Не надо «кодить» — просто складывайте кубики

Мы, Павел Ершов и Никита Навалихин, хотим рассказать, как мы разрабатываем и внедряем платформу Directual, с помощью которой можно создавать сложные ИТ-системы, словно играя в Lego.

Сразу отмечу, что Directual — это не коробочный продукт для узкой аудитории, а именно технологическая платформа, на основе которой можно создавать сложные цифровые решения с минимумом ручного программирования. Мы уже внедрили нашу разработку крупным клиентам.

Как появилась идея создания платформы Directual

Мы с Никитой познакомились в 2012 году в «Тинькофф банке», где трудились над внутренним стартапом — созданием таргетированной программы лояльности банка «Тинькофф Таргет». Идея была скопирована с зарубежных компаний Cartera и Cardlytics.

На основе транзакций человека выбирались магазины-партнёры, которые готовы были давать персональные cashback-бонусы в зависимости от профиля расходов клиента. Нам удалось первыми на российском рынке запустить такую программу, и она до сих пор остается одной из лучших.

Создавая эту систему, мы столкнулись со множеством вызовов: как быстро настраивать новую логику таргетирования? Как работать с миллионами транзакций? Как ускорить разработку новых функций? После успешного запуска программы и вывода её в «боевой» режим, мы поняли, что от нашей команды уже не требовалось создавать новое в банке, и мы ушли с идеей реализовать продукт для решения тех проблем, с которыми мы же и столкнулись.

Традиционная разработка с трудом могла обеспечить скорость и гибкость, которую требует бизнес в наше время. А все коробочные продукты на рынке — деревянные, требуют значительной доработки.

Идея была проста и красива. Любое ИТ-решение — так или иначе закрученные потоки данных. А что если нам сделать редактор потоков данных, где даже люди, не являющиеся программистами, смогут их настраивать, не думая о том, как это работает.

Простая аналогия: чтобы доехать на автомобиле из точки А в точку Б, вам не нужно знать, как работает двигатель внутреннего сгорания. Вы должны уметь рулить, нажимать на педали и знать правила дорожного движения. Так и с программированием: мы убираем всё что можно «под капот», оставляя минимум интуитивных «педалей и рычагов» — только логику. Эта идея нас очень воодушевила.

У нас даже сохранилось первое «ТЗ», которое я нарисовал на клочке бумаги в 2014 году. На схеме базовые шаги сценария: старт, условие, действие, задержка, выход. Эта схема сейчас печатается на наших толстовках как то, с чего всё началось:

Не надо «кодить» — просто складывайте кубики

Сценарии Directual до сих пор выглядят таким образом:

Не надо «кодить» — просто складывайте кубики

Наша команда

С 2014-го по 2019 год компания выросла с двух человек до сорока. Сейчас у нас два подразделения. Core-команда разрабатывает саму платформу и оказывает техподдержку. Консалтинг продаёт и внедряет проекты на платформе, обучает сотрудников клиентов.

Не надо «кодить» — просто складывайте кубики

Как мы шли к своей цели

Первую версию платформы Directual мы создавали вдвоём. Повезло, что мы были самодостаточной командой. Я делал дизайн и фронт, а Никита — бэкенд.

Разрабатывали мы первую версию больше двух лет, что не очень типично для стартапов. Обычно принято делать прототип «на коленке», за неделю-две, и так же быстро его проверять, тестировать гипотезы. Это популярный фреймворк для бережливого стартапа.

Но в нашем случае это не работало — прототипом была сложная многокомпонентная система для обработки данных в режиме реального времени, которую не то что за месяц, за год проблематично запилить. И она должна была быть надежной, как фундамент для будущих продуктов на платформе. Поэтому мы доверились своей интуиции и инвестировали всё, что у нас было, в компанию.

В результате мы сумели создать работоспособную платформу к моменту, когда закончились все резервы. Мы сделали первую продажу в крупную компанию, поставили конечное решение на базе платформы. Как правило, наши продажи происходили через пилотный проект. Собираешь требования — через неделю показываешь рабочую систему.

