Как я собираю средства на издание настольных игр на краудфандинге и при этом чаще всего выхожу "в ноль"

Я издаю игры уже седьмой год. И все семь лет я собираю средства на краудфандинге. И это приносит мне только моральное удовлетворение и вот почему.

Успешный проект, вот только на счете ИП после комиссий и налогов осталось 265 000 рублей, при необходимых на печать со всеми обещаниями 325 000 (и это без обещанной скидки на доставку).
Успешный проект, вот только на счете ИП после комиссий и налогов осталось 265 000 рублей, при необходимых на печать со всеми обещаниями 325 000 (и это без обещанной скидки на доставку).

Издание настольных игр со стороны кажется простым делом, которое сразу же может принести тонну прибыли. Вопрос, так ли это и почему для инди-издательств краудфандинг с одной стороны отличный путь для издания, с другой стороны путь выйти хотя бы в ноль по затратам.

Начнем с разработки. Ее нужно учитывать в любом случае, даже если игру делаете вы лично с товарищами. Вы тратие свое личное время (а часто и рабочее), вы платите за электроэнергию, расходные материалы, бумагу, лицензии на ПО и т.п. Иногда вам придется при разработки заплатить авторам игровых механик, художникам или дизайнерам, если они не согласятся работать за идею. Механика игры может стоить вам от 30 тысяч рублей и выше (я говорю про минимальные гонорары в отрасли), стоимость одной иллюстрации на карты от 500 рублей (можно, конечно, найти школьников или студентов и за 200–300 рублей), а за большую иллюстрацию на коробку могут попросить 5-10-15 тысяч, а то и больше. Возьмем для простоты цифру в 100 000 для игры с РРЦ в 2000 рублей.

Далее вам нужно посчитать затраты на подготовку самого краудфандинга и макетов. Да, краудменеджер вы сами, как и верстальщик, но заложите хотя бы 50 000 рублей на это, чтобы понимать, что будет если вдруг вы не вытяните процесс. То есть имеем 150 000 рублей на то, чтобы игра добралась до типографии.

Себестоимость печати игры с РРЦ 2000 рублей будет около 500-600 рублей. Опять же, кто-то может возразить, что мы тут охренели и накрутка в 4 раза на себестоимость — это грабёж. Раскладываем цифры по полочкам:

1. Вам нужно собрать на минимальный тираж в 500 штук (а для офсетной печати вообще лучше делать тираж 1000 штук) 250 000 рублей. Это та сумма, которую вы перечислите типографии после уплаты налогов. До налогов эта сумма будет 265 000 рублей, а на краудфандинге (с учетом комиссии площадок) вам нужно будет собрать более 290 000 рублей. И поверьте, моему опыту, собрать такую сумму не просто.

2. Мы имеем целевую сумму в 290 000 рублей. Казалось бы, РРЦ у нас 2000 рублей и нам нужно собрать крауд только на 145 коробок. А вот и нет. На краудфандинге вам нужно заинтересовать спонсоров, поэтому вы будете выставлять игру со скидкой 35, а то и 40 процентов. То есть по 1300 рублей. А значит условия игры меняются и вам нужно на краудфандинге "раскидать" чуть ли не половину тиража. А с активностями, подарками блоггерам и прочим маркетингом для выхода на ноль только печати получаем и все 250 коробок.

Игра успешная, сумма собрана - этот проект был недорогой в издании, и он окупил расходы на типографию.
Игра успешная, сумма собрана - этот проект был недорогой в издании, и он окупил расходы на типографию.

Если же вы не собираете нужную сумму, то остаток вам нужно "доложить" самостоятельно или найти крупного спонсора. А можете и прогореть, как было у меня на двух краудфандингах, когда я не собрал нужную сумму. И вы "попадете" или на оплату старта компании или на процент от собранных средств, который у вас снимут за обработку платежей.

3. Но предложим, что вам повезло, вы собрали 290 000 рублей и окупили тираж в типографии. Не забываем, что мы пока в минусе при разработке на 150 000 и у нас осталось от тиража 250 коробок. 10 коробок рекомендуется оставить на брак и на пересылке, коробок 10 уйдет на подарки и авторские экземпляры и у вас уже 230 коробок. Но это же целых 460 000 рублей, у нас же РРЦ 2000.

Может получиться и такая история, когда ваша игра никого не заинтересует.
Может получиться и такая история, когда ваша игра никого не заинтересует.

4. По РРЦ вы не продадите. Точнее продадите, но небольшую часть тиража. А остаток пойдет на маркетплейсы или в розницу (мы же хотим охватить больше аудитории), а там вам достанется от силы 50% от РРЦ (а оптовики в настольно-игровой рознице часто не берут игры без скидки ниже 60%). То есть от 230 000 рублей. Вычитаем 230 000–150 000 на разработку и ... Целых 80000 рублей. Как раз хватит заплатить с них налоги, за склад, внести социальные взносы за ИП, заплатить за банковский счет, логистику товара до маркетплейсов и до вас, сайт, кассу и прочие накладные расходы. А скорее всего нет, так как эти 230 коробок вы будете продавать год, два, а то и три (я знаю людей, которые не могли продать остатки тиража и по пять лет), а можете и ничего не продать и получите несколько кубометров макулатуры. А налоги и взносы надо платить каждый год.

Вывод - минимальные тиражи для инди-издательства чаще всего принесут даже не прибыль, а необходимость покрытия недостающих средств из своего кармана. Прибыль начинается при тиражах от 1000, а на деле от 1500–2000 экземпляров, но это уже другая бизнес-история с инвестициями (но если вы хотите вложиться в издание, то цифры там уже интересней от 1000 штук) и маркетингом и моя задача хотя бы примерно показать, что не надо закладывать в настольные игры завышенные ожидания быстрого обогащения. И что одна игра не будет вас кормить много лет, так как стандартно игра продается только в первые год-два, если только это не мировой хит. И ни в коем случае не берите кредиты на это дело - шанс прогореть у начинающего издателя огромный.

P.S. Зачем это делаю я? Для меня это хобби, накопление портфолио (седьмая игра в апреле ушла в печать) и развитие моих навыков (достаточно сравнить ту же графику в моих первых играх и сейчас) игромастера, художника и дизайнера и сохранение старых (я несколько лет в начале 2000 работал в типографии и не новичков в этой отрасли). И мой личный вклад в развитие детского образования в игровой форме.

В комментариях можно задать мне вопросы по настольным играм, издательству или предложить сотрудничество :)

11
реклама
разместить
1 комментарий

Я бы никогда на такой головняк не согласилась. Удачи вам и терпения в вашем благородном деле