Не надо «кодить» — просто складывайте кубики
Мы, Павел Ершов и Никита Навалихин, хотим рассказать, как мы разрабатываем и внедряем платформу Directual, с помощью которой можно создавать сложные ИТ-системы, словно играя в Lego.
Сразу отмечу, что Directual — это не коробочный продукт для узкой аудитории, а именно технологическая платформа, на основе которой можно создавать сложные цифровые решения с минимумом ручного программирования. Мы уже внедрили нашу разработку крупным клиентам.
Как появилась идея создания платформы Directual
Мы с Никитой познакомились в 2012 году в «Тинькофф банке», где трудились над внутренним стартапом — созданием таргетированной программы лояльности банка «Тинькофф Таргет». Идея была скопирована с зарубежных компаний Cartera и Cardlytics.
На основе транзакций человека выбирались магазины-партнёры, которые готовы были давать персональные cashback-бонусы в зависимости от профиля расходов клиента. Нам удалось первыми на российском рынке запустить такую программу, и она до сих пор остается одной из лучших.
Создавая эту систему, мы столкнулись со множеством вызовов: как быстро настраивать новую логику таргетирования? Как работать с миллионами транзакций? Как ускорить разработку новых функций? После успешного запуска программы и вывода её в «боевой» режим, мы поняли, что от нашей команды уже не требовалось создавать новое в банке, и мы ушли с идеей реализовать продукт для решения тех проблем, с которыми мы же и столкнулись.
Традиционная разработка с трудом могла обеспечить скорость и гибкость, которую требует бизнес в наше время. А все коробочные продукты на рынке — деревянные, требуют значительной доработки.
Идея была проста и красива. Любое ИТ-решение — так или иначе закрученные потоки данных. А что если нам сделать редактор потоков данных, где даже люди, не являющиеся программистами, смогут их настраивать, не думая о том, как это работает.
Простая аналогия: чтобы доехать на автомобиле из точки А в точку Б, вам не нужно знать, как работает двигатель внутреннего сгорания. Вы должны уметь рулить, нажимать на педали и знать правила дорожного движения. Так и с программированием: мы убираем всё что можно «под капот», оставляя минимум интуитивных «педалей и рычагов» — только логику. Эта идея нас очень воодушевила.
У нас даже сохранилось первое «ТЗ», которое я нарисовал на клочке бумаги в 2014 году. На схеме базовые шаги сценария: старт, условие, действие, задержка, выход. Эта схема сейчас печатается на наших толстовках как то, с чего всё началось:
Сценарии Directual до сих пор выглядят таким образом:
Наша команда
С 2014-го по 2019 год компания выросла с двух человек до сорока. Сейчас у нас два подразделения. Core-команда разрабатывает саму платформу и оказывает техподдержку. Консалтинг продаёт и внедряет проекты на платформе, обучает сотрудников клиентов.
Как мы шли к своей цели
Первую версию платформы Directual мы создавали вдвоём. Повезло, что мы были самодостаточной командой. Я делал дизайн и фронт, а Никита — бэкенд.
Разрабатывали мы первую версию больше двух лет, что не очень типично для стартапов. Обычно принято делать прототип «на коленке», за неделю-две, и так же быстро его проверять, тестировать гипотезы. Это популярный фреймворк для бережливого стартапа.
Но в нашем случае это не работало — прототипом была сложная многокомпонентная система для обработки данных в режиме реального времени, которую не то что за месяц, за год проблематично запилить. И она должна была быть надежной, как фундамент для будущих продуктов на платформе. Поэтому мы доверились своей интуиции и инвестировали всё, что у нас было, в компанию.
В результате мы сумели создать работоспособную платформу к моменту, когда закончились все резервы. Мы сделали первую продажу в крупную компанию, поставили конечное решение на базе платформы. Как правило, наши продажи происходили через пилотный проект. Собираешь требования — через неделю показываешь рабочую систему.
