Говорящее яйцо, шоколадные головы и люди-змеи: «дикая» японская реклама от Nintendo, Burger King и других брендов

Представители агентств Pinkman, BeGroup и Affect рассказали, почему японская реклама работает и примут ли такой креатив в России.

Девушки в роли мышей в рекламе сети магазинов Mouse

Сеть магазинов по продаже компьютеров Mouse сняла ролик, в котором переодетые в мышей девушки поют, пока за ними охотится чёрный кот. Им всегда удаётся скрыться от него и продолжить песню.

Компания переодела девушек в мышей, чтобы обыграть своё название.

Превращение мужчин в женщин от косметического бренда Shiseido

В рекламе японского бренда косметики Shiseido девушка заходит в учебный класс и обводит взглядом студенток — они накрашены и приветливо ей улыбаются. Затем создатель ролика переносит зрителя назад и показывает, кто на самом деле скрывается под макияжем. Оказывается, что все присутствующие в помещении — мужчины.

Так компания показала, что с помощью декоративной косметики можно создать любой образ.

Шоколадные головы в рекламе сладостей ChocoBalls

В анимированном ролике поющие мужские головы упоминают ChocoBalls и танцуют вокруг стенда с конфетами. Они скатываются с горки и следуют за прыгающей птицей.

Говорящее яйцо и кричащие дети в рекламе бренда быстрорастворимой лапши Nissin

В ролике школьники, мягкая игрушка и мужчина пробуют лапшу и радуются тому, какая она вкусная. Когда их просят оценить вкус блюда, они дают ему высокие оценки. А один из участников фокус-группы так полюбил лапшу, что унёсся в космос и приземлился в объятия королевы с волосами из лапши.

Пейнтбол от создателей компьютерной игры Splatoon

Бренд игровых приставок Nintendo выпустил ролик для продвижения игры Splatoon — в нём жители города спасаются от красок, которые повсюду их настигают.

Танцующая армия в рекламе макарон Tarako

Японский бренд лапши снял серию рекламных роликов, в которых скучающий за тарелкой макарон ребёнок завороженно наблюдает за танцующими красными фигурками.

Рекламный мюзикл от бренда жевательной резинки Lotte

В ролике Lotte девушки и молодые люди танцуют в общественных пространствах, показывая, как легко вынуть из упаковки жевательную резинку.

Гимн бренда в рекламе оператора Au

Ролик оператора связи Au начинается с мужчины, который поёт «Ау», повторяя слово несколько раз. На другом конце города его песню подхватывает другой мужчина, затем — девушка, пока весь город не начинает петь.

Способ съесть чужой бургер в ролике Burger King

В рекламе Burger King мужчина готовится съесть свой бургер, как вдруг вспоминает, что к обеду не хватает напитка. Пока он отходит за содовой, его коллега опускается на пол и подкрадывается к бургеру, двигаясь как змея. Доползая до стола, он заглатывает бутерброд на глазах у изумлённого коллеги.

Мнения специалистов о японской рекламе

Об особенностях местной рекламы

Обожаю японцев за их дикий креатив. Круто, что проявляется он не только в рекламе, но и в искусстве, изобретениях, еде, приложениях и телешоу.

Особенность японского креатива в том, что креаторы всегда идут до конца, как камикадзе. У этой фатальности есть понятные корни: люди там живут по строгим правилам. Они привыкли к порядку и субординации, графикам, схемам, их жизнь регламентирована до деталей.

Они стараются ничего не нарушать и работают по шесть дней в неделю от звонка до звонка. А чем больше и усерднее ты пашешь на неделе, тем жёстче и неистовее отрываешься на выходных. И японцы в этом все. Они усердно работают на своём острове сотни лет и отрываться (то есть забивать на регламент) им можно в строго отведённых для этого местах и настрого предписанных для этого форматах.

Шоковых роликов от больших брендов вроде Samsung или Coca-Cola нет даже в Японии, а внутренние марки отрываются на десятку. Ведь если развлекать, то до конца, как в последний день жизни, без аккуратизма и полумер.

Александр Никифоров, стратег Pinkman, сооснователь агентства SenseSay

Японская культура неотъемлемо связана с тем, что европейцы считают странным или, наоборот, милым. Коты священны, а аниме и манга — аналог Netflix. Нет никакого диссонанса между сотней уважительных поклонов, тишиной в метро и громкими дикими рекламными роликами.

Реклама и любое творчество в Японии — это способ выйти за рамки привычного образа жизни. На улицах городов чисто, в домах мало места, на работе строгие распорядки, всё по часам. Культурные традиции и правила приводят к тому, что некуда выплескивать внутреннюю энергию.

Когда появляется пространство для самовыражения — оно становится тем безумием, которое мы видим в японской рекламе. Любая фантазия может воплотится в жизнь, и они серьёзно воспринимают это творческое поле.

Виктория Звонарёва, руководитель креативного отдела компании BeGroup

Традиционные японцы архетипичные снаружи и немного сумасшедшие внутри. Днём ходят в форме, а вечером превращаются в других людей. Поскольку большую часть жизни японец проводит на работе, ему нужно отдыхать, выпускать пар через развлечения. В этой сфере у них всё на высшем уровне.

