От таблички в экселе до приложения в App Store: как я запустил свой продукт для управления бюджетом

Привет, меня зовут Саша, я — iOS-разработчик. Хочу рассказать историю о том, как много лет я пользовался эксель-табличкой для ведения бюджета, а в итоге написал свое приложение. 3 марта моему Budget Hound исполнилось 2 года. В статье поделюсь своим опытом запуска: мотивация, сложности и результат, а заодно чек-листом для тех, кто тоже хочет вписаться в свой pet project.

Начало

В 2017 году я начал системно вести бюджет и траты. Устал, что не понимаю, куда уходят деньги, какую сумму я реально могу тратить, останутся ли деньги к концу месяца, если продолжить тратить в таком же режиме. Погуглил и наткнулся на интересный и простой подход, основанный на дневном бюджете. К подходу прилагалась уже готовая табличка в экселе, которая все считала. Оказалось, что некоторые даже продают такие готовые таблички. Свою я нашел вот тут.

От таблички в экселе до приложения в App Store: как я запустил свой продукт для управления бюджетом

Также я стал искать приложения в App Store, которые используют похожую механику, чтобы было удобнее вести бюджет. К сожалению, таких приложений оказалось очень мало и они не покрывали мои хотелки. Мне был важен и UI приложений, а у многих даже популярных приложений с этим проблемы. В итоге возможность гибкой настройки взяла вверх: я остановился на табличке эксель, настроил ее под себя и пользовался до 2021 года.

Решено: делаю свое приложение

Я работаю в крупной российской компании, а в iOS-разработке уже 10 лет. Идея написать свое приложение иногда появлялась, но я всегда находил отговорки и причины, почему я не могу это сделать: работа, нет свободного времени и так далее. Думаю, история многим знакома. Но за пару лет я совсем устал от экселя, поэтому взялся за дело.

Я сформулировал для себя цели:

  • Создать простое и удобное приложение — планировщик финансов — в первую очередь для себя, но которым смогут пользоваться и другие люди.
  • Использовать свое приложение как тестовую площадку, где я смогу применять новые технологии iOS, протестировать новые практики разработки.
  • Добавить весомый плюс в резюме в виде собственного приложения в сторе.
  • Научиться монетизировать свой продукт и получать дополнительный пассивный доход.

Мне очень хотелось сделать классное приложение без надоедливой рекламы, которым будут пользоваться люди, и оно будет им помогать.

Кодить на работе vs. пилить свой продукт

Очень сложно разрабатывать продукт без дедлайна и ожиданий от других. Пинаешь себя сам и осваиваешь новый уровень дисциплины.

Главное отличие в работе над своим pet-проектом и в работе на компанию — ты сам себе начальник. Не нужно никому отчитываться, нет никаких сроков. И даже если ты их себе ставишь, то ты ничего вроде бы не теряешь, если не уложился в дедлайн. Тебя не уволят, тебе есть, на что жить. Доход от основной работы даже позволяет мне заниматься приложением — мне приходится тратить деньги на дизайнера и продвижение.

В приложениях крупных компаний есть уже устоявшаяся архитектура и подходы, которые меняются медленно и ограничены минимальной поддерживаемой версией iOS. На момент написания статьи актуальная версия — iOS 16. Считается хорошим тоном поддерживать еще 2 версии от текущей, то есть 14 версия должна быть минимальная. Это значит, что я как разработчик не могу использовать возможности, которые были добавлены в 15 и 16 версии. В своем pet-проекте можно (и нужно) релизить фичи, которые доступны только в последней версии iOS. Всегда остаешься в тренде. Для меня очень важно написать код и “поиграться” с ним, чтобы лучше его понять. Если просто прочитать статью, то знания быстро улетучиваются.

Когда работаешь в крупной команде, то не можешь все реализовать сам и поработать со всем. Тем более, если ты лид и почти не пишешь код, то pet-проект — это просто отдушина.

В общем, это отличное упражнение для перехода на новый уровень своего профессионального трека.

Добежать до релиза

Самым сложным для меня оказался первый запуск. Очень много времени ушло на первую версию и проработку. Много работаешь, но конца не видно. Временами это демотивирует.

Приложение в итоге оказалось намного больше, чем я изначально думал. Мешал мой перфекционизм. Иногда мне казалось, что никогда не запущусь. Временами я боялся, что приложение никому не понравится, и им буду пользоваться только я. Некоторые из друзей говорили, что оно сложное.

Работа над собственным проектом — это сложно. Всегда есть проблема с тем, чтобы найти время, добавить дисциплину и работать над проектом системно. Когда были силы и время, я оставался после работы или занимался проектом в выходные. Обычно либо сидел где-то в кафешке или ездил в офис. В офисе есть большой плюс — атмосфера более рабочая, а на выходных там почти никого нет. Получалось очень хорошо сконцентрироваться. Иногда забивал на зал.

