Как правильно оформить блог на сайте: техническое задание для оптимизации блога

Блог — это эффективный инструмент для привлечения трафика на сайт. Кроме того, наличие экспертных статей подтверждает вашу экспертность.

Полезные и информативные статьи могут помочь конвертировать информационный трафик в коммерческий. Таким образом, информационный раздел на сайте может помочь увеличить конверсии и продажи.

Но чтобы информационные статьи высоко ранжировались в поисковых системах, нужен не только полезный и информативный контент, но и хорошая оптимизация страниц статей и разделов блога, удобная навигация, дополнительные конверсионные элементы и правильная перелинковка.

Составил подробный список рекомендация для оформления статей и разделов блога.

Как должна выглядеть статья

Чаще всего, пользователи переходят с поиска на статьи, а не на категории и рубрики блога. Поэтому особое внимание необходимо уделить именно оптимизации страниц статей. Ниже приведены основные рекомендации для оптимизации статейных страниц.

Стоит обратить внимание, что все референсы приведены в статье в качестве примера. Чтобы ваш блог работал максимально эффективно, рекомендуем привлекать UX-дизайнера и проводить a/b-тестирование разных вариантов функционала.

Первый экран

Первый экран должен замотивировать пользователя прочитать статью.

Для этого необходимо разместить следующие элементы:

  • Название статьи
  • Краткое описание статьи, которое отражает «интересность» или «полезность» материала.

Пример:

Заголовок

Чек-лист для проведения эффективного SEO-аудита сайта

Описание

Чтобы упростить работу по проведению SEO-аудита, наши специалисты составили подробный чек-лист для проведения поискового аудита сайта и сформировали готовые шаблоны для формирования задач на оптимизацию сайта.

Далее необходимо разместить следующие элементы:

  • Дата публикации
  • Количество просмотров
  • Количество комментариев
  • Рейтинг
  • Количество оценок
  • Стрелку «Поделиться», при клике на которую будут выводиться иконки социальных сетей

Рейтинг, комментарии и количество просмотров позволят показать пользователю, что статья популярна, а дата публикации указывает на актуальность статьи.

Необходимо предусмотреть возможность в админке сайта задавать значение по количеству просмотров, количеству оценок и рейтингу и задавать параметры по умолчанию. Также необходимо предусмотреть возможность менять дату публикации и обновлять её при обновлении материала.

Введение и указание автора статьи

Далее идет введение, которое более подробно разрывает суть статьи и информация об авторе:

  • Фото
  • Имя автора
  • Должность
  • Опыт работы
  • Сертификаты и награды
  • Достижения
  • Ссылка на страницу автора с биографией

Информация об авторе нужна для подтверждения экспертности автора. Возможность ознакомиться с биографией автора повышает доверие к статье.

Содержание статьи

Содержание статьи должно состоять из подзаголовков h2-h3. При этом необходимо предусмотреть возможность выводить только заголовки h2 или выбрать заголовки, которые будут выводиться в содержании вручную.

Желательно настроить содержание таким образом, чтобы оно автоматически формировалось в каждой статье.

Содержание необходимо отделить по стилю от основного текста статьи. Например, выделить фон и задать максимальную ширину, чтобы оно не занимало более половины экрана на ПК.

Необходимо предусмотреть возможность выводить содержание автоматически перед первым заголовком h2 на странице или сразу после заголовка h1, либо задавать место, где будет выводиться содержание, вручную.

Элементы статьи

Необходимо предусмотреть возможность выводить в теле статьи следующие элементы:

  • Подзаголовки h2-h3 (все подзаголовки должны быть разного размера в соответствии с иерархией, но все заголовки должны быть больше основного текста).
  • Маркированные списки (необходимо сделать выравнивание точек или цифр так, чтобы они не вылезали за ширину основного текста)
  • Нумерованные списки
  • Абзац с текстом (обычный текстовый фрагмент)
  • Код с горизонтальным и вертикальным скроллом. Для оформления кода необходимо использовать библиотеку, которая будет выравнивать и раскрашивать код, в зависимости от языка программирования.
  • Изображение (предлагать выбрать размер изображения или использовать оригинальный размер, по умолчанию заполнять тег alt, подтянув h1, или предлагать заполнить вручную). Под изображениями необходимо выводить описание, если оно заполнено при добавлении картинки.

Необходимо предусмотреть возможность задавать размер изображения в пикселях или процентах, а также по умолчанию выводить во всю ширину экрана или оригинальный размер изображения.

