ТОП 10 рекомендаций, как эксперту выбрать свою нишу

<b>«Кто я?», «О чем я?», «Для кого я?» — эти вопросы задает себе почти каждый начинающий эксперт.</b>
«Кто я?», «О чем я?», «Для кого я?» — эти вопросы задает себе почти каждый начинающий эксперт.

Когда-то и я была на этом месте и в поиске ответа прошла десяток курсов.

А также работала куратором и ассистентом на курсах по маркетингу, которые всегда включают определение ниши и ЦА.

И что я увидела?

Да то, что около 90% выпускников выходят с подобных курсов без ответа на вопрос: "Какую нишу мне выбрать?"

В этой статье я хочу поддержать тех, у кого «болит» эта тема и дать вам максимально развернутые рекомендации и упражнения, которые в свое время продвинули меня и моих клиентов.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №1: Выдохните и немного отпустите ситуацию.

Определение ниши действительно важная тема, но завышенная значимость лишь создает напряжение и никак вас не продвигает.

Поэтому предлагаю расслабиться, дать себе время и не требовать от себя слишком многого.

Посудите сами, если вы 20, 30, 40 лет прожили, не зная «Кто я» и «Чем хочу заниматься?» и только сейчас встали на путь своего любимого дела и предназначения, странно ожидать, что ваша психика скажет вам "делай раз, два, три".

Дайте ей время дозреть и переобуться в новую роль.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №2: Ниша — это не один раз и на всю жизнь.

Пробуйте одно, второе, третье, экспериментируйте, тестируйте гипотезы, исследуйте. Поиск ниши — это тот же путь, что и поиск предназначения. Более того, если вы долго искали свое предназначение, это может говорить о том, что вы не всегда слышите себя и свои потребности и, возможно, вам понадобится некоторое время на поиск ниши.

Поэтому пробуйте, тестируйте и слушайте себя и свой отклик.

Я свою нишу меняла раз 10 точно. Одна моя знакомая даже как-то подшутила надо мной: «Смотрю, ты чуть ли не каждый день «переобуваешься».

Да, каждый день! И я буду это делать и менять свое позиционирование столько раз, сколько посчитаю нужным!

Мы растем и развиваемся, меняются наши интересы и ценности, и это нормально.

Скорее ненормально, если эксперт из года в год делает одно и то же, это больше похоже на стагнацию.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №3: Ответьте себе на вопрос: «Какая тема вам бесконечно интересна?»

На какие темы вы регулярно покупаете книги, получаете знания и посещаете тренинги?

Какая тема никогда себя не исчерпает для вас?

За что вы сами регулярно платите деньгами или своим временем?

Обычно это не более 3 тем, чаще 1-2.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №4: Ответьте себе на вопрос: «Чем вы не перестанете заниматься ни при каких условиях?»

Наверняка вы уже слышали такой вопрос: «Чем ты готов заниматься бесплатно?» Я бы его перефразировала в «Чем ты никогда не перестанешь заниматься? Даже если будешь знать, что тебе никто и никогда за это не заплатит?»

РЕКОМЕНДАЦИЯ №5: Ответьте себе на вопрос: «Какая ваша самая большая боль?»

Есть такая тенденция, особенно среди помогающих практиков: «У кого чего болит, тот о том и говорит».

Ответьте себе на вопрос: что мне не нравится в этом мире, в жизни, в бизнесе, в отношениях и т.д. В чем моя самая большая боль?

Нам многое может не нравиться — то, какой сервис нам предлагают в кафе и отелях, система образования и т.д.

Но важно выделить то, что у вас вызывает сильную эмоцию, возможно слезы, бесит, возмущает, вызывает непонимание и т.д.

Выпишите не менее 10 ваших самых сильных «болей» в этой жизни, а потом начните вычеркивать те темы, которые вам наименее интересны.

Внимание! Не те, в которые вам страшно идти, но хочется, а именно те, которые наименее интересны.

Парадокс в том, что часто те темы, которые наиболее интересны, вызывают и самое больше сопротивление, т.к., например, недостаточно проработаны и в них страшно идти. И всегда важно помнить: то, что «недостаточно» для вас, для другого уже крутой результат.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №6: Не бойтесь идти в нишу, в которой у вас еще нет личного результата, но она вам очень интересна.

Например, вас зажигает тема денег, но у вас еще нечем похвастаться в этой сфере.

И тут важно не обесценивать то, что мы уже имеем.

Безусловно, каждый клиент видит ролевую модель в том эксперте, к которому приходит. И, возможно, к вам в работу не придет миллионер, но всегда найдутся люди, которым есть чему у вас поучиться и для кого вы будете авторитетом.

Как говорится, на каждого продавца найдется свой клиент, на каждого учителя найдется свой ученик.

Если мы сейчас посмотрим на любого утешного блогера, который живет в Москва Сити и летает на частном Джет, большая часть из них начинали свой путь, когда ездили на метро и жили в съемной однушке на окраине города.

