Управленческий учет как драйвер развития бизнеса

Время чтения - 4,5 минуты.

Польза - бесценно. Если, конечно, хотите взрывного роста.

Прежде чем приступить к чтению, задайте себе вопросы: "Оцифрован ли мой бизнес? Какие метрики я вижу? Какие прогнозы и выводы я делаю? Есть ли реальные точки роста?"

Теперь поехали. По моему наблюдению, 9 из 10 предпринимателей при разговоре о финансах компании вспоминают бух.учет и налоговые проверки, в лучшем случае - оперативный ДДС (платежный календарь). И это весьма печально. Давайте разберемся для начала, что такое бухгалтерский (финансовый учет) и управленческий.

Бухгалтерский учет - это, очевидно, ваша бухгалтерия. Тонны первички, банковские платежки, счета и унифицированные (стандартные) формы отчетности. Бухучетом занимается либо ваш штатный бухгалтер, либо - аутсорсинговая компания, в случае микробизнеса - сам предприниматель.

Управленческий учет, если обратиться к википедии - это — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей).

Если простыми словами - это пульс вашей компании. Формы управленческого учета направлены на анализ реального положения дел, на измерение темпов роста и анализ эффективности бизнес-процессов. Составление управленческой отчетности - это уже задача не бухгалтера, скорее финансового директора или собственника, реже - главного бухгалтера.

Давайте разберемся, какие формы управленческого учета должны (обязаны) быть у предпринимателя. А затем, обсудим, с чего начать.

Итак, must have формы:

Бюджет доходов и расходов (БДР)

Первое, что должно появиться у вас (если до сих пор нет) - это БДР. Без него категорически противопоказано выставлять план продаж менеджерам, проводить акции, распродажи, демпинговать на тендерах и т.д. Почему? Представьте, с целью привлечения клиентов, вы решаете в качестве лид-магнита в своем барбершопе делать первую стрижку со скидкой 50%, условно, покрыть зарплату. Не зная и не прогнозируя LTV (жизненный цикл) нового клиента вы можете привлечь много клиентов и быстро поднять выручку, которая в конечном счете приведет к убыткам из-за необходимости обслуживать инфраструктуру (аренда, затраты на свет, воду, маркетинг, админстрацию и т.д.)

Понимаете логику составления такого бюджета? Мы моделируем структуру бюджета исходя из нефинансовых показателей. Например, к концу года мы хотим получить 100 млн. выручки. Методом обратных рассуждений мы раскладываем финансовую модель и смотрим - реально ли это. Для этого проходим по воронке продаж: у нас есть 100 тыс. посетителей на сайте в месяц за Х рублей, при конверсии 4% в лид получаем 4 тыс. звонков, из них 1 тыс. встреч и 300 продаж. На каждом этапе есть затратная часть, есть стоимость действия. Оцените ее в моменте и в предыдущих периодах, на основании этого спрогнозируйте что будет при текущих темпах роста. Уже в процессе моделирования вы наверняка найдете точки роста бизнеса или лишние затраты.

Бюджет движения денежных средств (ДДС)

Простыми словами - это график платежей. Он должен быть как минимум с целью прогноза кассовых разрывов. Когда денег на счету нет, а платить зарплату надо. Один из микро-лайфхаков, который можно взять при работе с ДДС - это использование отсрочек платежа контрагентам в свою пользу. Предположим, по договору у вас отсрочка - 30 дней, в среднем, вы платите на 10-й, как только собираете необходимую сумму на счету. Но, вы ведь всегда можете разместить деньги на краткосрочном депозите (овернайты, к примеру) и получать небольшой пассивный доход.

Управленческий баланс

О пользе баланса и говорить не буду, точнее, не хочется. Для принятия управленческих решений он не является основным фактором, но нужен для оценки устойчивости компании и ликвидности. Подходит больше больше для банков и инвесторов.

Чуть не забыл, при работе с управленческой отчетностью обязательно необходимо проводить анализ план/факт. Без этого вы не добьетесь желаемых результатов и не сможете оптимизировать свои бизнес-процессы.

Теперь давайте разберемся, с чего начать внедрение управленческой отчетности и где ее вести.

Лучший способ что-то сделать - это сделать. Начните прямо сейчас, заполните составьте Бюджет Доходов и Расходов хотя бы на 1 год вперед. Есть 3 варианта:

Эксель. Он у каждого есть под рукой, а в интернете можно найти разные бланки для заполнения. Проблем добавляет только разноска факта, увы, только вручную, каждую платежку придется проверять, чтобы разнести по статьям затрат/доходов. Ну и человеческий фактор повышает вероятность ошибки в формулах. Рекомендую эксель очень терпеливым людям, у которых есть масса свободного времени.

Варианты на 1С. Максимальный функционал и вариативность может дать на данный момент, пожалуй, только 1С. Из плюсов - все формы можно адаптировать под свой бизнес, из минусов - реально дорого и долго, со внедрением порядок стоимости от 900 тр. и выше, плюс поддержка и обучение.

Онлайн-сервисы управленческого учета. Это вариант где-то посередине, функционал выше, чем у экселя, но меньше, чем 1С. Стоимости вариируется от 4 до 10 тр. в месяц. Обучения не требуется, можно использовать без специального образования. Рекомендовать конкретный сервис не буду, ибо продакт-плейсмент. Если сильно интересно, пишите в личку, кину пару вариантов.

Вместо заключения.

Пора взять под контроль все бизнес-процессы вашей компании. За последние годы бизнес сильно трансформировался - раньше все отделы в компаниях: маркетинг, продажи, финансы, производство жили своей жизнью, в разных реальностях. Сейчас - это единая система, которую надо постоянно оцифровывать, оптимизировать и улучшать. А это невозможно без управленческой отчетности и планирования.

55
1 комментарий

Кассовый метод как у планфакта или финолога, это хорошо. Но недостаточно 😊 Для микробизнеса подойдёт, но для бизнеса постарше лучше подойдёт онлайн-сервис Финансист (www.landing.report.finance) или Бит-Финанс (www.bitfinance.ru)

1
Ответить