Думаете, у вас нет бренда?

Думаете, у вас нет бренда?

Эта статья про брендинг для СЕО, продакт- и бренд- менеджеров, которым нужна относительно простая и понятная схема, объясняющая, как связаны рынок, продукт и бренд; что такое Jobs To Be Done и какой потрясающий результат могут дать эти исследования; с чего начать работу с брендом и что именно нужно делать; как подружить продакт- и бренд-менеджмент.

В основе статьи — скомпилированные в относительно простую схему фундаментальные идеи из 5 книг ярчайших светил современности, работающих в области продакт- и бренд-менеджмента. А также опыт работы с международным брендом на рынке финансовых продуктов – с нуля до первых мест в топах узнаваемости.

Содержание статьи:

Интро

Знает ли продакт-менеджер, который занимается разработкой нового продукта в условиях чрезвычайной неопределенности, что ему не нужно специально закладывать время и ресурсы на создание бренда для своего продукта? Все потому, что бренд уже есть у любого продукта, даже о котором никто ничего не слышал и которого никто еще не видел.

Когда продукт уже готов, возникают задачи, связанные с его продвижением и разработкой коммуникаций для формирования осведомленности и привлечения клиентов. Все это запускает череду вопросов:

  • Какая реклама нам нужна и где ее размещать?
  • Какой логотип лучше привлечет внимание и запомнится?
  • Какое имя должно быть у нашего продукта?
  • И т.д. и т.п.

И в некоторых случаях цепочка рассуждений приводит к тому, что для всех коммуникаций требуется какое-то единое основание, платформа, чтобы вся реклама однозначно отличала наш продукт от конкурентов и была в едином стиле. Такое основание часто называют брендом. И в данном случае под брендом понимают имидж, который будет транслировать реклама.

Практика показывает, что процесс разработки бренда (желаемого имиджа) занимает много времени, денег и нервных клеток. Часто сопровождается привлечением чуть ли не всего коллектива компании вне зависимости от ее размера и приглашением сторонних агентств. При этом не покидает ощущение чего-то запутанного и неясного, вызванного вопросами:

  • В каком виде должен быть сформулирован бренд?
  • Какие исследования нужно провести для формулирования бренда?
  • Какую функцию выполняет бренд в управлении ростом и чего от него ждать?
  • Как измерять эффективность брендинга?
  • Как взаимосвязаны между собой процессы продакт- и бренд-менеджмента?

В этой статье представлена наглядная схема, как определить бренд в продукте и начать работу по его развитию.

Думаете, у вас нет бренда?

Пока ничего не понятно?

Давайте разбираться.

Внешний и внутренний триггеры. Модель крючка

Поиск бренда в продукте предлагаю начать с замечательной книги Нира Эяля «На крючке», посвященной разработке успешного продукта на основе открытий когнитивной психологии о механизмах формирования привычки. Многие ее читали, и в интернете достаточно обзоров на книгу. Здесь я бы хотел обратить внимание на главную мысль книги, которая заключается в том, что продукт разрабатывается, начиная с внутреннего триггера, а привлекает клиентов, начиная с внешнего триггера. Внешним триггером, по большому счету, является любая рекламная активность продукта. При этом внутренний триггер выполняет замыкающую роль цикла, состоящую из пяти фаз:

  • Пробная покупка: внешний триггер
  • Действия
  • Переменное вознаграждение
  • Личные инвестиции в продукт
  • Повторная покупка: внутренний триггер
Рис. 1. Модель крючка
Рис. 1. Модель крючка

Что такое внутренний триггер? Это обстоятельства, оказавшись в которых клиент автоматически вспоминает продукт. Обстоятельства запускают мысли, чувства, которые ассоциативно связываются с продуктом. Одним словом, для срабатывания внутреннего триггера необходима ассоциативная связь между продуктом и обстоятельствами.

Без наличия подобной ассоциативной связи не может идти речи о поступательном росте продукта. Именно ассоциативная связь между продуктом и обстоятельствами формирует у клиентов привычку регулярно пользоваться продуктом. А чем крепче привычка, тем быстрее наступает product market fit и выше LTV. Вдобавок привычка запускает виральную петлю, т.к. чем более заметную роль продукт играет в жизни клиента, тем охотнее он начинает его рекомендовать своим знакомым.

Рис. 2. Структура внутреннего триггера
Рис. 2. Структура внутреннего триггера

Любые усилия в проработке ДРУГИХ элементов — «внешний триггер», «действие», «награда», «инвестиция» — не будут иметь успеха без тщательной разработки «внутреннего триггера».

