«Сколько программ в Яндексе написал ваш преподаватель?» Чего хотят родители, когда отдают детей на курсы

Мы в Алгоритмике постоянно отвечаем на вопросы родителей, которые записывают своих детей на дополнительное обучение по программированию и математике.

Многие из этих вопросов повторяются, поэтому в этой статье мы решили ответить на самые частые, болезненные и сложные из них. Надеемся, это поможет вам сформировать реалистичные ожидания от курсов и определиться, что лучше подойдет вашему ребенку.

«Сколько программ в Яндексе написал ваш преподаватель?» Чего хотят родители, когда отдают детей на курсы

Завышенные ожидания родителей и их последствия для ребенка

Иногда желание дать ребенку лучшее приводит к не очень хорошим последствиям: вместо удовольствия и новых знаний – слезы, крики, взаимные упреки и разбирательства.

Моему сыну девять лет, но я хочу, чтобы он пошел на продвинутый курс для подростков!

На самом деле это довольно распространенная история: некоторые родители хотят воспитать вундеркинда и не готовы объективно смотреть на возможности своего ребенка. А иногда в принципе забывают, что это ребенок, а не проект по выращиванию сверхчеловека.

Однажды мы поддались на уговоры одного супернастойчивого папы-программиста и записали девятилетнего мальчика на курсы, рассчитанные на детей постарше.

Это был ад! Ребенок очень хотел учиться, но банально не мог понять многих вещей: не хватало знаний по математике, которые дают в следующих классах. Психологически ему тоже было сложно, так как курс изначально был разработан с учетом возрастных особенностей и рассчитан на детей постарше.

В результате он не мог разобраться с вопросами, которые для его возраста оказались сложными, стеснялся спрашивать у преподавателя и закрывался в себе. Папа, который наблюдал за всем через плечо, из-за этого выходил из себя и начинал орать — заканчивалось все слезами.

После пары таких занятий мы сказали твердое «нет», вернули деньги за обучение и с тех пор строго соблюдаем возрастные ограничения на всех курсах.

Мораль: всему свое время. Иногда стоит подождать или выбрать курсы по возрасту, чтобы ребенку точно было интересно и полезно.

Ребенок должен получать знания постепенно: начинать с основ и, как на шашлычок, нанизывать на них все больше и больше нового.

Эффективное обучение — это всегда поэтапный и последовательный процесс. Накопленные знания никуда не пропадают со временем и, когда это будет нужно, всплывут в памяти и помогут справиться с новыми задачами.

Нам нужен преподаватель-мужчина старше 40 лет с опытом работы в Яндексе и собственными программами в портфолио.

Такие, безусловно, есть. Но тут важно понимать: регалии важны родителям, а не детям. Наш опыт показывает, что для детей важнее, чтобы с преподавателем было легко найти общий язык, а занятия проходили весело и увлекательно.

И тут часто многомудрый дядька в возрасте вчистую проигрывает вчерашнему студенту, который только начинает свой карьерный путь, но может легко и непринужденно рассказать тему и показать ребенку, как сделать что-то своими руками.

На самом деле за этим стоит огромный объем организационной работы. Оценить резюме и выбрать преподавателей, которые умеют работать с детьми, провести обучение по курсам, которые они будут вести. Каждый год преподаватели проходят аттестацию и регулярно участвуют в дополнительных тренингах по коммуникациям.

Все было бы гораздо проще, если бы можно было просто нанять сотрудников Яндекса, ВКонтакте или Mail. ru, но, как мы сказали выше, в детском образовании это не работает.

Мораль: авторитетов ребенку и в школе хватает, а дополнительное обучение должно приносить радость и удовольствие, а не только давать знания.

Мы занимаемся уже четыре урока, а он все еще не разработал ни одного сайта!

Некоторым родителям хочется, чтобы их юный хакермен отбил затраты на обучение как можно скорее, — мы нашли только такое объяснение для подобных ситуаций.

Но если без шуток, то именно завышенные ожидания родителей часто становятся причиной стресса для ребенка, который переживает, что сделал недостаточно и не оправдал ожиданий, вместо того чтобы наслаждаться процессом учебы и результатами.

В то время как ребенок делает простую игру-змейку, которой бесконечно гордится (и которая на самом деле этого стоит) , родители ждут, что он с ходу придумает стартап с потенциалом «единорога». Но этого не происходит.

Не дождавшись оценки от самых авторитетных в его жизни людей, ребенок теряет интерес и разочаровывается. В результате вы не только не отбиваете деньги за курс, но и теряете хорошие отношения со своим чадом.

Мораль: большое дело начинается с маленьких успехов, поэтому так важно ценить всё, что делает ваш ребенок.

Хочу детей как у блогера!

Реальный запрос, который в разных вариантах приходит к нам, когда мы продвигаем Алгоритмику через инфлюенсеров.

