Путешествия по Балтике на учебном паруснике «Мир»: что вас ждёт в экспедиции

Как попасть из-за компьютерной клавиатуры на борт 100-метрового парусника и на неделю стать моряком? Об этой трансформации расскажу в статье.

Да, существуют огромные учебные парусники, на которые почти невозможно попасть простому сухопутному. Эти парусники класса «А» по международной классификации парусных судов приписаны к морским ВУЗам. На их палубах проходят практику курсанты, которые в будущем станут капитанами и боцманами гражданского флота.

До 2019 года я не подозревал о существовании легендарного 102-летнего барка «Седов», дальневосточного фрегата «Паллада», учебного корабля «МИР». А потом узнал, что простые гражданские люди могут выйти в море на паруснике. В итоге заболел образом белоснежного фрегата при полном парусном вооружении разрезающего свинцовые волны. И решил во что бы то ни стало на него попасть.

Путешествия по Балтике на учебном паруснике «Мир»: что вас ждёт в экспедиции

📌 Вводные данные

Парусник «МИР» весной 1987 года сошёл на воду на Гданьской судоверфи в Польше. Его построили по заказу Минморфлота СССР для обучения курсантов морских ВУЗов. Сейчас парусник является собственностью Росморпорта, приписан к Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. Именно ученики «Макаровки» составляют основной курсантский костяк на борту фрегата во время тренировочных походов.

Когда судно не в море, оно пришвартовано у стенки Морского порта Санкт-Петербурга. А в Калининграде, куда парусник захаживает во время балтийских экспедиций, местом швартовки становится рейд у Балтийска. Об опыте калининградской экспедиции на «МИРе» по Балтийскому морю я расскажу ниже.

  • Сколько лететь до Кёнига из столицы — 1 час 55 минут
  • Разница по времени с Москвой — минус 1 час.
  • Сезон морских походов под парусом: апрель — октябрь.
  • Средняя температура в сезон: весной и осенью +17 °C, летом +24 °C.

💸 Деньги

Калининград — это Россия. Поэтому на территории области без проблем принимают карты МИР и прочие. При выезде за город, например, на территорию заповедника «Куршская коса», лучше взять наличку, чтобы без проблем рассчитываться в небольших кафе. Кстати, в самом заповеднике можно на въезде рассчитываться картой.

✈ Как добраться

Если без проблем — то только самолётом. В Янтарный край летают «Победа», S7, «Уральские авиалинии», «ЮТэйр», «Аэрофлот», «Россия». Стоимость билета в среднем 5000-6000 рублей. Прилетите вы в международный аэропорт «Храброво», который находится в 20 минутах езды от Калининграда.

Есть вариант паромом из Усть-Луги (Кингисеппский район Ленобласти) до Балтийска. Но это не мой метод, так как странно добираться до морского порта морем, чтобы потом опять выйти в море. Да и утомительно это — 40 часов плестись по Балтике на стареньком грузопассажирском транспорте и платить за это больше 40000 рублей. Хотя в таком способе есть плюс — можно взять в Кёниге машину и объездить множество интересных мест.

Путешествия по Балтике на учебном паруснике «Мир»: что вас ждёт в экспедиции

⛅ Погода в Калининградской области и Балтийском море

Итак, нас интересует калининградская погода с начала мая по октябрь. Ещё больше — погода посреди Балтики, так как раз мы говорим о плавательной практике на фрегате. А на его борту практиканту придётся провести семь дней. Температурный фон в море в среднем остаётся такой же, как на берегу: апрель-май +10-18 °C, июнь-август +21-25 °C, сентябрь-октябрь +5-15 °C. А вот штормовой ветер порой может изрядно покачать парусник. Но после порывов ветра и морской зыби может резко выглянуть солнце и радуга перекинется во весь горизонт.

📍 Достопримечательности в Калининграде

Город дождей, воинских частей и кораблей — это окультуренное народное название Калининграда ex-Кёнигсберга. В народе данное название гуляет несколько в ином виде с обсценными словесами. Но мне по сути моего повествования подходит именно это. Писательница Дина Якшина в книге «Прогулки по Кёнигсбергу» написала, что именно здесь Петра Великого впервые одолела мечта о новой столице — Санкт-Петербурге. Будущий император инкогнито в образе простого дворянина Алексея Михайлова посещал Кёнигсберг в 1697 году в составе Московского Великого посольства. Прусская столица вдохновила будущего императора поднять из воды морской форты Кроншлота, артбатареи Шанца и бастионы Цитадели.

