Vortex Sport с точки зрения спортивного маркетинга

«А сам-то понял, что сделал?» - самый распространенный жизненный сюжет в моей жизни. Наверное, есть люди, которые все планируют, продумывают, а потом действуют. У меня происходит по-другому. Когда я предложил своему тренеру по единоборствам провести турнир между представителями различных боевых видов искусств, у меня была одна цель – избежать ежедневных изматывающих тренировок. Спорить с отцом, который установил такой режим, было бесполезно, пришлось зайти с другой стороны.

Спортивные результаты проекта Vortex Sport показали, что идея была отличной не только для моей первой цели. Концепция спортивных баттлов и ее реализация идеально подходит под тот вид спортивного контента, который ждет все(!) спортивные проекты. Большим спортивным лигам, клубам, олимпийскому движению и многочисленным чемпионтам и кубкам мира придется искать иные модели отношения со своими потребителями. В этом плане молодому проекту, не имеющему ограничивающего багажа прошлого и «культурных традиций», может быть, даже легче. Есть шансы сразу начинать делать то, что нужно, а не то, что делали всегда. И так, каким образом движение Vortex Sport проявляет свои качества спортивного проекта будущего.

На съемках первых сезонов Vortex Sport
На съемках первых сезонов Vortex Sport

Nielsen о будущем спортивных проектов

Основные тенденции и качества, которым должны обладать спортивные проекты будущего, сформулировал не я. Есть исследование Nielsen о том, как технологии и привычки потребителей становятся основными двигателями изменений в индустрии спорта. Возможно, есть и другие работы, но общие выводы будут похожи.

Эксперты, к которым стоит прислушаться, формулируют основные тренды для спортивной индустрии таким образом:

1. Эволюция медиадистрибьтеров.

2. Развитие киберспорта.

3. Диджитал тенденции в спортивном контенте.

4. От спонсорства к партнерству.

5. Спорт в пользу общества.

Эволюция медиадистрибьтеров

Главный вопрос в спортивном бизнесе: Как привлечь больше болельщиков к трансляциям, если традиционный телевизионный канал теряет свою популярность?»

Для молодых людей интернет давно обогнал телевизор. Звезды спорта зачастую имеют больше подписчиков, ну или сравнимое количество фанатов, чем их клуб. Причем аудитория спортивной звезды шире, чем аудитория клуба или вида спорта. Например, сколько девушек подписано на инстаграм Роналдо и сколько из них футбольных болельщиц?

Vortex Sport изначально ориентировался на продвижение в интернете. Проект развивается как сериал согласно правилам этого жанра.

Это видео из 6 сезона Vortex Sport набрало 1,6 млн просмотров

Мы снимаем шоу сезонами. Каждый сезон имеет завязку, кульминацию (или даже несколько), развязку, своих героев. Сезон состоит из нескольких мини-сюжетов – индивидуальных противостояний спортсменов – заруб. Противостояния не повторяются, в каждом из противостояний ведущей является какая-либо яркая эмоция: реванш за прошлое поражение, ответ на вызов, любопытство, испытание на краю человеческих возможностей. Финал каждого противостояния предсказать трудно и ситуация меняется несколько раз. В результате мы имеем спортивный «сериал» с азартным и непредсказуемым сюжетом. Сериал разбит на небольшие отрезки. 10 минут - оптимальное время, на которое современный пользователь может задержать свое внимание.

В кино одним из составляющих успешного проекта является участие известных актеров. На спортивное шоу специально приглашали медийных участников. Даже когда набирали первый сезон и были никому не известным проектом. Каждый участник это имя, легенда, бренд. Потом возник вариант, когда желающие на условиях свободного отбора могли добиться права на выступление. Практически реализация архитипического сюжета про «неизвестного рыцаря».

