Игровая практика и максимальное погружение в профессию: как Skillbox создал принципиально новый курс для веб-дизайнеров

Представьте образовательный курс, в котором пользователь сам определяет, что и в какой последовательности изучать. Более того, вместо теории сразу получает практические задания, причем от реальных компаний. А за их выполнение ставят не оценки, а выдают баллы, с помощью которых можно получить доступ к следующим заданиям.

Игровая практика и максимальное погружение в профессию: как Skillbox создал принципиально новый курс для веб-дизайнеров

Именно так устроен курс «Веб-дизайн 3.0», созданный образовательной платформой Skillbox. О том, что такое нелинейный образовательный трек, и как идею нового формата обучения восприняли преподаватели, рассказывает Наталья Кузнецова, тимлид по методологии Skillbox.

Как возникла идея нетипичного курса

В Skillbox есть курс по веб-дизайну, выстроенный по классической схеме: несколько образовательных модулей, в которых слушатель сначала получает теорию, а затем выполняет практические задания. Модули следуют друг за другом, и перескочить через какой-либо нельзя. На этот курс приходили пользователи с разным уровнем подготовки. Те, кто уже имел опыт работы дизайнером, осваивали всю программу, как и новички, даже если часть информации была им знакома. Мы стали задумываться о программе, которая универсально подходила бы всем. Тогда более опытные слушатели могли бы изучать только незнакомые темы и тратить меньше времени на прохождение курса.

Идея создать нелинейный трек появилась у нас в 2019 году. Такая практика была на тот момент в американских онлайн-школах: слушатель мог самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию и «перепрыгивать» через знакомые ему темы. Мы стали думать, как можно реализовать эту идею у себя и предложить курс по веб-дизайну для пользователей разного уровня подготовки.

Работа над новым продуктом

Прежде всего, требовалось понять, какой будет структура нового курса. Появилась идея, что его основой должны стать задачи, вокруг которых можно выстроить образовательный контент – необходимую для решения теорию. Эти ядра можно варьировать по степени сложности, что позволит подойти к процессу обучения более гибко. Новичок выбирает более простой уровень, продвинутые в дизайне – более сложный.

В то же время я узнала про модель, которая помогла понять, как можно построить программу от задач, как разложить контент таким образом, чтобы студенты получали порционно необходимые знания и навыки для выполнения каждого задания, при этом могли двигаться по треку нелинейно в зависимости от опыта, с которым к нам пришли. Речь идет о модели 4С/ID (четырёхкомпонентная модель проектирования на основе проблемно-ориентированного обучения), которая помогла нам прийти к нейлинейности в таком виде, как это реализовано на курсе Skillbox. Студент не обязан изучать уроки в заданной последовательности, он может выбирать любой из них. Благодаря этому образовательный курс полезен как новичкам, так и тем, кто уже имеет базовые знания в выбранной области.

Игровая практика и максимальное погружение в профессию: как Skillbox создал принципиально новый курс для веб-дизайнеров

Модель 4С/ID состоит из следующих компонентов:

  • учебные задачи нескольких видов, которые следуют друг за другом и в конце становятся частью большого комплексного задания,
  • сопровождающая информация, то есть теоретическая база, необходимая для решения задач,
  • своевременная информация, которая пригодится при выполнении задач (примеры, чек-листы, памятки, списки ресурсов и шпаргалки),
  • частичная практика, по сути, тренировки, которые позволяют довести необходимые навыки до автоматизма.

Эта модель отвечала нашей идее и включала компоненты, которые нам хотелось видеть в своей программе. Мы вдохновились моделью 4С/ID, но интерпретировали ее по-своему.

Мы долго обсуждали логику построения программы. И только в конце 2020 года приступили к её проектированию. Работа над курсом «Веб-дизайн 3.0» проходила следующим образом.

Исследование и проверка гипотез. Мы исследовали весь пул возможных задач в работе дизайнера и те сложности, с которыми рискуют столкнуться слушатели курса при их решении. В процессе возникла идея внедрить геймификацию в образовательный процесс – за решение задачи начислять баллы. Чем она сложнее, тем дороже «стоит». С помощью баллов можно переходить на следующий уровень курса.

Тогда же появилась мысль, что слушатели могут выбирать заказчиков, чьи технические задания (ТЗ) будут выполнять. Например, есть задача одинаковой сложности от цветочного магазина или булочной. Можно выбрать ту сферу, которая наиболее интересна.

Прототипирование. Сначала я создала простой прототип платформы курса на Tilda, чтобы показать коллегам, как это должно работать. После этого мы утвердили первый прототип, который отдали разработчикам. Перед дизайнерами стояла непростая задача – отрисовать концепт нелинейного курса.

Составление программы обучения. К этому процессу подключили внешнего куратора. Вместе с ним работала целая команда, так как программа этого курса сильно отличалась от наших типичных.