Да, я пишу про флот, море и морские города. А в морском Кёниге есть что посмотреть для вдохновения перед выходом в море. Расскажу о пяти достопримечательностях города, которые можно осмотреть за день до посадки на наш фрегат:

Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.drive2.com%2Fc%2F459108777833020405%2F&postId=655179" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Drive2</a>
Фото: Drive2
  • Крепость Фридрихсбург

Точнее, от самой крепости остались лишь Фридрихсбургские ворота. Такой брутальный архитектурный элемент с суровым тевтонским характером. Крепость эту построили по приказу курфюрста Фридриха Вильгельма в 1657 году. Вот в ней-то Пётр и набрал идей для создания Кронштадтских фортов.

Ворота сильно пострадали во время штурма Кёнигсберга советскими солдатами в 1945 году. Сотрудники Музея Мирового океана, который базируется в Калининграде, восстановили памятник — в воротах появился кабинет Петра с судоходными картами, навигационными приборами, моделями парусных судов. Экскурсоводы ворот — увлечённые своим делом эксперты, которые погрузят посетителей в петровскую эпоху. Познакомиться с экспозицией можете на сайте музея.

Ворота стоят здесь: Калининград, Портовая улица, 39.

Фото: Валерий Притченко
Фото: Валерий Притченко
  • Музей Мирового океана

Это не просто музей, а крутой научный центр, которому нет аналогов в стране. Он появился в 1990 году и пять лет готовил экспозицию к приёму первых посетителей. Работники музея ударно потрудились в ту пятилетку — реставрировали корабли, придумывали экскурсионные программы

Это целый научно-исследовательский комплекс, подобного которому нет в России. Крупнейший музей появился в 1990 году. Но после официального создания прошло пять лет, прежде чем музей принял первых посетителей. Эту пятилетку работники музея готовили экспозиции, восстанавливали морские суда, разрабатывали планы экскурсий. Музей представляет собой целый комплекс с экспозицией, посвящённой исследованиям океанских глубин, с морскими аквариумами с живностью со всего света, научно-исследовательскими судами, пришвартованными у главного здания музея — плавучим маяком, подводной лодкой, научными судами, рыболовецким траулером. Виртуально познакомиться с музеем можно здесь.

Главная выставка находится по адресу: Калининград, набережная Петра Великого, 1.

<p>Фото: Андрей Новожилов </p>

Фото: Андрей Новожилов

  • Рыбная деревня

Весьма атмосферное место, созданное наподобие рыбацкого городка. Его задумали как демонстрацию связи средневековья и современности, Запада и Востока. Никогда не подумал, что всё это создано в XXI веке, уж больно всё под старину — западноевропейский портовый квартал, башня «Маяк», ремесленные лавочки с янтарными поделками, уютные гостиницы как Гамбурге.

Рядом с деревней есть новый разводной мост Юбилейный, правда, пешеходный. Основой для него послужили сваи Императорского дворца, разбомбленного во время войны. Мост разводят пару раз в месяц, на сайтах городских новостей есть расписание разводов, нужно ловить момент для крутых фото. На набережной встретите бронзовые фигурки «Шкипера с обезьянкой» и «Кошки Ля Мурки». Их можно погладить на удачу перед экспедицией. Морскую болезнь как рукой снимет — проверено. Подробнее о Рыбной деревне можете узнать на туристическом портале Калининградской области.

Фото: Валерий Притченко
Фото: Валерий Притченко
  • Калининградский морской порт

История порта начинается в XIV веке. Гавань не замерзает весь год и соединяется с Балтикой Морским каналом длиной в 43 километра. Погулять по порту нет выйдет — объект режимный. Поэтому увидеть здания портового склада 1942 года постройки и башни элеваторов 1924 года мсможете только с воды — с бортов небольших прогулочных кораблей, которые отправляются на водную прогулку от Рыбной деревни. Стоимость прогулки — 1400 рублей взрослый билет и 700 — детский.

У стенок порта можно увидеть учебные парусники — барки «Крузенштерн» и «Седов». Суда стоят здесь в перерывах между походами. Здесь они проходят плановые ремонты.

Увидеть порт с берега можно, но издалека. Он находится здесь: Калининград, Петрозаводская улица, 95.

Фото: Юрий Лобачёв
Фото: Юрий Лобачёв
  • Куршская коса

Коса — это песчаный полуостров длиной в 98 километров, шириной всего в 400 метров, настоящий символ Калининграда. Куршская коса тянется от от куроротного Зеленогорска до литовского пригорода Клайпеды. Имя своё коса получила от воинственного племени куршей, которые в XII веке изрядно досаждали викингам, тевтонцам и всем прочим соседям. Но время растворило храбрых прибалтийских воинов в своих водах. В память о них остался лишь брендовый топоним.

