Chief Product Officer и бэклог: зачем это бизнесу? Особенности ведения ИТ-бизнеса на современном рынке 

Сегодня же поговорим о совсем другой теме — СРО и его роли в компании. Кроме того, обсудим формирование бэклога и связи этой задачи с обязанностями СРО. Что же, если вам близка эта тема, поехали!

В чем вообще проблема с СРО?

Chief Product Officer и бэклог: зачем это бизнесу? Особенности ведения ИТ-бизнеса на современном рынке 

Проблема не с ним, а с задачами, которые требуется решать такому специалисту. Задачи, возникающие в компании при работе над различными продуктами. Приведу простой пример.

Скажем, у нас есть команда разработчиков, которые и как профессионалы хороши, и отношения в коллективе поддерживают прекрасные. Команда, по мнению самих разработчиков, занимается интересными вещами, так что рабочее настроение - тоже на высоте.

Но что, если такой команде дать волю в формировании идей и их реализации? С высокой степенью вероятности в этом случае возникнут проблемы с точки зрения бизнеса. С высоты собственного опыта могу сказать, что разработчики могут быть прекрасными людьми и профессионалами высшей пробы.

Но если нет бизнес-заказчика или СРО, которые заинтересованы, помимо самой разработки, еще и бизнес-результатами, то именно они, бизнес-результаты, могут быть в конечном итоге отрицательными. В конце финансового года может оказаться, что огромная работа, проделанная командой разработчиков, с точки зрения бизнеса была бессмысленной.

Пример. Во время своей работы я столкнулся с подобной ситуацией. Она была достаточно простой - разработчики решили добавить новую возможность в банковское приложение. А именно - при сканировании QR-кода должен был включаться фонарик. С точки зрения разработки - круто и интересно. С точки зрения бизнеса - смысла в реализации этой функции нет, даже в плане привлечения внимания пользователей. В большинстве случаев им это все не нужно, пользователю важно, чтобы приложение работало и делало то, что ему положено. И это все.

Почему происходит нечто подобное? Потому, что во многих случаях исполнителями и заказчиками является IT-подразделение, в котором руководитель не имеет отношения к бизнесу. И если не уследить, то финансовая отчетность по итогам года или полугодия может быть весьма неприятной для руководства.

Здесь стоит отметить, что создание и развитие продукта (а также его продажа, само собой) - многозадачный процесс, в котором принимает участие большое количество разных лидеров и экспертов. А СРО - один из членов команды, роль которого - направлять экспертизу других лидеров в нужное русло, оптимальное для реализации бизнес-процессов.

Chief Product Officer и бэклог: зачем это бизнесу? Особенности ведения ИТ-бизнеса на современном рынке 

Роль СРО также предполагает весьма тесное сотрудничество с другими членами команды руководителей, включая директора по маркетингу (СМО) и директора по работе с клиентами (ССО).

Ну и плюс ко всему, СРО должен быть в курсе последних новостей рынка и текущих тенденций развития продуктов, которые имеют отношение к бизнес-направлению работы компании. В идеальном варианте стоит рассказывать обо всем этом и разработчикам, чтобы они сильнее погружались именно в бизнес-процессы, понимая, что важно для компании.

Не забывайте про бэклог!

Chief Product Officer и бэклог: зачем это бизнесу? Особенности ведения ИТ-бизнеса на современном рынке 

Есть и еще один немаловажный фактор, который позволяет бизнесу работать синхронно с IT-подразделением. Это бэклог, который я рекомендую разделять на три группы:

  • Бизнес-задачи, которые позволяют улучшать определенные метрики, влияющие на бизнес-результат, пусть и косвенно.
  • Сервисные, которые дают возможность сокращать расходы, как напрямую, как и тоже косвенно.
  • Юридические/законодательные, которые обязательны для выполнения по закону.

Забегая наперед, рекомендую заложить примерно 5-10% ресурсов на решение срочных задач от руководства. В некоторых организациях это не требуется, но в моем случае нужно было почти всегда.

К сожалению, к формированию бэклога многие руководители до сих пор подходят "по наитию". Да, лет 10 назад это, зачастую, работало. Но сейчас во главе угла стоит аналитика, и только она. Это может быть как внешний, так и внутренний анализ.

Для бизнеса крайне полезно проводить внутренний анализ метрик, включая приложения, сайт, платформы. Также обязательно нужно проводить А/Б тесты и CUSTDEV-исследования для разных групп клиентов. Еще много информации дает построение CJM и его анализ на "болевые точки". Не забывайте и о регулярных замерах NPS и CSI - в этом случае можно сформировать более полную картину востребованности продукта.

И да, конечно же, крайне важно использовать тайного покупателя - в этом случае вы заранее проходитесь по интересным кейсам и понимаете общую объективную ситуацию.

Зачем я все это рекомендую? Чтобы формировать бэклог на основании всех этих данных, не отказываясь, впрочем, и от собственных идей. Но они, идеи, уже будут базироваться на анализе, а не принципе "авось получится".

После того, как бэклог создан, очень важно регулярно корректировать его. Владельцу продукта обязательно нужно пересматривать и "перетряхивать" бэклог перед каждой встречей по планированию итерации. Это нужно для уточнения расстановки приоритетов и внесения изменений на основе выводов, которые сделаны в результате последней итерации. Это самое "перетряхивание" часто называют "грумингом".

