Вдохновение чужим дизайном: есть ли правила?

Иногда клиенты заказывают у дизайнеров не просто уникальный, новый дизайн для своих проектов, а подражание уже созданным объектам, являющихся собственностью третьих лиц.

В чем опасность такой работы и как правильно, комплексно подойти к разработке мы расскажем и обсудим с вами здесь, в этом материале.

Наглядный пример

Мы предлагаем взять и рассмотреть эту историю на очень популярном примере , который часто можно встретить в период 14 февраля и не только: вдохновение дизайном вкладыша очень известного бренда жевательной резинки «Love Is...».

<i>Вкладыши в жвачку. Источник: https://romantick.ru/</i>
Вкладыши в жвачку. Источник: https://romantick.ru/

Правообладателем на товарный знак является голландская компания Minikim Holland B.V., которая до 2027 года имеет полное право распоряжаться им в нескольких классах товаров и услуг.

Что еще известно о правообладателе? Что юристы компании стараются мониторить прецеденты использования товарного знака и в суды за компенсациями за нарушение исключительного права на товарныи знак компания-правообладатель обращается регулярно и поголовно.

<i>Источник: справочная система https://kad.arbitr.ru </i>
Источник: справочная система https://kad.arbitr.ru 

Оно и понятно: миллионы товаров в интернете, продавцы и дизайнеры продукции, которые не обращают внимания на элементарные правила использования, переработки и вдохновения дизайном для создания чего-то своего.

<i>Источник: https://livemaster.ru</i>
Источник: https://livemaster.ru

Есть ли удачные примеры?

Среди множества судебных процессов есть и иные примеры, когда владельцев товарного знака не признают правыми. В прошлом году Арбитражный суд Москвы отклонил иск голландской компании Minikim Holland B.V., которой принадлежат права на картинки-комиксы и серию товарных знаков Love is…, к певице Елене Темниковой.

Суть спора заключалась в том, что в августе 2020 года певица выпустила трек "Как на фантиках Love is…", в официальных соцсетях был выложен анонс трека с картинкой, напоминающей героев вкладышей одноименной жевательной резинки. Помимо этого, в поддержку сингла были выпущены футболки со спорным изображением. Бренд потребовал взыскать три миллиона рублей за нарушение исключительных прав истца.

<i><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.temnikova.ru%2Flyrics%2Fkak-na-fantikakh-love-is%2F%3Fysclid%3Dl5hx1a5czv610133948&postId=650400" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Фото : Елена Темникова</a> .Обложка сингла Елены Темниковой "Как на фантиках Love Is"</i>
Фото : Елена Темникова .Обложка сингла Елены Темниковой "Как на фантиках Love Is"

Арбитражный суд назначал экспертизу по делу, перед экспертом стоял вопрос: стали ли персонажи в изображениях, использованных на обложке к синглу и на футболках, результатом переработки персонажей из произведений, права на которые принадлежат голландской компании? Ответ стал отрицательным.

При этом, для обычного зрителя, визуальная параллель и отсылка вполне очевидна, опознать за такой версией дизайна первоисточник достаточно не сложно, однако, прием дизайнеров сработал.

На что надо обращать внимание при вдохновении чужим объектом интеллектуальной собственности?

Многие проблемы возникают по причине отсутствия какой-либо первичной экспертизы в данном вопросе. Ведь перед тем, чтобы что-то брать, нужно провести оценку. Итак, что нужно оценивать:

  • Наличие зарегистрированного товарного знака. Проверить это можно посредством бесплатных сервисов Роспатента. Это важно для того, чтобы понять, есть ли сейчас такой зарегистрированный товарный знак, распространяется ли на него сейчас правовая охрана.
  • Если бренд зарегистрирован, оценить классы товаров и услуг, в которых на него распространяется правовая защита. Например, чтобы избежать такой ситуации, которая настигла предпринимателей, занимающихся одеждой. На товарный знак "Love Is..." распространяется правовая охрана в классе товаров, связанных с производством одежды, поэтому их претензии в данном случае были обоснованы.
Вдохновение чужим дизайном: есть ли  правила?
  • Действительно вдохновляйтесь и создавайте, а не перерабатывайте чужое. Если вы хотите или заказчик требует от вас подобного дизайна, делайте его на совесть: вдохновляйтесь. 20% - вдохновение, 80% - это ваша идея и ваша работа.

Хотя бы такие минимальные действия, помогут избегать вам самых банальных правовых последствий.

Дизайнеры, как еще работаете с чужими объектами?

22
2 комментария

Интересная статья. Это действительно тонкая грань между плагиатом и работой с материалом — я обычно так это называю. На примере с Love is ... действительно авторская работа во многом заимствованная, но это не плагиат и нарушения авторских прав тут нет, как дизайнер говорю.
Спасибо за материал.

2

Андрей, спасибо вам! Да, действительно тонкая грань очень, тут важно подходить творчески наверное, а там уже, в случае спора, все решает экспертное мнение. Конечно, лучше просто вдохновляться!

2