Проверка на практике

Первым нашим крупным клиентом в 2016 году стала компания МТС. Нас пригласили создать аукционную торговую площадку. Это стало проверкой для нашей технологии.

В результате — эффективная синергия большой корпорации и молодой ИТ-компании: мы предоставили гиганту рынка сотовой связи современные технологии и идеи, а взамен получили деньги и реальный опыт, который очень важен, ведь технология не может развиваться в вакууме, необходим непрерывный опыт реального внедрения.

Так, за счёт первого клиента, в течение года, мы по функциональности, надежности и безопасности довели платформу до уровня серьезного корпоративного ИТ.

С какими трудностями столкнулись

Находить заказчиков после первого успешного внедрения стало проще — можно говорить с потенциальными клиентами предметнее. Но оказалось, это тот случай, когда «слишком хорошо» — «плохо». Универсальность и возможности нашей платформы смущали: клиенты не понимали, что же мы на самом деле предлагаем.

На нашей платформе можно было сделать всё что угодно, причём гораздо быстрее и гибче других. Но потребители не были морально готовы к такому. Бизнес привык к коробочным решениям: отдельно для HR, отдельно для логистики. А ИТ-департамент иногда становился блокером — мы приходили и хотели разрушить их уютное болотце.

Платформа позволяла уволить половину программистов, при этом повысив эффективность. Но решает всё-таки бизнес. И срок, и стоимость решения — на нашей стороне. Тем более во многих компаниях ИТ-направление начинают возглавлять молодые директора, ориентированные на бизнес.

Кому не подходят SAP или Oracle?

Один из таких случаев — группа ПИК, где цифровизации придаётся ключевая роль в развитии компании. ИТ-отдел там выделен в самостоятельную компанию группы PIK Digital, и работают там классные профессионалы, для которых бизнес-эффект первичен.

ПИК — многоуровневая девелоперская компания со сложными бизнес-процессами, целым набором разных направлений, множеством подрядчиков, стройплощадок и даже собственными заводами. Глава компании Сергей Гордеев также увидел потенциал в подходе low-code, который в мире только начинают осваивать.

В девелопменте нужно постоянно сокращать неэффективность, связанную с человеческим фактором. Например, проектировать часто начинают по стандартам, которые уже устарели. Потом находят ошибку и исправляют. В результате теряется много времени и средств. К тому же интеграция между отдельными частями бизнес-процесса часто осуществляется через конкретных людей, требуя массы бумажной работы, где тоже могут быть ошибки и задержки.

Логичный и единственно верный путь выявления и устранения лишних шагов и бумажной волокиты, которые неизбежно влекут за собой штрафы и оплату исправлений, — цифровизация процесса.

И здесь не годится подход, предложенный в 1980−1990-е гигантами вроде SAP или Oracle. Намного эффективнее создавать точечные гибкие цифровые продукты по всей длине производственной цепочки, связанные единым информационным пространством. Именно этим мы и занялись совместно с PIK Digital. И первый экономический результат проекта был достигнут уже на второй месяц работы.

Что мы планируем сделать?

Непрерывно развивая платформу, мы хотим изменить не только отечественный рынок разработки ПО, но и мировой. Уже запущены пилотные проекты с рядом европейских компаний, у которых проблемы практически те же: сжатые сроки и высокая стоимость традиционных подходов. Они тоже нуждаются в кратном увеличении эффективности.

«Дорожная карта» нашего продукта с технологической точки зрения впечатляет, сюда входят мощные инструменты, которые ещё больше ускоряют и упрощают процесс создания сложных ИТ-систем: конструктор интерфейсов и интеграций, библиотека модулей машинного обучения и даже модуль автоматического тестирования.

У себя в компании мы развиваем собственный проектный офис Directual Consulting, который помогает клиентам адаптировать платформу, внедрять технологии и создавать новые цифровые продукты. В ближайшие годы мы намерены не только развивать саму технологию, но и оказывать консалтинговые услуги, предлагая партнёрскую программу для веб-студий и интеграторов, обучать профессии Directual developer.

