Деловая фотосессия: как провести съемки с фотографом, не слить бюджет и использовать контент годами на разных площадках

Рассказываю, как предпринимателям окупить вложения в контент и за три съемки получить фото- и видео-материалы для сайта, соцсетей, офлайн-носителей и использовать их годами. Разбираю кейс сотрудничества с экспертом и показываю результаты съемок и размещения фотографий. Даю 9 главных пунктов в ТЗ для вашего фотографа.

Ольга Надёжина

Визуализатор бизнеса и фотограф, помогаю бизнесам оформить сайт, продукты и соцсети (нельзяграм*)

Визуализацией бизнеса я занимаюсь 6 лет. Мои основные клиенты — владельцы бизнесов, которые хотят презентовать себя или продукт, упаковать соцсети, сайт и другие площадки.

Бизнесы меняются, а проблемы — нет. Все действуют по шаблону, а фотографию оценивают только с точки зрения «красивенько». У меня же другой подход. Для меня важно, чтобы фотография «отработала» своё и принесла владельцу бизнеса прибыль. При этом на самой съемке я подключаю творчество и эксперименты.

Статья будет полезна тем, кто не знает, чего просить от фотографа, разочаровался в предыдущих съемках или хочет оптимизировать затраты на контент и выжать максимум из этих нескольких часов наедине с фотографом.

Бизнесовая фотосессия для сайта

Такие фотографии нужны всем, у кого есть сайт — и владельцам бизнеса, и самозанятым экспертам. Часто предприниматели хотят сэкономить и использовать те фотографии, которые накопились за годы работы. И на сайт идут фотографии, снятые на телефон, растянутые под другой формат.

Чтобы сайт выглядел «дорого», а продукт хотелось купить, проведите отдельную съемку для наполнения сайта. Здорово, если вы идёте за съемкой с готовым прототипом от дизайнера — так получится отснять фотографии ровно под каждый блок. Но и без прототипа можно, так как большинство блоков на сайте — стандартные.

Какую задачу ставить фотографу, чтобы не слить бюджет впустую

Минимум одна панорамная фотография для главной страницы. Узкая и длинная фотография команды, владельца бизнеса или продукта пригождается для шапки или одного из блоков лендинга. Рассчитывайте, чтобы у фотографии были поля, при обрезке которых получилась бы качественная панорамная фотография.

<p><i>Для этой фотографии мы задействовали проходящих мимо сотрудников бизнес-центра, которые отозвались помочь нам в съемке</i></p>

Для этой фотографии мы задействовали проходящих мимо сотрудников бизнес-центра, которые отозвались помочь нам в съемке

Несколько «фоновых» фотографий, на которых можно разместить текст. Такие фото нужны для офферов, слоганов и описаний разделов. Попросите сделать их минималистичными, с минимумом деталей — так фон не будет «спорить» с текстом. В данной съемке таких фотографий нет, но спустя время я понимаю, что их тоже было бы здорово добавить.

Минимум один горизонтальный портрет собственника, на котором герой располагается не посередине — рядом должно быть много пустого пространства для размещения оффера и слогана.

<p><i>На таком горизонтальном портрете легко разместить текст, его легко дополнить деталями и обрезать под другой формат</i></p>

На таком горизонтальном портрете легко разместить текст, его легко дополнить деталями и обрезать под другой формат

Фотография «предприниматель общается с заказчиками». Такие фотографии помогают потенциальным клиентам визуализировать себя на месте реальных клиентов.

<p><i>На фотографии бизнес-консультант общается с клиентами, выявляет их запросы и предлагает решения</i></p>

На фотографии бизнес-консультант общается с клиентами, выявляет их запросы и предлагает решения

Для всех фотографий попросите журнальную ретушь — живость и натуральность уместнее в соцсетях.

