Софт для обмена информацией внутри команды: плюсы, минусы, обзор ПО

Привет. Я Андрей, и я project-менеджер. Раньше для обмена информацией внутри команды мы использовали Google.Drive + описание задач в Jira. Но часть команды ушла на удаленку. Файлов стало в четыре раза больше, а Jira больше нет. Я начал искать волшебную таблетку, чтобы все находили нужную информацию без меня.

Софт для обмена информацией внутри команды: плюсы, минусы, обзор ПО

Дисклеймер: волшебной таблетки а-ля «поставил и забыл» не существует, такого решения нет на рынке. В этой статье я пытаюсь понять, какое ПО лучше подходит для хранения разных знаний, чтобы собрать работающую комбинацию для себя. Это моя первая статья, не судите строго. Если у вас по-другому, поделитесь в комментариях

Прежде выбрать что-то одно, нужно понимать, где вообще хранятся тайные знания. И вот тут возможны варианты: либо все в одном монстре как Битрикс.24, либо много локальных решений. Эти локальные решения свои у каждой команды.

Поделюсь самыми распространенными инструментами, в которых хранится много ценной информации.

Хранилище документов и файлов

Чаще всего хранят документы и файлы тремя способами:

  • на файловом сервере
  • в публичном облачном хранилище
  • облачное хранилище + совместная работа: Яндекс.Диск/Google.Drive

У каждого есть свои плюсы и минусы.

<p>Табличку и классификацию очень точно описал Александр Королев. Можно подробнее посмотреть <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funi.dtln.ru%2Fcourses%2Foblaka%2Fbezopasnoe-hranenie-korporativnyh-dokumentov-i-sovmestnaya-onlayn-rabota%3Futm_source%3Dhabr%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_campaign%3Dwebinar-sign-up-02-04-21&postId=614658" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">здесь</a></p>

Табличку и классификацию очень точно описал Александр Королев. Можно подробнее посмотреть здесь

Файловый сервер

Основное преимущество файлового сервера — безопасность. Файлы находятся внутри компании, администратор полностью контролирует к ним доступ. Утечки информации можно не бояться.

Но здесь есть недостаток, который является продолжением достоинства: невозможно дать доступ партнерам, заказчикам и подрядчикам. Приходится шарить документацию по почте или через мессенджеры. И тут две проблемы. Первая: разные версии теряются в ворохе ссылок. Вторая: по сути, пересылать эти данные может кто угодно и кому угодно. Так что тут русская рулетка: либо информация утечет, либо нет.

Публичное облачное хранилище

Самый известный пример — это Dropbox. Он принципиально отличается от Яндекс и Гугл. Дисков тем, что в нем можно только хранить и синхронизировать все файлы между разными рабочими местами, но нельзя создавать их прямо там.

Так как это облако, то обслуживать самому его не нужно. Но тут есть проблема: это не ваше облачное хранилище. Ваши данные контролирует компания, которая оказывает услугу. Соответственно, они могут менять цены и порядок доступа к файлам, как захотят. Некоторые сервисы требуют, чтобы пользователи обязательно там зарегистрировались, иначе файл не открыть.

По конфиденциальности: если неправильно выставить настройки доступа, то ваши файлы будут выводиться в поиске по всему интернету.

Публичные облачные диски + совместная работа: Яндекс.Диск, Google.Диск

Эти сервисы пришли в корпоративную культуру с рынка B2C. Ими можно пользоваться бесплатно. Там отличные возможности для редактирования и создания документов. Интерфейс интуитивно понятный и удобный для пользователя.

У них есть два основных недостатка. Первый: нет никаких инструментов систематизации. Это значит, что когда у вас наберется хотя бы 50 документов, вы будете полчаса искать нужный. Для работы с сотнями документов этот инструмент неудобен даже для одного человека, не говоря уже о компании.

Второй: много вопросов с конфиденциальностью. Нет никакой гарантии, что Яндекс и Гугл не пользуются данными пользователей для своей аналитики. Например, чтобы показывать подходящую контекстную рекламу.

