Три друга из Челябинска превратили студию разработки приложений для «ВКонтакте» в бизнес с оборотом 198 млн рублей в год

История компании Napoleon IT.

Павел Подкорытов
Павел Подкорытов

В 2011 году Павел Подкорытов, Павел Бежин и Руслан Ахтямов основали в Челябинске студию разработки Napoleon IT.

Наиболее известный продукт студии — конструктор для публикаций медиа под смартфоны и планшеты, которым пользуются РБК, Elle, National Geograhic, Harvard Business Review и другие издания.

Позже компания сместила фокус на мобильную разработку, а сейчас — на внедрение машинного обучения и обучение молодых специалистов в регионах.

За последний год предприниматели расширили штат до 150 сотрудников, открыли новые офисы в Челябинске, Москве и Санкт-Петербурге и через три месяца открывают офис в США.

Старт в ИТ

В конце 1990-х годов, когда Павлу Подкорытову было десять лет, друг его семьи уехал работать программистом в Америку. Это произвело впечатление на родителей Подкорытова, и они отправили ребёнка заниматься программированием в клуб «Компьютер» при Челябинском Доме пионеров.

Иногда школьник хотел бросить занятия. В какой-то момент он даже тренировался для отбора в юношескую хоккейную команду, но отец сказал: «Твой мозг может показывать высокие результаты до 70 лет, а тело — до 35 лет».

Спустя четыре года после начала занятий Подкорытов стал лауреатом «Сахаровских чтений» — Санкт-Петербургской научной конференции для школьников. Вместе с другими участниками он сделал сайт с развивающими играми для детей. Вернувшись в Челябинск, он стал думать, как можно применить имеющиеся знания.

У школьника возникла идея заработать на создании сайтов, но как именно найти первого клиента, он не знал. Тогда он открыл газету с объявлениями и обнаружил, что ни в одном из них нет веб-адреса. Подкорытов начал обзванивать компании. С третьего раза он дозвонился до производителя жалюзи и предложил сделать сайт.

«У меня был юношеский пушок и одежда из секонд-хенда. В офисе даже не сразу поняли, что это я пришёл делать сайт. Но сотрудничать согласились», — вспоминает Павел Подкорытов.

В итоге он заработал первые 3400 рублей и (дело было в 2001 году) купил себе пейджер. Дальше Подкорытов делал вместе с другом сайты для родителей одноклассников.

Через три года разработчик поступил в Южно-Уральский Государственный Университет на специальность «Информационная безопасность».

Во время учёбы студент дважды занимал деньги у родителей для поездок в Америку по программе Work&Travel. Там Подкорытов работал на рыбном заводе по 16 часов в сутки, обрабатывая палтуса, — рыбу, размером с человеческий рост.

За тяжёлую работу он получал 12$ в час, и за пять месяцев поездки смог заработать достаточно, чтобы вернуть долг родителям и купить себе первую машину — новую «четырнадцатую» (Lada Samara).

Помимо денег Павел Подкорытов привозил из США бизнес-идеи. Он попробовал зарабатывать на закачке мелодий на телефоны, праздничном оформлении домов и размещении рекламы на билбордах, но особых успехов не достиг.

На втором курсе Подкорытов встретил Павла Бежина — студента экономического факультета. Рынок сотовой связи рос, и Бежин предложил вместе открыть дело — продавать SIM-карты.

Студенты ставили промостойки в торговых центрах и на улицах города. В 2007 году количество точек достигло около сотни и предприниматели начали открывать модульные отделы — большие стойки-островки. Ещё через два года предприниматели запустили свои первые салоны связи под брендами разных мобильных операторов.

Партнёры развивали сеть с 2005 года и продали её лишь около четырёх лет назад — другим челябинским дилерам в сфере сотовой связи. Доход с этого бизнеса предприниматели активно вкладывали в другие направления.

На момент продажи Подкорытову и Бежину принадлежало около семи салонов, каждый приносил прибыль около 300 тысяч рублей в год. Точную сумму сделки Павел Подкорытов назвать не смог, но сказал, что она не превышала 15 млн рублей.

