10 главных проблем при переезде с семьёй и как их решить

Переезжать не всегда просто, но иногда очень нужно. А релокация в другую страну – это особый стресс. В этой статье расскажем, с какими трудностями можно столкнуться, переезжая с семьёй, и что сделать, чтобы предотвратить лишние переживания.

Photo by <a href="https://unsplash.com/@ninjalabs?utm_source=unsplash&amp;utm_medium=referral&amp;utm_content=creditCopyText" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ninja</a> on <a href="https://unsplash.com/photos/tBEitK69lrk?utm_source=unsplash&amp;utm_medium=referral&amp;utm_content=creditCopyText" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Unsplash</a>
Photo by Ninja on Unsplash

1. Подача документов

По сравнению с другими программами, подача документов на стартап-визу проще. Но это всё равно кропотливая бумажная работа, которая требует внимания и сосредоточенности. Правила отличаются в зависимости от страны.

Например, где-то заявка в Министерство подается сразу онлайн, где-то сначала нужно получить все одобрения от инкубатора, а где-то влететь в страну по шенгену или визе D и заниматься подачей документов на месте.

Если говорить про Испанию, важно физически присутствовать в стране. То есть всей семье прилететь в Испанию по действующей туристической визе. На момент подачи в стране должны быть все члены семьи, даже грудные дети. Поэтому важно заранее планировать перелёт.

Дополнительные нюансы могут быть с детьми старше 18 лет. В ряде европейских стран. если совершеннолетние дети финансово зависимые, они тоже могут претендовать на ВНЖ наравне с родителями.

Другая опция – получить учебную визу на совершеннолетнего ребёнка. Это тоже хороший вариант, потому что пока вы работаете и развиваете бизнес, ребёнок учится и ещё больше ассимилируется и привыкает к стране.

Как подготовиться заранее?

Если рассматривать стартап-визу, у неё достаточно маленький комплект документов, который можно быстро подготовить.

Средний срок сбора документов: 1-1,5 месяца.

В базовый комплект входят:

  • паспорт;
  • свидетельство о браке на членов семьи;
  • свидетельства о рождении на детей;
  • справка о несудимости (актуальна для некоторых стран);
  • выписка с банковского счета;
  • бизнес-план или одобрение бизнес-плана от Министерства, которое этим занимается.

Дольше всего готовится справка о несудимости, а также проставление всех апостилей и перевод документов.

Если вы ещё не уверены, в какую страну хотите ехать и по какой программе, лучше подготовить документы по максимуму.

Например, оформить генеральную доверенность на того, кто остается в стране гражданства. Можете на всякий случай сделать нотариальную копию паспорта и оставить вместе с доверенностью. Это нигде не требуется для стартап-виз, но может пригодиться для собственного успокоения или для подготовки дополнительных документов, если вы уже не в стране.

Еще лучше обновить свидетельства о рождении: ваше и ваших детей (в старом формате или с ламинацией не подойдут). Перевести и заверить дипломы, проставить апостили.

Для релокации в любую страну будет полезно апостилировать:

- свидетельство о рождении детей;
- свидетельство о браке;
- все дипломы об образовании.

Не всегда это обязательное требование визы, но в будущем апостили упростят вам жизнь, если вы захотите работать в найме.

Photo by <a href="https://unsplash.com/@hiveboxx?utm_source=unsplash&amp;utm_medium=referral&amp;utm_content=creditCopyText" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">HiveBoxx</a> on <a href="https://unsplash.com/photos/deX-KChuboY?utm_source=unsplash&amp;utm_medium=referral&amp;utm_content=creditCopyText" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Unsplash</a>
Photo by HiveBoxx on Unsplash

2. Поиск жилья

Следующий этап – ваши первые шаги в новой стране.

Когда люди только переезжают, они обычно имеют какой-то промежуточный статус. Например, одобрение от Министерства вы уже получили, но нет визы D. Или одобрение по ВНЖ у вас есть, но пока карточки нет на руках. То есть нет подтверждающих документов для долгосрочной аренды.

Несмотря на это, всё равно есть возможность снять жильё на долгосрок. Это чуть сложнее, но возможно.

Во-первых, всегда есть проверенные подрядчики, русскоговорящие риелторы, которые помогают напрямую связаться с хозяином квартиры и дают гарантию на свою работу. Пригодятся и тематические группы в соцсетях, где могут быть объявления.