Внутренний триггер состоит из трех элементов:

  • продукт;
  • обстоятельства;
  • ассоциативная связь.

Структура внутреннего триггера. Обстоятельства. Jobs to Be Done

Внимательное изучение структуры внутреннего триггера предлагаю начать с обстоятельств (с продуктом более или менее все очевидно). А что, собственно, подразумевается под обстоятельствами? Например, Клейтон Кристенсен под обстоятельствами понимает работу, которая должна быть выполнена (JTBD). В своей книге «Закон успешных инноваций» на 300 страницах слово «обстоятельства» повторяется 65 раз. С точки зрения Клейтона Кристенсена, JTBD — изменения к лучшему, к которым человек стремится в определенных обстоятельствах. Далее во 2 главе он пишет:

«Акцент на обстоятельствах — не просто казуистика или пустословие, это краеугольный камень необходимый для выполнения работы… Поскольку работы возникают в течение повседневной жизни, центральной составляющей их определения становятся обстоятельства. Именно это — первичный элемент инновационной работы, а не характеристики клиентов, свойства продуктов, новые технологии или тренды».

Проще говоря, JTBD = обстоятельства. Для уточнения обстоятельств Клейтон Кристенсен предлагает получить ответы у клиента на следующие вопросы:

  • Где вы находитесь?
  • Когда она возникает?
  • С кем вы?
  • Что делаете в этот момент?
  • Что вы делали полчаса назад?
  • Что будете делать дальше?
  • Какие социальные, политические, культурные факторы оказывают влияние?
  • На каком жизненном этапе вы находитесь?
  • Какое у вас семейное положение?
  • Какой у вас финансовый статус?

В целом, работы можно обнаружить, используя пять источников:

  • внимание к собственным повседневным трудностям, которые приходится самим преодолевать;
  • изучение поведения неклиентов;
  • наблюдение за обходными решениями, которые приходится предпринимать людям;
  • выявление дел, которые люди не хотят делать;
  • выявление ситуаций использования продуктов по непрямому назначению.

Для выявления внутреннего триггера Нир Эяль предлагает использовать методику «Пять почему», которая имеет более совершенную модификацию в виде методики Laddering, которую разработали Томас Рейнолдс и Джонатан Гутман. Ее особенность заключается в том, что она в равной мере сочетает преимущества качественных и количественных методов маркетинговых исследований и специально разрабатывалась для бесшовного перехода от выявленных выгод и целей клиентов к рекламной стратегии, используя фреймворк MECASS (Means-End conceptualization of components for advertising strategy).

Рис. 3 Набор методик для изучения обстоятельств, триггерирующих использование продукта
Рис. 3 Набор методик для изучения обстоятельств, триггерирующих использование продукта

Ассоциативная связь – это и есть бренд?

Если коротко – да.

Рассмотрим третий элемент структуры внутреннего триггера — ассоциативная связь между продуктом и обстоятельствами. Как выше было сказано, внутренний триггер не сработает без наличия ассоциативной связи между продуктом и обстоятельствами, в которых потребитель стремится добиться изменений к лучшему. Без наличия ассоциативной связи привычка не сформируется. За управление ассоциативными связями как раз и отвечает тот самый бренд. С этого момента мы начинаем получать ответы на вопросы, поставленные в начале статьи, а именно: «Какую функцию выполняет бренд в управлении ростом и что от него ждать»?

Действительно, для многих людей бренд — что-то туманное, неясное и непонятное. В этом нет ничего удивительного, т.к. из трех элементов структуры внутреннего триггера бренд — наиболее расплывчатый. Продукт совершенно осязаем и конкретен. Его можно буквально потрогать. Обстоятельства, ситуация и контекст более чем очевидны, особенно, когда ты становишься их непосредственным участником. А бренд — это просто невидимая связь между продуктом и обстоятельствами. Ее нельзя увидеть и потрогать, но она реальна и объективна (существует в виде нейронных связей). Именно поэтому бренд кажется чем-то эфемерным и абстрактным.

В модели внутреннего триггера ассоциативная связь — это бренд.

Рис. 5. Бренд — это ассоциативная связь между продуктом и обстоятельствами
Рис. 5. Бренд — это ассоциативная связь между продуктом и обстоятельствами

Как управлять ассоциативной связью между продуктом и обстоятельствами?

