От младшего сотрудника до совладельца: как гендиректор веб-студии запустил аналог Confluence и Notion в России

Виталий Чесноков — один из тех, кто смог дорасти до должности генерального директора крупной компании, придя в неё много лет назад на самую младшую позицию. В 2008 году он пришёл в web-интегратор QSOFT на должность младшего разработчика, и, несмотря на то, что не единожды сотрудника хотели уволить, уже в 2015 году возглавил эту же компанию с выручкой больше 600 млн рублей.

Сейчас Виталий управляет QSOFT и параллельно развивает вместе с партнером и главным идеологом проекта Денисом Митрофановым ещё один стартап — TEAMLY. Как предприниматель создает аналог Notion в России и почему не привлекает сторонние инвестиции?

«Ответственность не дают, ее берут»

— Как вас вообще занесло в ИТ так давно? 20 лет назад это не было так популярно.

— Да, это правда, тогда были популярны другие специальности. Я заканчивал школу в начале нулевых и, подходя к университетской жизни, не знал куда пойти. Подумал, ну кто там самый популярный сейчас? Экономисты? Пойду на экономический. Когда я пришел на подготовительный курсы в Москвоский Горный университет (сейчас МИСИС), случайным образом на кафедре сзади меня сел товарищ (сейчас мой хороший друг), который просто сказал мне: «Пойдем со мной, будешь программистом». Я пошёл и подал документы на инженера-программиста. Такое забавное стечение обстоятельств.

— Действительно забавно. А с работой как тогда? Как вы вообще оказались в QSOFT?

— Учился так себе, конечно. В школе всегда был четвёрочник крепкий. Но любовь к вебу была — ее привила пару практикантов, которые рассказывали про создание сайтов, вёрстку и всё такое. Я подумал, прикольная тема, сайты развиваются, надо идти. А куда идти то? Знания были только университетские, этого мало. Подумал, что нужно пытаться устроиться в профильные веб-студии.

В 2008 году, когда я закончил университет, то посмотрел рейтинг всех веб студий. Там была компания QSOFT. Подумал — прикольные ребята, одни из лидеров рынка, надо к ним попробовать сходить. Откликнулся на вакансию, меня пригласили на собеседование. Дали тестовое задание, времени на выполнение мне не хватило и я его провалил.

Но потом перезвонил и доделал как надо — тогда меня взяли. В мою пользу сыграла настойчивость.

— И вот через 7 лет вы из начинающего программиста стали гендиректором этой же компании. Кажется, такой гладкий путь.

— Совсем не гладкий. Пока я был верстальщиком, меня раз семь чуть не уволил собственник компании. Он перфекционист и не терпит отговорок.

Всегда говорил: «Кто не хочет — ищет причины, кто хочет — ищет возможности». Плакат с этими словами до сих пор висит в моём кабинете.

Вторая фраза, которой меня научил собственник: «Ответственность не дают, её берут». Мудрая фраза, которая делит людей на наших и не наших. Эта фраза работает только тогда, когда идёт речь о руководителе или менеджере. Не надо мучать ею программистов: не берёт ответственность, да и бог с ним, пусть кодит себе спокойно. У разработчиков другие задачи. Ответственность не всем нужна — поэтому в мире лидеров меньше, чем исполнителей.

— С таким требовательным руководителем тяжело работать.

Тяжело. Но вот он открывал сайт и говорил: «Смотри, на этом сайте работает? Вот и не говори мне, что такое невозможно». Благодаря ему и его напористости QSOFT рос и у проектов было высокое качество.

— А вы зачем оставались работать у такого строгого начальника? Можно было набраться опыта и уйти.

Хороший вопрос. Мне никогда не нравились бюрократические работы — всё медленно, много бумажек, ничего не происходит. Постоянный профессиональный рост перевешивал другие факторы. Драйв, новые проекты, учишься чему-то новому. Это было здорово.

Виталий Чесноков
Виталий Чесноков

Старт карьеры в ИТ

— А сейчас можно повторить твой путь?

Да, конечно. Мы очень открыты к начинающим специалистам и тем. кто хочет начать свой путь в IT. У нас есть своя академия QSOFT — мы учим и программистов, и аналитиков, проджект-менеджеров. У нас среди студентов даже есть машинисты метро или управляющие отделения банка, которые переходят в программисты. Особенно высок спрос среди тех, кто работал в отраслях, которые пострадали от пандемии.

Это честный обмен: люди дают нам своё время, а мы им — знания.

— Критерии отбора у вас строгие?

— Критерии отбора простые и понятные: горящие глаза, ответственность и желание развиваться. Остальному научим.

— Есть профессии в ИТ, которые кажутся сейчас очень важными с точки зрения перспектив на будущее?

Я думаю, что с учетом хайпа искусственного интеллекта, типовой программист, который может написать код по алгоритму уйдёт в прошлое. Будущее за теми, кто этот алгоритм сможет придумать — инженеры-проектировщики.