Cпортивный фестиваль посвященный Дню Физкультурника в Таврическом саду Санкт=-Петербурга
Cпортивный фестиваль посвященный Дню Физкультурника в Таврическом саду Санкт=-Петербурга

В современном мире популярность писателя, копирайтера, тренера, спортсмена – это одна из составляющих его работы. Недаром сейчас из каждого утюга вещают о важности личного бренда. Когда человек понимает что и ради чего он становится медийной персоной, то ему не надо объяснять важность и необходимость дать интервью СМИ, провести фотосессию с болельщиками, выступить с шоу на благотворительном или развлекательном мероприятии. Меня очень удивляют ситуации, когда профессиональные спортсмены не приходят на интервью или молчат. Макгрегор сделал денег больше на разогревающих шоу, чем на самих боях.

Алексей Шреддер (справа) участник нескольких баттлов Vortex. Костю Дзю представлять, надеюсь, не надо

Отличный пример такого подхода - различные промомероприятия, где спортивной составляющей может даже и не быть. Например, «Битва за ЗОЖ», кулинарное противостояние спортсменов-блогеров. При таком составе участников мы можем разработать максимально гибкий формат соревнований. Кому-то из партнеров больше подойдут бои, кому-то промо-акции, кому-то спортивные праздники.

Битва за ЗОЖ
Битва за ЗОЖ

Развитие киберспорта

Второй спортивный тренд будущего – развитие киберспорта. Изначально мы за то, чтобы делать все офлайн – рельефный пресс из интернета скачать нельзя. Зато можно скачать план тренировок или питания, найти партнера на тренировку. Можно геймифицировать процесс получения результата – устраивать челленджи между спортсменами. Мои умные часы сообщают, что по результатам тренировки сегодня я обошел 64% пользователей. Сейчас я не знаю, кто эти пользователи, да они и не интересны мне. Но если вдруг среди них знакомые и это вызов, например 100 дней по 100 подтягиваний, мне станет интересно.

Реальный футбол не обязательно должен стать компьютерной игрой ФИФА. Киберпространство вокруг спорта можно насыщать еще очень долго, там сейчас кроме игр мало что еще есть.

Диджитал тенденции в спортивном контенте

Спортивный медиаконтент активно меняется. Футбольные клубы увольняют SMM-щиков за неудачные шутки – это родовая травма, а не диджитализация. При продвижении Vortex Sport мы изначально делали ставку на распространение через ютуб. Facebook и Amazon вкладывают огромные деньги в собственный спортивный контент. Они покупают трансляции на игры NFL или NHL, но понимают, что это не новый контент. Просто сменился канал получения старой информации. Я готов объединить кофейный проект, спортивное шоу и ИИ при розыгрыше призов в одно решение. Тогда партнерство даже с такими монстрами будет идти на равных. Потому что сравнимых предложений по доставке положительных эмоций не будет.

"Я выбираю спорт"
"Я выбираю спорт"

От спонсорства к партнерству

Для проекта Vortex Sport это самый сложный пункт. Мне не нравится постоянный поиск спонсоров для закрытия текущих расходов проекта и верстка бюджетов от сезона к сезону, хотя я понимаю, что это вариант нормы, именно так и живет большинство подобных бизнесов. Мы изначально исходили из того, что не будем «собирать рекламодателей с миру по нитке». Продактплейсмент от спортсменов – подержать банку с питанием на фоне баннера производителя - жалкое зрелище. Мы стремимся максимально уйти от базового подхода – брендинга на площадке мероприятия.

Для монетизации проекта Vortex Sport мы наметили нескольких вариантов и самые перспективные на мой взгляд это организация спортивных мероприятий на площадках партнеров и выпуск кобрендинговой продукции «Vortex Sport рекомендует».

Мы проводили спортивный праздник на заправочной станции для Circle K. Отличные отзывы. «Битва за ЗОЖ» - мероприятия для супермаркетов «Лэнд» - также с отличными откликами аудитории и заказчика.

