Есть ли жизнь после санкций: 40-летняя иранская жизнь под гнётом. Может ли Россия спуститься до уровня Ирана?

2022 год внёс очень много перемен в жизнь России, серьёзным испытаниям подверглась сфера экономики и финансов. Невиданное прежде количество санкций должно было положить экономику РФ на лопатки, а может и не только экономику. Но Россия не первая и не единственная страна в мире подвергшаяся санкционному давлению. До России в лидерах был Иран, но после 24.02.2022 всё изменилось, и Россия оторвалась далеко вперед, имея более 16 000 различных санкций, хотя у того же Ирана их чуть больше, чем 3 600.

Счетчик санкций: https://www.tehpodderzka.ru/2022/06/sanctions-counter.html
Счетчик санкций: https://www.tehpodderzka.ru/2022/06/sanctions-counter.html

Но вернемся к жизни в Иране

Первые недобрые ласточки для этой страны полетели ещё в 1950-х годах, тогда Великобритания и США бойкотировали иранскую нефть за национализацию «Англо-Иранской нефтяной компании». Но основные проблемы начались с 1979 года после исламской революции. С тех пор санкции то ужесточались, то ослабевали в силу различных причин, будь то ядерная сделка или желание левой ноги американского президента, но вот уже более 40 лет Иран живёт под различными запретами и ограничениями, наложенными ООН, ЕС и, конечно же, США (тут особая любовь).

Иран религиозная страна, на жизнь сильно влияет духовенство, а вот свобода слова и самовыражения ограничены. СМИ под недремлющим оком государства, в большинстве своем запрещены популярные соцсети, цензура рулит. Но попробуем без политики, религии, особенностей государственного устройства разобраться, как чувствует себя экономика и как живут люди в условиях санкций. Итак…

Есть ли жизнь после санкций: 40-летняя иранская жизнь под гнётом. Может ли Россия спуститься до уровня Ирана?

Самое основное из того, что обрушилось на Иран.

Одним из главных был удар по финансам, заморозка всех зарубежных счетов, включая золото – «было ваше, стало наше». Не 300 миллиардов, конечно, но всё равно обидно, по некоторым оценкам, да с учётом набежавших процентов на сегодняшний день это уже более 100 миллиардов долларов. Далее Иранские банки отключаются от SWIFT, финансовые операции с ними запрещаются, и вообще запрещается любое сотрудничество с ЦБ Ирана, тем самым страна изолировалась от финансово-экономической системы остального мира. Международным финансовым организациям запрещалось выдавать кредиты Ирану.

Следующий удар был нанесён по экспорту Ирана, а конкретно был введён запрет на экспорт газа и нефти. Правда был ряд потребителей, включая Китай, Индию и Турцию, кого этот запрет не коснулся. Но это ещё не всё, запрещаются любые инвестиции в нефтедобывающую отрасль Ирана. Как следствие, по некоторым оценкам, произошло падение экспорта нефти в 4 раза и ВВП на 70%, а далее рост инфляции и безработицы.

Помимо нефтегазового сектора гражданам США и компаниям было запрещено заниматься бизнесом в Иране, участвовать с иранцами в совместных предприятиях тоже, иностранные компании, в случае нарушения американского эмбарго, так же подвергались санкциям.

Далее идут запреты на сотрудничество с военно-промышленным сектором, продажу Ирану оружия, ввоз технологий, в том числе ядерных, поставки металлов и промышленного оборудования и т.д. Можно было поставлять фармацевтику и продовольствие, ну хоть на том спасибо.

Санкциям подверглись также строительный сектор, автомобилестроение, авиастроение. Кстати, авиапарк иранских компаний уже изрядно поизношен, купить запчасти за границей очень проблематично, изготовить свои тоже, так что иранцы отдают предпочтение самолётами иностранных авиакомпаний, так безопаснее.

С разной периодичностью и хронологией санкций накопилось выше крыши, и как всё это разгребать.

Экономика сопротивления

Отсудить и вернуть обратно свои замороженные активы идея бесперспективная, во всяком случае, пока. Со всем остальным худо, бедно бороться можно. Хотя, наверное, не можно, а пришлось, ибо как ни крути, а ущерб санкции наносят серьёзный. Начиналось всё с мелочей – потихоньку с прилавков исчезли духи, косметика, японская техника, потом батарейки, канцелярия, туалетная бумага. Пропали европейские чай, кофе, шоколад, далее замаячил дефицит продуктов. А потом и до голодных 80-х дошло и до нехватки лекарств, хорошо хоть китайцы дженериками помогли.