«Много времени ушло на проектирование паспорта обучающей программы. Исходили из того, что после учебы пользователь должен устроиться на работу, это будет самым лучшим результатом. Мы оцифровали те навыки, которые чаще всего встречаются в вакансиях дизайнеров. И заложили в свою программу эту новую сущность – цифровой навык. Мы создали некое древо компетенций, которое автоматически заполняется по мере выполнения заданий слушателем. В интерфейсе отображается, какие именно навыки освоил в рамках курса человек»

Выбор экспертов. Мы старались пригласить настоящий «звёздный» состав: практикующих дизайнеров из разных областей. Эти люди в своей работе выполняют задачи, аналогичные нашим учебным. Плюс они прекрасно ориентируются в трендах и наиболее востребованных инструментах. Они лучшие эксперты и авторитеты для слушателей, мечтающих о веб-дизайне. Одними из спикеров стали: Филипп Соломин, лид-дизайнер в «Яндекс.Учебнике», Александра Королькова, шрифтовой дизайнер, Никита Покатилов, продуктовый дизайнер “Райффайзенбанк”, Никита Беллер, продуктовый дизайнер группы компаний “Тинькофф”. Мы брифовали спикеров и вместе анализировали, какие полезные знания и навыки они могут дать нашим слушателям.

«Мы долго «на пальцах» объяснять, что такое нелинейный трек обучения. Сложность заключалась в том, что сначала нам было нечего показать спикерам в качестве примера. В России не существовало нелинейного онлайн-курса, мы стали первопроходцами. Было видно, что в какой-то момент у них от нашей информации просто «закипает мозг». Когда появились первые материалы, общаться с другими спикерами стало проще».

Нина Мокерова, продюсер курса

Запись учебных кейсов. Мы старались для курса “Веб-дизайн 3.0” привлечь реальных заказчиков, которые могут рассказать важные для дизайнера вещи – про проект, аудиторию, её предпочтения. Кейсы должны были быть от предпринимателей и руководителей проектов, которые рассказывают о своём бизнесе и дают слушателям несколько реальных задач разного уровня сложности. Отбирали предпринимателей по двум важным критериям:

  • Интересный и вдохновляющий бизнес. Здесь речь идет скорее о тех сферах бизнеса, где всё довольно понятно с визуалом. Например, по теме путешествий и еды много материала и ассоциаций. А вот если делать сайт на какую-то сложную промышленную тематику, или на услуги аудита, то у новичков просто возникнет проблема с подбором и использованием визуала. Тут надо больше опыта.

  • Наличие у заказчика потенциально красивого контента. Ведь начинающий дизайнер должен работать с какой-то базой, а не разрабатывать всё с нуля. По теме еды, дизайна интерьеров, путешествий, мероприятий больше фото и на стоках, и у клиентов. А если это будет шиномонтаж, то с этой темой работать сложнее. Понятно, что в реальной жизни придется сталкиваться с разными задачами. Но в нашем случае это скорее часть мотивационной стратегии. Важно, чтобы студентам хотелось выполнить задание. И мы старались, чтобы каждый из них нашел среди заданий то, что его больше вдохновляет.

Игровая практика и максимальное погружение в профессию: как Skillbox создал принципиально новый курс для веб-дизайнеров

Слушатели не просто делают красивую картинку, а решают реальную бизнес-задачу. Чтобы найти решение, необходимо понимать, что это за бизнес, кто его аудитория, какие у неё особенности, характер и так далее. И самое главное – как всю эту информацию передать с помощью дизайна.

«Фишка нашего курса в этих брифингах от реального бизнеса. Пользователи могут зайти на сайт компании или в её соцсети, увидеть, как они оформлены, задать какие-то вопросы. Предприниматели ждут, что наши пользователи помогут им в решении задач, до которых в обычной жизни у них самих не доходят руки. Например, оформление соцсетей, лонгридов, карты маршрута. Они готовы внедрять интересные предложения».

Нина Мокерова, продюсер курса

«Для этого курса были записаны оригинальные видео. Ни один ролик, снятый для курса «Веб-дизайн 3.0», не был использован или переупакован. Потому что тут требовался другой формат контента. В видео упор делался на сторителлинг: заказчик брифует слушателя на задачи и именно так, как это происходит в реальной жизни».

Тестирование и исправление ошибок. Более трёх месяцев мы тестировали программу «Веб-дизайн 3.0». Отлавливали некоторые ошибки, а потом устраняли их. Как и в любой разработке, баги были. Тестирование и устранение ошибок заняло примерно три месяца.

Перед запуском продаж решили опробовать продукт на тестовой группе. Мы предлагали её участникам пройти первый грейд (начальный уровень) и дать обратную связь. Тестовая группа позволила нам проверить некоторые гипотезы. Подтвердились следующие из них:

  • геймификация служит навигацией внутри курса и мотивирует заниматься,
  • нелинейность обучения позволяет слушателям получить наиболее актуальные для них навыки,
  • работа с конкретными задачами выявляет, какую теоретическую информацию или какие навыки нужно «подтянуть».

