И рыбку съесть и Fullstack-разработчиком стать?

Размышлял недавно над тем, что такого должно произойти, чтобы наконец спала волна курсов «Стань джуном за 3 месяца». Да и вообще о судьбе Edtech в России. Если коротко: кажется, Edtech сам роет себе могилу. А выживут только реалисты.

И рыбку съесть и Fullstack-разработчиком стать?

Дисклеймер: к самой концепции онлайн-обучения отношусь крайне положительно. Например, если нужно подтянуть английский или дополнительно подготовить ребёнка к ЕГЭ, а ходить к репетитору неудобно и некогда — не вижу ничего плохого в том, чтобы записаться на двухмесячный курс или взять несколько онлайн-занятий.

Я много лет работал в крупнейшей уральской IT-компании СКБ-Контур, разрабатывал бухгалтерский продукт Эльба. В 2013 году вместе с партнёрами основал сервис аутсорсинга бухгалтерии «Кнопка». Иными словами, больше 20 лет кручусь в IT и побывал на сотнях собеседований за это время.

Вот что есть сказать:

Edtech уже несколько лет предлагает любой кассирше из Дикси пройти онлайн-курс тестировщика/разработчика/аналитика и начать зарабатывать от 200 000 ₽/мес. И рынок действительно активно развивался, хотя и раньше айтишники без опыта не пользовались большим успехом на рынке труда.

Но в феврале прошлого года случилось то, что случилось. Многие зарубежные компании ушли, а количество вакансий в айти не только не выросло — оно сократилось. Всё потому, что в условиях кризиса компании в первую очередь уменьшают количество стартовых вакансий и закрывают программы стажировок. Получается, вакансий всё меньше, а выпускников IT-курсов с каждым днём всё больше. Об этом постоянно пишут Forbes, РБК и другие.

Есть такая фраза: «Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живётся хуже». Полностью согласен. Но не понимаю вот чего: вроде же очевидно, что толпы вчерашних студентов и выпускников экспресс-курсов сейчас никому не нужны. Так почему же Edtech упорно продолжает их плодить, гарантируя трудоустройство и высокий уровень дохода?

И рыбку съесть и Fullstack-разработчиком стать?

В IT принято разделять разработчиков по профессиональным навыкам на три уровня:

● Джун — работает над простыми задачами под руководством опытных коллег;

● Мидл — может решать сложные задачи или писать код самостоятельно, старшие коллеги проверяют только результаты;

● Сеньор — всё делает сам: пишет код, занимается архитектурой, обучает младших коллег. Решает сложные задачи и отвечает за результаты.

Многие двух- и трехмесячные онлайн-курсы опрометчиво обещают научить разработке с нуля и до уровня уверенного джуна. Вот только «джун» — это уже давно не вчерашний студент без опыта работы.

Джун сегодня — это специалист с опытом коммерческой разработки не менее года. В крупных проектах планка ещё выше. Конечно, такому специалисту тоже потребуется помощь наставника, но многие задачи он уже умеет делать самостоятельно. Потому что джун — хоть и младший, но уже специалист.

Компании ищут джунов, способных довольно быстро вырасти в мидла. А выпускники онлайн-курсов частенько остаются вечными джунами.

Жаль, что в рекламе курсов не говорится о том, что:

  • Заканчивает такие курсы обычно не больше 25% учащихся.

Не всякий кассир из Дикси осилит. Разработка — штука не простая. Опыт показывает, что если человек не был склонен к программированию самостоятельно (не пытался изучить, не делал самостоятельных шагов), а пошёл, потому что модно или выгодно, то курсы не помогут начать думать нужным образом.

  • В большинстве компаний новичка с корочкой онлайн-курсов не пригласят даже на первичное собеседование.

На рынке труда очень много новичков и специалистов «широкого профиля», но не хватает людей с более глубокой экспертизой. И это касается не только айтишников, но и бухгалтеров, юристов, маркетологов.

  • Зарабатывать заявленные 200 000 ₽/месяц ты начнёшь ой как не скоро.

Уж точно не после двухмесячного курса, а в лучшем случае через 3-4 года. И только в случае успешного трудоустройства и усердной работы.

И рыбку съесть и Fullstack-разработчиком стать?