На уход Visa и MasterCard Иран ответил внедрением аналога — системы SHETAB, за границей, правда, такими картами не расплатишься, но зато дома лучше, чем ничего.

Есть ли жизнь после санкций: 40-летняя иранская жизнь под гнётом. Может ли Россия спуститься до уровня Ирана?

Нефтяное эмбарго? Ребятки-американцы, вас ещё не придумали, а контрабанда уже была. Иран стал продавать свою нефть, как чужую, в случае чего можно и нужные бумаги справить. А можно вообще с танкера в танкер в открытом море перелить и всего делов (на всякий случай, отключив опознавательные транспондеры). Основными покупателями были Китай и Индия, они покупали нефть с большой скидкой, но это всё равно выгоднее, чем держать нефть в хранилищах или танкерах. А Европейцы всё равно продолжили покупать иранскую нефть, пусть даже через посредников.

Китай отчасти помог с оборудованием для нефтедобычи, дорого, не лучшего качества, но позволяющим решать некоторые проблемы.

Уход американцев и их друзей из Ирана дал толчок местной нефтехимической промышленности, в стране наладили производство бензина. Полиэтилен, пластмассы, метанол, и другая продукция нефтехимии к началу 2015 года составила около половины промышленного производства страны.

С трудностями, вызванными отключением от мировой платёжной системы, боролись разными способами, – либо в других странах иранские банки маскировались под местные, а уже через них осуществлялись переводы в Иран, либо платежи проводились через цепочку из нескольких банков в разных странах, минус в том, что каждая такая транзакция «отщипывает по кусочку», то есть тоже должна оплачиваться. Порой деньги или слитки чемоданами в самолётах везли, но и эта услуга дороговата, до 20 % от суммы может доходить. Так же имеет место Хавала – система на основе взаимозачёта, кстати, изобретённая ещё в средневековье. В расчётах с зарубежными партнерами на смену доллару пришли национальные валюты, золото, товарный бартер.

В 2019 году в Иране легализовали криптовалюту, тем самым появилась ещё одна возможность обходить доллар и связанные с ним ограничения. Из всех биткоинов добытых майнерами 2020 году около 5 % пришлось на Иран.

Обойдя ограничения, Иран наладил неофициальные экономические связи с зарубежными партнерами. Китай, Индия, Россия, Турция и Южная Корея заняли места западных «партнёров» во внешней торговле. Турция частично заменила Европу, поставляя химическую продукцию, синтетические волокна, текстиль, станки и машины. Из Китая импортировались компьютеры, смартфоны, чипы.

Серый импорт помог иранцам в какой-то мере восстановить строительную отрасль, машиностроение, производство автомобилей. Кстати, Автопром - третья отрасль в стране, после нефтяной и газовой, с долей 10% от ВВП. Из Ирана ушли "Пежо", "Рено" и "Ситроен", но кое что после себя оставили. И вот, на базе стареньких «Пыжиков» и «Рено», местные автогиганты "Иран-Ходро" (IKCO) и "Сайпа" производят автомобили и запчасти для внутреннего рынка, покрывая большую часть спроса. Старые французские технологии и самостоятельные доработки по дизайну позволяют также экспортировать иранские автомобили в соседние страны, хотя они конечно уступают зарубежным конкурентам. Кстати, внутренний авторынок защищён 100% пошлиной.

Есть ли жизнь после санкций: 40-летняя иранская жизнь под гнётом. Может ли Россия спуститься до уровня Ирана?

Блокировка многих западных сервисов освободила место национальным разработчикам. Взамен ушедших пришли аналоги - место YouTube занял Aparat, Facebook — Cloob, Uber — Snapp и т.д.

Что касается технологий, то иранцы их либо покупаю с помощью серых схем, либо воруют — в санкционной войне все средства хороши.

Несмотря на масштабные ограничения, иранцы сохранили основные отрасли экономики, обеспечивают себя куриным мясом, преуспели в подготовке технических кадров, развивают медицину и производят медицинское оборудование. Проводя политику самообеспечения лекарствами, Иран занял лидирующую позицию в мире по производству непатентованных лекарств, что позволило покрыть дефицит и значительно снизить стоимость медицинского обслуживания, хотя жизненно важных препаратов по-прежнему не хватает.

Попытки изоляции даже не помешали Ирану приступить к развитию собственной ядерной программы.