На косе посетите одноименный национальный парк, являющийся объектом культурного наследия, признанным ЮНЕСКО. Здесь можно посидеть у подножия шагающей дюны Эфа, пройтись между изогнутыми соснами Танцующего леса, заглянуть на орнитологическую станцию «Фрингилла», покататься по Куршскому заливу на моторной лодке, совершить прогулку по деревянному променаду посёлка Рыбачий.

На косу возможен въезд на машине — стоимость от 150 рублей за легковушку. Оплатить посещение можете онлайн. А приложение «Куршская коса» на телефоне поможет выбрать оптимальный маршрут по вашим силам.

Путешествия по Балтике на учебном паруснике «Мир»: что вас ждёт в экспедиции

⛵ Фрегат

Ну всё, погуляли — и хватит, пора в море! Меня зовёт он, белоснежный фрегат «МИР»!

Перед погрузкой на судно, которое стояло на рейде Калининграда, мне пришлось подготовить пакет важных документов, без которых я не смог бы погрузиться на корабль:

  • собственно российский паспорт с пропиской;
  • заявку на провоз техники: ноута, телефона, зарядных устройств;
  • ПЦР-тест, выданную не позднее 48 часов, ведь ковид никто не отменил;
  • действующий загранпаспорт для оформления пассажирской роли;
  • медстраховку с покрытием «Яхтинг» или «Парусный спорт».

С пачкой доков, рюкзаком и трепетом в душе я прибыл на место встречи группы — пятачок у отеля «Ибис» на Московском проспекте, 52. Оттуда трансфером мы добрались до Балтийска, прошли таможню и погранконтроль. А вдали на волнах качался парусник, белоснежная мечта сердца.

Путешествия по Балтике на учебном паруснике «Мир»: что вас ждёт в экспедиции

Наша группа в 12 человек погрузилась на катер «Беляев» и подошла к судну. На борт мы поднимались по штормтрапу. Проще говоря, веревочной лестнице, которая непослушно прыгает согласно амплитуде волн. То ещё испытание. Моряки «МИРа» приняли наши тела и багаж. Так началась неделя морских приключений на настоящем учебном паруснике.

Нет, спали-то мы в кубриках, но помедитировать под Балтийским солнышком — это кайф)
Нет, спали-то мы в кубриках, но помедитировать под Балтийским солнышком — это кайф)

Мы разместились в кубриках на 12 человек, мальчики и девочки — отдельно. Кубрики такие же, как и курсантов Макаровки — двухъярусные кровати, шкафчики для личных вещей. Нам выдали комплект постельного белья и два полотенца. Всё чисто, по-спартански скромно и аккуратно. Туалет-гальюн и душ были в свободном доступе.

Дмитрий Левин
Дмитрий Левин

Далее мы прослушали инструктаж по технике безопасности от второго помощника капитана Бориса Фагимовича Ахметова. Он же провёл нам ознакомительную экскурсию по судну. После мы остались в нашей тёплой компании для знакомства и общения. В группе практикантов оказались люди из Москвы, Питера, Казани, Перми, которые никогда не ходили в море. Но руководитель команды Дмитрий Левин оказался бывалым моряком, который взял на себя координацию нашего пребывания в экспедиции и погружения в плавательную практику.

На борту фрегата жёсткое расписание. На трейниз (от англ. trainee — стажёр), то есть нас, действовал тот же подъём, что и для курсантов — 7:00 утра судового времени. В 7:30 уже завтрак, опоздал — остался без каши.

В 9:00 начинаются теоретические занятия по устройству парусника, изучение теории парусного дела, навигационным основам.

После обеда в 13:00 мы поднимались на палубу, работали с такелажем — всевозможными канатами и верёвками, которые управляют парусами.

В 15:30 после полдника мы продолжали палубные работы, укатывали паруса, драили палубный настил, полировали бронзовые детали корабельной отделки.

Отбой в 23:00. Для практикантов он был не очень жёстким, мы могли собраться в кубрике, поделиться впечатлениями дня, поиграть на гитаре. Только негромко. Да, никаких возлияний — на паруснике сухой закон. Если попался с «выхлопом» — больше на «МИР» не ступишь, да и товарищам прилетит. Ради морского братства все увеселения, как и положено морякам, на берегу в портовых кабачках.

Старший повар Бручиков Игорь Александрович
Старший повар Бручиков Игорь Александрович

🥣 Питание

Оно на борту четырёхразовое — похудеть точно не получится. Скорее, нарастите мышечную массу. В меню котлеты, супы, макароны, пюре. Но всё сбалансировано, излишки калорий потом легко сжигаются на вантах и реях. Моряки «МИРа» в этом помогут!

