Исследовать структуру атомов любого предмета и помочь детям с аутизмом: студенты о своём пути в науке

Истории победителей олимпиады «Я — профессионал».

Материал подготовлен при поддержке олимпиады «Я — профессионал»

Исследовать структуру атомов любого предмета и помочь детям с аутизмом: студенты о своём пути в науке

С 2017 года талантливые студенты со всей России участвуют в олимпиаде «Я — профессионал». Это не просто проверка знаний, а скорее социальный лифт.

Дипломанты олимпиады получают льготы при поступлении в магистратуры, аспирантуры и ординатуры ведущих вузов страны, возможность пройти стажировку в компаниях-партнёрах. А золотые медалисты — ещё и денежные премии: 200 тысяч рублей для бакалавров и 300 тысяч для специалистов и магистров.

Олимпиаду проводят эксперты из ведущих российских вузов и компаний-партнёров — банков, крупных частных фирм и госкорпораций. Например, специалисты «Росатома» составляют задачи по ядерной физике, сотрудники ВТБ — по финансам и бизнес-информатике, а «Сбербанка» — по программной инженерии и экономике.

В сентябре 2018 года студенты и выпускники подали более 500 тысяч заявок на участие, на заключительный этап попали 10,5 тысяч человек, дипломантами стали 3472 участника и участниц, а 106 завоевали золотые медали.

Трое медалистов рассказали, с каким багажом подходили к олимпиаде и как изменилась их жизнь после победы.

Луиза Зязикова, 21 год, Ингушетия

Золотая медалистка по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»

Исследовать структуру атомов любого предмета и помочь детям с аутизмом: студенты о своём пути в науке

Я с самого детства знала, что буду работать с детьми. Думала о профессиях врача или учителя. В 10 классе узнала о коррекционном направлении и поняла, что это моё призвание — можно одновременно и заниматься образованием, и помогать больным детям.

На первом курсе Дагестанского педагогического университета мне рассказали о волонтёрских организациях. Я тогда посвящала всё время учёбе и не стала записываться. А на второй год уже начала ездить к детям с нарушениями в развитии.

Я очень люблю читать, сама пишу стихи, и меня пригласили вступить в волонтёрский отряд и возглавить литературное направление. Я стала организовывать вечера для детей, ездила с мастер-классами по разным организациям.

Приходила в том числе и в общественную организацию «Мир без слёз». Когда они переехали на новое место, стало больше кабинетов и детей, понадобилось больше педагогов. Я попала в штат и была счастлива. Сейчас я работаю ещё и в частном центре «Выше радуги». Веду занятия и консультирую десять ребят аутистического спектра.

Про олимпиаду «Я — профессионал» мне рассказала мой наставник и научный руководитель. Я очень волновалась, но когда увидела задания, расслабилась — я всё это знаю, всё умею.

Самым удивительным на олимпиаде оказались студенты. С ними можно поговорить на любую тему, и каждый так развит в своем направлении, что дух захватывает.

Когда опубликовали предварительные результаты, не могла поверить, что заняла первое место. Кажется, я осознала, что победила, только на самом награждении. Там же узнала, что на Кавказе вообще нет медалистов кроме меня. Как не поверить в свои силы после такого?

Олимпиада стала хорошей рекламой для меня. Я много узнала о компаниях-партнёрах, прошла несколько собеседований и дала интервью. После этого люди стали записываться на консультации, подписываться в Instagram, мне прислали много предложений о работе.

Это всё продолжается до сих пор — странно, волнительно и очень приятно. После олимпиады меня даже приглашали вступить в Российскую академию наук. Но я осталась верна малой родине и приехала домой. Когда закончу учиться, хочу открыть свой центр на Кавказе и работать с детьми с аутизмом. Это направление меня волнует, у меня есть идеи, которые хочу воплотить в жизнь.

Наталия Паулиш, 20 лет, Новосибирск

Золотая медалистка по направлению «Физические методы в междисциплинарных исследованиях»

Исследовать структуру атомов любого предмета и помочь детям с аутизмом: студенты о своём пути в науке

Я заинтересовалась физикой благодаря школьной учительнице и занятиям в заочной физико-математической школе. Там нам преподавали учёные из Академгородка и рассказывали о своей деятельности — так я и начала знакомиться с наукой. После школы поступила на физический факультет НГУ, преподаватель химии пригласил меня работать в лаборатории кристаллохимии.

Я занимаюсь рентгено-дифракционными методами исследования структуры кристаллов. Это единственный способ узнать точное расположение атомов в структуре, он важен в любой области.

Например, если мы найдём в природе уникальный материал и захотим его синтезировать, нужно будет узнать точную структуру. Или когда выпускают две серии одного лекарства, но одно из них не работает, тоже нужно проверять структуру: возможно, какая-то молекула повернулась, и свойства изменились.

Лабораторное оборудование для рентгено-дифракционного анализа существует, но качество снимков не всегда достаточно хорошее. Недавно президент подписал указ, чтобы в Новосибирске наряду с Москвой и Дальним Востоком построили синхротрон — кольцевой ускоритель, в котором электроны движутся со скоростью, близкой к скорости света. Он позволит делать качественные рентгеновские снимки и получать точную информацию о структуре.