Бывали моменты, когда я мог не садиться неделями за приложение. Обычно это случалось, когда нужно было браться за большой кусок работы или когда что-то не получалось сразу. Бывало и наоборот: сидел днями, когда заканчивал определенную фичу и видел конечный результат, или очень хотелось найти решение проблемы.

Самое главное — сесть, начать делать, и вот ты уже втянулся. Конечно, временами тяжело — 5 дней работаешь на основной работе, а потом все выходные пролетают за другой работой, но я старался находить баланс, а результат мотивировал меня двигаться дальше.

За этим всем всегда стояло вдохновение — мне очень хотелось сделать классный продукт, который найдет свою аудиторию и принесет ей пользу. Спустя год я опубликовал в сторе первую версию.

От таблички в экселе до приложения в App Store: как я запустил свой продукт для управления бюджетом

Приложение протестили друзья, стали появляться первые пользователи и отзывы. Я понял, что хочу развивать проект дальше. Дизайнер, с которым я работал раньше, отвалился от проекта. Поэтому я нашел нового. Мы начали перерабатывать приложение со свежим взглядом и учитывать мои хотелки и запросы от первых пользователей. Я стал выделять еще больше времени на разработку. Добавил новые фичи. Первая версия была бесплатная и без подписок. В этой версии хотелось заложить фундамент системы подписок и развивать ее дальше. Поэтому не удивляйтесь, что сейчас мало prо-фишек, в моем бэклоге много идей. Вторая и текущая версия приложения стала доступна пользователям спустя 8 месяцев.

От таблички в экселе до приложения в App Store: как я запустил свой продукт для управления бюджетом

Как работать над своим проектом без команды?

Никак! Ну, в теории ты можешь быть и разработчиком, и дизайнером, и тестировщиком, и даже маркетологом. Так или иначе, на разных этапах разработки своего продукта ты попробуешь себя в каждой роли. Но для лучшего результата стоит обратиться за помощью.

На самом старте я привлек знакомого дизайнера. На помощь также приходят друзья и нетворк. Моя близкая подруга, которая работает QA-инженером, помогает мне с тестированием, а первую версию приложения помогали тестировать многие мои друзья.

Дальше пошли отзывы от реальных пользователей в App Store. И тут мой совет — сделайте ваших пользователей частью вашей команды. Даже если они об этом не будут догадываться.

Самое ценное для работы над продуктом дает целевая аудитория. Всегда читаю их отзывы и отвечаю. Если у вас есть проблема или пожелания, то пишите на support@budgethound.app, и я с радостью отвечу.

Недавно один пользователь попросил добавить показ комментариев в ленту операций и даже нарисовал макет. Сделал это обновление за 1 день. Многие удивляются, когда получают ответ от разработчика. Это очень классная связь, которая полезна всем.

Теперь, когда приложение развивается дальше, больше всего меня драйвят новые отзывы пользователей: люди пишут в обратной связи, что давно искали удобное приложение, много всего перепробовали и остановились на моем. Сразу хочется работать над улучшениями и новыми фичами.

Ожидание и реальность

Думаю, вы уже читали много историй инди-разработчиков, которые запускали свой проект и думали, что он сразу взлетит и все будут им пользоваться. К сожалению, в наше время, учитывая огромное количество приложений в сторе, в любом сегменте существует серьезная конкуренция.

Мое приложение доступно во всех странах. В начале его скачивали в среднем 5 раз в день. Это все без вложений в рекламу и продвижения. Реальность такова, что для попадания в топ и получения органического трафика выдачи нужно вложиться.

70% скачиваний идут из топ 3 поисковой выдачи, а если вы на 10+ месте, то до вас почти никто не дойдет. Поэтому, возвращаясь в начало истории, возможно где-то и были классные приложения, которые я просто не нашел, но тогда и не было бы этой истории.

Пока изучал этот вопрос, немного прокачался в ASO (App Store Optimization) — плюс один скилл в копилку. Это как SEO для сайтов. В админке страницы приложения есть возможность указать ключевые слова, по которым индексируется приложение и показывается в поисковой выдаче. Конечно, на это влияет и много других данных. Но в наше время, даже составив очень хорошее семантическое ядро, без трафика по нему высоко вы не подниметесь, а за трафик нужно платить.

Цифры

Что в итоге получилось:

  • 1 год на разработку первой версии. Сейчас в сторе уже вторая, с обновленным дизайном
  • DAU: 160-180
  • MAU: 1000
  • В среднем, пользователь проводит 3-5 минут в приложении и заходит 2-3 раза в день
  • Потратил 198 000 рублей на дизайн
  • Сколько я заработал? Пока что мало, но я совсем недавно запустил PRO-подписку, пошли первые покупки.

