Как найти идею для стартапа: личный опыт кофаундера Random Coffee

Крутыми проекты чаще всего делает идея, лежащая в их основе. Но как найти ту, что найдет отклик у людей, да еще и окажется прибыльной — задачка со звёздочкой. Сооснователь Random Coffee Павел Козлов рассказывает, как он и другие фаундеры проекта пришли к идее нерандомных встреч.

Random Coffee — это сервис для профессиональных и дружеских знакомств. Пользователь оплачивает подписку, проходит приветственную анкету, вступает в сообщество (профессиональное или по интересам) и внутри него встречается с людьми. Каждую неделю он получает контакт нового собеседника в Телеграм-боте. Мэтч происходит благодаря искусственному интеллекту, который учитывает интересы и цели собеседников, чтобы повысить шанс успешных встреч.

С чего всё началось

Долгое время я работал в Яндексе, и в какой-то момент у меня случилось перенасыщение от него: от завтрака до ужина в Яндексе, жена из Яндекса, все сервисы из Яндекса. И всё это классно, но появилось ощущение, будто я забываю про внешний мир, отрываюсь от реальности. И поэтому мне захотелось запустить pet-проект — такой, чтобы спуститься обратно на землю. В этот момент мои коллеги, Костя Шубин и Оля Малюк, тоже думали над собственным бизнесом и активно перебирали идеи: от готовых подарочных наборов до сервиса инвестиционного ремонта для арендодателей. И мы решили объединить наши усилия.

А может Random Coffee?

Параллельно с этим мы ходили на встречи со случайными коллегами — их организовывал Яндекс, чтобы перезнакомить людей внутри компании. Нам они нравились, и возникла мысль развить эту концепцию не только для «яндексоидов». Костя касдевил участников яндексовских встреч, а я решил организовать пробное мини-сообщество. Написал закрытый пост про такой формат встреч для друзей и спросил, кто хотел бы на них ходить.

Сервисы для романтических знакомств на тот момент уже были популярны, а 99% моего окружения перестало стесняться говорить про опыт свиданий там. При этом приложений для дружеских и профессиональных знакомств не было — поэтому конкуренции с дейтингом мы не боялись. У нас в голове была большая разница между романтическими и профессиональными-дружескими знакомствами. Уверен, в головах остальных людей такого не было, поэтому за годы работы сервиса нужно было много коммуницировать про эти различия.

Как понять, что это «оно»? Спросить у других

Интуитивно мне казалось, что это «моя» идея. Например, мы с женой организовывали летние пикники для друзей и всегда просили прийти с +1 — чтобы расширять круг знакомств и встречать классных людей. В общем, мне откликалась идея встреч с новыми интересными людьми. Та же ситуация была у Оли с Костей — они тоже чувствовали потребность в том, чтобы расширять круг знакомств. Но нужно было понять, насколько эта идея отзывается у других.

Спонтанный MVP, который помог укрепиться в идее

Многие в этот момент впадают в «аффективную эвристику» — когда влюблённость в свою идею дарит обманчивое ощущение, что идея понравится всем. Но к моменту старта Random Coffee я уже проходил «Школу Менеджеров Яндекса», «Школу Продактов Яндекса» (и тут везде Яндекс!), курс Вани Замесина про исследования пользователей и другие образовательные курсы, где тебе настойчиво говорят: «Получи подтверждение от пользователей!».

Поэтому осознание того, что это интересно людям, происходило постепенно:

— на закрытый для друзей пост в Facebook было много откликов;

— эти люди действительно начали ходить на встречи;

— прошли первые встречи, организованные не для друзей;

— появились первые заработанные деньги.

Каждый раз уверенность, что это интересно людям, повышается. Сейчас можно сказать, что модные сообщества внутри Садового Кольца мы собрали. Но интересно ли это широкой аудитории? Узнаем.