У нас два вида конкурентов: технологические платформы, которые начали «на хайпе» позиционировать себя как low-code, и разработчики и интеграторы ПО. С производителями технологий мы готовы соперничать, предлагая более качественную, удобную и универсальную платформу.

А с разработчиками (студиями и интеграторами) в долгосрочной перспективе мы конкурировать не будем. Наоборот, полным ходом идёт подготовка партнерской программы, материалов для обучения и сертификации. Мы хотим, чтобы, предлагая нашу платформу, будущие партнёры могли быть полезны своим клиентам.

Также в планах на конец этого года открытие публичной облачной версии платформы, чтобы каждый желающий мог создавать цифровые продукты, не спотыкаясь о нехватку программистов.

Экономика

Самое интересное для многих — наши показатели, цифры. Мы недавно пробили планку в $1 млн выручки. В 2019 году намерены вырасти минимум вдвое. Большую часть пока приносит консалтинг. По сути мы создаем сложные кастомные ИТ-системы в пять раз быстрее всех на рынке — это хорошее предложение.

Но консалтинг невозможно масштабировать быстро. Поэтому мы целимся на увеличение рекуррентного дохода, то есть дохода с лицензий, и передачу внедрения на самих клиентов и партнёров. Именно для этого мы сейчас готовим выход публичного облака, обучающих курсов и партнёрской программы.

Стоимость платформы для клиентов считается гибко, мы постарались привязать ее к понятному показателю — количеству приложений на платформе. Минимальный пакет с одним приложением сейчас стоит около $900 в месяц, при этом он заменяет двух-трёх программистов, зарплата которых куда выше.

2929
39 комментариев

Автор, проведите вебинар или покажите готовое видео по работе с вашей платформой на самой популярной задаче. Чтобы понимать возможности и логику.

12
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

Не обижаемся, потому что сами набили на этом шишек. Решаем введением паттернов проектирования плюс разными уровнями абстракции. Вполне успешно.

2
Ответить

Если человек, занимающийся проектированием, не соображает вообще, что такое проектирование и каким должен быть результат его - как раз такие модели, которые вы приводите, и получаются. А у меня вот опыт прямо противоположный. Я с CASE - средствами с универа ещё работаю. Результаты всегда впечатляющие: как с ржавого самоката пересесть на реактивный истребитель. И скорость разработки выше, и качество выше, и ошибки почти всегда самоочевидны (их становится так легко исправлять, что тестирование и отладка, традиционно нудные, долгие, практически кара божья, превращаются в приятную лёгкую игру!!!). А менеджер Вася не должен заниматься проектированием чего-либо, не изучив предварительно UML и BPMN хотя бы. Как минимум. А ещё на диаграммах надо комментарии писать. Тогда не думаешь часами, что имел ввиду заказчик, а читаешь диаграмму, как хорошие стихи.

1
Ответить

Блин, вообще ничего не понял, что это за продукт. Если у вас 1$ млн выручки, наймите автора нормального. Что вы хотели этой статьей донести, какая цель была? Вы не рассказали толком ничего, тут айтишник с трудом поймет, о чем продукт(и то если раньше имел дело с чем то подобным), не говоря об остальных.

Вижу тезисы вроде

с помощью которой можно создавать сложные ИТ-системы, словно играя в Lego.

но нет раскрытия. Вместо раскрытия инфа про то кем вы работали и с кем заключали контракты, круто. Статья с целью рассказать о себе или все-таки о том, что из себя представляет продукт? Короче дизлайк

8
Ответить

Это статья про личное озарение. Говоря словами авторов "простая аналогия": чтобы посчитать количество уникальных слов в текстовом файле не нужно "кодить", а можно сложить как кубики лего в одной командной строке вызовы стандартных команд tr sort uniq и wc. А потом нажав всего три кнопки (нет, вот буквально ровно три) посчитать количество слов, встречающихся больше одного раза. Ну магия же!

2
Ответить

Тоже так подумал. Вот если я не знаю php смогу ли я сделать на платформе свою cms (к примеру)

Ответить