Ещё один момент: хакерские атаки. В прошлом году “Яндекс” сообщил об утечке данных пользователей “Яндекс.Еды”. То есть, пароль от вашего аккаунта запросто может попасть в публичный доступ, а значит кто-то будет контролировать ваши файлы, в том числе и рабочие.

Базы знаний

Это более продвинутый вариант, по сравнению с хранилищем контента, потому что там есть инструменты для систематизации и поиска.

Если у вас накапливается сотни и тысячи документов, то вам просто невозможно будет ориентироваться в файловом хранилище. Мне как проджекту удобно то, что в базе знаний я могу собрать в одном месте проектную документацию, артефакты, аналитические концепции, релизы, посмотреть историю версий.

Вики-систему выбирают, опираясь на задачи и потребности конкретной компании. На рынке сейчас очень много сервисов с разнообразным функционалом, которые заточены под разные потребности. Здесь будут только российские платформы, без Confluence и Notion. На них и так сделали достаточно обзоров.

Картинка с <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fteamly.ru%2F&postId=614658" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайта</a>
Картинка с сайта

Подойдет тем, кто хочет собрать свой корпоративный портал на базе какого-то решения. В рамках одного портала для разных групп пользователей можно собирать интерфейс под себя без участия разработчика.

С точки зрения базы знаний: все неплохо. Удобный поиск и навигация. Единственное, что мне не очень понравилось: нет комментариев по тексту, нельзя задавать вопросы автору, и по сути нет параллельного редактирования. Есть риск, что людям будет неудобно пользоваться, поэтому что придется редактировать в гугл-документах, а потом копировать в базу знаний.

Есть модуль тестирования, но полноценного функционала для создания курсов в нем нет. Удобная фишка: конструктор скриптов. Здесь нет особых фишек, чтобы вовлекать пользователя в создание контента, но для отдела техподдержки или продаж, где нужно просто найти ответ, а не скрытые экспертные знания, в самый раз.

Картинка с <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fplatrum.ru%2F&postId=614658" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайта</a> 
Картинка с сайта 

Это уже не только база знаний, это скорее система для автоматизации менеджмента. Она включает в себя: базу знаний, дашборды, инструменты для финансового учета и даже функционал для хранения паролей.

Это скорее софт для принятия управленческих решений, но в сфере операционки, а не стратегии. То есть он поможет выявить, где процессы организованы неэффективно, но не поможет ответить на вопрос: каким будет рынок через два года. Большой набор функций именно для решения операционных управленческих задач. Классный инструмент, но если вам нужна только база знаний, то не имеет смысла использовать: очень дорого.

Визуализация знаний + совместная работа

Есть стереотип, что знания — это только текст. А про визуальные форматы забывают, и зря. Там тоже можно хранить довольно много знаний.

Есть очень много инструментов визуального представления информации: презентации, программы для создания диаграмм или графиков, инструменты для создания прототипов (например, Figma). Всю информацию из них, конечно, можно использовать для управления знаниями.

Но я сузил область поиска и взял инструменты для визуализации знаний + функционал для совместной работы. А если конкретно: интерактивные доски.

  • Во-первых, сам по себе этот инструмент очень гибкий, каждую доску можно выстраивать по своим правилам, нет жесткого ограничения по формату.
  • Во-вторых, доска позволяет более объемно видеть картину и выстраивать логические или ассоциативные связи. Объясню на примере: в огромной таблице Excel я не могу увидеть весь объем данных целиком, я вижу только кусок. И приходится тратить время, возвращаться в нужное место, и мысль теряется. А на доске я могу посмотреть всю картину целиком, а могу навести зум на какую-то деталь. Поэтому доски отлично подходят для поиска идей, создания мудбордов или прототипов, выстраивания аналитических концепций.
  • Их можно использовать и не совсем по прямому назначению: делать Kanban-доски, ставить цели и проверять статус исполнения. Это хорошо работает именно для креативщиков, потому что они не любят задачники типа Trello. Им очень важен разнообразный функционал редактирования: разнообразие стикеров, элементов, готовые шаблоны, которые можно менять под себя.
Картинка с <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmiro.com%2Fru%2F&postId=614658" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайта </a>
Картинка с сайта 

