Спасти рядового директора, или десять вредных советов владельцам и руководителям бизнеса

Хотите получить иск о возмещении убытков или быть привлеченным к субсидиарной ответственности — смело следуйте советам в статье.

Спасти рядового директора, или десять вредных советов владельцам и руководителям бизнеса

Меня зовут Арслан Тажбаев, партнер юридической фирмы Astros Advisory. В прошлом месяце мы защитили генерального директора медицинской компании от иска о возмещении убытков в рамках комплексного корпоративного конфликта, включающего более 20 судебных дел.

Дисклеймер: корпоративный конфликт находится в активной фазе, и в статье пойдет речь только об одном эпизоде — взыскании убытков с директора. Помимо этого эпизода оспариваются сделки/решения собраний компании/действия налоговой/действия нотариуса и пр.

Также расскажем о наиболее распространенных ошибках менеджмента и собственников бизнеса, влекущих привлечение к ответственности.

Суть спора

Жила-была медицинская компания, которая проводит обязательные пред- и послесменные медицинские осмотры. В один из весенних вечеров наш клиент обнаружил, что больше не является ни руководителем, ни собственником компании. Ему заблокировали доступ к рабочей почте и в офисные помещения.

Одновременно новые «собственники» предъявили иск к нашему клиенту о признании сделок недействительными и взыскании убытков. Его обвинили в невозврате займов компании на общую сумму 900 000 руб. и необоснованном снятии наличных с расчетных счетов на сумму 300 000 руб.

Спасти рядового директора, или десять вредных советов владельцам и руководителям бизнеса

При таком относительно простом наборе фактов с юридической точки зрения дело осложнялось тем, что:

1) Клиент погасил все выданные ему займы, но подтверждающие возврат документы находились на рабочем месте нашего клиента. При этом он был лишен доступа к офису.

2) Снятые с расчетного счета денежные средства были потрачены на нужды компании, но подтверждающие целевое расходование документы также находились на рабочем месте.

3) В условиях корпоративного конфликта получить вышеуказанные документы с использованием процессуальных/внепроцессуальных механизмов было невозможно.

4) В отсутствие доказательств возврата денежных средств, договоры займа являлись сделками, в совершении которых имелась заинтересованность, и, соответственно, подлежали признанию недействительными.

Спасти рядового директора, или десять вредных советов владельцам и руководителям бизнеса

С учетом указанных обстоятельств мы выстроили позицию вокруг следующих тезисов:

● Наш клиент был незаконно лишен статуса генерального директора, что мы успешно доказали, признав ничтожным решение собрания участников о его смене в связи с несоблюдением нотариальной формы.

● Не был соблюден порядок расторжения трудового договора — клиент был вынужден взыскивать невыплаченную заработную плату и выходные пособия в отдельном судебном процессе. Не было доступа к документам, обосновывающим нашу позицию. Следовательно, клиент не мог доказать свою добросовестность по объективным обстоятельствам.

● Заемные сделки были заключены на неопределенный срок, поэтому займодавец (то есть компания) мог в любой момент предъявить требование, и клиент был бы обязан вернуть займы в течение 30 дней с момента предъявления требования (п.2 ст.810 ГК РФ). Следовательно, заключенные заемные сделки не нарушали права истца.

● Денежные средства в размере 300 000 руб. были потрачены на нужды компании, а именно на покупку мебели. Однако клиент не имел доступа к подтверждающим документам, следовательно, не мог доказать свою добросовестность по объективным обстоятельствам.

Позиции судов

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций согласились с нашей позицией, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Мотивировка была следующая:

● Наш клиент был незаконно лишен полномочий генерального директора.

● В силу имеющегося между сторонами корпоративного конфликта у клиента отсутствовала объективная возможность доказать свою позицию.

● Права истца не нарушены, так как он может в любой момент предъявить требование и взыскать задолженность по договорам займа.

Вывод: несмотря на незначительную сумму отбитых убытков, данное дело имеет большое значение для дальнейшей борьбы за восстановление корпоративного контроля. Дальнейшее развитие событий мы будем освещать в блоге.

Обозначим основания, по которым менеджеров и владельцев компании привлекают к ответственности.

Вредный совет №1. Перечисляйте денежные средства контрагентам при отсутствии договорных отношений.

Перечисленные денежные средства без подтверждающих документов можно истребовать как неосновательное обогащение, но это трудозатратный и не всегда результативный процесс. Невозвращенные денежные средства считаются убытками компании, которые можно предъявить директору.

Вредный совет №2. Осуществляйте оплату по договору, который оспаривается в суде.

Если директор знает, что договор в настоящее время оспаривается в суде, но все равно производит по нему оплату, то подобное поведение может быть признано неразумным — с директора будут взысканы убытки, связанные с платежом по спорному договору.

Вредный совет №3. Не взыскивайте дебиторскую задолженность.

Если директор своевременно не инициирует мероприятия по взысканию дебиторской задолженности, то она может оказаться задавненной, т.е. не подлежащей взысканию из-за истечения сроков исковой давности. Кроме того, должник может ликвидироваться или обанкротиться.

Вредный совет №4. Прощайте долги контрагентам.

В данном случае прощение долга следует трактовать в широком смысле. Сюда подпадают случаи списания/значительного снижения процентов по договорам займа. Такие действия лишены экономической логики возмездности и эквивалентности и, соответственно, признаются недобросовестными.

Вредный совет №5. Заключайте заведомо убыточные сделки.

Сделку всегда следует оценивать с учетом конкретных фактических обстоятельств. Например, директор отчуждает недвижимость компании по существенно заниженной цене.

Вредный совет №6. Заказывайте работы и услуги, в которых нет производственной необходимости.

Если директор заказывает услуги, не имеющими под собой экономической целесообразности для компании, то сумма понесенных расходов может быть взыскана с директора.

Вредный совет №7. Создайте компанию-двойника и убедите контрагентов вести деятельность с этой компанией.

Как правило, после отстранения от должности такого директора к нему предъявляются иски о возмещении убытков, равных ущербу от такого увода бизнеса.

Вредный совет №8. Уничтожьте бухгалтерскую и иную финансовую документацию.

Руководитель несет ответственность за сохранность и достоверность сведений отчетности компании. Сокрытие либо уничтожение бухгалтерской документации — один из самых простых способов оказаться привлеченным к субсидиарной ответственности.

Вредный совет №9. Снимайте с расчетных счетов денежные средства и расходуйте на цели, не связанные с нуждами компании.

Одна из наиболее распространенных ошибок, когда директор не возвращает снятые денежные средства либо не вносит в кассу полученные наличные от продажи имущества компании.

Вредный совет №10. Выдайте доверенность работникам с широким кругом полномочий, подписывайте чистые листы.

Выдача доверенностей с широким кругом полномочий может привести к совершению заведомо неблагонадежных сделок без ведома менеджмента, который впоследствии может быть привлечен к ответственности.

Подписание чистых листов также может привести к привлечению к субсидиарной ответственности — например, если такая подпись окажется на документе, который в будущем станет причиной банкротства.

4444
40 комментариев

Довольно оригинально читается, почти как рассказ

6

советы годные. А если полномочия генерального директора переданы управляющей компании, есть какая то разница ?

4

Разницы нет. Те же правила что и для директора - гражданина

4

Подписывать чистые листы-это прям зло. В моей практике был случай, когда муж-директор подмахнул чистый лист глав.буху-жене, а она туда вписала договор займа. А уже потом подала на развод. Так что не подписывайте того, чего не видите.

4

Комментарий недоступен

Так а почему протокол не был нотариально удостоверен?

2