Новые санкции от ЕС: что известно об изменениях работы «Тинькофф» и ограничении SWIFT-переводов

Новый пакет санкций от Евросоюза впервые за год ввёл значительные ограничения для «Тинькофф». Вот, что известно про изменение работы банка и брокера на данный момент.

Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

На выходных, 25 февраля, Евросоюз ввёл новый пакет санкций против России. В десятый пакет санкций попали «Тинькофф», «Альфа-Банк» и «Росбанк».

Если для ««Альфа-Банка» и «Росбанка» санкции уже не в новинку, то «Тинькофф» впервые попал под эту гильотину. Санкции против этих банков ЕС объясняет тем, что сектор, в котором они работают, обеспечивает «существенный доход» российскому государству, а также их ролью в экономике: все три банка включены в список системно значимых. Активы попавших под санкции банков в ЕС подлежат заморозке, европейцам запрещается предоставлять им финансирование и другие экономические ресурсы, сообщил ранее Совет ЕС. Также санкции подразумевают отключение от системы передачи финансовых сообщений SWIFT.

Сначала «Тинькофф», «Альфа-Банк» и «Росбанк» заявляли, что санкции не повлияют на обслуживание клиентов. «Тинькофф» в своём Telegram-канале заверил клиентов, что компания «хорошо подготовилась к такому сценарию» и продолжает работать в прежнем режиме. Санкции никак не влияют на обслуживание более 26 млн клиентов «Тинькофф», заверили в компании. Так ли это?

Как изменилась работа «Тинькофф»

SWIFT-переводы в «Тинькофф» больше недоступны

«Тинькофф» был одним из немногих банков, в котором ещё сохранялась функция трансграничного перевода валюты, пусть и только в некоторые страны. Теперь эта функция вовсе недоступна.
Самой лучшей альтернативой остались переводы через «Райффайзен». Сейчас «Райффайзен», российское отделение австрийской банковской группы Raiffeisen Bank International (RBI), обслуживает 40–50% платежей России с другими странами, заявил Financial Times один из топ-менеджеров банка.

Что будет с теми SWIFT-переводами, которые люди отправили на прошлой неделе, за несколько дней до санкций? Согласно санкционному документу, переводы должны дойти — для такого случае ЕС ввёл трёхмесячное отступление, чтобы все компании-партнёры могли завершить дела с санкционными банками. Однако как банки-корреспонденты и западные банки-получатели поведут себя на самом деле, пока неизвестно. Если вы переводили валюту через «Тинькофф» и она до сих пор не пришла получателю, можно отслеживать ситуацию на сайте OnMySwift или в чате «SWIFT — Пропали деньги».

Евро на счетах пока можно обменять на рубли. Но не на бирже.

Брокер объявил об остановке торгами в евро: теперь валюту нельзя продать или купить на бирже через «Тинькофф» по курсу ЦБ, который был самым выгодным.

Обменять евро можно в мобильном приложении банка, однако по далеко не самому выгодному курсу. Сейчас банк даёт 72,9-73 рубля за один евро. Для сравнения, на бирже один евро можно продать за 79 рублей.

На торги в долларах санкции пока не повлияли, доллары по-прежнему можно обменять на бирже через брокерское приложение «Тинькофф».

Переводы «Золотой короной» пока работают

«Золотая корона» не давала официальных комментариев по поводу отношений с новыми санкционными банками. Однако пользователи Telegram в чатах пишут, что 26 февраля переводы «Золотой короной» ещё ходили.

Возможность купить или продать зарубежные акции недоступна

Соблюдая европейские санкции, Санкт-Петербургская биржа приостановила отношения с «Тинькофф». «Тинькофф» временно приостановил торговлю иностранными ценными бумагами и объявил, что будет переносить их в неподсанкционную компанию. По этой же причине банк закрыл «шорты» — короткие позиции по иностранным бумагам. Банк уверил клиентов, что планирует запустить торги зарубежными акциями в ближайшие несколько недель.

