“Я очень боюсь собеседований”: как подготовиться к собеседованию и не испытывать страх перед интервью

Я просто откликнулся, чего вы начинаете то!?!?!?
Я просто откликнулся, чего вы начинаете то!?!?!?

В голосовании под прошлым постом об увольнении по собственному желанию победила тема «Синдром самозванца». Посмотрев на свой черновик этой темы, я понял, что там исключительно субъективщина и для того, чтобы эта статья получилась более проработанной, решил провести опрос среди своей команды, друзей и коллег по цеху. Так же приложу сюда ссылку на анонимный опросник, чтобы и вы смогли стать частью исследования :)

А сегодня я предлагаю продолжить обсуждать тему трудоустройства (уволиться то мы уволились, а что дальше?) и взять в фокус на этап собеседований: Как к ним подготовиться, что можно и что нельзя говорить (да простят меня мои коллеги скорящие софты по поведению человека на звонке), что говорить о себе и своем опыте и как реагировать на различные ситуации. И конечно же я расскажу про основные принципы проведения собеседований у нашей команды.

Если Вы получили приглашение на собеседование, то я вас уже могу поздравить с первым небольшим успехом - вас и ваше резюме оценили и компания первично вами заинтересовалась. Но расслабляться рано! Напоминаю, что факт назначенного собеседования еще не означает, что вы уже приступаете к работе. По статистике из разных источников (hh.ru, hrtime.ru hr-portal.ru), для получений одного оффера соискателю приходится пройти от 3 до 5 интервью. Но что-то лично я в эту статистику не до конца верю, ведь мне известны случаи, и довольно много, когда люди проходили и по 10-15 собеседований, но на работу так и не выходили. Безусловно, от части офферов они отказывались сами, ведь оффер может не соответствовать ожиданиям кандидата (зарплата ниже ожидаемой; проект при ближайшем рассмотрении оказался не тем, за кого себя выдает; позиция, которую предлагает компания отличается от той, на которую человек откликался и т.д.)

С чего начать?

Получив приглашение на собеседование, первое что вам необходимо сделать - это повторно ознакомиться с вакансией. Но на этот раз значительно глубже и подробнее. Уже глядя на вакансию, вы должны придумать несколько вопросов, которые вы бы могли задать на собеседовании о том, как компания видит работу специалиста на этой должности. Вполне вероятно, что ответы на эти вопросы вы получите в ходе общения и задавать их не придется, но чем подробнее вы изучите вакансию, тем лучше будет для вас :)

Изучите компанию и её деятельность. В идеале найти все, вплоть до юридической информации. Это поможет вам избежать мошенников либо не даст вам оказаться в том месте, которое будет противоречить вашим моральным принципам. Обязательны к изучению:

  • Сайт компании. Кликнуть на одну ссылку не занимает у вас 3-4 часа времени, а вот комментарий «что-то я не успел» звучит очень не убедительно, тем более если собеседование было назначено не 2 минуты назад
  • Продукты компании. Чем компания занимается и над чем работает. У любой компании есть «конечный продукт» ведь сама по себе задача любого бизнеса - предложить решение той или иной проблемы или потребности
  • Социальные сети компании. Если таковые конечно есть. Хотя в наше время они есть практически у всех
  • Отзывы на работу в компании. Вопреки расхожему мнению, что многие компании намеренно работают с отзывами и закупают ботов на то, чтобы о ней писали только положительно, этим занимаются только откровенно черные или серые компании. Также нужно обращать внимание на негативные отзывы, но не возводить их в абсолют, ведь мы с вами никогда не узнаем, что же действительно стало причиной такого отзыва

Мне всегда нравится, когда кандидат на собеседовании может рассказать мне о проекте. Бывали случаи, когда кандидаты даже находили баги в продуктах компании, куда он собеседуется - это очень хорошо показывает его заинтересованность. Получить таким образом «плюсик» к своей кандидатуре очень просто и займет у вас не больше чем 15-20 минут вашего времени.

До начала собеседования

Будь то очный этап или звонок с рекрутером главное правило - будьте пунктуальным. В случае с очным этапом, если компания не связалась с вами для подтверждения встречи, не лишним будет позвонить/написать и подтвердить собеседование.

В моем личном опыте трудоустройства бывали случаи, когда такие звонки экономили мне силы и время, ведь компания «забыла сообщить мне, что уже закрыли вакансию». В случае со звонком все еще проще - если рекрутер/hr не написали вам для подтверждения за час или 30 минут до звонка, напишите и уточните состоится ли встреча и узнайте (если ранее это не оговаривалось) где она будет проходить и в каком формате: аудио или видео звонок.