Появился в 2011, самый старый и распространенный вариант, которым многие пользуются. Miro можно использовать для разных задач. Можно взять стикеры и вместе с заказчиком нарисовать и обсудить карту сайта, а можно и отрисовывать сложные CJM. Очень большой выбор шаблонов. Ты можешь прийти с задачей без понимания, как это визуализировать. Просто начинаешь примерять шаблоны, что-то редактировать под себя, и потом уже расшаривать доступ. Можно давать частичный доступ: другой человек видит только ту часть, которую вы ему сами разрешили.

Интерфейс интуитивно очень понятный: не проходя специальных уроков пользователь понимает, где работать с текстом, где шаблоны, а где менять цветовую гамму.

Но есть ограничения, которые упираются в деньги. Если делать корпоративную Miro, то можно создать только три доски бесплатно. Если кто-то создал четвертую, то первая уходит в режим “просто просмотра”. Эти правила можно почитать заранее. Но если до этого работал на интуитивном уровне, то потом это будет неприятный сюрприз.

Картинка с <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.figma.com%2Ffigjam%2F&postId=614658" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайта </a>
Картинка с сайта 

Это интерактивная доска внутри Figma. Она почти на десять лет младше Miro и сейчас набирает обороты. Главная фишка: все проекты, которые были нарисованы в Фигме и все доски хранятся в одном аккаунте. Разные прототипы можно копировать на доску просто с помощью горячих клавиш Ctrl+C - Ctrl+V. Ну и информация всегда под рукой, легко искать.

Но если не рисуете дизайн в Фигме, то доской тоже можно пользоваться. Например, для интерактивных презентаций: собрал на одну доску все скриншоты, тезисы, ссылки, и прямо по ходу рассказа можно с ней взаимодействовать. Тем более, что у Figjam интерфейс намного проще, чем у Miro.

Минус: нельзя создавать доски и просматривать их с телефона.Пока сервис наполовину в бета-версии, так что можно пользоваться бесплатно. Но, возможно, потом этот бесплатный доступ закроют.

Картинка с <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmilanote.com%2F&postId=614658" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайта</a> 
Картинка с сайта 

Создается впечатление, что это больше для личных досок. Основной упор делается на текстовые заметки и списки дел. Но можно вкладывать в эти заметки картинки. В нем хорошо создавать либо черновики для индивидуальной работы, либо показывать кому-то готовую доску. Например, учитель может показывать ученику доску, собранную в Millanote. Интересные фичи: есть вложенность бордов (ссылка на борд уровня ниже), можно оформлять в PDF и работать с телефона: делать заметки, загружать фото с камеры и создавать списки дел. Но не уверен, что для командной работ сервис очень хорош.

Для себя я хочу изменить формулу «облачное хранилище + таск-трекер» на «база знаний + интерактивная доска». Туда можно поместить примерно одинаковый объём информации, но мне кажется удобнее ориентироваться во всем этом объеме.

В отличие от хранилищ файлов, в базе знаний есть систематизация и поиск. Там хранить информацию надежнее, чем в публичном облаке. А интерактивная доску можно приспособить под таск. Но, возможно, я не прав, и насчет таска все-таки передумаю.

1010
32 комментария

к счастью ничего супер секретного у нас на работе не хранится, поэтому гугловских сервисов мне хватает

1

средне секретные материалы тоже там хранить можно, главное в правильном формате их туда закинуть

Нет ничего лучше файлового сервака. Но среднестатистическая ойти/дижиталь фирмочка не может в сервак, увы

1

Да, сервак - хорошая штука, не отрицаю) Но дорого и надо обслуживать самим - это жирный минус, приходится выбирать облако

Сервак может сломаться, его могут украсть или изъять при обыске. Все эти риски требуют дополнительных усилий для предотвращения.

Почему нет ничего лучше сервера? Я понимаю, м.б. вопрос тупой, просто объясните гуманитарию пожалуйста)

А как вы храните рабочую информацию, чтобы ничего не терять?