Фотосессия: пустая трата денег или инвестиция?

В статье речь пойдёт о семейных и личных фотосессиях. Потому что среди всего разнообразия съёмок (брендовые, свадебные, контентные, предметные, рекламные) личные и семейные - самые неоднозначные в вопросе надобности.

Я, Руслана Валиуллина, семейный и женский фотограф, работаю в Казани и Москве. Лично для меня ответ на поставленный вопрос очевиден. Я руками и ногами “за” семейные и индивидуальные фотосессии. Но не все со мной согласятся, поэтому давайте разбираться.

Когда фотография стала доступна для широкой публики, люди с большой ответственностью готовились к редким съемкам - приводили себя в порядок, тщательно подбирали наряды, делали прически, и шли в фотоателье, чтобы сделать один единственный снимок. В прошлом люди отлично понимали ценность таких кадров. Их хранили как зеницу ока, ставили дома на видном месте или отправляли по почте любимым, показывали гостям, усаживая их перед большим семейным альбомом, или носили в нагрудном кармане, рядом с сердцем. Многие из этих фотографий дошли до нас, бережно сохраненные в пыльных фотоальбомах, или в толстых папках семейных архивов и сейчас передаются из поколения в поколение. Сейчас они не просто передают тепло наших предков, но и являются документальным свидетельством ушедшей эпохи. На обороте фотографий подписывали имена изображенных на них людей, указывали кто кому приходится, даты важных событий, иногда трагичных, но куда чаще радостных. Исключительно благодаря этому я знаю как выглядели мои прапрабабушки и прапрадедушки, как они одевались и жили.

Нам с вами фотография доступна до такой степени, что мы можем фиксировать каждый свой шаг, каждую выпитую чашку кофе, и каждый съеденный круассан. Это здорово! Но именно поэтому ценность семейных и личных фотосессий позабыта. Многие считают, что фото на телефон вполне достаточно, чтобы сохранить в истории моменты из жизни. Но давайте откровенно. Кто из вас печатает эти фотографии, кто из вас их хотя бы смотрит? Часто при смене или поломке телефона пропадает весь архив за какой-то период. А если не пропадает, то с упорством достойным лучшего применения, хранится на забытых жестких дисках, или облачных хранилищах, среди сотен и сотен гигабайтов случайных снимков, которые никто и никогда не станет смотреть. Люди производят такое количество рядового, повседневного фотоматериала, что ценность каждого отдельного снимка снижается. Это очень грустно.

Да, семейная фотосессия — это непросто. Нужно выбрать удобное для всех время, подобрать одежду и обувь, что-то купить, сделать макияж и укладку, обновить маникюр и надеяться чтобы никто не заболел накануне. Но, давайте вспомним для чего всё это. Чтобы через пару лет вы открыли альбом и с умилением разглядывали своих уже подросших малышей на руках у бабушки, которой больше нет с вами. Чтобы на самой съёмке забыли обо всём на свете и погрузились друг в друга, много обнимали и целовали своих близких, были окружены любящими вас людьми, чувствовали себя частью целого.

А что же с личной фотосессией? Зачем тратить деньги на неё?

В моей практике был интересный случай. Я искала модель для отработки света и в одной из TFP-групп (Time for Prints (с англ. — «время за отпечатки») — термин, обозначающий соглашение между моделью и фотографом. Вместо того чтобы платить друг другу за услуги, фотограф предоставляет модели определённое количество отпечатков лучших фотографий в обмен на труд модели) нашлась девушка без опыта съёмок, но с подходящей внешностью. Мы подобрали образ, пригласили визажиста, выбрали студию. На съёмке было видно, что девушка себе не нравится, не чувствует своё тело. Она постоянно сомневалась в позах, переспрашивала правильно ли поднимает руку, туда ли смотрит. Но в итоге результат порадовал нас обеих, фотографии получились, как и задумывались. Я снова встретила её спустя два года. Мы с мужем отдыхали в модном баре и ко мне подошла роскошная блондинка. Она назвала меня по имени и спросила, помню ли я её. Я плохо запоминаю имена, но никогда не страдаю забывчивостью на лица. Но тут я несколько минут не могла сообразить кто же стоит передо мной и осыпает благодарностями. Когда я поняла кто это, у меня был шок. Это была совершенно другая девушка, уверенная в себе, красивая, с горящими глазами. Она сказала мне спасибо за ту неуклюжую съёмку, потому что именно после неё она встала на путь любви к себе.

Я и сама переживала нечто подобное. У меня трое детей, старшему недавно исполнилось 9 лет. Те, у кото есть дети, меня поймут, что хуже троих малышей могут быть только трое подростков, но это мне ещё предстоит. Так вот, воспитание, быт, беготня по садикам, школам и кружкам, опять быт, и снова быт, очень выматывают, перестаёшь чувствовать себя женщиной, кокетничать с мужем, смотреть на себя в зеркало и вообще. Удобные штаны, объёмная кофта и пучок на голове – вот и вся красота. И к этому очень быстро привыкаешь и забываешь, что можно выглядеть иначе.

Подаренная на 8 марта фотосессия стала для меня спасением. У меня открылись глаза на то, какая я стала. Я, наконец, вспомнила, что я женщина, что можно выглядеть красиво даже дома, улыбаться себе в зеркале когда красишь губы прозрачным блеском, толкая коляску стучать каблуками.

Тут главное не дать слабину и не отмахнуться от возможности увидеть себя в другом свете. На пару часов почувствовать себя королевой – бесценно! Крылья вырастают за спиной! И вы уже никогда не посмотрите на себя прежним взглядом.

Мораль сей басни такова: фотосессия — это инвестиция. Семейная и личная, в том числе. Инвестиция в память, в отношения между близкими, в любовь к себе.

Руслана Валиуллина
фотограф Казань, Москва
33
2 комментария

Да, у меня другая проблема. Я уже привыкла что у меня если фотосессия то для бизнеса, а до себя вообще не делаю ничего. Хочу поучаствовать в хорошем фотопроекте. Но пока толстовка и пучок - самое оно🤣

Но именно поэтому ценность семейных и личных фотосессий позабыта. Многие считают, что фото на телефон вполне достаточно, чтобы сохранить в истории моменты из жизни.

Ценность фотографий на телефон в том, что там все настоящее: обстановка, люди. Это жизнь как она есть.

Студийная съемка - это интерьеры, в которых вы не живете, одежда, которую не носите. Жизнь, которую вы не живете.