По умолчанию рекомендую закладывать не менее 1 часа на такие звонки, чтобы не возникало ситуаций, что у вас есть только 15 минут, за которые вы даже о себе рассказать не успеете, что уж говорить о том, чтобы задать вопросы.

Если вы понимаете, что задерживаетесь и не успеваете к назначенному времени - обязательно заранее (хотя бы за 30 минут) предупредите человека, с кем у Вас назначен звонок. Адекватные компании отнесутся с понимание и либо смогут подождать, либо перенесут звонок/встречу на другой день (если это конечно единичный случай).

До начала звонка также проверьте все необходимое: интернет соединение, работоспособность микрофона и вебкамеры (коллеги рекрутеры, вас это тоже касается. Я вот уже две недели для звонков раздаю себе интернет с телефона, потому что провайдер все никак не приедет и не сделает мне человеческое интернет соединение). Это опять таки сэкономит вам время, избавит от лишнего стресса и улучшит общее впечатление от звонка.

Когда не ожидал, что звонок будет с видео
Когда не ожидал, что звонок будет с видео

Если вы созваниваетесь с вебкамерой, то позаботьтесь о том, что будет происходит позади вас. Нет ничего страшного в том, что ребенок забежит в комнату или ваше животное начнет кричать под дверью, умоляя пустить его в комнату для моральной поддержки (они чувствуют, когда вы переживаете), но вот выставка нижнего белья на заднем плане или мама готовящая борщ не станут украшением кадра. Постарайтесь найти тихое, чистое и уединенное место, в котором вам будет комфортно общаться. И говоря «комфортно», я не подразумеваю, что можно вальяжненько разлечься на диване раскинув ноги (только если у вас не собеседование в вебкам. Там, наверное, так и надо). Так же приходить на звонок прогуливаясь по улице тоже не хороший тон - зайдите хотя бы в кафе, в котором на фоне у вас не будет шума улицы и машин.

Давайте знакомиться

Вот вы созвонились или встретились с рекрутером, соблюли базовые правила приличия (не забыли поздороваться) и переходите к собеседованию. Мой базовый и самый главный совет для того, чтобы спокойнее чувствовать себя во время прохождения собеседования: «Помните, что не только вы ищете работу, но и компания ищет сотрудника».

Точно так же, как у компании может быть много кандидатов, так и у вас может быть множество предложений о работе. Но не перегибайте с таким подходом. Никто не будет убеждать вас, что вы должны работать обязательно у них и нигде больше (если конечно вас откровенно не хантят, потому что уже знают кто вы такой и что умеете), так что закидывать ноги на стол со словами «удивляй меня» точно не стоит.

Даже если вы не знаете, что будет происходить дальше, не сомневайтесь у рекрутера уже есть план на это собеседование. Он их проводит ежедневно и в большом количестве, поэтому структура уже отработана и вероятнее всего он предложит вам несколько сценариев. Вот как пример двух вероятных:

  • Сначала вы расскажите о себе и своих достижениях, а потом вам расскажут о компании и вакансии
  • Сначала рекрутер расскажет вам о компании и вакансии, а потом вы расскажете о себе и своих достижениях

Мы с командой предпочитаем второй вариант, так как он показал себя как «более спокойный» для соискателей. В таком сценарии у человека есть время привыкнуть к происходящему и успокоится, чтобы в дальнейшем он смог более подробно рассказать о себе и своем опыте. Плюс в самом начале разговора вы сможете узнать все о компании и получить ответы на все интересующие вас вопросы и выстроить свой рассказ о себе отталкиваясь от того, что вам рассказал рекрутер (он конечно поймет, что вы от этого отталкиваетесь, но это не всегда минус).

А что, собственно, говорить о себе?

