Что делать если клиент не платит? Действия без помощи юристов

Периодически, как бы нам этого не хотелось, наше digital-агентство превращается в коллекторское и мы вынуждены требовать свои честно заработанные деньги с наших клиентов.

В этой статьей поделимся опытом, как мы добиваемся выплаты долгов.

Что нам помогает:

1. Понять почему происходит задержка с оплатой. Иногда таким способом клиент выказывает своё недовольство по отношению к нашим сотрудникам. Например, что те обещали что-то сделать, но прошло время и они не выполнили своих обещаний. Если это так - понятно, что делать дальше. Если проблема в том, что на расчётных счетах сейчас просто нет денег, двигаемся дальше.

2. Договориться о сроках оплаты задолженности и зафиксировать их в дополнительном соглашении. Как правило такие соглашения подписывают без проблем, если сильно не затягивать, пока не вырос негатив в связи с нашими постоянными требованиями оплатить долг. Когда срок выплаты зафиксирован, уже и вам и клиенту становится понятнее чего и когда ждать, к чему готовиться.

3. Не стесняться писать или звонить, всячески напоминать о себе и долге. Используем все коммуникационные каналы и чередовать их, чтобы быть, вроде как, не очень назойливым. Потому что излишняя назойливость приведет к тому, что вас добавят в черный список и перестанут отвечать. Какие каналы лучше использовать и чередовать (всё стандартно): Whatsapp/Viber/Telegram, SMS, Email, Skype, телефонный звонок, встреча в офисе клиента.Здесь важно понимать, что скорее всего долг у клиента не только перед вами, но и другие компании, которым он должен, тоже с ним постоянно контактируют и тут выигрывает тот, кто чаще контактирует и "законтактирует" должника.

4. Договориться о разделении долга не небольшие части и погашении их. Небольшие суммы проще оплачивать психологически, поэтому шанс того, что постепенно, небольшими суммами ваш долг будет погашен возрастают.

5. Важно при общении с клиентом всегда отвечать, что деньги нужны прямо сейчас. "Не можем ждать, работы выполнены и сотрудникам надо платить зарплату". Если будете отвечать, что готовы немного подождать, этот срок может затянуться на годы. Потому что, опять же, платят тем, кому больше нужно.

6. Обязательно отправить акты о выполненных работах и акт сверки электронной почтой и почтой России с описью. В случае если суда не избежать, эти действия вам помогут его выиграть. Не буду описывать нюансов, просто поверьте и сделайте.

7. Часто имеет хороший эффект досудебная претензия, отправленная клиенту, в которой в свободной форме написано, что если в течение n-ного времени долг не будет погашен, вы вынуждены будете обратиться в суд, причём с точной датой обращения в суд. Обязательно указать номер документа, завизировать подписью и печатью и направить курьера к клиенту с заданием, чтобы получающий сотрудник со стороны клиента расписался в её получении. Такая крайняя мера может вызвать негатив со стороны клиента, но и напугать тоже может и как следствие долг будет погашен в ближайшее время.

Искренне надеюсь, что наша статья никогда не будет для вас актуальна и все ваши клиенты всегда будут платить вовремя.

Если статья вызовет интерес - в следующей напишем как обезопасить себя от невыплат.

55
22 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Или в крайнем случае - продать конкурентам имеющиеся наработки.

Ответить

Мы на этапы тоже дробим, но видимо у вас мало крупных клиентов :) Ни с одним из крупных не удалось договориться на 100% предоплату этапа. В лучшем случае 70 / 30.

Ответить

Спасибо за советы. Но как быть с клиентами-физиками? В договоре они не указывают свои адреса, от силы почту и номер телефона.

Ответить

Раз есть договор, значит можно в нем прописать сроки выполнения работ и сроки оплаты:
Этап 1: Оплата 10% от стоимости договора, объем работ такой-то, срок сдачи - такой-то.
Этап 2: Оплата 15% от стоимости договора, объем работ такой-то, срок сдачи - такой-то.
И т.д.

1
Ответить

Паспорт, адрес регистрации же.

Ответить

С физическими лицами практически не работаем. Либо в крайних случаях, закладываем большие риски. Законодательством никак не защищены, если физ. лицу что-то не понравится - суд будет на его стороне и очень сложно будет что-то доказать.

Ответить