на старых. На практике это означает сворачивание части образовательных программ и сокращение планового количества инвестиций до 40 штук в год. 40 — это тоже по любым меркам невероятно большое число, но всё же мир изменился, 2019 год будет отличаться от 2018 года.

В этом выпуске пройдусь по проектам-выпускникам первого акселератора ФРИИ. Их демо-день случился почти ровно пять лет назад, в начале февраля 2014 года, в совсем другой стране и экономике. До крымских событий оставался месяц, нефть стоила $110, доллар уже успел вырасти, курс тогда был целых 35 рублей.

На сцену выходили 26 стартапов. «Единорогом» из них не стал никто. Но один суперуспех есть — это VisionLabs, компания, занимающаяся технологиями для распознавания лиц. ФРИИ продал свою долю в 2016 году по оценке 1,4 млрд рублей, получил рентабельность x28 — забавное «почти совпадение» с числом выпускников акселератора.

Сейчас стартап результатами не хвастается, но в разговорах с другими компаниями часто слышу фразу вроде «Лица нам распознает VisionLabs».

Стартапы дня: проекты-выпускники первого акселератора ФРИИ

Три других выхода были куда менее эффектными. Впрочем, выход — всегда выход, западные фонды продажу стартапа за доллар в презентациях тоже в раздел успехов помещают.

I-Polza сейчас не ищется в Google, не знаю, что это было.

SMTDP с продуктом Picture Manipulation Inspector проверял фотографии на подлинность, не правили ли их в Photoshop перед публикацией. Сайт сейчас тоже не открывается, вы, возможно, вспомните их неудачный PR на спутниковом снимке «Боинга» над Донецком.

Profitbase (старое название Bizerra) — это платформа для управления маркетингом и продажами в недвижимости, сейчас проект жив. Судя по внешним признакам — здоровый малый бизнес.

 Продукт из первого акселератора пережил две реинкарнации, чтобы превратиться в Profitbase. Сейчас используется юридическое лицо старого проекта, который попал во ФРИИ.

В десяти компаниях ФРИИ сидит до сих пор.

«Все эвакуаторы» — Uber для эвакуаторов, тревожная кнопка на случай, если что-то случилось на дороге. В своей нише сервис, наверное, лидер, ниша только слишком маленькая, к сожалению.

«Эльпас» автоматизирует ЖКХ, что скрывается за этими словами снаружи непонятно. Сайт четыре года не обновляется, но ООО аж 25 млн рублей чистой прибыли за прошлый год получило.

2do2go публикует афишу интересных мероприятий в российских городах, собирает SEO-трафик и показывает рекламу. Умирать проект не собирается, взлетать ракетой тоже.

«Маугри» делает мобильные приложения — гиды для музеев. Кажется, живой малый бизнес.

Dr.Tariff изучает статистику разговоров клиента и помогает ему подобрать оптимальный тариф сотового оператора. ФРИИ считает проект живым, но последнее обновление приложения в App Store — 2017 год, в Google Play оно просто потерялось.

Ezway продаёт устройство, которое подключается к диагностическому разъёму автомобиля и показывает массу всего интересного в мобильном приложении. Проект выглядит живым, устройство можно купить, приложение скачать.

Voxxter — сайт продажи билетов на выставки, концерты, спектакли. Согласно статистике с их главной страницы, за всю историю они продали 130 тысяч билетов — при таких числах трудно представить, что выручка составила больше 40 млн рублей за пять лет. В реальности, вероятно, в разы меньше.

«Просто клуб бритв» — Dollar Shave Club в России, у них даже домен shaveclub.ru называется. Сайт выглядит живым, но, кажется, впечатление обманчиво.

«Моя округа» — платформа региональных сайтов. У каждого района каждой области должен быть свой сайт. Не полетело. Контент откуда-то автоматически подтягивается, но аудитории нет.

CityCelebrity — платформа проведения творческих конкурсов.

Gradas. Проще привести пример объявления, чем объяснять, что это такое: «Компания Gradas проводит конкурс по разработке фасадных и интерьерных концептуальных решений. Мы приглашаем всех, кто предложит неординарные, стильные варианты исполнения изделий Gradas: архитекторов, дизайнеров, студентов». Сайт обновляется, сейчас открыто пять проектов. Выручки, скорее всего, почти нет.

Ещё на 12 стартапов ФРИИ больше не рассчитывает совсем. Их состояние я не перепроверял, уж если инвестор инвестицию списал, то зачем со стороны что-то искать.

Вот такое было начало пути. Какие мы были молодые.

2020
4 комментария

из всего прочитанного я бы инвестировал только в распознавание лиц, ибо здесь есть потенциал. все остальные, очевидно не выгорят. удивляет как вообще инвесторы готовы вложить в ТАКОЕ деньги? помню как только появился Findface я сразу подумал что это золотая жила, а теперь на примере searchface пытаюсь вложить в голову своему директору что это как раз таки то во что нужно инвестировать. нейронка, машинное обучение, и т.д. забавно, но директор меня не слышит, говорит таких сервисов полно.. может плохо до него довожу информацию? =)

1
Ответить

И какой из этого всего вывод? Не суйтесь в онлайн бизнесы, занимайтесь цифровищацией существующих?

Ответить

Вывод типа seo - это все ерунда😂

Ответить

Александр, у меня была идея табличку составить по всем выпускам. Но оценки они всегда субъективны

Ответить