Как я проводил MVP

Чтобы уговорить друзей сходить на встречи в формате 1-1 с незнакомцами, нужно быть убедительным. В моём случае помогла активность в соцсетях последние несколько лет: чтобы друзья и знакомые прочитали твой пост и восприняли его всерьёз. Имея такой социальный капитал, проверить интерес к идее становится гораздо проще.

MVP был в формате Excel-таблички. В шахматном турнире отмечают, кто с кем сыграл, а я отмечал, кто с кем встретился. Дальше был скрипт от коллеги из Яндекса, который учитывал историю встреч и рандомно распределял людей. Потом мы подключили ManyChat — конструктор чат-ботов. Настроенная автоматизация позволила не рассылать пары вручную. Потом был переезд с ManyChat на самописную платформу для умного распределения и рассылки пар.

Советы для тех, кто задумывается над стартапом

1. Теоретическая база

Кроме MVP, в начале пути мне очень помогли образовательные курсы и сооснователи, которые тоже были осведомлены о способах проверки гипотез. Во-первых, мы говорили на одном языке, что экономило время и не тратило силы на недопонимание. Во-вторых, если не могли сформулировать даже гипотезу или способ проверки, то двигались дальше, не зацикливались на идее.

2. Не мечтайте долго, переходите к действиям

Я вёл практические занятия в Вышке на курсе «Стартап с нуля». Там я видел, какое влияние оказывают на начинающего предпринимателя первые заработанные деньги. Лицо человека, который показывает пуш от банка «Зачислено 1000₽» — это нечто. Те, кто заработал первую 1000 рублей, заметно лучше фокусируются и становятся более продуктивными на фоне тех, кто всё ещё фантазирует о своей идее и никак не перейдёт к действиям.

3. Люди важнее идеи

Команда, с которой ты пойдешь что-то делать, определит и вектор развития компании, и продукт. Эта идея была для меня контр-интуитивной, потому что когда сидишь без продукта и с дыркой на носке, думать о высоком не получается. Другое дело, например, Яндекс. Он может позволить себе рассуждать, кто им подходит по ценностям, кто какой продукт будет лучше развивать. Мне казалось, что надо сначала построить какую-то версию продукта, потом рассуждать про команду. Но на практике оказалось, что надо как-то думать про это в фоне. Потому что люди, которые стоят «у истоков» сильно влияют на всё происходящее. Глазом не моргнёшь, а через год «самый опытный человек в продукте» — это тот, с кем тебе всё это время было некомфортно работать. Ситуация решаемая, конечно, но по возможности её лучше избегать. Я пришёл к этому постфактум и теперь могу сказать, что люди в команде могут как вознести ваше дело не Олимп, так и похоронить всё буквально за один час.

Мы с коллегами ведём канал Random Coffee Talk, где делимся лайфхаками для общения и нетворкинга, собственными историями о дружбе и честно рассказываем, как продвигаются дела у нашего проекта. Если вам интересна внутренняя кухня проекта, например, как он поменялся за последние 4 года или какие фичи мы вводили для улучшения пользовательского опыта, подписывайтесь.

1515
8 комментариев

Играю в незнакомые со знакомыми и не очень) Спасибо!)

4
Ответить

начало статьи:
Крутыми проекты чаще всего делает идея, лежащая в их основе

в конце:
Люди важнее идеи

То есть крутыми проекты делают люди (да), а идея ничего не стоит (тоже да), как и в вашем случае (третье «да» подряд!)

3
Ответить

Яркий пример решения боли которой не существует.
Вернее существует, но в моменте, боль нерекурентна, и на таком не взлетишь.
Увы.

1
Ответить

Роман, мне кажется боль как раз таки существует. Сейчас супер большой запрос на объединение с другими людьми и поиск близких по духу.

Ответить

История ок, но ожидала увидеть вывод, ответ на «как найти идею..»

Ответить

чувак ты не понимаюшь нейрофизиологию человека и то на сколько порядков люди разные, модель подходит очень очень немногим

Ответить