Некоторые так сильно стремятся повторить красивые картинки из постов и сторис, что забывают при этом про интересы ребенка.

Удача, если занятия ему все же понравятся. Но если нет — все очень быстро сводится к взаимным упрекам и стрессу.

Мораль: интересы и желания вашего ребенка важнее, чем красивые посты и сторис от незнакомцев из социальных сетей.

Реалистичные ожидания и взвешенная позиция

Ребенку нравится — ну и славно, будем ходить.

Взвешенная позиция родителей, которые понимают, что от дополнительного обучения через не хочу большого толку не будет ни сейчас, ни в будущем.

Когда ребенку нравится, это видно не только по горящим глазам и результатам: готовым программам, сайтам, играм, — но и по хорошим оценкам по математике и информатике, которые он приносит из школы.

Все вокруг говорят про программирование, стоит попробовать.

Интересный факт: говорят именно дети — достаточно много родителей обращаются к нам после того, как ребенок подсмотрел в школе или кто-то хвастался тем, что сделал в Алгоритмике.

Самая правильная позиция здесь — попробовать, а дальше смотреть по ситуации. Как минимум ребенок попробует что-то новое. А если понравится, курсы станут хорошей базой для будущей профессии.

Нужно поступить в хороший вуз или подтянуть успеваемость в школе.

Часто курсы могут дополнять занятия с репетитором по школьным предметам, а иногда даже их заменять. У ребенка всегда есть возможность задать преподавателю все интересующие вопросы, в том числе и по школьным предметам.

Так как над ребенком не висит при этом учительский или репетиторский авторитет, в таких условиях гораздо комфортнее признаться, что ты чего-то не знаешь, проще позадавать вопросы, чтобы разобраться.

Этому навыку, к слову, мы тоже учим.

Все равно сидит в телефоне и компьютере, а тут хоть польза будет.

На самом деле, позиция очень здравая, есть смысл перенаправить этот интерес в полезное русло. Или хотя бы попробовать.

Как сказал один из наших учеников: «Очень круто, что я раньше только сидел в интернете, а сейчас сам могу в интернете что-то сделать».

Помогают ли курсы по программированию подтянуть английский?

У нас была совершенно невероятная история, когда мальчик захотел учиться с группой детей из США (наших, но занятия у них были на английском) . Он подстроился под не самое удобное для Москвы время и сначала немного стеснялся, но очень быстро освоился и спокойно продолжил учебу на английском.

Дети очень гибкие, и если им интересно учиться, то вместе с программированием и математикой они дополнительно подтягивают английский и логику. Такое вот приятное дополнение.

Чем реалистичные запросы отличаются от завышенных

Реалистичные запросы всегда опираются на интересы и желания ребенка. Завышенные — на желание родителей сделать из ребенка суперчеловека.

В первом случае ребенок получает удовольствие и учится чему-то новому. Во втором — через стресс и слезы делает то, что приказывают родители.

К счастью, реалистичных запросов и родителей в нашей практике подавляющее большинство.

В завершение: когда ребенку нужны курсы, а когда нет

Конечно, мы топим за то, что курсы и дополнительное обучение нужны каждому ребенку. Программирование — отличное интеллектуальное хобби, которое точно пригодится в будущем.

Плюс дети учатся нормально общаться со взрослыми: не на «вы» и по имени-отчеству, а как с равными — и это очень здорово.

Но…

Все это круто только в том случае, если ребенку интересно, если он с радостью идет на занятия и у него горят глаза после них.

Если этого нет, лучше попробовать что-то другое. Научиться программировать можно и в 50 лет, а второго шанса на счастливое и увлекательное детство уже не будет.

Чтобы понять, будет ли программирование ребенку в радость или это только «хотелка» родителя, мы предлагаем нашим ученикам бесплатный мини-курс.

Здорово, если дети после него остаются с нами. Но даже если нет, он как минимум помогает ребенку определиться с интересами и выбрать хобби по душе.

Если у вас есть дети, приходите и делитесь комментариями, мы рады любым мнениям.

1717
31 комментарий

Мне в этом плане легко, дочь сама интересуется программированием, отдал ее на курсы, где они мини-игры всякие делают — и все счастливы

2
Ответить

Желаем девочке успехов)

1
Ответить

"Мы занимаемся уже четыре урока, а он все еще не разработал ни одного сайта!" смешно и грустно. бедные дети

2
Ответить

Такие родители это вообще полная дичь. Вайб условного Плющенко, который Гном Гномыча в хвост и гриву гоняет лет с трех 😬

Ответить

«Сколько программ написал?» скорее всего вопрос от родителя, который в принципе не в курсе, что такое программа )

2
Ответить

главное чтоб ребенка самого тянуло в эту степь, задача родителя показать и помочь, а не заставлять

1
Ответить

Жаль, что в моем детстве было только музыкалка, художка и спортивные секции. Только ни одно из этих увлечений не приносит мне деньги))

1
Ответить