Ответ на этот вопрос наиболее точно изложен в книге Байрона Шарпа «Как растут бренды». По мнению Шарпа, задача брендинга — установить связь между продуктом и обстоятельствами. Наличие ассоциативной связи между продуктом и обстоятельствами Байрон Шарп называет ментальной доступностью. Любопытно, что определение ментальной доступности почти точно совпадает с определением внутреннего триггера — предрасположенность бренда быть замеченным и/или обдумываемым на предмет покупки в ситуациях совершения покупок. По сути, функция брендинга — формирование внутреннего триггера. Причем Байрон Шарп убежден, что ментальная доступность является рыночным активом, который можно продать, т.е. ее ценность для бизнеса можно измерить в деньгах.

Для формирование ментальной доступности (повышения вероятности продукта прийти на ум в конкретных обстоятельствах) требуется выполнить ряд задач:

  1. Выявить обстоятельства с помощью сочетания JTBD-исследования и Laddering
  2. С помощью вопроса «волшебная палочка» выявить желаемые решения, которые помогут добиться изменений к лучшему.
  3. Построить ассоциативный образ выявленного решения в конкретных обстоятельствах в категории личностных черт с использованием методики BIG5 Дженнифер Аакер или других психосемантических методик.
  4. Найти метафоры, которые будут отражать ассоциативный образ выявленного решения. Для этого можно использовать методику ZMET.
  5. Использовать выявленные метафоры и ассоциативный образ решения в массовой рекламе через СМИ и внедрить в коммуникации внутри самого продукта (действие, награда, инвестиция).

JTBD-исследование как фундамент для работы с брендом

Таким образом, мы видим, что основным источником для бренда является JTBD-исследование. При этом уже нет никакой новости в том, что разработка продукта начинается с того же самого JTBD-исследования. Например, Александр Остервальдер в своей книге «Разработка ценностных предложений» рекомендует начинать разработку продукта именно с профиля потребителя, в котором центральным элементом являются «Задачи потребителя». Таким образом, любой владелец продукта в идеале уже владеет всей информацией о бренде, т.к. она лежит прямо перед его глазами в отчете JTBD-исследования. Нужно только вычленить из него факты об обстоятельствах клиента и перевести их на язык метафор.

Рис. 6. Модель ценностного предложения Александра Остервальдера
Рис. 6. Модель ценностного предложения Александра Остервальдера

В этой связи позволю модифицировать канвас Остервальдера, чтобы отразить промежуточные выводы, к которым мы пришли.

Рис. 7. Модифицированная модель ценностного предложения Александра Остервальдера
Рис. 7. Модифицированная модель ценностного предложения Александра Остервальдера

Согласно Александру Остервальдеру, задача разработчика — найти соответствие продукта с задачами, выгодами и проблемами клиента. В модифицированной модели делается акцент, что найденное соответствие коммуницируется с помощью брендинга до сознания клиентов.

Бренд больше, чем продукт

С точки зрения Байрона Шарпа важнейшая задача брендинга — формировать новые ассоциативные связи с новыми обстоятельствами (и укреплять уже существующие). Тем самым будет увеличиваться доля бренда в сознании, что обеспечит ему большую заметность и вероятность быть выбранным в самых разных ситуациях. На языке Нира Эяля это означает постоянную работу над увеличением числа внутренних триггеров.

Рис. 8. Увеличение числа внутренних триггеров
Рис. 8. Увеличение числа внутренних триггеров

Увеличение числа новых обстоятельств начинается с проведения психосемантических исследований для построения когнитивной карты, которая отражает взаимосвязь исходного выявленного обстоятельства с другими обстоятельствами и ассоциирующихся с ними требований к продукту, целей, впечатлений и т.п. Учитывая, что продукты по совершенно естественным причинам имеют жизненный цикл, незыблемым фундаментом для продолжения роста бизнеса становится бренд, который выступает в роли хаба, управляющего связями между портфелем продуктов и портфелем ситуаций.

Рис. 9. Бренд (Б) формирует ассоциативные связи новых обстоятельств (О) с новыми продуктами (П) и управляет ими
Рис. 9. Бренд (Б) формирует ассоциативные связи новых обстоятельств (О) с новыми продуктами (П) и управляет ими

Бренд повышает удовлетворенность продуктом

Часто возникает вопрос: «В каком виде должен быть сформулирован бренд»? Согласно мнению Дэвида Аакера, которое согласуется с результатами экспериментальных исследований психологов (Артемьева Е.Ю. «Психология субъективной семантики), концепция бренда формулируется на языке индивидуальности, включающей 3-5 самых существенных личностных черт. Регулирование коммуникаций продукта с помощью такой концепции бренда позволяет повысить уровень удовлетворенности и вероятность повторных покупок, что доказали в своем исследовании Бракус Йоско, Бернд Шмитт и Лиа Зарантонелла (смотрите Рис. 10).