Как я провожу бизнесовые фотосессии

По рекомендации от общей знакомой ко мне обратилась Елена Вяткина — известный предприниматель в Перми, экс-собственник Tortolino, компании, удерживающей лидерство кондитерского рынка в Пермском крае больше 10 лет. Елене нужны были фотографии для сайта и соцсетей — после продажи бизнеса она стала помогать другим предпринимателям внедрять новаторскую систему управления для увеличения прибыли.

Я всегда спрашиваю, какое чувство хочется вызвать у того, кто смотрит на фотографию. Вот какую задачу мне поставила Елена: фотографии должны формировать доверие, показывать нестандартный подход к решению бизнес-задач. Она использует гибкое мышление команд: дивергентное (глобальность) и конвергентное (фокус).

Я начала подготовку к съемке. Выбрала локацию — бизнес-центр «Green Plaza» в Перми. Подумала, что панорамные окна и высота здания — хороший способ передать подход «высоко сижу, далеко гляжу».

<p><i>Локация для съемки — бизнес-центр с панорамными окнами, Green Plaza в г. Пермь</i></p>

Локация для съемки — бизнес-центр с панорамными окнами, Green Plaza в г. Пермь

Подобрала референсы для съемки и согласовала их с Еленой. Уже на этапе обсуждения я выяснила, что на съемке работает стилист, и запросила у стилиста цветовую гамму и примеры вещей, которые Елена наденет на съемку. С учетом этого я составила мудборд. Елена согласовала его без замечаний.

Дальше я подобрала атрибуты для съемки — обычно я ищу и привожу их на съемки сама. Для этой фотосессии было уместно использовать гроздь винограда и изюм, так как свою методологию Елена называет «Изюм бизнеса».

<p><i>Как атрибуты отыграли в бизнесовой съемке</i></p>

Как атрибуты отыграли в бизнесовой съемке

А еще я попросила привезти ноутбук и очки как стандартные атрибуты бизнес-вумен. В подборе атрибутов важно совместить стандартное, что сразу вызовет нужные ассоциации, и индивидуальное, что запомнится и заставит «зависнуть» на фотографии подольше.

<p><i>А вот как в съемке отыграл классический атрибут бизнесвумен — ноутбук</i></p>

А вот как в съемке отыграл классический атрибут бизнесвумен — ноутбук

На всю съемку ушло два часа. Елена до сих пор использует фотографии на сайте и в соцсетях.

Оля не просто фотограф. Она математик, аналитик — задаёт правильные бизнесовые вопросы, а еще она женщина, которая умеет расслаблять. Поэтому работа с ней это не затраты, а инвестиции в развитие своей экспертизы.

— Елена Вяткина

«Живая» фотосессия для соцсетей и книги

Такие фотографии нужны, когда предприниматель хочет показать свою личность на фото больше, чем профессионализм.

Чтобы создать живые фото, где предприниматель занимает естественные позы и показывает искренние эмоции, чёткого ТЗ недостаточно. Фотограф справится с задачей, если погрузится в вашу личность, изучит ваши привычки и настроит вас на нужный лад.

Как понять, что получается удачная съемка, пока вы стоите в кадре

Фотограф начинает съемку не с порога, а сначала создаёт нужное настроение
Например, я могу погрузить предпринимателя в приятные воспоминания. Попросить вспомнить что-то хорошее из детства. Кто-то вспоминал на съемке, как ел бабушкины пироги и запивал их молоком, кто-то — как впервые увидел море. После такого упражнения расслабляется лицо, появляется лёгкая улыбка и блеск в глазах. С этим можно работать.

<p><i>Попросила Елену погрузиться в приятные воспоминания — это первый кадр с нашей съемки</i></p>

Попросила Елену погрузиться в приятные воспоминания — это первый кадр с нашей съемки

<p><i>Уже через несколько минут мы получили фотографию с естественной улыбкой, лёгкую, не вымученную</i></p>

Уже через несколько минут мы получили фотографию с естественной улыбкой, лёгкую, не вымученную

Фотограф помогает занять удобную позу, а не диктует, как позировать
Задача фотографа — дать человеку жить свою жизнь в кадре, а не нести на съемку результаты курсов по позированию. Например, фотограф может предложить напрямую: встаньте, как сейчас комфортно. И только слегка скорректировать положение тела в кадре.