Chief Product Officer и бэклог: зачем это бизнесу? Особенности ведения ИТ-бизнеса на современном рынке 

Когда бэклог вырастает в объеме, нужно выделять группы краткосрочных и долгосрочных задач. Первые должны быть идеально проработаны, с составлением пользовательских историй и обсуждением деталей совместной работы с командой разработчиков. Долгосрочные задачи, понятно, идеально продумать не всегда получается, поэтому здесь просто расставляем приоритеты.

Ошибки при ведении бэклога:

  • Владелец продукта не корректирует приоритеты в бэклоге по мере реализации проекта и не интересуется мнением всех участников процесса.
  • В бэклог добавляются лишь задачи, ориентированные на клиентов.
  • Заинтересованные стороны не уведомляются об изменениях в бэклоге.

Пример. Здесь можно привести кейс японской компании Shikumi Design. В течение нескольких лет задачи решались командой, если так можно выразиться, вразнобой - не все члены коллектива знали точный дедлайн. Приоритет выставлялся задачам "по интуиции" тимлида, причем выполнение тасков отслеживалось "вручную", без задействования средств автоматизации.

Пока проектов и задач было не очень много, все шло более-менее неплохо. Но по мере роста количества заказов команда стала буквально зашиваться. Стало понятно, что необходимо решать проблему, пока она не привела к срыву дедлайнов и потере части клиентов.

После начала ведения бэклога организация задач стала гораздо более прозрачной для команды и логичной для бизнеса. Например, если команде поступало сразу несколько тасков, каждому из них выставлялся приоритет в зависимости от нескольких факторов, включая важность бизнес-задачи, загруженность команды и т.п.

Крупные задачи разбивались на несколько более мелких, выполнение каждой оценивалось каждые две недели. В целом, каждую из задач стало возможным оценивать как согласно внутренним факторам (разработка отдельных элементов дизайна, как пример), так и внешним - запросы клиента, результаты тестирования и т.п.

Chief Product Officer и бэклог: зачем это бизнесу? Особенности ведения ИТ-бизнеса на современном рынке 

Пару слов про приоритизацию

Здесь всё кажется достаточно тривиальным - проставляй значение приоритета для задач от 1 до N, выбрав что считать самым приоритетным 1 или N, но гораздо больший профит за единицу времени, потраченного на задачу можно получить, если рассматривать задачи сквозь два измерения - простоту реализации и эффект от внедрения (aka Easy and Impact или Impact Effort Matrix).

Chief Product Officer и бэклог: зачем это бизнесу? Особенности ведения ИТ-бизнеса на современном рынке 

Добавив для каждой из задач два параметра:

  • 1)насколько она просто в реализации
  • насколько велик эффект от её внедрения

Вы сможете построить график по примеру выше, где каждая из задач попадет в один из квадратов.

  • Верхний левый содержит все задачи, которые можно быстро сделать и получить максимальный профит. Это ваши Quick wins.
  • В нижний правый попадут задачки с минимальным эффектом и максимальными усилиями, их стоит делать в самую последнюю очередь.
  • Задачи в нижней левой части достаточно легко реализуются, но несут в себе минимальную ценность, их можно делать во вторую очередь
  • Самые трудоёмкие и, при этом, высокоэффективные, окажутся в правом верхнем углу. Они, несомненно, важны, но могут быть реализованы третьими по списку.

Описанный метод конечно же не аксиоматичен и контекст может накладывать свои корректировки, будь то загруженность команд или текущая стратегия, но он позволит более системно подойти к приоритизации и направлять ресурсы на задачи с максимальной отдачей за единицу работ.

Что в итоге?

Я рекомендую использовать сбалансированный подход к формированию бэклога. Это дает возможность нормально вести как организационные, так и бизнес-процессы, получая неплохой результат в итоге. Если же дать преимущество лишь одной из заинтересованных сторон разработчикам ли, бизнесу ли, то можно рано или поздно ждать беды. Конечно, так бывает не во всех случаях, но с определенного момента возникают проблемы, это 100%.

Ну а грамотно составлять и вести бэклог может именно грамотный СРО - в среднем и крупном бизнесе такой специалист играет крайне важную роль. Именно СРО формирует определенные рамки и принципы работы компании, благодаря которым другие сотрудники могут принимать грамотные, взвешенные решения.

88
5 комментариев

Оптимальный бэклог это база, да, без него нормальной работы не будет. Уж сколько раз сталкивалась

1
Ответить

Один из основных скиллов руководителей всех уровней должен быть!

1
Ответить

В следующей статье интересно узнать про твое видение оптимальной продуктовой команды: CPO - на всю компанию или на каждый юнит? Чем на твой взгляд отличается CPO и Head of product? Нужны ли в продуктовых командах проджекты или достаточно продактов?

Спасибо, клевая статья)

1
Ответить

Учту пожелания по следующей статье, спасибо )

Ответить

CPO, CMO, CFO, CEO, CAO, CBO, CCO, CDO, CEO, CFO, CGO, CHO, CIO, CJO, CKO, CLO, CMO, CNO, COO, CPO, CQO, CRO, CSO, CTO, CUO, CVO, CWO, CXO, CYO, CZO, now I know the the alphabet.

Ответить