Самый распространённый вариант решения жилищного вопроса – на первое время снять квартиру на Airbnb или других похожих сайтах. А потом передоговориться с хозяином на более долгий срок. Часто владельцы идут навстречу и дают возможность продлить аренду. За это время вы получите нужные документы и сможете найти другие варианты.

Ещё один вариант – небольшие стартап-проекты, которые объединяют в себе агенство недвижимости и гарант сервис. Например, MorningCroissant. У таких компаний обычно меньше требований к документам на долгосрочную аренду. Это большое преимущество.

Как подготовиться заранее?

В любом случае удалённо или только приехав в страну, сложно найти квартиру сразу на полгода или год. Поэтому лучший вариант – снять жильё на 3-4 месяца и параллельно искать другое – в спокойном темпе.

В остальном – недвижимость в Европе есть, у неё приемлемая стоимость и по условиям она тоже нормальная, поэтому поиск жилья – это решаемая проблема.

Photo by <a href="https://unsplash.com/@blakewisz?utm_source=unsplash&amp;utm_medium=referral&amp;utm_content=creditCopyText" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Blake Wisz</a> on <a href="https://unsplash.com/photos/-JJg90OAnWI?utm_source=unsplash&amp;utm_medium=referral&amp;utm_content=creditCopyText" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Unsplash</a>
Photo by Blake Wisz on Unsplash

3. Банковские счета и платежи

Не секрет, что если у вас банковские карты только российских банков, то будет сложно оплачивать что-либо за границей.

Как подготовиться заранее?

Оптимальный вариант – заранее оформить карту у любого банка стран СНГ (Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Беларуси). Можно либо приехать лично, либо сделать карту удаленно по доверенности.

На карты банков СНГ легко переводить деньги через Сбер, Тинькофф, QIWI. Наличие такой карты сильно снизит стресс. Потому что, когда вы въедете в ЕС, у вас будет способ оплаты, который принимают в Европе.

Местные банки в странах ЕС чуть сложнее открывают россиянам счета. Но и тут есть выход – нео-банки.

Нео-банки – это банки без физических офисов, онлайн-банки по типу нашего Тинькофф. Например, в Wise, Revolut, Nickel, N26, Banxe можно открыть счета, если у вас уже есть ВНЖ или, например, прописка. Такие банки более чем подходят для повседневных трат, а получить в них карту гораздо проще.

4. Детские сады и школы

Устроить ребенка в школу и садик релоканту возможно и реально. Но в каждой стране ситуация с образованием для детей может немного отличаться.

Например, в Испании есть три типа школ: государственные, получастные и частные. В государственных школах обучение ведется полностью на испанском и туда определяют по прописке. Получастные и частные школы могут быть с обучением на английском или других языках. Примерная стоимость в месяц будет: €150-200.

Во Франции тоже есть и частные, и государственные школы. В обоих случаях ребенок получит качественное образование.

Во Франции дети обязаны ходить в школу или детский сад, поэтому ситуации, где для вашего ребенка не выделили места, не может быть.

Во Франции зачисление в школу или садик происходит через мэрию. Там назначается учебное заведение по месту жительства, а также подписываются все документы. Подтвердить запись нужно будет на месте: в школе или саду.

Если ваш ребенок пока не говорит по-французски, ему подберут школу, которая находится недалеко от дома и где есть подходящий класс. Перед тем, как его запишут, ему нужно будет пройти небольшое вступительное тестирование.

Как подготовиться заранее?

Детям изначально легче адаптироваться к новым условиям жизни. У них более гибкая психика, поэтому им будет легче погружаться в языковую среду. Но чтобы ускорить процесс адаптации, лучше заранее начать учить язык страны, куда вы планируете переезжать. А если вы ещё не определились, учить с ребенком английский – как самый универсальный вариант.

Записываться в детский сад или школу лучше всего на месте. Процесс оформления обычно быстрый, поэтому эта иммиграционная проблема решится оперативно.

5. Водительские права и автомобиль

Всё зависит от страны. Если говорить о Португалии, то вам просто поменяют российские права на португальские. А в Испании, например, нужно будет заново сдавать экзамен.

В Испании при сдаче на права, при их получении или при покупке страховки можно подтвердить свой стаж, тогда сама страховка будет дешевле.

Что касается машин, их можно растаможить. Это нужно делать в первые три месяца после приезда. Сам процесс обычно достаточно дорогой и налог на машину тоже может быть ощутимый, специфика процесса тоже очень зависит от страны.