Параллельно Подкорытов продолжал заниматься ИТ-проектами. Например, вместе с двумя школьными друзьями подключал заводы к прокси-серверам, которые помогали экономить интернет-трафик.

Начало Napoleon IT

В 2011 году Подкорытов и Бежин познакомились с Русланом Ахтямовым, третьим бизнес-партнёром, и (в равных долях) открыли Napoleon IT. По словам Павла Подкорытова, уже тогда предприниматели понимали, что в России можно стать успешным, только делая продукт в ИТ.

Бизнес-партнёры изначально хотели назвать компанию так, чтобы у людей возникали хоть какие-то ассоциации. Друзья сидели в ресторане, когда кто-то один из них предложил: «Может, Наполеон? Как торт». Подкорытов подумал, что это может звучать слишком жёстко, но потом решил, что имя уже романтизировано и его вполне можно использовать.

Первый логотип компании
Первый логотип компании

У нас был смешной, но очень здоровский логотип — стоящий во весь рост Наполеон. Он был очень неудобным. В скором времени мы его заменили

Павел Подкорытов

Предприниматели разделили обязанности между собой, что до сих пор помогает избегать внутренних конфликтов. Павел Подкорытов занял должность генерального директора. Павел Бежин — финансового директора. Руслан Ахтямов взял на себя стратегию развития и переговоры с крупными клиентами.

Первый офис Napoleon IT достался практически бесплатно — его предоставил челябинский бизнес-инкубатор.

К тому времени во «ВКонтакте» было зарегистрировано свыше 100 млн пользователей. Поэтому предприниматели решили разрабатывать приложения для социальной сети. «Мы хотели создавать продукты, которые захватят большую аудиторию», — вспоминает Павел Подкорытов.

В итоге предприниматели разработали агрегатор радиостанций, с помощью которого можно было слушать все станции мира в онлайне. Дополнительно пользователь мог скачать песню и добавить её в аудиозаписи, когда она звучала по радио (для этого приложение собирало метаданные трека с потока).

Интерфейс приложения агрегатора радиостанций
Интерфейс приложения агрегатора радиостанций

У предпринимателей не было готового ответа, как можно заработать на таком приложении. Они планировали сперва собрать аудиторию, а уже потом придумать способ монетизации. Например, разрабатывать платные продукты и предлагать их пользователям агрегатора.

И хотя приложение не зарабатывало, партнёры поддерживали компанию на плаву: вкладывали личные деньги, покупали технику, платили зарплаты сотрудникам (в тот момент на них работало 10 человек). Всего тратили до 400 тысяч рублей в месяц.

У Подкорытова и Бежина ещё работали салоны сотовой связи, Ахтямов вместе с семьёй развивал исследовательскую компанию «Уралниистром» — и тоже получал с неё доход, который инвестировал в Napoleon IT.

Два первых года компании — это голодное время с дошираком. Дела шли туго, нам приходилось работать по 16 часов в день.

Одна из проблем была в том, что мы не делали custdev, не узнавали, что нужно пользователям и сколько они готовы платить. Мы всё делали для себя.

Павел Подкорытов

Ситуация стала меняться, когда партнёры решили поменять сферу деятельности компании.

Рост во время кризиса

В 2013 году предприниматели обратили внимание на то, что мобильный трафик превысил трафик с десктопных устройств. Чуть позже случился кризис: рубль рухнул, и издательские дома почувствовали давление с двух сторон.

Во-первых, клиенты переставали покупать печатные издания и уходили в интернет. Во-вторых, из-за падения курса рубля стоимость Adobe Digital Publishing Suite — набора инструментов для издателей, с помощью которого они могли публиковать материалы на планшетах и смартфонах, — выросла в два раза.

Подкорытов увидел возможность и предложил партнёрам сфокусироваться на разработке мобильных версий печатных журналов.