<p><i>Я знала, что Елена несколько лет занимается йогой, и сидеть на полу для неё естественно и удобно. Поэтому мы сделали несколько кадров, как Елена генерирует идеи прямо на полу</i></p>

Я знала, что Елена несколько лет занимается йогой, и сидеть на полу для неё естественно и удобно. Поэтому мы сделали несколько кадров, как Елена генерирует идеи прямо на полу

Вот как фотографии вписались в обложку книги
Вот как фотографии вписались в обложку книги

Как я провожу фотосессии для соцсетей

После первой съемки Елена обратилась ко мне снова. На этот раз задача была другая — провести фотосъемку для соцсетей и презентации книги «Изюм лидерства 7 нетривиальных решений управленца».

Я снова подобрала локацию — выбрала студию «Арт-лаборатория» на последнем этаже 7-этажного ТЦ. Это многофункциональное пространство с открытой террасой. Я работала с создателями пространства до открытия, и поэтому смогла попасть туда в числе первых и сделать уникальные для города снимки — ни у кого ещё не было съемок тут.

<p><i>В пространстве проводят мероприятия, съемки и даже занятия йогой в гамаках — его легко трансформировать под задачи клиента</i></p>

В пространстве проводят мероприятия, съемки и даже занятия йогой в гамаках — его легко трансформировать под задачи клиента

Выбрала «Арт-лабораторию», потому что это стильное помещение, которое отражает эстетику Елены. К тому же, я искала место с большим количеством естественного света — так кожа выглядит более гладкой. Это важно, потому что на фото не будет журнальной ретуши как на первой съемке, для соцсетей важны качественные исходники.

Дальше я настроила Елену на съемку с помощью вопросов, сделала несколько экспериментальных снимков. Я делала похожие кадры в разных форматах, чтобы в случае чего фото можно было использовать и для других площадок. Так и получилось — Елене так понравились снимки, что она разместила их и на сайте.

<p><i>На главной странице сайта Елена использовала фото с нашей последней съемки</i></p>

На главной странице сайта Елена использовала фото с нашей последней съемки

А это — первая версия сайта, где тоже использованы фотографии с этой фотосессии
А это — первая версия сайта, где тоже использованы фотографии с этой фотосессии
<p><i>Фото отлично вписались в соцсети Елены, передали нужное настроение</i></p>

Фото отлично вписались в соцсети Елены, передали нужное настроение

Ольга всегда заходит в глубину, чтобы решить задачу через фотографию. Ей неинтересно просто создать снимок и отдать его, она всегда думает о том, чтобы снимок принёс деньги.

— Елена Вяткина

Видеосъемка с презентацией нового продукта

Такая видеосъемка нужна всем, кто публикует обзор на новый продукт на сайте и в соцсетях. В данном случае говорю о формате видео, когда предприниматель в кадре презентует продукт.

Как поставить ТЗ фотографу или видеографу, чтобы не слить бюджет

Взять на съемку петличку. Без петлички в видео появятся гул и эхо, с таким качеством звука видео сразу станет «дешевле».

Взять на съемку несколько камер для съемки с разных ракурсов. Для съемки одного человека достаточно 2-3 камеры, на 2-3 человека — 4 камеры. Как минимум нужно снимать портретный план, чтобы увидеть глаза и эмоции на лице. А еще общий план — чтобы зритель понимал, где находится спикер, что его окружает.