При отсутствии иностранных инвестиций Иран приступил к поиску инвесторов внутри страны, развивая финансовую грамотность и популяризируя фондовый рынок, тем более, что с иранскими темпами инфляции другую альтернативу, сберечь деньги, ещё, поди, поищи. И результат не заставил себя ждать – с 2017 по 2020 годы капитализация биржи выросла в 15 раз, счета были открыты у 50 млн. иранцев.

В целом про страну понятно, однако …

Как живут простые люди

Несмотря на все ограничения и блокировки, Иран не отрезан от мира — люди пользуются интернетом, даже смотрят новинки зарубежного кинематографа через пиратский рынок.

Что касается покупок, то официально оригинальных брендов из США, Европы, Японии нет, но доступны их копии из Китая. Например, Айфоны, как настоящие, но если хочется действительно настоящий, то можно заказать из Эмиратов, уже с иранской прошивкой, ну и заплатить соответственно побольше. Вообще за отдельную плату из Турции или Эмиратов могут привезти любой санкционный товар, если чем-то не устраивают местные аналоги или копии из соседних стран. Импортозамещение в Иране не объявлялось, более дешевые аналоги иностранной продукции делались ещё в досанкционные времена, санкции лишь подхлестнули этот процесс.

У многих есть родственники-мигранты в той же Европе или США, которые могут прислать что-нибудь. Да и больших препятствий выезду за границу в Иране нет, если конечно на это есть деньги, правда не везде иранцев рады видеть как «спонсоров терроризма», но это к экономике уже не относится.

И хоть в подсанкционной стране растёт продолжительность жизни и численность населения, но не всё так гладко, как хотелось бы.

Проблемы

А их хватает, и прежде всего это инфляция, сколько бы иранец не заработал, за год его финансы могут похудеть на 40%, а всего за время санкций инфляция составила более 850 %. Курс реала (местная валюта) давно умчался в небеса, вообще в стране можно купить валюту, но не всегда и не везде. Цена доллара на чёрном рынке в несколько раз больше официального курса.

Одной из главных проблем остается низкий уровень доходов населения, что в свою очередь, снижает внутренний спрос и отражается на темпах развития малого и среднего бизнеса. Государство не видит другого выхода кроме как в субсидировании населению затрат на бензин, продукты, воду и периодически запускает печатный станок.

Высок уровень безработицы – официально более 10%, среди молодёжи более 25%.

Возможно из-за этих, а также ряда других проблем Иран является лидером по утечке мозгов среди развивающихся стран, по неофициальным данным, каждый год из страны уезжают 150-180 тыс. человек, в том числе квалифицированных специалистов.

Но всё-таки, не смотря на санкции, иранцы живут лучше, чем жители некоторых других стран.

Санкции, несомненно, мешают нормальному развитию страны, преодоление их последствий стоит значительных затрат, но они вредят не только какой-то одной стране, но также её партнёрам, поставщикам, потребителям. Поэтому, скорее всего, страна подвергшаяся санкциям не будет одинока в преодолении их последствий, их будут обходить, кто-то на них захочет заработать, а кто-то занять освободившееся место. В первую очередь, чем меньше у государства, подвергшегося санкциям, ресурсов (энергетических, ископаемых, трудовых, умственных, технологических и т.д.), тем болезненнее будет преодоление ограничений. Учитывая огромные запасы различных ресурсов у России, и что при таком давлении уровень жизни и экономики нашей страны и близко не подошел к иранскому, можно полагать, что санкции не нанесут нам большого вреда.

А как думаете вы? Напишите в комментариях.

Если вам было интересно, рекомендую подписаться на мой канал в Телеграме, там еще больше полезной и интересной информации, которой нет здесь.

Ваш финансовый консультант

66
15 комментариев

Вывод из этой статьи:

Жизни нет. Есть только выживание.

И не надо такую ху*ню как «иранизацию» нормализировать и выдавать за единственный вариант для страны и экономики.

13
Ответить

Подскажете, где в статье нормализовалась и выдавалось как естественный процесс такая жизнь в Иране ?

1
Ответить

я думаю, что пора мирового полицейского поставить в стойло. Затаили обидку за национализацию «Англо-Иранской нефтяной компании» Есть увереннность, что нужно перестраивать нынешнее мироустройство. Другой вопрос какими силами и в каком составе. В данное время живу в России с чувством - Впереди враг, сзади предатели

7
Ответить

впереди враг, сзади предатели, сейчас 15 рублей

7
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить