Годовщине ухода из России посвящается. Поставщик софта нас бросил, а мы нашли замену, помогли другим, ещё и заработали

Ровно год назад 10 000 предпринимателей в России лишились доступа к своим личным кабинетам в CRM системе для микробизнеса с разработчиками из Украины. Онлайн-кассы, продажи, аналитика, техкарты, клиентские данные — всё оказалось потеряно за секунды. Наши кофейни оказались в числе пострадавших. Как удалось за день найти и развернуть альтернативное решение, помочь решить проблему сотням заведений и при этом заработать — в сегодняшнем выпуске-ретроспективе.

Годовщине ухода из России посвящается. Поставщик софта нас бросил, а мы нашли замену, помогли другим, ещё и заработали

Спойлер - придумывал решения на ходу, спал по 5-6 часов и получил проблемы со здоровьем.

На связи вновь Максим из “МаксиКофе”. Когда писал прошлую статью, совсем забыл что грядёт событие, которое год назад серьёзно повлияло на работу тысяч кофеен, бургергных, кальянных и других небольших заведений и магазинов. Этого нельзя было пропустить — драма, детектив и приключения в одном флаконе. В комментариях к первой статье многие говорили, что слишком мало подробностей, живых деталей и коротко. Здесь постарался учесть все пожелания.

Контекст.

В 2014 году мы открывали первую кофейню и я выбирал учётную систему. В идеале это было “что-то типа Додо ИС”, но без вложения миллионов в разработку и работающее на планшете. Выбор и сегодня невелик, а тогда отсутствовал вовсе. В итоге нашёл один сервис, который только начинал развиваться тогда. Офис и разработка проходили в Днепропетровске, (Украина). Начали работать. Со временем познакомился с кофаундером, затем и несколькими сотрудниками. Так мы прожили душа в душу 8 лет. В начале февраля 2022г. по моему приглашению ребята стали экспонентами на южном чемпионате бариста в Краснодаре, где классно пообщались , а мне подарили фирменный свитшот.

Фото с южного чемпионата бариста 2022г. Пока я кемарю между судейством участников меня подлавливает Алексей, наш поставщик кофе,
Фото с южного чемпионата бариста 2022г. Пока я кемарю между судейством участников меня подлавливает Алексей, наш поставщик кофе,

Что-то случилось.

24 февраля 2022г.

Не буду много писать о своих эмоциях в то время. Думаю у каждого тут будет что вспомнить. Гнев, апатия, страх и непонимание вкупе с чувством полной беспомощности. Пытаюсь собраться, ведь отвечаю не только за себя, а за семью, сотрудников и гостей кофеен. Пытаюсь найти в себе силы говорить бариста умные слова, чтобы не уронить моральных дух в коллективе. Пишу в чат поддержки украинского сервиса что-то ободряющее и спрашиваю о планах на работу в России. Ответ вроде: “Спасибо, держимся, работаем и будем работать”.

На следующий день листаю ФБ и замечаю посты СЕО сервиса. Крайне эмоциональные и много негатива в сторону россиян. Приходит мысль: "что-то будет" и…. не обращаю внимания. Зря!

Понеслось.

28 февраля 2022г, время 16:25.

Мне везёт.. С разницей в несколько минут из разных источников узнаю, что украинский сервис уходит из России. Сотрудники московского офиса уволены одним днём. В любую секунду кассы кофеен могут отключить от серверов. Часы начинают тикать быстрее. Никакого конкретного плана нет, действую по наитию. Быстро паркуюсь, достаю ноутбук и залетаю в админку.

Первое, что делаю — срочную выгрузку данных. Самое ценное - база нескольких тысяч клиентов со статусами в программе лояльности и остатками бонусов. До кучи выгружаю техкарты, статистику продаж по точкам за 8 лет. 5 минут, готово!

Второе. Экстренно найти похожее решение, отвечающее ряду требований:

  • работа на том же железе. В кризисное время, когда непонятно как будет не то что завтра, а через час, вкладываться в новое железо, по 50-60 000₽ на точку (а у нас их 5) немыслимо!
  • мультиплатформенность. У нас везде разные планшеты : от совсем старых айпадов до андроидов разных поколений. Менять их не с руки.
  • максимально похожий функционал
  • российские основатели

Тут опять повезло, задолго до этих событий я знакомлюсь с разработчиками похожего ПО из моего родного Ростова-на-Дону. У микробизнеса всегда куча дел, поэтому тестировать ростовский сервис мне ранее не приходилось. Мы просто знали друг о друге и всё. Листаю телефонную книгу - бинго! Есть телефон СЕО. Звоню и в двух словах рассказываю новости. Диалог примерно такой:

— Дима, привет! Как там ваше сервис, работает?

— Работает.

— Похоже завтра к вам придёт несколько сотен новых клиентов, потянете?

— Хоть 1000.

— Ок, беру! Партнёрка есть?

—Есть. (даёт телефон коллеги по работе с партнёрами),

28 февраля 2022г., время 17:41.

Приезжаю на одну из кофеен. Достаю ноут, регистрируюсь в сервисе. Одновременно пытаюсь понять логику, настроить хотя бы просто продажи и поднять железо. На планшете запускается, но не видит фискальник. Блин…Где это тут настраивать? Ага, увидел, кажется тут ... есть! Вылез первый чек, работает!

Прилетает партнёрская ссылка, толком условия не обсуждались, тем более договор. На словах примерно понятно, ладно не главное, работаем. Выкладываю сторис , где рассказываю , что скоро касса клиентов украинского сервиса превратиться в тыкву, Выкладываю ссылку на российский сервис, высылаю знакомым кофейным людям инфу с просьбой разместить. На время забываю о соцсетях и дальше пытаюсь разобраться как тут всё устроено. Интерфейс такой, что с ходу ни черта не понятно, Пытаюсь разобраться где заводить товары и техкарты, как настроить группы , часто матерюсь. Не сразу, но получается. Пока настроил одну точку, часть вопросов снята.

Тот самый сторис.
Тот самый сторис.

1 марта 2022г, время 10:24.

Всё! Россию отключили. За прошлую ночь и сегодняшнее утро я поднял кассы на трёх из пяти кофеен. Пишу короткий пост здесь, выкладываю сторис, вновь кидаю ссылку по знакомым. Понимаю , что мне, довольно опытному пользователю, было непросто разобраться. Другим это наверняка покажется сложной задачей. У российского сервиса на тот момент слабый FAQ, поддержка только по телефону или почте. Да и там могут не ответить, ведь вместо обычных 10-20 звонков в день теперь прилетает столько же в минуту. Вдобавок регистрация новых пользователей проходит модерацию и аппрув сотрудника сервиса. Рассчитываю только на себя, пытаюсь придумать решение.

1 марта 2022г, время 19:27.

Весь день мотаюсь по кофейным делам. К вечеру приходит идея. Делаю чат в ТГ, кидаю ссылку на него в сторис, повторно прошу знакомых репостнуть. Понятия не имею как работает ТГ с его каналами и чатами, сначала делаю что-то не так, но потом исправляю. Чат создан, начинают приходить первые люди. и сыпаться вопросы, Народу пока немного, а вот вопросов тьма, В чат заходит СЕО сервиса Дмитрий и мы вдвоём пытаемся тушить пожары, До часа ночи держусь, дальше не могу - спать,

2 марта 2022г., время 08:14.

За прошлую ночь и сегодняшнее утро настроил остальные 2 свои точки, теперь везде работает. В чат уже пришло 100 человек и началась полная вакханалия, Каждые 5-10 минут прилетают вопросы на которые я пытаюсь отвечать в меру компетенции. Самые частые вопросы о настройке соединения с кассовым аппаратом, совместимости ПО с имеющимся оборудованием, просьбы ускорить ручную регистрацию аккаунта, добавить несколько точек в один аккаунт (это тоже только вручную), порекомендовать подходящий тариф. Также люди делятся своими эмоциями, благодарят за помощь, некоторые просят номер телефона чтобы перевести деньги. Пишу короткие пояснения по популярным вопросам и кидаю в закреп. Волна сообщений только нарастает, отхожу от компа в санузел, ем за компом. Спать ложусь в 2 часа ночи, сил уже нет.

Лишь малая часть прилетающих сообщений. 
Лишь малая часть прилетающих сообщений. 

3 марта 2022г., время 7:00.

Проснувшись, сразу сажусь за комп. Много людей в чате из других часовых поясов. Сообщения приходили всю ночь, добавилось еще полсотни человек. Те же и новые вопросы, понемногу разгребаю. При этом напомню, у меня 5 действующих кофеен, по которым постоянно тоже возникают вопросы — не привезли молоко, кофемолка забилась, бариста чувствует себя плохо надо найти замену, закончились спортивные снеки, перестала гореть вывеска и ещё 100500 дел. Пытаюсь успеть везде - не получается. Тем временем чат начинает жить своей жизнью, те кто разобрались в нюансах сами помогают и подсказывают новичкам. В чате появляется дух сотрудничества и взаимопомощи!

Возникают новые вопросы — как убрать столы, как вернуть столы, что с интеграцией с Деливери, есть интеграция с другими банками? Chat GPT позавидует такой скорости выдачи информации и разнообразности запросов. К концу дня в чате больше 200 человек. А у меня начинается хроническое воспаление глаз.

Списался с СЕО сервиса Димой и попросил его прикрыть меня в чате на время болезни. Заодно спросил как у них там дела как они справляются? Он скидывает мне статистику по приёму звонков и посещений сайта. Сидят на телефоне все, включая техника по ремонту касс. Трубки не кладутся ни на минуту, просто переключаются на новый входящий. Программисты срочно допиливают функционал, который нужен вновь пришедшим. Многие уходят домой далеко заполночь, кто-то и в 3 часа, чтобы утром опять быть на работе. Все устали, но настроение отличное. Короче "веселимся" вместе.

Данные по входящим звонкам. Количество визитов на сайт скакнуло с 230 до 7300 в сутки.
Данные по входящим звонкам. Количество визитов на сайт скакнуло с 230 до 7300 в сутки.

Тем временем зрение совсем отказывается мне подчиняться, сваливаюсь в постельный режим,, время от времени прошу супругу глянуть как дела в чате. Жена интересуется на кой чёрт мне всё это надо? Пожимаю плечами... Помочь людям попавшим в беду?! Про партнёрку помню, однако сколько это может принести непонятно .

Как было у других?

Передаю слово своему коллеге из Салехарда. Попросил его вернуться в то время, вспомнить как они переживали кризис, рассказать как сейчас.

Слава Егоров
Основатель сети кофеен "Кубик", г. Салехард.

Помню этот день как вчера, я ехал в электричке в гости к родителям. Позвонили друзья из российского офиса Постера. Ребята сказали, что офис закрывают, в любой момент доступ к софту могут отрезать. В пути были проблемы с интернетом, но кое-как удалось войти в админку и выкачать клиентскую базу и техкарты. На следующий день доступ отрезали, началась дичь. Вместо админки мы увидели призывы выходить на улицы и свергать правительство, на чеках в кофейне тоже начала печататься какая-то дичь. Я дал указания забить болт на кассу и заказы записывать в тетрадку. А сам тем временем кинулся искать замену.