Расскажите нам о себе
Расскажите нам о себе

Этот вопрос вы также должны задать себе еще до начала собеседования. Хорошим помощником в ответе на него может стать ваше же резюме (О том как его составить я уже писал в этой статье). Опираясь на все то, что вы в нем указали составьте небольшую самопрезентацию, в которой вы подробно расскажите об 1-2 местах работы и все о своем карьерном пути. Не нужно вдаваться в лирику и рассказывать все до мельчайших подробностей. Руководствуйтесь тем, что написали в резюме и добавляете детали, а если собеседник что-то захочет уточнить - он задаст вопрос

В нашей команде мы вообще не устраиваем «тотального допроса». Я задаю кандидату вектор, по которому прошу его рассказать мне о том, как и почему он пришел в профессию и какой-нибудь 1 конкретный кейс из своей работы максимально подробно: от того как он пришел на это место и какие стояли задачи на этом этапе до того, как его работа в компании повлияла на развитие проекта. Конечно же я буду задавать дополнительные вопросы, могу спросить про другое место работы, если оно вызывает вопросы, но базово человек уже знает, что от него хотят услышать, а значит ему проще этот рассказ начать.

Каверзные вопросы рекрутеров

«Расскажите мне про свой самый сильный факап на работе?», «А можете вспомнить кого-то из коллег, с кем вам было неприятно работать?», «Как вы считаете, руководство по достоинству оценивало вашу работу?» и другие вопросы, которые, в первую очередь, нацелены на оценку вашего критического мышления по отношению к себе. Стоит ли на них отвечать?

Безусловно стоит, но вот что на них отвечать нужно так же продумать. Любой негатив исходящий от вас в сторону бывшей компании может быть отрицательно оценен рекрутером (это не ваши друзья, которые вместе с вами будут всеми оскорблениями покрывать вашу/вашего бывшую/бывшего). Ваш собеседник не знает и не может догадываться о том, что происходило внутри вашей предыдущей компании и почему, но оценивая вашу реакцию сможет сделать выводы о вас.

В такой ситуации я рекомендую общаться на языке «холодных фактов»: рассказывая о факапе не перекладывайте ответственность на кого-то другого, а расскажите о вашей «недоработке» и почему не получилось, отталкиваясь от своего вклада в работу; не осуждайте других людей, даже если они «не нравились всему коллективу», ведь всегда может найтись человек, который осудит вас, а давать субъективную оценку не всегда хорошо; обсуждать руководство и его методы управления никогда не будет уместным и даже если вам кажется, что вас недооценивали, то это исключительно их проблемы, раз они упустили ценного сотрудника. Возможно вы просто видели одну и ту же работу по-разному.

Резюмируя все вышеописанное:

На этапе подготовки к собеседованию вам необходимо изучить компанию, с которой вам предстоит интервью; подготовить самопрезентацию взяв за основу свое резюме (еще раз прикладываю ссылку на статью о том, как подготовить резюме и что оно должно в себе содержать); подготовить все необходимое - проверить микрофон и камеру, найти тихое и чистое место или если вам предстоит очный этап - привести себя в порядок (запах перегара и помятое лицо помогут вам устроится в пивной магазин. И то вряд ли, подумают что еще продукцию сами употреблять будете).

Вовсе не обязательно надевать строгий костюм или покупать новую рубашку чтобы “произвести впечатление”. Просто выглядете опрятно :)

Ну и самое важное: всем бы очень хотелось бы, чтобы собеседование оказалось первым и последним, но к сожалению такое практически невозможно. Вам за свою карьеру предстоит пройти множество интервью и этапов отбора на вакансию, поэтому не стоит переживать из-за, на ваш взгляд, “проваленных собеседований”. Во-первых, не факт что оно было провальным, а во вторых это не последнее ваше общение с компаниями!

Я очень хочу выпустить следующую статью о "синдроме самозванца", но пока не уверен, что успею по таймлайну, поэтому давайте все же проведем опрос:

О чем вам интересно почитать?
Делегирование: не хочу или не успеваю делать сам
Карьерные тупики: что делать, если кажется, что достиг максимума
На что обращает внимание работодатель при поиске сотрудника

YPA TECH | NEWS - Новости из IT. Каждый день мы подбираем для вас интересные новости из мира IT и все это разбавляем смешными (или не очень) мемами

Рекрутер КОТорый | YPA BLOG - Мой личный блог, в котором я делюсь личными соображениями о работе и полезными материалами на тему (и сообщаю о выходе новых статей :) )

3434
36 комментариев
8
Ответить

Зато какие!

3
Ответить

аххах,ну кто-то же должен их создавать

Ответить
8
Ответить

Лучшая защита - это нападение :)

2
Ответить

Побольше хотелось бы почитать о подготовке к собеседованию. А то эта статья кажется какой-то слишком общей, что-ли. Но написано довольно приятно)

2
Ответить

Что бы Вы хотели почитать на эту тему? :)

1
Ответить