День ЗОЖ на Circle K
День ЗОЖ на Circle K

Поэтому тенденция к партнерству с теми, кто разделяет ценности бренда, мне нравится. Базовую ценность проекта – продвижение среди молодой аудитории спортивного образа жизни со мной разделяет государство. Говорю это без тени иронии. Идея ГТО прекрасна, но сильно испорчена реализацией, надо срочно исправлять ситуацию. Те спортивные праздники, которые организуют чиновники для молодых – это слезы.

Конечно, чиновникам страшно идти от проверенных решений и работы с олимпийскими видами спорта на улицу и сталкиваться с молодежной культурой. Ну, так пользуйтесь ее окультуренным вариантом, который уже есть в Vortex Sport, отдача будет выше в разы. Непонимание своей выгоды чиновниками от спорта – мое самое большое культурное удивление за последние полтора года.

Герои Vortex Sport вдохновят на сдачу норм ГТО так, что нормами дело не ограничится
Герои Vortex Sport вдохновят на сдачу норм ГТО так, что нормами дело не ограничится

Я поддержу каждое слово главы государства, которое он высказал на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта 27 марта 2019 года. Я за новую стратегию развития физической культуры и спорта. Вот только кто писать ее будет? Те же самые чиновники, у которых уже сложилась картинка в голове – сдадут школьники ГТО получат пару баллов к ЕГЭ, помаршируют в «Юнармии», еще немного баллов получат. Они плохо представляю молодых людей, которые учатся, потому что им интересно, а спортом занимаются ради здоровья или драйва.

Спорт в пользу общества

Спичем по поводу самого главного интересанта здорового образа жизни граждан - государства, я плавно перешел к пятому тренду – «Спорт в пользу общества».

Бренды будут вкладывать больше инвестиций в спортивные проекты, решающие социальные проблемы. Увести молодых людей (и девушек) с улицы, дать им возможности реализовать себя – прекрасная социальная задача. К слову, силовые тренировки – одна из составляющих занятиями любым видом спорта и они так же демократичны, как бег. Может быть с нашей помощью, наконец-то будут задействованы многочисленные тренажеры, которых понатыкали рядом с каждой детской площадкой. Молодые люди просто не имеют навыка обращения с таким уличным оборудованием.

Андрей Филиппов участник 7 сезона Vortex Sport
Поддержка женского спорта - это социальная отвественность

В силовом экстриме множество разных направлений, которым не повезло попасть в олимпийскую программу. Одно из интересных направлений, которое мы пока не развили – национальные самобытные виды силовой борьбы. Карате и ушу – это восточные практики, а есть борьба на поясах, грузинская борьба чидаоба, киргизская борьба куреш, монгольская борьба барильда и многие другие.

На площадке будущее поколение спортивной России

Силовые упражнения по поднятию камней или бревен возникали во всех земледельческих культурах мира. Знаете ли вы, что и на Руси до самбо, изобретения первых советских десятилетий, кроме кулачных боев были русская борьба «в схватку» и «не в схватку». У нас просто еще не было возможности углубляться в культурные исследования, нам бы охватить современность во всем ее многообразии.

На спортивном фестивале в Таврическом саду
На спортивном фестивале в Таврическом саду

Получается, что проект Vortex Sport, мой личный «маркетинговый прорыв», является еще и образцом нового спортивного проекта, который будет востребован в ближайшем будущем, потому что в нем заложен отличный медийный потенциал, он учитывает интересы молодой аудитории и общается с ней на ее язык, а кроме того выполняет важную социальную функцию.

1313
6 комментариев

Чувак, я погуглил отзывы про твой проект, но так и не понял, в чем тут бизнес?

1
Ответить

Неудивительно - я ничего и не писал про бизнес)

1
Ответить

отличный проект Vortex Sport, теперь я ваш фанат:)

1
Ответить

Отличная идея и реализация. Респект

1
Ответить