Сперва команда Napoleon IT сделала пробное приложение для челябинского журнала «План Б», а позже разработала конструктор для создания и выпуска электронных версий журналов и книг.

Приложение Harvard Business Review на конструкторе Napoleon IT

Основным преимуществом конструктора стала возможность добавлять интерактивные элементы на страницы журналов: видео, аудио, html-код. Для медиа это было возможностью привлечь новых читателей. Дополнительная функция push-уведомлений помогала удержать и возвратить пользователей.

Никто не понимал, как долго продлится кризис, и издателям пришлось искать новые решения на рынке. В начале 2015 года Napoleon IT удалось привлечь первого крупного клиента — медиагруппу Sanoma. В то время в неё входили такие журналы, как Cosmopolitan и Esquire.

Благодаря известному на рынке клиенту Napoleon IT стало гораздо легче привлекать другие издания. Конструктор стал главной в России платформой для публикации мобильных интерактивных версий журналов: ей пользовались такие издания, как РБК, Elle, National Geograhic и Harvard Business Review.

В этот же момент Adobe DPS закрыли в России — от него все ушли. Я не берусь судить о нашей степени влияния на это, но мы определённо приложили к этому руку.

Павел Подкорытов

К 2015 году, спустя четыре года после запуска, компания начала получать доход. Благодаря медиаплатформе выручка Napoleon IT составила около 38 млн рублей в год, а операционная прибыль — около 50–60% от этой суммы. Но партнёры её не фиксировали, а вкладывали в развитие и маркетинг.

Цена за сам конструктор зависит от модели медиа: непериодические издания платят 17 900 рублей за выпуск, периодические — 17 тысяч рублей в месяц вне зависимости от количества номеров.

И хотя компания за первый год существования конструктора выпустила около 100 брендов журналов, предприниматели по-прежнему не знали многих вещей — например, о жизненном цикле разработки ПО.

«ИТ-энтузиасты, особенно в России, — это люди-практики. Они реализуют проекты, хватают всё необходимое здесь и сейчас, пропуская фундамент. А без фундамента нарушается цикл разработки», — комментирует Подкорытов.

В качестве примера он приводит ситуацию, которая возникла в 2014 году, когда в компании уже работали 10–15 человек. Написанием кода и тестированием мог заниматься один и тот же сотрудник. В результате приложение работало с ошибками, последствия которых приходилось устранять всем сотрудникам.

Когда предприниматели только начинали двигаться в сторону мобильной разработки, то столкнулись с нехваткой специалистов. «В то время разработчиков под iOS в Челябинске было ровно ноль», — делится Павел Подкорытов.

Бизнес-партнёрам приходилось нанимать людей, которые знают другие языки программирования, а уже потом учить их разработке под iOS.

Когда у компании появились деньги, то предприниматели решили потратить часть на подготовку будущих кадров. Зимой 2014 года они запустили бесплатную школу по мобильной разработке на базе одного из местных университетов.

Руслан Ахтямов в школе мобильной разработки
Руслан Ахтямов в школе мобильной разработки

Обучаться могли студенты второго-третьего курса, которые обладали фундаментальными базовыми знаниями в сфере ИТ. Преподавателями выступали специалисты из Napoleon IT. Объявления о наборе размещали в социальных сетях и расклеивали в университетах.

«Сейчас, наверное, мы выпустили уже тысячи три людей по этому направлению», — говорит Павел Подкорытов. Лучших ребят компания приглашает к себе на стажировку.

Перспективное машинное обучение

Уже в 2015 году компания переключилась на новое направление — предприниматели заметили рост рынка электронной коммерции и разработали 30 мобильных приложений для торговых сетей и интернет-магазинов.

Например, приложение для сети «Красное&Белое», с помощью которого пользователи могут получать индивидуальные цены на товары и бронировать их, найти ближайший магазин и воспользоваться своей персональной скидкой. Стоимость разработки приложения Подкорытов не озвучил, ссылаясь на NDA.