Как я провожу видеосъемки для презентации продукта

Елена готовилась презентовать свою первую книгу. Мы договорились, что к съемке Елена подготовит слова, которые хочет сказать на камеру. Проблема заготовленных текстов в том, что когда произносишь его на камеру, то концентрируешься на том, как правильно его произнести, а не на той энергии, которую несешь зрителю. При этом выделить на это время важно — так у предпринимателя появляется ощущение, что задача завершена, галочка поставлена.

Как только мы закончили, я предложила снять второй вариант ролика в оставшееся время. Я встала за камеру и начала задавать Елене вопросы так, будто мы две подруги, которые встретились за чашкой кофе. С помощью вопросов я сама задаю настроение и формат ответа. Например, я могу спросить короткими отрывистыми предложениями: «Лена, вот твоя книга. Как пришла идея ее написать?». А могу спросить: «Лена, в какой момент ты поняла, что хочешь написать эту книгу? Что тебя на неё вдохновило?». Во втором случае ответ будет более развёрнутый, с предысторией.

Благодаря такому подходу получились легкие короткие ролики в дружеском тоне, в которых Елена ведёт себя естественно. Ими мы в итоге заменили первый ролик с заученным текстом.

Резюме: как получить качественные фото для разных площадок

  • Сразу обговаривайте с фотографом все потенциальные площадки, где можете использовать фото. Фотограф отслеживает, чтобы исходники получились разных форматов.
  • Для сайта создавайте более «бизнесовые» фотографии — с журнальной ретушью, в более строгой одежде. Следите, чтобы исходники сразу подходили под блоки в прототипе или под стандартные блоки в конструкторах сайтов.
  • Для соцсетей подойдут более «живые» фото без лишней ретуши. Выберите фотографа, который раскроет ваши черты в кадре и грамотно подчеркнет их позами, сюжетом и освещением.
  • Для видеосъемок готовьтесь заранее — прописывайте текст, обсуждайте сценарий. Но закладывайте дополнительное время для экспериментов — возможно, второй вариант видео подойдёт вам даже больше.

Со статьей помогла редактор Елизавета Кулачкова.

Подписывайтесь на мой нельзяграм* — там я регулярно делюсь кейсами и рекомендациями для предпринимателей.
*Meta признана экстремистcкой организацией в России» или «Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России

22
3 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Фотограф должен учить позировать! Только он видит человека со стороны, кадр и гармонию в кадре. Он создает кадр для передачи какого-то смысла и понимает, какая поза поможет его передать. Но учить можно по-разному: брать шаблонную позу или позу с референса и заставлять ее повторить или пойти по-другому. Помнить, что у всех разное телосложение. Поза может смотреться нелепо, быть неудобной — а значит создавать напряжение в теле и лице. Это считывается в кадре. Я всегда наблюдаю за естественными позами человека и корректирую их, создавая правильные пропорции тела, идеальный разворот.

На вашей первой фотосессии так могло получиться по разным причинам. Возможно, вам в принципе не подходила тогда «живая» фотосессия, а нужна была идеальная, такая вылизанная (только моё предположение). А может дело в фотографе. Живую съемку тоже можно провести по-разному, как и поймать кадр. Возможно, что вы не были достаточно расслаблены — фотограф не настроил вас на съемку. А может не «поймал» движения в кадре как нужно — для этого правда нужны особые навыки. Нужно уметь различать «пик» движения и ловить его за доли секунды.

То есть, фотосессия — это взаимоотношения минимум двух людей, вас и фотографа. И на фотографе тут правда немало ответственности. Еще перед проведением фотосессии со стороны фотографа здорово изучить ваши соцсети, например, и посмотреть, насколько вы владеете телом и расслаблены в кадре обычно. Так понятнее, нужно ли вообще договариваться с вами о живой фотосессии. А если вы в процессе напряжены, то это задача фотографа — разными уловками и вопросами вывести вас в нужное состояние.

3
Ответить

Спасибо за хорошие советы! Все понятно) Беру на вооружение!

1
Ответить