Большая ревизия: маркетплейсы обяжут проверять товары перед продажами

Эксперты Общественного совета при Роспотребнадзоре обсуждают новые требования к работе маркетплейсов, согласно которым площадки будут обязаны проверять селлеров и их товары. Станет ли меньше контрафакта на маркетплейсах и что будет с ценами?

Большая ревизия: маркетплейсы обяжут проверять товары перед продажами

Объемы продаж контрафактной продукции увеличиваются в связи с растущей популярностью онлайн-торговли, говорят эксперты. В начале 2023 года "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) провела исследование сразу на трех площадках: Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет. Как пишут "Известия", было изучено 450 продавцов обуви, парфюма и воды. Эти товары подлежат обязательной регистрации в информационной системе "Честный знак". То есть на них должны быть размещены идентификационные коды. Общественники сравнили реквизиты продавцов с данными в госреестре участников оборота маркированной продукции. Такой реестр ведет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки). Результаты оказались неутешительны. По данным ОПИ, на Wildberries доля нелегальных продавцов обуви достигает 47%, парфюмерии — 66%, воды — 58%. На Ozon показатель варьируется в диапазоне 8–13%, на Яндекс.Маркете — 4–7%.

СТРАННЫЙ ЗАПАХ

А вот совсем недавний пример: на Ozon обнаружили контрафактный парфюм под брендом LACOSTE. С жалобой на некачественную туалетную воду в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилась жительница Уфы. Она приобрела товар на Ozon за 3 тысячи рублей. Продавцом являлось ООО "Фрагрансез", зарегистрированное в Красноярске, сообщил главный государственный санитарный врач по Красноярскому краю Дмитрий Горяев.

Большая ревизия: маркетплейсы обяжут проверять товары перед продажами

По словам покупательницы, после вскрытия упаковки она заметила неаккуратный флакон, аромат парфюма сильно отличался от оригинала. Специалисты Управления Роспотребнадзора по региону направили запрос правообладателю товарного знака LACOSTE, чтобы исследовать продукцию. Проверка показала, что компанией LACOSTE S.A.S. эта туалетная вода не производилась. Ozon после получения информации о нарушении законодательства продавцом заблокировал ООО "Фрагрансез". Материалы переданы в полицию, специалисты Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю готовят иск в суд.

УСИЛИТЬ ПРОВЕРКИ

Чтобы подобных случаев было как можно меньше, эксперты Общественного совета при Роспотребнадзоре предложили обязать маркетплейсы проверять продавцов и товары, в том числе с помощью системы маркировки "Честный знак". Именно в этой системе есть вся необходимая информация: о продавцах, которые прошли обязательную регистрацию, а также об изделиях с маркировкой.

"Во многих случаях речь идет об очевидных нарушениях, которые не требуют контрольных закупок и экспертиз. Например, на товаре нет информации или она недостоверна, бывают случаи, когда продукция содержит запрещенные компоненты и многое другое. Агрегаторы могут отсеивать таких поставщиков и изделия. Ситуация осложняется тем, что некоторые иностранные правообладатели ушли из России — до этого они самостоятельно контролировали ситуацию и пресекали продажи контрафакта. Свою лепту вносит и мораторий на госпроверки — работу надзорных органов ограничили. Поэтому логично установить к площадкам единые требования по контролю за поставщиками продукции и ассортиментом. Компании могут использовать государственные информационные системы: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестр сертификатов и деклараций, систему маркировки", - уверен член Общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов.

Минпромторг России поддерживает предложения, которые направлены на "очищение" рынка, в том числе с использованием системы "Честный знак". Система маркировки товаров — один из наиболее эффективных инструментов противодействия незаконному обороту промышленной продукции, считают в ведомстве. При этом на стоимости товаров на маркетплейсах инициатива не отразится, уверены в Центре развития перспективных технологий. С такой позицией "в корне" не согласен президент национальной Ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. По его словам, чип не защитит от подделок, а цены на маркетплейсах из-за него только вырастут. "Система "Честный знак" — это чип, по которому можно подтвердить происхождение товара. Его очень хорошо подделывают на условных оптовых рынках. Мы обременим маркетплейсы, чтобы они наняли огромную армию проверяющих. За любое обременение нужно платить. Платить будем мы с вами," - уверен президент национальной Ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.

