5 шагов от режима тушения пожаров к согласованной работе всей командой

Представьте: большая компания с техподдержкой. Есть несколько сильных идей в бэклоге, постоянный поток крупных клиентов и даже свой мерч. С виду все хорошо. Только почти для каждого проекта не могут найти что-то важное из прошлых кейсов. А что если мы скажем, что эта нервотрепка – детская болезнь, которую можно перерасти?

5 шагов от режима тушения пожаров к согласованной работе всей командой

Представьте: есть большая компания с техподдержкой. Работники привыкли к удаленке и регулярным совещаниям, у них есть свой мерч, несколько сильных идей в бэклоге, постоянный поток крупных клиентов. В общем, всё с виду хорошо.

Только почти для каждого проекта не могут найти что-то важное из прошлых кейсов – помнят, что вот это было, но где и когда – не могут вспомнить.

А когда решение случайно найдено в ворохе документов – либо уже поздно, либо приходится переделывать. Новые фичи или важные обновления приходят с опозданием. И все привыкли к этому, считая обычным рабочим процессом.

А что если мы скажем, что эта нервотрепка – детская болезнь, которую можно перерасти?

Узнали в этом описании себя? Тогда начинайте с первого шага.

Шаг 1. Осознайте проблему

Это значит, надо не только понять, что проблема есть, но и максимально точно её сформулировать.

В нашем примере у людей есть внушительный опыт, но нужных кейсов нет под рукой, когда они нужны, и не все понимают, как его искать. Кто-то хранит это в виде кустарных файлов в облаке, кто-то в своих чертогах разума. Но память – это несовершенный способ хранения информации, поэтому в нужный момент подводит.

Какие проблемы можно выделить в этой ситуации:

  • Люди не делятся опытом, каждый работает отдельно от другого даже в рамках одного отдела.
  • Нет единого информационного пространства компании.
  • Нет функциональной базы знаний, которая могла бы стать хранилищем опыта компании.

Видите, от сумбурного потока мыслей, идей и взаимных претензий мы сформулировали несколько ключевых проблем. И теперь хотя бы понятно, куда двигаться.

5 шагов от режима тушения пожаров к согласованной работе всей командой

Шаг 2. Поставьте задачи

Итак, проблемы озвучены, пришло время их решить. Для этого составляем ключевые задачи: что сделать, чтобы исправить ситуацию?

В данном случае нужно:

  • Создать функциональную базу знаний. Проверочное слово – функциональную. Не ту, что будет пылиться на задворках общего сервера.

  • Объяснить людям профит. Даже самая совершенная система будет забыта, если люди с самого начала не поняли, как их жизнь станет лучше. Ждать, что они сами догадаются – плохая стратегия.

В первую очередь надо объяснить профит самому себе – кем бы вы ни были. Начинать работу по созданию базы знаний надо в первую очередь с того, какие задачи в вашем бизнесе она выполнит. Вот пример пяти проблем, решаемых с помощью управления знаниями.

Шаг 3. Определитесь с ролями

В этой сфере сформировалась должность менеджера по управлению знаниями (knowledge manager). Он отвечает за результативность всего процесса, разрабатывает тактику и стратегию, адаптирует устоявшиеся принципы работы под конкретную компанию.

Чем крупнее компания – тем больше коммуникаций, опыта и неявных знаний. А значит, создать эффективную систему в ней может либо опытный профессионал в сфере управления знаниями, либо опытный профессионал из внутренней среды компании.

Менеджер по управлению знаниями объединяет несколько ролей:

  • исследователь-аналитик;

  • проектировщик-архитектор базы знаний;

  • коммуникатор;
  • организатор-дирижер;
  • продавец;
  • учитель.

Если вы, как руководитель, решили поручить данные функции кому-то из работников/менеджеров своей компании, организуйте ему возможность полноценно заниматься этой работой, а не просто дописывайте новые обязанности к старым.

У менеджера по управлению знаниями главная роль в этом фильме. Но это не значит, что все остальные – массовка.

Необходимо четко определить функции миддл-менеджмента и рядовых сотрудников.

Менеджеры отделов должны всячески способствовать работе по созданию базы знаний, и для них будут действовать свои инструкции. Какие именно – зависит от характера вашей компании.

Рядовые сотрудники – основные потребители вашей базы. Именно они в большей мере нуждаются в базе, чтобы быстро находить ответы на свои вопросы, и высвобождать время для основной работы.