Начните транслировать и ценить то, что у вас уже есть, и постепенно — по мере роста ваших результатов — вы сможете начать транслировать другой образ жизни, поднимать свой чек и тем самым поднимать свой уровень целевой аудитории.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №7: Не обесценивайте ваши таланты.

У большинства из нас есть убеждение, что «деньги достаются тяжелым трудом» и именно поэтому мы часто обесцениваем то, что у нас получается легко и непринужденно.

Мы не видим в себе таланты и способности, которые лежат на поверхности. Они очевидны для всех окружающих нас людей, кроме нас самих.

Именно поэтому я предлагаю вам провести опрос окружающих и задать им следующие вопросы:

⁃ За советом на какую тему ты бы ко мне обратился?

⁃ Какие самые сильные качества у меня есть?

⁃ Что тебе во мне нравится, чем восхищаешься?

И пожалуйста, не надо обесценивать все то прекрасное, что вам о вас скажут. Часто бывает и такое, что люди нам транслируют, какие мы классные, но мы не готовы это взять.

Так возьмите же и присвойте это себе!

РЕКОМЕНДАЦИЯ №8: Не выбирайте нишу из-за денег.

Безусловно, тестировать спрос на нишу/услугу нужно.

Но идти в нишу, где больше денег, но к которой нет интереса — грубейшая ошибка.

Например, когда я стала развиваться в коучинге, я понимала, что бизнес — сегмент более денежный, но одновременно с этим я понимала, что в Life-коучинге, моя душа, энергия, энтузиазм, вдохновение.

Открою вам секрет: в каждой нише есть деньги! Особенно, если у вас к ней есть истинная страсть и интерес.

Более того, чтобы продвигаться, скорее всего вы будете создавать контент для блога.

И, чтобы не рожать его в тяжелых муках, вы должны быть фанатом — в хорошем смысле этого слова — той темы, о которой вы говорите.

В этом случае вы сами будете удивляться, «откуда что берётся?». То есть, из вашего подсознания будут выходить бесконечные гигабайты информации, которой вы можете щедро делиться с вашими подписчиками и с легкостью делать контент.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №9: Не перечёркивайте свой прошлый опыт, профессиональный и личный.

Многие сменяют профессиональную деятельность, потому что выгорели на предыдущем месте работы или потому, что поняли — их место в другом.

Но важно понимать, что если вы отдали чему-то 15, 10 и даже 3 года своей жизни, даже нелюбимой работе, в любом случае там было то, что вам нравилось и что у вас хорошо получалось.

И пусть вы не будете применять напрямую, но косвенно этот опыт все равно вам будет где-то полезен.

Также важно уметь замечать и ценить не только профессиональный, но и личный опыт.

Например, последние 10 лет вы были в декрете и то, что у вас бóльшую часть времени было дома чисто, вкусно и все на своих местах, а дети своевременно в секциях, школах и садах, говорит о том, что у вас отличные организаторские способности, возможно — системное мышление и способности к управлению.

Вашей опорой может быть как профессиональный, так и личный опыт!

Составьте списки того, что вы любите и хорошо умеете делать.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №10: Честно себе признайтесь в том, какая у вас есть выгода не знать вашу нишу?

⁃ От чего вас оберегает это незнание и чего вы боитесь на самом деле?

⁃ Что страшного случится, когда вы будете знать «Кто вы? О чем вы? И для кого вы?»

В какой-то момент я поняла, что две темы, которые меня больше всего волнуют и интересуют, вызывают во мне самый большой страх, т.к. именно в них я сама менее всего проработана и, как следствие, они вызывали во мне огромный «синдром самозванца».

Выпишите все ваши страхи и прорабатывайте их самостоятельно или со специалистом.

______

И завершить хочу тем, что большинство из нас знают, чего хотят, и вопрос на самом деле не в этом.

А в том, чтобы честно себе в этом признаться и разрешить себе туда пойти.

Надеюсь, я была вам полезна. Если вы все еще не определились со свой нишей, сделайте все упражнения и просто побудьте с этим.

Дайте время вашей психике переварить и взять то, что вы узнали о себе из этой статьи.

Буду рада видеть вас в моем телеграм-канале САМОреализациЯ, в котором публикую много пользы.

А также приглашаю вас в работу со мной (интеграция коучинга и терапии), в которую можно попасть через бесплатную встречу-знакомство.

Екатерина Назарова,

Коуч ICF и психолог

99
5 комментариев

Когда красивым налево, а умным направо, умные всегда пойдут налево, т.к. быть самым умным среди красивых - здорово!

Ответить

Иван, да вы остряк! welcome направо)

1
Ответить

О, спасибо за ТОП 10 рекомендаций, как выбрать свою нишу! Собираюсь уже купить 11-ый курс по этой теме, чтобы наконец-то найти ответ на вопрос, который я мучаю уже несколько лет. Кто бы мог подумать, что выбор ниши - это такая сложная задача!

Ответить

в таких вопросах эффективней индивидуальная работа, где вас смогут по настоящему распаковать и поработать с сопротивлениями. на фото отзыв, который я получила пару дней назад от клиентки

Ответить