Проверка на практике
Первым нашим крупным клиентом в 2016 году стала компания МТС. Нас пригласили создать аукционную торговую площадку. Это стало проверкой для нашей технологии.
В результате — эффективная синергия большой корпорации и молодой ИТ-компании: мы предоставили гиганту рынка сотовой связи современные технологии и идеи, а взамен получили деньги и реальный опыт, который очень важен, ведь технология не может развиваться в вакууме, необходим непрерывный опыт реального внедрения.
Так, за счёт первого клиента, в течение года, мы по функциональности, надежности и безопасности довели платформу до уровня серьезного корпоративного ИТ.
С какими трудностями столкнулись
Находить заказчиков после первого успешного внедрения стало проще — можно говорить с потенциальными клиентами предметнее. Но оказалось, это тот случай, когда «слишком хорошо» — «плохо». Универсальность и возможности нашей платформы смущали: клиенты не понимали, что же мы на самом деле предлагаем.
На нашей платформе можно было сделать всё что угодно, причём гораздо быстрее и гибче других. Но потребители не были морально готовы к такому. Бизнес привык к коробочным решениям: отдельно для HR, отдельно для логистики. А ИТ-департамент иногда становился блокером — мы приходили и хотели разрушить их уютное болотце.
Платформа позволяла уволить половину программистов, при этом повысив эффективность. Но решает всё-таки бизнес. И срок, и стоимость решения — на нашей стороне. Тем более во многих компаниях ИТ-направление начинают возглавлять молодые директора, ориентированные на бизнес.
Кому не подходят SAP или Oracle?
Один из таких случаев — группа ПИК, где цифровизации придаётся ключевая роль в развитии компании. ИТ-отдел там выделен в самостоятельную компанию группы PIK Digital, и работают там классные профессионалы, для которых бизнес-эффект первичен.
ПИК — многоуровневая девелоперская компания со сложными бизнес-процессами, целым набором разных направлений, множеством подрядчиков, стройплощадок и даже собственными заводами. Глава компании Сергей Гордеев также увидел потенциал в подходе low-code, который в мире только начинают осваивать.
В девелопменте нужно постоянно сокращать неэффективность, связанную с человеческим фактором. Например, проектировать часто начинают по стандартам, которые уже устарели. Потом находят ошибку и исправляют. В результате теряется много времени и средств. К тому же интеграция между отдельными частями бизнес-процесса часто осуществляется через конкретных людей, требуя массы бумажной работы, где тоже могут быть ошибки и задержки.
Логичный и единственно верный путь выявления и устранения лишних шагов и бумажной волокиты, которые неизбежно влекут за собой штрафы и оплату исправлений, — цифровизация процесса.
И здесь не годится подход, предложенный в 1980−1990-е гигантами вроде SAP или Oracle. Намного эффективнее создавать точечные гибкие цифровые продукты по всей длине производственной цепочки, связанные единым информационным пространством. Именно этим мы и занялись совместно с PIK Digital. И первый экономический результат проекта был достигнут уже на второй месяц работы.
Что мы планируем сделать?
Непрерывно развивая платформу, мы хотим изменить не только отечественный рынок разработки ПО, но и мировой. Уже запущены пилотные проекты с рядом европейских компаний, у которых проблемы практически те же: сжатые сроки и высокая стоимость традиционных подходов. Они тоже нуждаются в кратном увеличении эффективности.
«Дорожная карта» нашего продукта с технологической точки зрения впечатляет, сюда входят мощные инструменты, которые ещё больше ускоряют и упрощают процесс создания сложных ИТ-систем: конструктор интерфейсов и интеграций, библиотека модулей машинного обучения и даже модуль автоматического тестирования.
У себя в компании мы развиваем собственный проектный офис Directual Consulting, который помогает клиентам адаптировать платформу, внедрять технологии и создавать новые цифровые продукты. В ближайшие годы мы намерены не только развивать саму технологию, но и оказывать консалтинговые услуги, предлагая партнёрскую программу для веб-студий и интеграторов, обучать профессии Directual developer.