Подобный эксперимент в Китае провалился, напомнил Иванов. По его мнению, проверкой товара на подлинность должен заниматься Роспотребнадзор. Эксперт вспомнил кейс, когда компания Alibaba набрала 8 тысяч человек, чтобы они наблюдали, чтобы не было контрафакта.

"Не справились. Набрали ещё восемь тысяч. Справились? Тоже нет. Другими словами, не работает никакой механизм, кроме юридического. У нас этих сотрудников Роспотребнадзора довольно много. Может быть, они должны просто соблюдать свои функции, а не перекладывать на маркетплейсы. Что может проверить маркетплейс? Документы, а они проверяются", - заявил Иванов.

СОБИРАЕМ МАРКИ ОТ ЧУЖИХ КОНВЕРТОВ

Еще в феврале этого года Wildberries сообщал, что с 1 марта 2023 года при отсутствии кода маркировки на товаре или невозможности его отсканировать маркетплейс будет возвращать товары продавцу. Затем Wildberries ввел штраф за отсутствие или некорректное размещение на упаковке кода маркировки. Сейчас он составляет 500 рублей за единицу товара. Ozon и Яндекс.Маркет, по наши сведениям, подобные штрафы для продавцов не вводили. KazanExpress в свою очередь, сообщил, что универсальный передаточный документ в "Честном знаке" теперь нужно передавать не позднее чем за 3 дня до фактической отгрузки товара на склад. Подобные меры маркетплейсы приняли после того, как с 1 марта 2023 года агрегаторы, согласно поправкам в закон о маркировке, стали нести ответственность за продажи немаркированной продукции.

Большая ревизия: маркетплейсы обяжут проверять товары перед продажами

А с 6 марта 2023 года лейбл "Оригинал" на Ozon присваивается после проверки документов лишь тем брендам, которые часто подделывают. На лейбл "Оригинал" могут не рассчитывать продавцы, у кого собственный бренд или подделки на марку встречаются на рынке редко. Даже если значок "Оригинал" был, сейчас он остался только у товаров крупных или наиболее популярных брендов. По данным маркетплейса, теперь Ozon cможет более пристально вручную сверять ассортимент продавца с документами и пресекать случаи появления на площадке "реплик".

В Яндекс. Маркет следят за появлением контрафакта, используя автоматические системы — они формируют гипотезу о подозрительности товара или продавца. После чего маркетплейс проводит проверку. Внимательными, конечно, должны быть и сами покупатели. Прежде чем сделать покупку на маркетплейсе, следует читать отзывы и с подозрением относится к товарам, которые имеют флагманские характеристики, но стоят в 2-3 раза дешевле рынка.

1515
14 комментариев

маркетплейсы обяжут проверять товары перед продажами
Уже давно пора было это сделать

2

Чтобы что? Платит в два-три раза дороже?) те кто покупают на мп что-то фирмовое за полцены, либо делают это осознанно, либо извините это странные люди. А честный знак это про сбор бабла и пошлин а не про что-то для потребителя.

1

По поводу реплик хорошо, что как-то борются с этим, если еще уберут очевидные переделки с другим названием, то будет вообще прекрасно

зачем их убирать,есть те кто непротив купить подделку
просто пусть честно пишут,что подделка и всё

2

Наконец-то кто-то осмелился обратиться в Роспотребнадзор!!! Давно было пора провести "очистку" рынка от всяких грязных продавцов. Достали уже подделки подсовывать. И ведь на картинках всё у них так красиво, оригиналы и т.д. Специально, чтобы люди велись на это, покупали, а в итоге получали какое-то г**но.

Люди странные, берут типа фирму, но в три раза дешевле чем в фирмовом магазине, плюс берут у какого-то ип, а потом удивляются что не фирма

1

все равно не верю, что подделок будет меньше