Смешно ещё и то, как некоторые платформы онлайн-образования используют инфоповоды, которыми нас щедро снабжает государство. Например, осенью прошлого года можно было наблюдать тонны статей и рекламных объявлений, гласящих:

«Отсрочка от мобилизации для айтишников. Войти в IT за 3 месяца».
«Успей освоить новую специальность. Льготная ипотека для айтишников».

И рыбку съесть и Fullstack-разработчиком стать?

Жаль тех, кто повёлся и купил курс. Мобилизация закончилась раньше, чем обучение. Да и вообще нет никаких гарантий, что при повторной волне мобилизации айтишники вновь будут освобождены.

А ещё, даже опытному айтишнику получить льготную ипотеку бывает непросто. Например, мне вот не удалось. Хотя «Кнопка» аккредитована в Минцифры, давно входит в IT-кластер Сколково и реестр отечественного ПО. Кстати, там довольно интересный кейс вышел. Когда я написал об этом в одной запрещенной соцсети, мне ответил Министр цифрового развития Максут Шадаев. Для любопытных подробности тут.

У меня есть несколько знакомых из сегмента Edtech. Они делились, что процент повторных продаж стремится к нулю. То есть, купив курс однажды, человек практически никогда не купит другой курс у этой же компании.

Кто-то, наверное, с первого раза понимает, что освоить сложную профессию за несколько месяцев не вышло, и решает не тратить деньги на освоение чего-то ещё.

А кто-то думает: раз ничего не вышло, значит курс был плохим. Пойду куплю другой, у конкурентов.

В любом случае, при низком уровне повторных продаж и нарастающем недовольстве от «несбывшихся обещаний», рынок онлайн-образования рискует схлопнуться в ближайшие 5-10 лет. По крайней мере та его часть, которая обещает любому легкий и быстрый вход в айти, гарантирует трудоустройство и высокий доход.

1616
14 комментариев

1. Не EdTech, а конкретные компании предлагают пройти курс, а потом зарабатывать. И не условные 200к, а пишут конкретные зп джунов.
2. «Почему EdTech продолжает активно плодить…» — потому что есть спрос, иначе эти курсы никому не были бы нужны. Почему люди идут? Потому что в стране очко с зарплатами на большинстве работ, а люди хотят зарабатывать хорошо и знают, что в айти платят больше, чем по рынку.
3. «Жаль, что в рекламе курсов не говорится, сколько учеников заканчивают обучение» — это громогласное утверждение. Вы можете привести подтверждение своих слов? Во-вторых, показатель доходимости не бывает 100%, вне независимости от ниши. В-третьих, это инфа для методистов и маркетологов. Никакая школа не может заставить человека учиться, если он сам ленится.
4. Даже если говорить о самых попсовых школах, то даже там есть фраза о помощи в трудоустройстве, а не гарантии. А есть, например, ката academy. Они дают гарантию. Я не знаю, насколько это правда, но вы можете опровергнуть их обещание?
5. EdTech уже несколько лет если не самая растущая, то одна из ниш, которую кризис не останавливает.
6. Если ваши знакомые продюсеры сливают клиента после первого обучения и не понимают, как работать над ltv, то надо дать им пизды и уволить. Говорю это как продюсер.

Лучше покажите как выглядит ваша реклама, что вы обещаете дать человеку после двухмесячных курсов разработчика. За одним бесплатно пропиаритесь 😂

2

Это Миша Свердлов говорил, я думаю он сам таким продюсерам успешно раздаёт))

Компании продают мечту и сказки о хорошей жизни бедному населению, это никогда не кончится, пока население будет оставаться бедным

1

пора бы понять населению, что они сами делают жизнь такой, какой хотят и сами могут приложить то или иное количество усилий для достижения своего личного успеха, и никакие коучи тут нафиг не нужны

Бедность населения не сильно коррелирует с продажей мечты.
Все продают либо мечту, либо избавление от боли. Только мечты и боли разные у разных классов людей

Простых людей даже с недостаточным средним образованием, типа кассиров из Дикси, трудно упрекнуть что они повелись на рекламу о зарплатах 200к. , звучащую буквально из каждого утюга. А вот к сожалению, для компаний из Edtech деньги не пахнут.

1