У нас два вида конкурентов: технологические платформы, которые начали «на хайпе» позиционировать себя как low-code, и разработчики и интеграторы ПО. С производителями технологий мы готовы соперничать, предлагая более качественную, удобную и универсальную платформу.
А с разработчиками (студиями и интеграторами) в долгосрочной перспективе мы конкурировать не будем. Наоборот, полным ходом идёт подготовка партнерской программы, материалов для обучения и сертификации. Мы хотим, чтобы, предлагая нашу платформу, будущие партнёры могли быть полезны своим клиентам.
Также в планах на конец этого года открытие публичной облачной версии платформы, чтобы каждый желающий мог создавать цифровые продукты, не спотыкаясь о нехватку программистов.
Экономика
Самое интересное для многих — наши показатели, цифры. Мы недавно пробили планку в $1 млн выручки. В 2019 году намерены вырасти минимум вдвое. Большую часть пока приносит консалтинг. По сути мы создаем сложные кастомные ИТ-системы в пять раз быстрее всех на рынке — это хорошее предложение.
Но консалтинг невозможно масштабировать быстро. Поэтому мы целимся на увеличение рекуррентного дохода, то есть дохода с лицензий, и передачу внедрения на самих клиентов и партнёров. Именно для этого мы сейчас готовим выход публичного облака, обучающих курсов и партнёрской программы.
Стоимость платформы для клиентов считается гибко, мы постарались привязать ее к понятному показателю — количеству приложений на платформе. Минимальный пакет с одним приложением сейчас стоит около $900 в месяц, при этом он заменяет двух-трёх программистов, зарплата которых куда выше.
Автор, проведите вебинар или покажите готовое видео по работе с вашей платформой на самой популярной задаче. Чтобы понимать возможности и логику.
Комментарий недоступен
Не обижаемся, потому что сами набили на этом шишек. Решаем введением паттернов проектирования плюс разными уровнями абстракции. Вполне успешно.
Если человек, занимающийся проектированием, не соображает вообще, что такое проектирование и каким должен быть результат его - как раз такие модели, которые вы приводите, и получаются. А у меня вот опыт прямо противоположный. Я с CASE - средствами с универа ещё работаю. Результаты всегда впечатляющие: как с ржавого самоката пересесть на реактивный истребитель. И скорость разработки выше, и качество выше, и ошибки почти всегда самоочевидны (их становится так легко исправлять, что тестирование и отладка, традиционно нудные, долгие, практически кара божья, превращаются в приятную лёгкую игру!!!). А менеджер Вася не должен заниматься проектированием чего-либо, не изучив предварительно UML и BPMN хотя бы. Как минимум. А ещё на диаграммах надо комментарии писать. Тогда не думаешь часами, что имел ввиду заказчик, а читаешь диаграмму, как хорошие стихи.
Блин, вообще ничего не понял, что это за продукт. Если у вас 1$ млн выручки, наймите автора нормального. Что вы хотели этой статьей донести, какая цель была? Вы не рассказали толком ничего, тут айтишник с трудом поймет, о чем продукт(и то если раньше имел дело с чем то подобным), не говоря об остальных.
Вижу тезисы вроде
с помощью которой можно создавать сложные ИТ-системы, словно играя в Lego.
но нет раскрытия. Вместо раскрытия инфа про то кем вы работали и с кем заключали контракты, круто. Статья с целью рассказать о себе или все-таки о том, что из себя представляет продукт? Короче дизлайк
Это статья про личное озарение. Говоря словами авторов "простая аналогия": чтобы посчитать количество уникальных слов в текстовом файле не нужно "кодить", а можно сложить как кубики лего в одной командной строке вызовы стандартных команд tr sort uniq и wc. А потом нажав всего три кнопки (нет, вот буквально ровно три) посчитать количество слов, встречающихся больше одного раза. Ну магия же!
Тоже так подумал. Вот если я не знаю php смогу ли я сделать на платформе свою cms (к примеру)