6. Продление ВНЖ и получение паспорта

Продлить ВНЖ не очень сложно, но и не легко. Основное условие для продления – это жизнь в стране. При соблюдении условий проживания, уплате налогов, ведения деятельности по вашему проекту и законопослушной жизни проблем не возникнет.

Одна возможная сложность – языковой экзамен для получения паспорта страны, который потребуется в некоторых странах. Но обычно уровня А2-В1 достаточно для того, чтобы его успешно сдать.

То есть если вы живете в стране достаточное количество дней, если ваши дети ходят в школу, а вы платите налоги и снимаете жилье – иными словами, если вы являетесь законопослушным гражданином и ведете законную деятельность в стране, проблем при продлении быть не должно.

Вы можете быть цифровыми кочевникам с достаточным доходом или владельцем ИП, по которому вы отчитываетесь, или обладателем стартап-визы со своим проектом – главное, чтобы вы выполнили все условия для продления визы.

Как подготовиться заранее?

Критерии не такие сложные: живите в стране, платите налоги, отправьте детей в садик и делайте, что запланировали, по проекту. Всё.

И в зависимости от страны, спустя 5-10 лет вы можете претендовать на ПМЖ или паспорт. Получить ПМЖ проще, там не нужен язык и знание истории. При этом ПМЖ – это серьёзный документ, он выдается надолго и подтверждает ваше легальное нахождение и статус в стране.

В Португалии на паспорт можно подать через 5 лет. В Испании через 5 лет ПМЖ, а через 10 – паспорт. Во Франции тоже можно подать документы либо на ПМЖ подать, либо на паспорт. То есть у вас есть выбор.

У многих программ по получению ВНЖ, в частности стартап-виз, есть выход на паспорт. Если мы говорим про цифровых кочевников или другие менее длительные визы, то там такого может не быть.

Если вы не готовы стать сразу гражданином страны, то можно подать документы на ПМЖ и все равно продолжать легально оставаться в стране.

7. Медицина

Система здравоохранения в ЕС достаточно понятная. В некоторых странах медицинская страховка бесплатная для резидентов, в других – её можно оформить только за свой счет.

Например, во Франции есть две страховки: обязательного медицинского страхования и добровольного. Обязательное страхование здесь бесплатное, а за дополнительное – придется заплатить.

Люди, которые постоянно живут во Франции, не покупают добровольную медицинскую страховку, потому что обязательная уже покрывает многие страховые случаи. Если у вас нет больших проблем со здоровьем, то её точно хватит на плановые визиты к врачу.

Получить обязательную медицинскую страховку во Франции может любой человек, который легально проживает в этой стране.

Достаточно иметь ВНЖ, копию паспорта, справку из банка с реквизитами и подтверждение регулярного нахождения во Франции (например, договор аренды или справка с работы).

В Испании уже при запросе вида на жительства нужна медицинская страховка, поэтому обойтись без неё практически невозможно.

К сожалению, здесь государство её не оплачивает. Но вариантов очень много, поэтому можно подобрать пакет под любой бюджет и состояние здоровья. Лучше страховаться в большой компании, которая сотрудничает с известными клиниками. Для релокантов без языка и знакомств – это самый лучший вариант. Страховка заключается минимум на год и часто оплачивается ежемесячно.

Как подготовиться заранее?

В зависимости от страны лучше заранее собрать документы для страховки и изучить рынок страховых. В каких-то компаниях можно оформить страховку онлайн, тогда получить её можно будет ещё до отъезда.

8. Переезд с пожилыми родителями

Родители не входят в первый круг родства. Туда входят только супруги и дети, поэтому под большинство программ воссоединения семей они не подходят, и сразу перевезти их не получится. Кроме визы D (на срок 3-12 месяцев) по приглашению от ребенка-резидента есть и другие варианты релокации родителей.

Чтобы пожилые родители переехали с вами за границу, нужно доказать, что они финансово зависимы от вас. То есть, что они не работают, у них есть максимум только пенсия, и что вы их ежемесячно обеспечиваете.

Отчёт нужен за последние несколько месяцев. Нужно доказать, что как минимум за последние полгода-год, вы ежемесячно отчисляли им деньги и что у них нет никакого дохода кроме ваших финансовых поступлений.

Большинство стран требует, чтобы перед тем, как вы перевезли родителей, у вас уже был стабильный доход в новой стране, с которого вы платите налоги. Так вы доказываете, что с этого дохода сможете обеспечить и себя, и родителей.

Как подготовиться заранее?