Шаг 4. Кнут и пряник

Несколько реальных аргументов работников против работы с базой знаний:

  • «Это обязаловка? Нет? Тогда на фиг»
  • «Я всё сам знаю»
  • «Чё вы нагородили тут огороды? Это слишком сложно»

  • «Там нет полезной информации для нашего отдела»
  • «Мы сами ведем базу знаний внутри отдела»
  • «Я писал, но мои записи куда-то делись»

5 шагов от режима тушения пожаров к согласованной работе всей командой

Работа по внедрению базы знаний в активную работу похожа на продажу. Ваша база - это ваш продукт, который вы должны продать собственным сотрудникам.

Есть несколько способов мотивации:

  • доходчиво объяснить людям профит, для каждой целевой аудитории - прямо как в продажах;
  • создать реально удобную платформу, с интуитивно понятным интерфейсом, понятной схемой работы, удобным поиском;
  • работать с миддл-менеджерами, передать в их ведение контроль за работой с базой;

  • внести обязанности по наполнению базы в должностные инструкции при получении новых знаний (а вы думали, тут обойдется без административного давления?);
  • внесите в календарь обязательную работу с базой знаний, дайте работникам возможность уделить этому время в их расписании;
  • добавьте щепотку финансовой мотивации – куда ж без нее?

Судя по опыту крупных компаний, работа по внедрению базы знаний в начале всегда идет со скрипом. Классические методы менеджмента могут не сработать, и тогда надо подключать коридорные исследования и собственное воображение.

Шаг 5. Посетить конференцию TEAMLY

Сфера менеджмента знаний относительно молодая, поэтому она очень пластична. Мы буквально можем увидеть, как рождаются свежие идеи и их коллаборации. Одни быстро идут ко дну, другие – остаются в потоке, третьи – толкают вперед. В этом деле обмен опытом очень важен.

На конференции TEAMLY мы поговорим об актуальных проблемах управления знаниями в бизнесе и продуктивной командной работе.

Мы пригласили спикеров из Ozon, Skillbox, Сколково, Вкусвилл, Газпромнефть НТЦ, QSOFT и ОАК, чтобы поделиться реальными кейсами бизнеса и госкорпораций и дать концентрат уникальных знаний и опыта профессионалов.

Конференция пройдет 19 апреля в Москве. Регистрация уже открыта!

Подробности – здесь

1111
10 комментариев

Некоторые проблемы получится решить, если сотрудники будут хорошо мотивированы. И речь не только о деньгах.
Повысить мотивацию можно четырьмя способами:
-Индивидуальный план развития. Обычно проводится беседа тет-а-тет. Обговариваются перспективы роста сотрудника и его развитие относительно компании.
-Автономность. Касается в основном профессионалов. Им особенно важно чувствовать свободу в работе, если ее не будет, то мотивация будет резко стремиться к нулю.
-Корпоративная культура. Тут все немного сложнее, но как пример сильной корпоративной культуры можно выделить Икеа
-Корпоративный мессенджер для постановки и контроля задач. Сотрудники будут четко понимать область своей ответственности и спектр задач. Как результат — повышение продуктивности.

1
Ответить

А что вам помогает не забывать информацию по работе? Не пароли или задачи, а именно информацию о решениях, нюансах, условиях и т.д. Поделитесь опытом, будет интересно узнать)

Ответить

Мне помогает, что я портфолио регулярно обновляю. Там кейсы надо описывать, которые ты решил. Пока описывал - все вспомнил. Делаю уже на автомате вошло в привычку.

1
Ответить

делиться опытом конечно нужно,но зачастую на это нет времени

Ответить

Тут да, это непростой вопрос и ситуация индивидуальна. У кого-то бывает такой объём задач, что внести туда ещё и эту не получится, если не делегировать остальные.
А бывает, что просто нет такой привычки, и то же самое время тратится на копание в гугл-доках, хотя можно потратить его на что-то более полезное.
Это как с уборкой в безнадежно запущенном помещении. Можно сразу за 5 минут помыть тарелку, зато потом не придется 40 минут разгребать гору посуды.
Но это предположение, мы точно не знаем всей картины вашей ситуации. Возможно у вас по-другому)

Ответить

Привет! Интересно узнавать о ваших конференциях заранее и, если возможно, подключаться к выступлениям.

Сможете связаться с нами на nsu4kova@skillfactory.ru и подсказать, как с вами дружить?

Или оставьте, пожалуйста, ваш контакт :)

Ответить