Так и реклама нацелена, чтобы разгрузить голову. Японцы любят приглашать зарубежных звёзд или не азиатов. Они становятся аттракционом и дополнительным шансом для брендов, чтобы выделиться на фоне космического числа рекламы.

Даже японские текстовые билборды пестрят цветом и количеством иероглифов. Но дело не в том, что они против краткости. В японских словах много смыслов и требуется больше контекста, чтобы передать мысль. Вероятно, это можно интересно обыграть в слоганах.

Ещё одна причина необычного контента — это креативный класс. Я общался с ребятами из Японии, и они в хорошем смысле безумные и крутые. Думаю, они привносят свой образ жизни в работу.

Павел Жуков, руководитель креативной группы агентства Affect

Почему это работает

В этой подборке роликов есть всё, что нужно знать о японской рекламе: мультипликация, косплей, драки, дрифт, сумасшедшие песни, танцы, графика и современные технологии. При этом в роликах никогда не теряется продукт.

Весь креатив, эффекты, графика — всё строится вокруг продукта. Не заметить или не запомнить название невозможно. Айдентика продукта интегрирована в цветкор видеороликов. Если это яичная лапша — всё обязательно будет жёлтым.

Японские креаторы основательно подходят к тому, чтобы запомниться. Это важно на японском рынке, где количество товаров в категории может измеряться сотнями и тысячами.

Среди такого количества конкурентов невольно начнёшь кричать своё название, а логотип выкладывать розовыми котятами на Сибуе — в одном из 23-х специальных районов Токио.

Виктория Звонарёва, руководитель креативного отдела компании BeGroup

Если серьёзно разбирать японские шоковые ролики на предмет креатива и сообщения, то они не сильно будут отличаться от какого-нибудь Old Spice с кричащим на свой бицепс героем или Skittles с радугой.

Например, в первом ролике этой подборки даже без перевода понятно, что Mentos не только освежает дыхание, но и превращает всех собеседников в героев хентая.

Посмотрите подборку рекламы Old Spice, где с посылом и сообщением всё отлично, и вы поймёте, что японцы — это не такой уж и разрыв шаблона. Или вспомните шумевший в своё время японский ролик «содачка лимон бжю пыщь-пыщь-пыщь» и сравните со свежей рекламой «Почта Банка», в которой Паль несколько раз озвучивает падение годовой ставки словами «пиу дыщ».

Конечно, не так ярко, но сути не меняет — даже дикий японский креатив чаще всего говорит понятные целевой аудитории вещи, просто делает это навязчиво и ярко, вбивая нужный посыл в голову простыми рифмами, криками и шоковыми кадрами.

Александр Никифоров, стратег Pinkman, сооснователь агентства SenseSay

Японская реклама хочет здесь и сейчас зацепить тебя, остаться в памяти, а не донести долгосрочную коммуникацию. Чем ярче и гротескнее, тем лучше, но при этом часто с хорошей долей эстетизма. Мы же стараемся выстроить долгоиграющую историю и отразить ценности бренда со всех сторон.

Для японцев важен коллективизм, поэтому бренды часто говорят о принадлежности к социуму, нежели доносят функциональные преимущества продукта. Действенный способ — это использовать медийную личность. Такая реклама хорошо выделяется на фоне других, обыватели узнают кумира и доверяют ему.

Но не вся сфера такая. Есть классические кейсы, и их немало, просто они не так нам бросаются в глаза.

Западная культура всё больше проникает в японскую, и реклама постепенно меняется в сторону ориентированности на продукт с нотками «упячки».

Павел Жуков, руководитель креативной группы агентства Affect

Примут ли такой креатив в России

Европейцы в рекламе показывают людей, которые отдыхают после работы, любят друг друга и развлекаются на курортах — и это наш побег от реальности. В Японии от повседневности бегут куда дальше — за пределы реальности в мир фантазий.

Такая реклама на нашем рынке стала бы очень заметной. Сейчас повсюду выглаженные лица, утончённый креатив, смыслы, слёзы и всё, чего пытаются добиться креаторы. А тут «кия, вау, вжух» — такое вызывает эмоцию и точно запомнится. Подобное уже делала McDonalds.

Виктория Звонарёва, руководитель креативного отдела компании BeGroup
3131
18 комментариев

ппц вы рекламу лоттэ древнюю нашли.
мем с хнёй времен палеозоя

4
Ответить

ЙПНЦ УПРТ.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Ну если посмотреть на рекламу РФ, где либо сотовые операторы с досадными ликами всяких типа звёзд пытающихся шутить, либо лекарства от чего только можно, которые судя по рекламе не только от диареи, но и вообще жизнь налаживают... то вроде как Японская реклама хотя бы крутая и интересная, а не унылая.

3
Ответить

Главный принцип японской рекламы - хороший ролик понятен без слов! Поэтому обычное показывают ,как необыкновенное. Акцент идёт на образ,конкретика на второй план. Обязательно отойти от стандартов,новаторство - норма,в том числе и шокирующая публику. Интересная статья!

1
Ответить

В основном эта реклама даже не прикольная и смешная, а просто...тупая.

1
Ответить

Я бы сказал - молодёжная. В нашей стране и на Западе по старинке по привычке самым платежеспособным считается поколение олдов.

1
Ответить