Второе и самое главное, как мне кажется, — это дата-аналитики и дата-сайентисты. Система обращения знаний лежит в области данных. Как только ты научишься работать с данными правильно, эффективность автоматически повысится. Данные это очень важно: они есть, мы их проверяем, структурируем, строим гипотезы и принимаем решения. Умение это все связывать: обращаться с данными, строить гипотезы и делать выводы — это важно. И это ещё мало кто умеет делать, по мировым меркам.

Человеческий фактор все еще нельзя отменять, многие решения принимаются на эмоциях. Знаете, как на той картинке, где человек копает-копает, немного не докопал, а там алмаз лежал. Человек не может сам увидеть зарождающийся тренд, который виден только на уровне цифр.

От младшего сотрудника до совладельца: как гендиректор веб-студии запустил аналог Confluence и Notion в России

— Берёте на работу людей, которые неправильно делают тестовое?

Смотря как они его делают. У нас такой подход: просим человека написать код — пару задач и пару алгоритмов. И те люди, которые, закрывшись в переговорке на час с телефоном и интернетом не могут ничего написать, к нам не попадают. Иногда люди признаются, что не понимают этого синтаксиса, но стараются объяснить решение своими словами. Таких людей мы берём — они сделали над собой усилие, попытались решить задачу, пусть и неправильно. Главные качества — настойчивость и аналитический склад ума, а синтаксису можно научить.

— Вы говорите, что рынок перегрет, но в то же время рассказываете про желающих, которые пишут вам и которые приходят учиться в академию. То есть, идти в ИТ всё же стоит?

Людям с аналитическим складом ума, а также тем, кто хочет развиваться и быть востребованными профессионалом через 10 лет, стоит идти. Но нужно смотреть не только на деньги и перспективы, а еще и на свои качества. Если человек не расположен к работе в ИТ — учиться ему будет очень, очень тяжело. И не всегда возможно. Я же, на самом деле, был так себе программист, на троечку. Без шуток.

Я очень быстро перешел в team-лиды и менеджеры, потому что мне было сложно конкурировать с программистами от бога. Да, у меня есть аналитический склад ума, но не хватало терпения и выдержки сидеть сутками у компьютера и увлечённо кодить. Я более экстравертный человек, люблю активный образ жизни, мне нравится общаться с друзьями.

Место гендиректора

— Вот таким ползком вы доросли до генерального директора и партнёра компании? Когда это случилось?

В 2015 году по ряду обстоятельств сложились так, что мне предложили возглавить компанию. Это был сложный шаг как для основателей QSOFT, так и для меня. Это был настоящий вызов!

— Какие проблемы были?

— Много разных. Поднимать новых руководителей, нанимать новых людей. Строить бизнес без руководителей сложно. По сути, мы все вместе росли. Но, в итоге, вроде всё получилось: с тех пор мы выросли в 8 раз.

— Как вообще компании решают, с каким подрядчиком хотят работать?

Заказчик смотрит, как потенциальный подрядчик общается, как задаёт вопросы, как готовится, какую позицию занимает. Все это важно для компании — им с этими подрядчиками жить следующие 3-5 лет.

Сначала ты влюбляешь в себя клиента, и только потом думаешь, как выиграть этот тендер. Очень редко бывает такое, что ты пришёл на тендер, узнав о нём с тендерной площадки. Все основные договоренности происходят до тендера. Когда компания идет на тендер, это значит, что она уже посмотрела рынок и вела с кем-то переговоры.

— Вижу, вам нравится этот процесс. Мне тендеры всегда казались очень нудными.

Когда ты понимаешь правила игры, все краски играют по-другому. Вот со стороны ты думаешь: есть 223 ФЗ, значит это госзаказ, значит нужно прийти к пиджаке, сделать все бумажки правильно и вести официальный разговор с государством. Но там такие же люди как мы, у них есть своя психология, страхи, амбиции, цели. Или их вовсе нет — много тендеров играется в стол. Работа гендиректора с точки зрения работы с людьми это про психологию.

Notion и Confluence по-русски

— А как появилась TEAMLY? Вот у вас была одна компания и вы подумали: «А давайте ещё и вторую создадим!».

— Мы всегда искали много разных новых вариантов продуктов и решений. Поняли, что после пандемии есть определенный разрыв: после ковида система обращений знаний в компаниях поломалась. Все разошлись работать на удалёнку, много информации осталось в рабочих системах, ты больше не можешь подойти к рабочему столу человека и спросить: «Вась, а где это у нас лежит?».

Одновременно с этим компании начали уделять большое внимание развитию своих сотрудников, диджитал-комфорту сотрудников. Мы переехали жить в диджитал среду, когда удалённый сотрудник — это вообще норм.