Мы поняли: разделение курса на уровни сложности не обязательно значит, что продвинутый пользователь пройдёт его быстрее. Человек с опытом начинает с задач повышенной сложности, но всё равно выполняет и простые задания. Ему это необходимо, чтобы вспомнить подзабытые знания или навыки, восполнить пробелы в своем бэкграунде.

Мы доработали программу с учётом обратной связи и запустили продажи курса «Веб-дизайн 3.0» весной этого года.

В практику с головой

Курс “Веб-дизайн 3.0” состоит из нескольких этапов. Каждый этап соответствует определенному уровню профессионального развития пользователя — от базового к более продвинутому. Пользователю необходимо выполнять практические задачи внутри каждого этапа, чтобы набрать нужную сумму баллов для перехода на следующий. Так, компания выстроила аналогию с уровнями в компьютерной игре.

Игровая практика и максимальное погружение в профессию: как Skillbox создал принципиально новый курс для веб-дизайнеров

Программа состоит из брифов от конкретных заказчиков, которые пользователь выбирает в зависимости от нужного ему уровня сложности. Задачи для новичков могут выглядеть так – «создать лендинг для цветочного магазина на 3-4 страницах» или «оформить YouTube-канал студии маникюра». А вот уже на последнем этапе пользователям предстоит создавать дизайн для интернет-магазина и/или приложения.

Игровая практика и максимальное погружение в профессию: как Skillbox создал принципиально новый курс для веб-дизайнеров

Сначала к каждой задаче мы даем видео-инструкцию, как построить работу, из каких шагов строится процесс, что нужно знать, какие есть критерии качества. Эта инструкция — подводка к коротким учебным видео, которые дают необходимые знания и навыки, чтобы эту задачу выполнить. А в дополнение мы даем лонгриды и другие полезные материалы, которые могут использоваться в работе и расширяют профессиональный кругозор.

Игровая практика и максимальное погружение в профессию: как Skillbox создал принципиально новый курс для веб-дизайнеров

Выполненные задания дальше попадают к проверяющим экспертам курса. И для них это более сложная работа, чем в линейном курсе. Они должны комплексно походить к изучению материалов: брифам заказчиков, ограничениям в их фирменных стилях, контексту. Во время проверки преподаватели указывают на ошибки, дают свои рекомендации о том, что можно улучшить, отвечают на вопросы пользователей.

За выполненные задания начисляются баллы. Они необходимы для перехода на более высокий уровень в курсе. Результатом учёбы станет выполнение более объёмной итоговой работы – тоже брифа от реального заказчика. Затем свой проект нужно будет защитить перед жюри, в состав которого войдут и представители реальных компаний.

Первые пользователи

Обучение на курсе «Веб-дизайн 3.0» проходят уже более 300 человек, из которых 7 пользователей уже перешли на финальный этап. Впереди у них выполнение итоговой работы, её защита и трудоустройство.

Видим, что средняя скорость прохождения курса выше той, что мы закладывали. Это значит, что пользователям действительно интересно выполнять кейсы от реальных заказчиков и получать новые навыки. Думаю, что их отзывы скажут всё сами.

«Очень понравились брифинги, потому что они готовят к работе с реальными клиентами, дают более полное понимание взаимодействия с заказчиком. Особенно полезно для фрилансеров: понятно, как выстраивать диалог с клиентом».

Игорь

«Зацепила идея геймификации. Во время учёбы, как Марио в старой видеоигре, собираешь монетки и открываешь новые уровни».

Никита, фрилансер-самоучка

«Лекции без воды, которые интересно смотреть. Объяснение не затянуто, не приходилось ускорять видео, чтобы взять из него самую суть».

Дмитрий

После прохождения курса пользователи вместе со специалистами Центра карьеры Skillbox составят резюме, оформят портфолио и подготовятся к собеседованиям. У нас есть закрытый чат с вакансиями партнёров, которые заинтересованы в сотрудничестве с выпускниками. Наш курс – реальный шанс освоить профессию веб-дизайнера или выйти в ней на новый уровень, а затем - и получить интересную работу.

88
7 комментариев

может и хороший курс. Но вот игра с ценой, где сначала оставь телефон, а затем узнаешь во сколько тебе это обойдется- считаю дурным тоном.

2
Ответить

Эти лаптеплёты тебе моментально позвонят, начнут обрабатывать и давить и потом будут названивать с разных номеров.

1
Ответить

Хотелось бы понять, насколько такое обучение на самом деле эффективно, есть ли сравнения с результатами линейных курсов и этих?

Ответить

Почитайте отзывы на подобные курсы. Особенно от мэил.ру

Ответить

Звучит прикольно, вроде учишься, а вроде играешь, интересно попробовать!

Ответить

Различается ли уровень студентов на выходе? Допустим кто-то все время решал легкие задачи, а кто-то сложные – навыки в конце разные или одинаковые?

Ответить

Если вы все время обучения в школе складывали кубики, а другие одноклассники строили машину. У вас одинаковые навыки?

Ответить