Путешествия по Балтике на учебном паруснике «Мир»: что вас ждёт в экспедиции

👨‍🎓 Плавательная практика

Экипаж «МИРа» — открытые, добродушные люди, готовые учить морскому делу, передавать опыт работы с парусами. Было бы желание, только спроси.

  • Капитан парусника Андрей Викторович Орлов проошел 20-летний путь от моряка до капитана, мудро управляет всем этим организмом из людей, канатов, парусных полотнищ.
  • Второй помощник капитана Сергей Викторович объяснит основы навигации, поставит вас у штурвала и научит управлять гигантским кораблём.
  • Старший боцман Игорь Олегович объяснит, как работать с парусами, научит, как какой парус называется. Под его руководством при хорошей погоде можно подниматься на мачты, брасопить (переставлять) реи, распускать и собирать паруса.
  • В машинном отделении стармех Борис Леонидович расскажет о сердце судна — огромном дизельном двигателе, инженерных системах корабля.
  • Подтянутый и спортивный четвертый помощник капитана Илья Зинченко проведёт спартакиаду посреди моря для практикантов. В программе отжимания, подтягивания, перетягивание каната и много чего ещё.
Капитан Андрей Викторович Орлов
Капитан Андрей Викторович Орлов

С нашей группой и после экспедиции мы сроднились и до сих пор поддерживаем дружеское общение. Балтика нас связала. Тем более, что живое общение было единственным доступным вариантом коммуникации. Ибо…

Путешествия по Балтике на учебном паруснике «Мир»: что вас ждёт в экспедиции

📱 Интернет

Его нет, от слова совсем. Поэтому экспедиция по Балтике станет настоящим гаджет-детоксом. Только море, друзья и паруса. И иногда шальные чайки. Поэтому надеяться на «я немножко поработаю с ноутом» точно не стоит. Конечно, на фрегате есть радиорубка и спутниковый интернет. Но это всё для служебной связи и экстренных случаев, а не для соцсетей.

Так что мне пришлось забыть про удалёнку и вести дневники в блокноте, как порядочный журналист. Мне это пошло только на пользу, избавился от интернет-шума в голове.

Путешествия по Балтике на учебном паруснике «Мир»: что вас ждёт в экспедиции

🤢 Морская болезнь

Главное, что я усвоил — качка не болезнь, а нарушение работы вестибулярного аппарата при продольно-поперечных колебаниях судна. Меня так, чуть помутило и всё. И то один раз вначале экспедиции, когда по морю пошла зыбь. Если вас укачивает, вы об этом будете знать ещё на берегу. Вас, скорее всего, укачивает в машине или на аттракционах. Но в 95% вы не попадаете в число хронически укачиваемых людей. Так что к корабельной качке сможете адаптироваться, если выполните простые правила:

  • Находитесь на палубе корабля, работайте. Труд — лучшее средство от морской болезни. Моряки подтвердят.
  • При ходьбе по палубе слегка расставляйте ноги и наклоняйтесь в сторону от амплитуды качки. Борт влево, вы вправо.
  • Ешьте, даже через силу. Сухари, имбирь, лимон помогут пережить вот это вот всё.
  • Ловите горизонт, стойте за штурвалом. Линия горизонта или берег воспринимаются мозгом как истинная твердыня.
  • Никаких смартфонов — мерцание экрана может спровоцировать приступы тошноты в море.
Путешествия по Балтике на учебном паруснике «Мир»: что вас ждёт в экспедиции

Итог

Соблюдение распорядка, любознательность, увлечённая работа, страсть к морской романтике, командная работа и победоносная борьба с ленью и гаджетозависимостью — вот что сделало мою первую экспедицию с Морским клубом на «МИРе» любовью до конца жизни. Это было действительно круто, я обязательно повторю!

22
реклама
разместить
9 комментариев

Здравствуйте. Спасибо за статью. А бронировали место в экспедиции вы как?

1

На сайте забронил, потом куратор позвонила и провела собеседование с вопросами о моей личности, здоровье, документах - типа тест на соответствие. Они мне прислали письмо с инструкциями, чек-листами и пр. Я оплатил по договору денежку и стал готовиться. Куратор вела - что, где, как, почём и так далее. Как-то так.

1

Столько раз был в Калининграде и даже не знал, что можно на таком корабле выйти в море.. а на мачту можно подняться было?

1

Да, с подготовкой и страховочным поясом. Боцман научит. Главное, чтобы погода не подкачала.

Вааай🥹 Как в фильмах-приключениях. Не думала, что такое ещё бывает

1

Сам был удивлён) Для меня это диво с парусами было из разряда фантазии

За что ж вы курсантов высших морских учебных заведений в боцмана по выпуску-то записали?