Карта ближайших магазинов приложения «Красное&Белое»
Карта ближайших магазинов приложения «Красное&Белое»

В 2018 году приложение стало первым по версии TagLine (рейтинг от одноимённого аналитического агентства в сфере интерактивного маркетинга и технологий) в категории FMCG.

«К 2016 году мы поняли, что рынок мобильной разработки практически устоялся, — рассказывает Подкорытов. — Этот сегмент перестал быть голубым океаном, перестал быть новым и уникальным».

Несмотря на это, в 2017 году Napoleon IT продолжила развиваться в направлении электронной коммерции. Компания выпустила ещё один конструктор, но теперь для приложений с функциями интернет-магазина.

Разработка самого приложения под ключ идёт бесплатно. Вместо этого клиенты платят за поддержку продукта. Цена начинается от 5000 рублей в месяц и зависит от периода, на который заключается договор.

Чуть позже начался тренд на машинное обучение. Предприниматели вновь решили освоить новое направление, но опять столкнулись с тем, что в Челябинске мало специалистов.

Я взялся проходить курс по машинному обучению на Coursera, но уже на третьей лекции перестал понимать происходящее. Разместил объявление о поиске специалиста по аналитике данных и смог выйти на Дмитрия Никонова. Он был первый у нас по этой части.

Два месяца Дмитрий проходил со мной курс. Он просто сидел рядом и объяснял мне, как коуч, что происходит на лекции, чтобы я мог это освоить.

Павел Подкорытов

Первый проект в этом направлении предприниматели создали в 2016 году для «Додо Пиццы». Команда разработчиков научила машину анализировать разные переменные (например, прогноз погоды и день недели) и предсказывать количество заказов на следующий день для каждой точки сети.

Павел Подкорытов на одной из точек «Додо Пиццы»
Павел Подкорытов на одной из точек «Додо Пиццы»

Сейчас у Napoleon IT есть русские и зарубежные клиенты среди ритейлеров, которым нужно отслеживать цены конкурентов.

Раньше этим занимался сотрудник: он ходил по магазинам конкурентов и вручную выписывал цены товаров на листочек. Компания автоматизировала процесс.

Napoleon IT разработала облачную систему, в которую достаточно загрузить фото полок и стеллажей с товарами через API, а дальше все данные с ценников автоматически считываются и попадают в базу. Ежедневно сервера Napoleon IT анализируют около двух миллионов таких фотографий.

Дополнительно компания двигается в сторону биотехнологий. По словам Подкорытова, машинное обучение в биологии и медицине до сих пор остаётся белым пятном.

По статистике, в Америке наибольшая окупаемость идёт как раз в областях, связанных с биотехнологиями.

Мы тоже стараемся не отставать и вкладываемся в это. Уже тестируем инструмент для анализа рентгена лёгких. Компьютер анализирует изображение, подсвечивает место, где в органе есть проблема, и подсказывает предполагаемое заболевание и его вероятность.

Схожий продукт мы разрабатываем по части анализа данных с МРТ.

Павел Подкорытов

Дополнительно Napoleon IT планирует запустить школу для медицинских работников, в которой будут объяснять принципы работы анализа данных и машинного обучения в сфере биотехнологий.

Три друга из Челябинска превратили студию разработки приложений для «ВКонтакте» в бизнес с оборотом 198 млн рублей в год

Устройство компании сейчас

Предприниматели стремятся выделять каждое направление деятельности в самостоятельную бизнес-единицу, поэтому Napoleon IT — лишь основная компания и общее название бренда. Каждый продукт (например, конструктор медиа) — зарегистрирован в качестве отдельного юридического лица.

Компания работает по Scrum — методу управления проектами, который основан на ограниченных по времени спринтах.

По Scrum, у каждого продукта также есть свой «владелец» — product owner. Он полностью отвечает за продукт и работает напрямую с Павлом Подкорытовым.

Также предприниматели используют в управлении подход Мэйо. Он предполагает, что степень эффективности специалиста пропорциональна его удовлетворённости жизнью, окружению, условиям, в которых он находится.