Непосредственно перед переездом все документы родителей лучше заранее перевести на язык страны, в которую вы уезжаете. В том числе медицинские назначения врача и рецепты препаратов, чтобы врач на месте мог вам помочь.

Ещё лучше оформить местную медицинскую страховку на родителей. Её стоимость будет зависеть от страны. Например, в Испании чем старше человек, тем больше стоимость страховки. Но даже в этом случае страховка выйдет дешевле, чем разовые походы к врачу.

9. Переезд с животными

В ЕС действуют достаточно жёсткие регламенты перевозок, поэтому неверно оформленные документы или не вовремя сделанная прививка могут существенно усложнить вашу релокацию.

Если выполнить все условия директив ЕС по ввозу животных, то никаких проблем не возникнет. Полезно изучить информацию на официальном сайте Евросоюза и ознакомиться с Правилами перевозки домашних животных.

Однако следует помнить, что в отдельных европейских странах действуют особые условия, о которых также нужно знать.

Кроме того, если в одной из стран возникает вспышка вируса, инфекций, правила могут быть ужесточены вплоть до полного пресечения передвижения животных в ЕС. С этими требованиями придётся смириться, они носят временный характер.

Что нужно для перевозки животного в Европу?

  • международный ветеринарный паспорт с информацией о вакцинации, дегельминтизации, прививках, чипировании и владельце

  • микрочип, соответствующий международным стандартам качества

    Чипировать животное нужно обязательно перед прививкой от бешенства иначе прививку придется делать заново.

  • прививки (от бешенства и других инфекционных заболеваний в зависимости от страны)

    Прививка от бешенства делается не более чем за 11 месяцев и не позже 21 дня до пересечения границы.

  • ветеринарное свидетельство формы № 1

    Его можно получить в районной Государственной ветеринарной станции не позднее, чем за 5 суток до поездки.

Проверьте, какие правила карантина действуют в той стране, куда вы едете. А также обратите внимание, что все документы на животного должны быть на английском языке.

Если вы планируете остаться с животным в одной из стран ЕС, нужно заменить ветеринарный паспорт на европейский. Это можно сделать в ветеринарной клинике на месте. С таким паспортом вы сможете передвигаться по Европе с животным без дополнительных справок.

В целом в Европе обожают животных. Здесь очень много pet-friendly мест. Одно из таких, например, ЗАГС. В России вам не разрешат взять любимую собаку на роспись, а в Германии – вполне.

Что касается поиска жилья с животным, всё очень зависит от страны. Например, в Хорватии снять жилье с собакой или кошкой – совсем не проблема. В Западной Европе возможно будет чуть сложнее, но не сложнее, чем в России.

В Европе очень много квартир сдается без мебели. Поэтому, как минимум, опасений, что животное может испортить хозяйский шкаф, у арендаторов точно нет.

10. Язык

Если вы не говорите на местном языке, в теории это может стать проблемой. В каких-то более туристических регионах, столицах, в больших магазинах на известных улицах вас скорее всего поймут на английском.

А если нет, вам будет достаточно переводчика на телефоне или пары самых базовых фраз. Проблемой могут стать узкоспециализированные места и гос. учреждения: банки, мэрии, иногда больницы. Но всегда можно найти переводчика для личного сопровождения или человека, которому можно позвонить на месте и попросить помочь с переводом.

Как подготовиться заранее?

Жизнь в незнакомой стране – это в любом случае погружение в языковую среду. Поэтому самые часто употребляемые слова и фразы вы скорее всего запомните автоматически. Но если вы планируете развивать бизнес и жить в какой-то конкретной стране, конечно, лучше начать изучение местного языка заранее. Если вы не знаете английский, его тоже лучше подтянуть перед переездом.

Или можно погрузиться в занятия на месте. Отличная возможность – курсы для иностранцев при университетах.

Например, в Испании один полный подобный курс обойдется примерно €400. Но есть и бесплатные варианты, правда спрос на них обычно большой, поэтому туда трудно попасть.

Конечно, переезд – это непросто. Но все проблемы, которые мы перечислили вполне решаемые. В компании Relocode мы помогаем с каждой из этих проблем. Мы много пишем о релокации в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

3737
20 комментариев

А к ломке по берёзкам как подготовиться?)

3
Ответить

Мониторить ситуацию с кол-вом призывников)

9
Ответить

Купить и посадить во дворе)

1
Ответить

Тут березы везде. У меня прям возле дома березовая роща. Береза вообще лесной сорняк, почти как канадский клён

Ответить

А вы откуда?

Ответить

закинуться березовым соком

Ответить