Похожая ситуация с зарубежными ценными бумагами случилась прошлой весной, когда под первые санкции попали крупнейшие «Сбербанк», «Альфа-Банк» и ВТБ. Тогда клиенты банков лишились возможности купить или продать свои ценные бумаги, и перевод этих бумаг к другому, неподсанкционному брокеру, не помог — всё дело оказалось в депозитарии.

«Тинькофф» уверяет, что блокировки акций не случится. Однако те клиенты, чьи ценные бумаги уже были заблокированы в «Сбере» и «ВТБ», не слишком верят банку. Некоторые клиенты пишут, что закрывают счет в знак протеста.

Будут ли заблокированы бумаги инвесторов? Пока этого точно никто не знает, но ситуация между санкциями против ВТБ и санкциями против «Тинькофф» отличается тем, что сейчас Евросоюз дал компании время завершить дела с партнерами и перевести акции клиентов на другие юрлица. Это вселяет надежду, что и с валютой, и с акциями всё будет в порядке. Пока прошла неделя с блокировки — свежих новостей не поступает.

Банковские приложения «Тинькофф» удалены из AppStore

Это плохая новость для владельцев iPhone. Хорошая новость — это никак не влияет на сохранность денег, старые, установленные ранее приложения «Тинькофф» работают и наконец-то их интерфейс не будет обновляться каждую неделю. Главное — ни в коем случае их не удалять. Если вы живете за рубежом, рекомендую максимально аккуратно относиться и к карте, и к приложению, не разлогиниваться в нём и не терять телефон — восстановление доступа в удалённом режиме может стать проблемой.

Как изменилась работа «Альфа-Банка» и «Росбанка»

Работа остальных подсанкционных банков существенно не изменится: они оба ранее уже пострадали от американских санкций в других пакетах, не отправляли и не принимали SWIFT-переводы, а зарубежные акции брокеров банков были переведены к другим брокерам.

ЕС в числе аффилированных с Альфа-банком компаний перечисляет его дочерние структуры на Кипре (Alfa Capital Markets LTD), в Нидерландах (Amsterdam Trade Bank NV) и Люксембурге (ABH Holdings). По словам источника Forbes Russia в банковских кругах, европейский бизнес «Альфа-Банка» уже существенно пострадал от американских санкций, которые были введены в прошлом году. Часть бизнеса закрылась, оставшиеся подразделения «работали плохо» после внесения в санкционные списки их бенефициаров, поскольку европейские контрагенты стали расторгать договоры, а банки — закрывать счета.

44
9 комментариев

Здравствуйте.

Мы анализируем текст решения Еврокомиссии и обязательно расскажем на нашем сайте о том, как именно будут действовать возможные ограничения SWIFT-переводов. Возможность перевода в те или иные регионы будет также зависеть от позиции банков-корреспондентов. Сейчас доступны SWIFT-переводы в некоторые страны. Уточнить возможность перевода в конкретный банк всегда можно в поддержке.

Что касается приложения, то мы заранее разрабатывали решения для различных сценариев дальнейшего развития событий. Невозможность скачать приложения из AppStore не оказывает влияние на проведение операций клиентов, физических и юридических лиц. Все приложения Тинькофф, которые уже установлены у клиентов, продолжают работать, никаких ограничений по их использованию нет.

Сейчас мы продолжаем развивать личный кабинет на сайте. Несомненно учтем и текущие реалии. Параллельно работаем и над другими решениями, в том числе планируем оспаривать блокировку. Рекомендуем следить за новостями на нашем сайте.

2
Ответить

Главное - приложение не удалять, а остальное не так страшно.

1
Ответить

Аххахахах 😂 5 с плюсом. Всё, был тинёк - да сплыл. Да и райф летом огребёт.

Ответить

Сегодня 5
03 по короне тиньком в 🇹🇷 не отправить уже, 3го отправлял. Печаль

Ответить