Например, офисы Napoleon IT находятся в самых удобных и интересных местах города. Также сотрудникам предоставляются бесплатные курсы английского и свободный доступ к офисной библиотеке.

За последний год количество офисов компании в Челябинске выросло с одного до трёх. Дополнительно Napoleon IT открыла офисы в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас общее количество сотрудников составляет примерно 150 человек.

Однако рабочие процессы компании заточены на удалённых специалистов, которые живут в тех городах и странах, где офисов Napoleon IT пока нет.

Для людей, родившихся в 2000-х годах, важна автономность. Они не хотят быть привязанными к географической точке или определённому времени. Для компании это тоже выигрышно, потому что поиск специалистов не ограничен географическими зонами.

Павел Подкорытов
Открытие нового офиса в Челябинске
Открытие нового офиса в Челябинске

По итогам 2018 года Napoleon IT заработала 198 млн рублей, из которых около 38 млн рублей — прибыль до налогов (в 2017 году прибыль компании составляла 21 млн рублей). 80% дохода Napoleon IT приносят машинное обучение и аналитика данных.

Часть клиентов приводят сами предприниматели, часть — менеджеры по продажам, крупные компании иногда приходят через экспертов разных индустрий.

Человек может не быть в нашей компании. Но если он тесно общается с крупными брендами, то мы договариваемся с ним о партнёрстве, чтобы он помогал нам наладить контакт с потенциальными клиентами.

Павел Подкорытов

Одной из ошибок Павел Подкорытов называет то, что предприниматели не сразу поняли, когда пора использовать сторонний капитал. Бизнес-партнёры думали, что нужно расти эволюционно — на собственных деньгах и клиентах.

Подкорытов считает, что надо было изначально развиваться благодаря синергии собственных компетенций и стороннего капитала. Это позволило бы быстрее масштабировать компанию.

В настоящее время для привлечения инвестиций компания подаёт заявки в зарубежные (например, американский Y Combinator и английский RetailXelerator) и российские акселераторы. В 2018 году одна из компаний холдинга (Napoleon Media) прошла в акселератор ФРИИ и получила до 4 млн рублей в обмен на долю в 7%.

Три друга из Челябинска превратили студию разработки приложений для «ВКонтакте» в бизнес с оборотом 198 млн рублей в год
Три друга из Челябинска превратили студию разработки приложений для «ВКонтакте» в бизнес с оборотом 198 млн рублей в год

Сейчас Napoleon IT постепенно уходит из России в Америку и Европу по части разработки. В ближайшие три месяца компания откроет офис в Вашингтоне (для этого компания уже наняла руководителя американского филиала).

В США компания сфокусируется на продаже решений в области компьютерного зрения, а кроме того — будет заниматься заказной разработкой.

Мы понимаем, что при росте у нас уже не получается быть такими же быстрыми и мобильными, как раньше, хотя это было нашим большим преимуществом. Сейчас мы боимся стать доходными, но «неинтересными», как это бывает с большими компаниями.

Павел Подкорытов
9090
50 комментариев

Комментарий недоступен

34
Ответить

Спасибо!

4
Ответить

100k рублей на человека (3 партнера).
Вот такое машинное обучение и биотех.

Ребята молодцы, но как-то показатели не соответствуют объему материала и конечному выхлопу. Про розничные точки тоже обалдел... 300к в год/точка, 7 точек, два партнера.... удивительно....

Выглядит так, что парни могут, есть мозги, но фигачат не в том направлении....

7
Ответить

Скудный российский рынок, где даже государство предпочитает импорт.

2
Ответить

100k рублей на человека (3 партнера). -
это вы как так посчитали интересно?
38 млн / 3 человек / 12 месяцев = примерно 1 млн. в мес. на человека..
первый класс вторая четверть..

Ответить

Ну если мы уж считаем чужие деньги - то своё они могут забирать зарплатой и премиями, а дивиденды так, для красоты.

Ответить

Это дивиденды. А в расходах может быть их зп миллион в месяц например.

Ответить