Мой личный итог

Я точно прокачался как специалист, поработал с новым фишками iOS — темная тема, виджеты на главной и экране блокировки, подписки внутри приложения и много всего узкоспециализированного.

Изучаю смежные области по продвижению. Стал проще относиться к перфекционизму и понимать, что продукт можно постепенно улучшать и нельзя все сделать идеально.

Меня мотивируют отзывы, пошли покупки в приложении, я начал изучать SwiftUI и уже писать экраны на нем. Это огромный пласт новой информации и абсолютно новый подход к разработке приложения.

В планах — уделять больше внимания продвижению и улучшать приложение, добавлять новые фичи — ведь в новой версии появился механизм подписки. Пока писал эту статью, начал параллельно разрабатывать графики для анализа данных за несколько бюджетов.

Моя изначальная цель — создать приложение для себя, которое будет удобно и для других. Эта цель выполнена, дальше только развитие. Я пользуюсь приложением каждый день и всегда нахожу, что можно улучшить или упростить. Мечтаю, что буду видеть Budget Hound у других, что пользователи будут советовать его своим друзьям.

Чек-лист для тех, кто задумал свой проект

  • Берите интересную вам тему, решающую реальную проблему, с которой вы сталкиваетесь. Такая тема будет драйвить в работе, будет сложнее бросить начатое.
  • На самом старте делайте MVP, чтобы не закопаться в долгой разработке и не упасть духом. Когда уже что-то есть — это помогает. Такой вот автосейв, как в игре.
  • Лучше найти дизайнера, чтобы все выглядело красиво, и деньги, чтобы платить за работу.
  • Откиньте перфекционизм.
  • Будьте готовы, что приложение не взлетит в топы и просто затеряется в магазине. Следующим шагом можно прокачать и эту сторону вопроса.
  • Делайте по чуть-чуть, но регулярно. Главное — дисциплина.
8484
53 комментария

Комментарий недоступен

11
Ответить

Ну это как планировать свой день...
Можно обойтись без этого? Конечно
Всем ли это нужно? Нет
Но те кто умело планируют бюджет или свой день, могут извлечь из этого пользу, а кому то удобнее держать всё в голове, каждому своё

6
Ответить

У каждого свои цели и задачи. Я, например, как предприниматель и владелец бизнеса, веду таким образом учет платежей от клиентов (а платят совершенно различными способами и одной лишь выпиской с р/с не обойтись), кто, когда и за что оплатил, трекю повторяющиеся платежи и многое другое. Для меня этот учет скорее про "не забыть когда придет время", нежели "посмотреть, что за транзакция когда-то была".

2
Ответить

Ну ты приводишь в пример обязательную трату - без воды действительно никуда. Но есть куча необязательных. Например я в конце месяца смотрю динамику накоплений и вижу, что деньги копятся медленнее, чем мне бы хотелось. Ок, пробегаюсь по расходам и смотрю, все ли они были так необходимы. Вижу свои импульсивные и бесполезные покупки, анализирую, как они случились и в следующий раз от таких покупок появляется защита - память о прошлой фрустрации от бесполезных трат. Это мой способ, думаю, есть ещё куча других вариантов.

3
Ответить

Во-первых, с помощью таких приложений можно проанализировать структуру расходов и понять, куда утекают деньги. После анализа прошлого периода можно расставить приоритеты и установить лимиты по статьям расходов, чтобы в следующем периоде осознано не тратить деньги на бутилированную воду, если фитнес не оплачен или, наоборот, не тратить деньги на фитнес, чтобы на бутилированную воду хватило. Разумеется денег больше не станет, но приоритетность расходов на лечение/обучение и на развлечения/статусность обычно разная и от чего-то проще отказаться, если на всё сразу не хватает.
Во-вторых, такие приложения помогают избегать кассовых разрывов или заранее к ним готовиться, чтобы в момент Ж не бегать с раненой Ж в поисках микрокредита за аццкие проценты, а заранее оформить кредитку с бесплатным периодом на 100 дней.
В-третьих, с помощью таких приложений удобно заранее планировать крупные расходы, например, заблаговременно насобирать деньги на отпуск или посчитать разумный платёж по кредиту на машину/ипотеку, чтобы бюджет позволял сохранить все приоритетные траты.

2
Ответить

В принципе, сама идея ведения бюджета вещь хорошая и нужная. Знание содержимого карманов весьма ценно для личного финансового здоровья.

Но приложение — хуита, на мой взгляд. Классическая геймификация, чтобы зумерам было интересней.

1
Ответить

ну вообще ты записываешь и смотришь сколько тратишь в месяц и какие расходы обязательные, а какие можно сократить
можно еще сохранить данные и через несколько лет сверить какая инфляция и сколько в месяц вы тратили в 2023 и в 2026

1
Ответить