HADI-циклы: самый короткий гайд по проверке гипотез

HADI – решение ваших проблем, связанных с гипотезами. Все мы хотим, чтобы наша работа приносила результат.

Привет, дорогой читатель. Меня зовут Богдан Гончаренко, я ведущий продуктовый дизайнер, ex-EPAM и Сбер Казахстан. Я веду авторский телеграм-канал о продуктовом дизайне, исследованиях и т. д.

А чтобы было удобно работать по HADI-циклам, я сделал шаблон для Notion, который вы можете скопировать себе и использовать на здоровье. О шаблоне позже, а пока:

Схематичное отображение HADI
Схематичное отображение HADI

Анатомия HADI

HADI – это акроним, в котором кроются четыре главных шага для проверки гипотезы и два дополнительных действия для приоритизации, которых в акрониме нет.

  • Hypothesis (H) – собственно, гипотеза. То самое предположение, которое выдвинул кто-то из команды и которое вы будете тестировать.
  • Action (A) – действие. На этом этапе вы решаете, что будете делать, чтобы проверить гипотезу. Проведете ли вы юзабили-тестирование или просто поменяете цвет кнопки – зависит от вашей гипотезы.
  • Data (D) – данные. Любые показатели, на которые вы хотите повлиять.
  • Insight (I) – инсайт. Многие интерпретируют этот этап по-разному, но главное, что нужно понимать, этот этап открывает глаза на проведенные с гипотезой манипуляции.

И два момента, которых нет в акрониме:

  • Faith (%) – показатель веры вашей команды в гипотезу. Считается до 100%. Рекомендую выводить среднее число, так будет проще приоритизировать гипотезы в дальнейшем.
  • Complexity / Difficulty – сложность. Тоже среднее значение от 0 до 5. Тут вы обсуждаете, насколько сложно, трудно и невообразимо тяжко проверить эту гипотезу или же имплементировать ее.

Порядок действий

Чтобы всем было проще и нагляднее, я подготовил шаблон в Notion для одной гипотезы. Таблица считает среднее значение по вере и сложности.

Шаблон для работы по HADI-циклам
Шаблон для работы по HADI-циклам

На скриншоте можно увидеть дополнительное пояснение в каждой колонке. Давайте разберем порядок работы с таблицей и обратимся к пояснениям:

  • Для начала, у вас должна быть гипотеза. (Если что-то сделать, то будет нечто)
  • Далее вы пишете способ, которым будете валидировать свою гипотезу и/или действия, которые нужно предпринять, чтобы проверить гипотезу.
  • Третьим пунктом стоит желаемая метрика или показатель успешности гипотезы.
  • Колонка "инсайт" отвечает за успех или провал гипотезы.
  • Вера в гипотезу заполняется в процентах и под таблицей выводится средний показатель веры в гипотезу каждого члена команды.
  • Сложность проверки и разработки гипотезы так же выводится средним значением, но уже по пятибальной шкале.

Порядок линейный, но как заполнить Data и Insight, которые стоят по середине, если работа над гипотезой еще не была проведена, а вы уже должны вписать веру и сложность?

Все максимально прозаично. Я рекомендую на гипотезу указывать, извиняюсь за тавтологию, гипотетические данные в колонки Data и Insight. То есть, вы заранее думаете, какая метрика может привести гипотезу к успеху и насколько сильно она может повлиять на искомый показатель. А после проверки вы приносите реальные данные и сравниваете.

Предостережения и советы

Несколько советов по работе с HADI-циклами.

  • не тестируйте очевидные гипотезы.
    "Если убрать кнопку покупки, продажи упадут"
  • не нужно тестировать факты
  • после завершения тестирования гипотезы работа над ней не обязательно должна быть закончена. Всегда внимательно следите за результатом и анализируйте показатели. Не довольны? Повторите.
  • приоритизировать финальный результат, на самом деле, можно и по RICE
  • фреймворк SMART – отличный метод для составления гипотез и великолепно применяется в HADI

Если статья и шаблон оказались для вас полезными, буду искренне благодарен подписке на мой телеграм-канал, где я пишу о продуктовом дизайне, исследованиях, различных фреймворках и многом другом.

2525
2 комментария

uxuiтельно

4
Ответить

Хорошая статья. Буду внедрять у себя в отделе циклы, использую статью как ознакомительный материал

По болям - есть команда джунов бизнес-аналитиков (Jun+ и Jun--), которыми занимаюсь я - CPO в производственной компании, которая очень хочет в цифру

Оба Джуна ссорятся из-за задач и плохо взаимодействуют между собой:
- Jun+ работает 30 часов в неделю и постоянно меня просит новые задачи, в целом справляется, но у него нарастает ощущение, что задач мало, а развиваться хочется
- Jun- фуляр-оффисник, занимается по соглашению с руководством задачам по оФиС мЕнЕдЖмЕнТу, манипулирует фразами вроде "не умею", "подскажи как", "есть минутка? помоги, буду благодарна"

Есть огромная необходимость в том, чтобы сделать регулярную встречу с командой бизнес-анализа в понедельник и обучить их еженедельно вести учет по 3-м типам задач:

1. Улучшения бизнес-процессов (HADI)
Нужно пояснить как правильно еженедельно самостоятельно опрашивать лидов и искать чем заняться в рамках улучшения и оптимизации. Оценка их работы будет проходить план/фактом: Правильное определение сложности, Затраченные ресурсы (время+деньги), Эффект от гипотезы (метрики или деньги)

2. Удовлетворенность лидов эффектом (NPS)
Лидам отделов Сопровождения, Sales, Growth, R&D, HR перед нашей планеркой будет приходить опрос для сбора NPS, а из него копиться общая таблица, по которой будем смотреть эффективность джунов

Уверен, получится. Спасибо еще раз

Ответить