От младшего сотрудника до совладельца: как гендиректор веб-студии запустил аналог Confluence и Notion в России

А у компании стотит вопрос онбординга этих людей, доступа к информации, развития знаний. Система обращения знаний в компании изменилась. Плюс это развивается в мире — Notion, Confluence. Эти компании ушли из России или их стало сложно оплатить и все пытаются повторить их. Так и появилась идея создать стартап Teamly.

Teamly — это продукт, который помогает выстроить систему управления знаниями, и дает платформу для совместной работы команд. Когда ты не просто используешь систему как очередную Википедию, где написал статью и опубликовал. А когда ты прямо на платформе создаешь знания, и работаешь совместно над проектами в командах.

— А зачем сотрудникам работать в TEAMLY?

— У каждого из нас, не важно какой человек профессии, и в абсолютно каждом отделе компании есть какие-то накопленные материалы, истории, проекты. И все это — знания, которые рождаются в процессе работы или каких-то личных дел.

— Это b2b решение или b2с?

— Это b2b-решение. Весной мы запускаем SaaS-продукт и хотим, чтобы это было решение для команд внутри компании..

— У вас на сайте написано, что продукт помогает «повышает эффективность сотрудников». А в чем она выражается? Ведь люди — не программы, нельзя написать к ним код, благодаря которому они будут работать эффективнее.

— Очень просто. Как только ты улучшаешь систему обращений знаний в компании за счёт того, что эти знания понятны, все знают где они находятся, доступ к ним открыт и поиск их не затруднителен, эффективность работы автоматически повышается.

Самый простой пример: новичок пришёл на работу и первое время ему нужно постоянно что-то у кого-то спрашивать. Где пообедать? Как оформляем отпуска? Как устроен этот проект? Кто делал этот проект? Отдавая ему систему знаний, мы экономим время сотрудника и увеличиваем его скорость поиска ответов на вопросы. Это положительно сказывается на его работе и на компании.

Про деньги в TEAMLY

— Сколько вы вложили в проект?

— Много, пару лет работаем уже, но все деньги свои, инвестиции не привлекали. Продукт полноценно работает около года. Мы начали развивать его в 2021 году, а в апреле 2022 года сделали первую большую публичную презентацию продукта на 100 человек. А осенью 2022 года мы уже презентовали большое обновление платформы.

— Мне кажется, в России каждый год условия для стартапов усложняются. нужна большая смелость и бесшабашность, чтобы мыслить позитивно.

— Да. Сейчас есть политические риски. А мы прямо сейчас готовим конференцию TEAMLY про управление знаниями и совместную работу. Рассчитываем, что должно прийти около 500 человек. У нас подобрался отличный набор спикеров-практиков: Газпром-нефть, ОАК, Сколково, Skillbox, Ozon, ВкусВилл и многие другие.

— А почему не привлекаете инвестиции?

Потому что понимаем, как нам двигаться самостоятельно. Пока справляемся своими средствами, они немаленькие. Если есть возможность расти на свои, получая примерно тот же результат, то лучше тратить свои деньги на ранней стадии.

— TEAMLY работает уже несколько лет, значит, успешно?

Да, мы внедрили ее в ОКБ «Сухой» ПАО ОАК, сейчас внедряем пилотное решение в «Почту России». Также наше решение внедрено в Аналитическом Центре при Правительстве РФ, это самое крупное наше внедрение на сегодня. Мы видим большой интерес со стороны крупных брендов и это нас подогревает.

— А выручка у Teamly есть?

— Есть конечно. Деньги пока небольшие, но к концу года думаю картина уже будет другая.

— Идея TEAMLY не нова, вы ведь её копировали откуда-то?

Конечно. Мы смотрели на Confluence и Notion, это были наши референсы. Есть мировые лидеры, которые прошли большой путь. Смотришь на несколько аналогов, забираешь из каждого лучшее и стараешься сделать лучший продукт.

Но, конечно, у нас есть чёткое понимание своего пути развития. Сейчас мы закрываем базовую потребность рынка, но дальше будем двигаться уже своей дорогой.

Наша концепция лежит в совместной работе команд. Ведь именно прикладные документы, статьи, материалы, обсуждения, комментирование, которые рождаются в ходе совместной работы — это и есть настоящие знания.

А также мы уверены, что получение знаний и рост сотрудника неразрывно связаны, поэтому мы объединили в единую систему: управление знаниями компании, совместную работу и развитие сотрудников.

Ведь приходя в компанию, подключаясь к проекту, переходя в другой отдел или на другую должность — всё это сопряжено с ростом сотрудника и постоянным развитием его скиллов.

1515
11
5 комментариев

qsoft перестаньте позориться своими инновациями, лучше разместите статью о вашем исполнительном директоре, который матом всех кроет и увольняет без разбора

4
Ответить

А ещё рекламят не продукт а себя.

1
Ответить

Пиар за который стыдно

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Что-то вышло из моды, а эти статьи будут вечны

Ответить