Искали что-то отечественное, которое бы могло бы работать с задачами кофейни и чтобы ценник адекватный был. По совету Максима попробовал ростовский сервис. Он в целом был похож на ушедший, и решился поработать с ним. Но запуститься быстро не получалось. Я сидел в деревне у родителей, почти без интернета, и пытался настроить систему. Пока разобрался куда тыкать, пока внёс позиции расходников, пока вбил техкарты, пока сам потестить как это работает, и это в условиях когда каждая страничка в интернете грузилась по 2 минуты. Это был ад. На все про все ушло три дня. Удаленно смог установить приложение на планшеты в кофейни и написал ребятам инструкции, как с этим всем работать. Ещё долго разбирались как все работает внутри, что-то переделывали, внедряли.. И вот спустя год у нас вроде все более-менее стало работать как нужно

Хочется пожелать ребятам развиваться быстрее. Потому что софт ещё сыроват, часто не везде удобный в работе, глюков и багов разных тоже хватает. В целом работать на таком уже можно, но удобства и логики я бы разработчикам советовал добавить. За год работы пожеланий скопилось много. Ждём с нетерпением обновлений и развития.

Что было дальше?

После восстановления зрения я провёл весь март в режиме запары. Днём разруливаю задачи по своим кофейням, утром и ночью у компа в чате отвечаю на вопросы и помогаю с подключениями.За это время разработчики успели выкатить несколько обновлений - добавили финансовый модуль, обновили визуализацию, сделали возможность экономить чековую ленту. Потихоньку вопросы решались.

Вот так, довольно хреново, я выглядел тогда,
Вот так, довольно хреново, я выглядел тогда,

Ещё удалось вернуть оплату подписки в украинском сервисе через процедуру чарджбека в Тинькофф, Оказалось достаточно скинуть скрин антироссийской заглушки сервиса и поста их СЕО об уходе из России. Сумма в 7000₽ . Мелочь, но всё же. Общался с людьми, которые незадолго до событий оплачивали подписку на год в 50 000₽, но через расчётные счета и деньги вернуть им не удалось.

Наконец настало время подвести итог и посмотреть что же набежало в кабинете партнёра. За первый месяц получилось 83 000 рублей, По мне так неплохо.

Как дела сегодня?

На сегодня в моём чате поддержки почти 150 человек из изначальных 200. Кому-то мы так и не смогли вовремя помочь запуститься, кто-то закрыл заведения и уехал, кто-то перешел на другие сервисы. Мы по-прежнему работаем с этим сервисом. И как клиенты и как партнёры. Я, как человек из кофейной индустрии, рассказываю о грядущих кофейных мероприятиях и выставках. Вместе участвовали на прошлой выставке "Coffee,tea and cacao Expo" в Москве, я ездил как представитель сервиса на чемпионат бариста в Махачкале прошлой весной. Может и в этом году куда-то поедем.

По-прежнему иногда помогаю новым клиентам адаптироваться. С тех времён много функционала допилили, но работы непочатый край. Честно, мы думали посмотреть и потестить другие сервисы, но принципиально иных по уровню решений в бюджете 2-2,5 тыс. ₽ в месяц как у ребят не нашли. Да и времени как обычно не хватает.

Что с деньгами?

За 12 месяцев работы по партнерской программе мы заработали почти 700 000₽. Спасибо сервису и лично Дмитрию и Алексею за честное сотрудничество. Вот так для меня и для конкретного сервиса из России кризис реально оказался временем новых возможностей. И пусть меня пинают за мотивационные лозунги из пабликов инфоцыган.

Всю статью я принципиально не упоминал брендов. А в конце уже можно. Российский сервис - это FusionPos. Вот ссылка на регистрацию с бесплатным тестовым периодом. А вот и тот самый чат-поддержки в ТГ, если понадобится помощь.

2929
38 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

Так норм же! Так всегда надо делать!

1
Ответить

Гениально , вы уложились в одно предложение . Хрестоматии писать не пробовали ?

1
Ответить

История не в том, что решил, а в том, что заработал. Почувствуйте разницу.

1
Ответить

Хм, какая же причина...

3
Ответить

Она и сейчас доподлинно известна только основателю сервиса, принявшему такое решение. А на момент публикации сторис вообще всё было непонятно. Слухи могли и не подтвердиться..

Впрочем, вас же не это интересовало.

Ответить