Рис. 10. Индивидуальность бренда усиливает влияние опыта взаимодействия с продуктом на удовлетворенность и повторные покупки.
Рис. 10. Индивидуальность бренда усиливает влияние опыта взаимодействия с продуктом на удовлетворенность и повторные покупки.

Источник: Бракус Й., Шмитт Б., Зарантонелла Л. Опыт взаимодействия с брендом: что это? как он измеряется? воздействует ли он на приверженность? // Бренд-менеджмент, №5, 2011 год, стр. 284-295, №6, 2011 год, стр. 338-360.

Исследование коллектива авторов показало, что опосредованное влияние индивидуальности бренда на удовлетворенность составляет 0,46 (0,69х0,67), а на приверженность — 0,27 (0,69х0,67х0,59) в то время как прямое влияние опыта использование продукта на удовлетворенность составляет 0,15, а на приверженность — 0,24. Таким образом, бренд выполняет для продукта две функции:

  1. формирует ассоциативную связь с обстоятельствами (ментальная доступность);
  2. повышает удовлетворенность от использования продукта и вероятность повторных покупок.

Соотношение продакт- и бренд-менеджмента

Подтождивая, укажем основную сферу ответственности бренд-менеджмента и способы измерения его эффективности. Выше мы выявили, что продукт и бренд имеют один источник — результаты JTBD-исследований с выявленными обстоятельствами, в которых клиент стремится достичь изменений к лучшему. Работая на одни и те же цели компании (повышение retention и LTV), они имеют различные сферы ответственности.

Рис. 11. Сферы ответственности продукт- и бренд-менеджмента
Рис. 11. Сферы ответственности продукт- и бренд-менеджмента

Бренд-менеджмент сосредоточен на установлении ассоциативных связей между обстоятельствами и самим продуктом, чтобы у клиента, оказавшегося в конкретной ситуации, запускалась цепочка мыслей и чувств, приводящая к первому действию в продукте. Далее эстафету подхватывает продакт-менеджмент, который работает над тем, чтобы путь клиента был комфортным и приносил ему пользу. Параллельно бренд-менеджмент ищет новые потенциальные ситуации, которые можно связать с помощью рекламных коммуникаций с продуктом, тем самым обеспечивая рост доли рынка и приверженности клиентов. Таким образом, эффективность брендинга можно измерить через спонтанное знание бренда в целевых обстоятельствах, ситуациях использования и потребления продукта.

Измерение ассоциативной связи продукта и обстоятельств

Далее ты узнаешь о простом способе измерить наличие ассоциативной связи (ментальной доступности) между продуктом и обстоятельством. Другими словами, о наличии внутреннего триггера у продукта.

Для этого тебе потребуется:

  1. список обстоятельств;
  2. список характеристик;
  3. респондент(ы);
  4. Excel или Google sheets.

Список обстоятельств — это гипотезы о ситуациях, в которых ваш продукт решает задачи клиента. Его можно составить на основе собственных предположений или по результатам JTBD-интервью, получив ответы на вопрос: «Что вас подтолкнуло задуматься о приобретении ______»? Пять обстоятельств будет оптимальным для оценки.

Список характеристик может включать в себя все что угодно от личностных свойств характеристик продукта или потребительскиих выгод.

Затем респонденту нужно оценить, насколько характеристики подходят к каждой ситуации. Ключевая особенность методики заключается в том, что респондент оценивает по схожему списку характеристик ситуации и сам продукт. Характеристики помогают выявить, с какими обстоятельствами связан продукт в сознании респондента(ов). По большому счету, нас не интересует, с какими характеристиками ассоциируется продукт, но респондент в процессе заполнения анкеты как раз так и будет думать, что поможет нам обойти сознательный контроль и избежать влияния социально желательных ответов. Респондент не будет знать целей нашего исследования. Число вопросов в анкете будет равно числу обстоятельств + продукт. Например, если мы хотим проверить наличие связи 5 обстоятельств с нашим продуктом, то респонденту нужно будет ответить на 6 вопросов. Во всех вопросах — один и тот же список характеристик. Респонденту предлагается выбрать любое число характеристик, которые, на его взгляд, подходят ситуации и продукту. Кстати, для сравнения можно добавить основного конкурента. Если нас интересует наличие ассоциации и конкретного человека, то тогда нужно будет предложить респонденту оценить степень соответствия каждой ситуации и каждой характеристики, используя шкалу от 1 до 10, где 1 — совершенно не подходит, а 10 — полностью подходит. Тогда число вопросов будет равно произведению числа характеристик и числу ситуаций и продуктов. В этом случае 30 вопросов является разумным пределом (5 ситуаций, 1 продукт и 5 характеристик).