Это масштабный проект, для которого понадобятся новые сотрудники. На нашей кафедре объявили спецнабор студентов, которые пройдут обучение и в будущем смогут работать с синхотроном. Надеюсь, меня примут.

Заочный этап олимпиады оказался непростым. На тот момент я только начинала изучать физические методы в междисциплинарных исследованиях и ещё не знала всех методов, которые были представлены в задании. Но, когда вышла демоверсия очного этапа, поняла, что задачи такого типа мне по силам, и на олимпиаду уже шла с боевым настроем.

Перед тем, как принять участие в финале олимпиады, я училась в профильной зимней школе. Зимние школы — это специальные форумы для участников олимпиады, часть её образовательной программы.

Чтобы туда попасть, пришлось пройти конкурс мотивационных писем. Школа помогла прийти в тонус и правильно настроиться на финал.

После победы у меня появилась возможность пройти стажировку в госкорпорации «Росатом» на одной из их новейших установок — исследовательском реакторе, который строят в Санкт-Петербурге. Он помогает решать задачи нейтронной дифракции. Мне бы хотелось поучаствовать в разработке методик проведения экспериментов.

Сначала я переживала — не знала, нужны ли мне стажировки, ведь я хочу заниматься научными исследованиями. Но оказалось, что в «Росатоме» есть свой исследовательский дивизион. Стажировки расширяют кругозор, это важно для учёного. Думаю, олимпиада послужит хорошим толчком в моей карьере.

Артём Седых, 23 года, Москва

Двойной золотой медалист по направлениям «Менеджмент» и «Управление персоналом»

Исследовать структуру атомов любого предмета и помочь детям с аутизмом: студенты о своём пути в науке

Я закончил школу с золотой медалью — мне одинаково хорошо давались и гуманитарные предметы, и точные науки. Решил поступать в МГУ, а вот с факультетом определился в последний момент: выбирал между вычислительной математикой и кибернетикой и факультетом государственного управления. Выбрал последний и не пожалел — он даёт много возможностей.

Я закончил бакалавриат и магистратуру, поступил в аспирантуру МГУ и сейчас пишу кандидатскую диссертацию по антикризисному управлению. После аспирантуры смогу заниматься наукой, подумываю перейти в научно-образовательную сферу в области антикризисного управления.

В олимпиадах я участвовал со школы. Школьное олимпиадное движение хорошо развито: можно выбрать любой предмет и проходить разные ступени. На уровне студенчества долгое время такого не было. Отлично, что и для студентов теперь есть такие проекты, как «Я — профессионал», ведь им нужно думать о карьере.

Я бы не сказал, что мне было легко, но каждую минуту было интересно.

На отборочном этапе были тесты, а на заключительном — вычислительные задачи, обычно с «двойным дном», проблемные ситуации из практики: критический анализ, выработка рекомендаций.

Благодаря олимпиаде я поверил в свои силы. Следующий шаг — участие в конкурсе «Лидеры России». Для этого нужно получить чуть больше практического опыта.

Валерия Касамара

Руководитель олимпиады «Я — профессионал»

Исследовать структуру атомов любого предмета и помочь детям с аутизмом: студенты о своём пути в науке

Я исследую молодёжь уже десять лет. И мне интересно понять, чем победители олимпиады отличаются от большинства студентов. Мы поговорили с ними, чтобы разобраться, что повлияло на их успех.

Во-первых, наши дипломанты на вопрос «Знаете ли вы, чего хотите?» уверенно отвечают «да». Они уже определились с будущим карьерным или научным направлением и четко по нему следуют. Более того, многие ребята нашли свое призвание еще в школе, их не «шатало» от одного направления к другому.

Во-вторых, участники олимпиады готовы и хотят учиться всю жизнь. Они понимают, что любая отрасль в современном мире быстро меняется, поэтому нужно наращивать знания, следить за трендами и новыми разработками.

И последнее – эти ребята не считают, что государство или родители им что-то должны. Их ответственность и готовность отдавать очень радуют и обнадёживают.

Организаторы уже готовят следующий сезон олимпиады. Регистрацию на него откроют в сентябре.

Для подготовки участники смотрят вебинары, на которых представители методических комиссий рассказывают об особенностях заданий. Методические материалы и демонстрационные задания доступны на страницах направлений.

За новостями можно следить на официальном сайте проекта.

88
4 комментария

«И последнее – эти ребята не считают, что государство или родители им что-то должны. Их ответственность и готовность отдавать очень радуют и обнадёживают.» Ясно-понятно.

11
Ответить

Однофамилица, там есть моменты куда более интересные. Все эти люди мыслят пока что идеалами, а не годами практики. Мне почти все эти направления знакомы в моей жизни, по судьбам людей, с которыми приходилось сталкиваться. Они превозносили свою миссию гордо и чётко. Сейчас ни один из них не занимается ею, так как поняли бессмысленность направлений.

1
Ответить

Даже участие в олимпиаде «Я - профессионал», это уже огромное достижение. Фактически 10,5 тысяч молодых ребят, которые попали на заключительный этап конкурса, в действительности являются интеллектуальным достоянием страны.

Ответить