Расчет ассоциативной связи в Google sheets рассмотрим на примере, когда респондентам нужно просто выбрать подходящие характеристики. Полученный по результатам анкетирования массив данных представляет собой таблицу, где строки — это ситуации с продуктом, а столбцы — характеристики.

Шаг 1: получаем кросс-таблицу после опроса с числом выборов респондентов.

Думаете, у вас нет бренда?

Допустим, мы опросили 100 респондентов. Из них 46 респондентов отметили, что характеристика 1 подходит изучаемому продукту, а 55 респондентов отметили, что характеристика подходит ситуации 3.

На следующем шаге нужно просто просуммировать все ответы по строкам.

Шаг 2:подсчитываем суммы строк.

Думаете, у вас нет бренда?

Затем необходимо посчитать долю ответов в каждой ячейке в строке от суммы в строке.

Шаг 3: считаем долю числа ответов от суммы в строке.

Думаете, у вас нет бренда?

Для выявления силы ассоциативной связи между продуктом и ситуаций используется формула евклидовых расстояний, которая позволяет выявить расстояния в многомерном пространстве (сознание имеет многомерную природу).

Рис. 12. Формула евклидова расстояния для расчета силы ассоциативной связи
Рис. 12. Формула евклидова расстояния для расчета силы ассоциативной связи

Шаг 4: считаем евклидово расстояние в трехмерном пространстве.

Думаете, у вас нет бренда?

Чем меньше значение, тем сильнее ассоциативная связь. В нашем примере видно, что продукт имеет один внутренний триггер связанный с ситуацией 2. Когда человек оказывается в ситуации 2, высока вероятность, что ему на ум придет изучаемый продукт.

Заключение

Разработка продукта и разработка бренда начинается с одного и того же этапа — JTBD-исследования, которое концентрируется на выявлении обстоятельств (ситуаций), в которых человек хочет добиться изменений к лучшему. Выявленное обстоятельство имеет центральное значение в обеспечении роста продукта, т.к. выполняет роль внутреннего триггера, который отвечает за формирование привычки пользователя обращаться к продукту на регулярной основе. Задача продукта — установить и усиливать ассоциативную связь с целевыми обстоятельствами. Управлением ассоциативными связями между продуктом и обстоятельствами занимается бренд-менеджмент, а сама ассоциативная связь и есть бренд. Чем теснее и крепче ассоциативная связь между продуктом и обстоятельствами, тем сильнее капитал бренда. В целом, сила бренда является функцией от числа ситуаций, числа людей, которые оказываются в этих ситуациях, частоты встречаемости ситуаций и силы ассоциативной связи с этими ситуациями.

Первоисточники:

  • Нир Эяль «На крючке»
  • Клейтон Кристенсен «Закон успешных инноваций»
  • Александр Остервальдер «Разработка ценностного предложения»
  • Байрон Шарп «Как растут бренды»
  • Дэвид Аакер «Как обойти конкурентов. Создаем сильный бренд»

Автор статьи: Виктор Иванов, маркетолог-аналитик в Garage Eight

66
7 комментариев

Формула евклидова расстояния для расчета силы ассоциативной связи- ну наконец то где то эти формулы пригодились

1
Ответить

Немного не понятно, что может помешать ООО «рога & копыта» стать со временем более узнаваемым брендом, чем тот же apple, в своем сегменте при наличии хорошего продукта в совокупности с продуманной бренд-стратегией 🤔

1
Ответить

Только отсутствие сформированной явной ассоциативной связи с ситуациями потребления и покупки о большого числа людей, которая проявляется в высоких показателях спонтанного знания относительно не продуктовой категории, а ситуаций (работ).

Ответить

"В целом, сила бренда является функцией от числа ситуаций, числа людей, которые оказываются в этих ситуациях, частоты встречаемости ситуаций и силы ассоциативной связи с этими ситуациями".

Ответить

Вообще говоря, традиционное понимание бренда - это про хорошо известный всем продукт с неизменяемыми свойствами. И умирать термин начал уже давно.
В тексте много полезного, но вот терминология вызывает сомнения. Много видел компаний, рассуждающих о "нашем бренде". Окститесь, ребята, тут максимум можно говорить о репутации "ООО Рога&Копыта" среди узкого круга клиентов и партнеров. Вы не Apple, Мерседес или Кока-кола.

Ответить

Виктор, вы знаете бренд основного продукта компании?

Ответить