  • Галерея в виде карусели с функционалом пролистывания (оформить по аналогии с предыдущим пунктом)
  • Текст с изображением слева
  • Текст с изображением справа
  • Цитата (выделить стилем и курсивом, добавить кавычки, добавить фон)
  • Мнение эксперта (добавить фото, ФИО, должность, цитату)
  • Таблица (добавить возможность выбора количества столбцов и строк, ширину столбцов, чередование цветов для строк, поле с заголовками и поле с нижним колонтитулом. Также рекомендую добавить стиль для таблицы, чтобы при наведении подсвечивалась выбранная строка / столбец и ячейка. Для маленьких экранов добавлять к таблице горизонтальный скролл). Таблицу необходимо размечать соответствующими тегами <table>, <tr>, <td>.

Также важно предусмотреть возможность задавать ширину каждого столбца таблицы в пикселях или процентах.

  • Ссылки на услуги или товары (открывать в новом окне, добавить название услуги / товара, минимальную стоимость, краткое описание с УТП или характеристики, изображение / или без него, а также кнопку "В корзину" для товаров)
  • Ссылка на другую статью или кейсы
  • Несколько ссылок на другие статьи или кейсы (заголовок, описание, изображение)
  • Список используемой литературы / материалов (ссылки открывать в новом окне)
  • Форму подписки на рассылки
  • Баннеры с акциями и специальными предложениями
  • Формы обратной связи
  • Исходный html-код (предусмотреть возможно добавлять в код скрипты и стили, чтобы они работали на странице)

Необходимо создать в админ-панели возможность выбирать соответствующий элемент и вставлять свой текст без редактирования исходного кода. Чтобы в каждом элементе уже были настроены все необходимые стили, цвета, шрифты, отступы и т.д.

Также желательно предусмотреть возможность выбирать стиль шрифта (жирный, курсив, подчеркнутый, зачеркнутый), меня цвет фона элементов, редактировать размер шрифта и т.д.

Все элементы необходимо оформить таким образом, чтобы не было необходимости редактировать html-код с текстом для выравнивания отступов и прочих недочетов.

Поле для формирования текста статьи хорошо реализовано на текущем сайте https://vc.ru/. При формировании статьи мы можем выбирать соответствующие блоки, которые уже имеют адаптированную верстку и не требудт каких либо доработок в стилях.

Возможность выбирать формат элементов на страницах также предусмотрена по умолчанию на WordPress.

Поделиться и оценить статью

В конце статьи необходимо разместить кнопки «Поделиться» и рейтинг звездочки с возможностью оценки статьи. Рядом с рейтингом необходимо вывести количество оценок и среднюю оценку.

Необходимо предусмотреть возможность через админ-панель вручную задавать количество оценок, чтобы в блоге не было статьей с низким рейтингом или статей без оценок.

Также возможность оценить статью и кнопку «Поделиться» необходимо разместить в начале статьи, как показывалось на примере выше:

Комментарии

Необходимо создать функционал комментирования статей.

Все комментарии перед публикацией должны проходить модерацию, чтобы избежать попадания спама.

В форме для отправки комментария необходимо разместить следующие поля для заполнения:

  • Имя автора комментария
  • E-mail
  • Текст комментария
  • Кнопку отправить
  • Возможность авторизоваться через социальные сети или электронную почту
  • Аватар (подтягивать из социальных сетей или задать картинку по умолчанию)

Необходимо предусмотреть возможность отвечать на комментарии, как для других авторов, так и для администратора сайта от лица компании / блога.

Ссылки в комментариях автоматически закрывать от индексации тегами noindex / nofollow (важно проверить, что тегами закрыты только ссылки в комментариях, а все другие элементы и сама страница доступны для индексации).

Необходимо предусмотреть возможность ответов на комментарии и создания веток с обсуждениями.

Текст комментариев обязательно должен быть оформлен в html-коде и быть доступным для индексации.

Похожие статьи

В блоке с похожими статьями необходимо выводить статьи из той-же рубрики или раздела, что и текущая статья. При отсутствии рубрик можно выводить последние опубликованные статьи или задавать списк статей вручную.

В блоке с похожими статьями необходимо вывести:

  • Заголовок
  • Краткое описание
  • Изображение
  • Ссылка «Показать все статьи рубрики» со ссылкой на рубрику

Ссылки на услуги и товары

В конце статьи необходимо разместить блок со ссылками на услуги или товарв.

В блоке с услугами / товарами необходимо вывести следующие элементы:

  • Название услуги / товара
  • Минимальную стоимость
  • Краткое описание с УТП / характеристики
  • Кнопка подробнее об услуге / получить предложение / в корзину
  • Изображение / фото товара
  • Дополнительная информация (например, преимущества)

Необходимо предусмотреть возможность выводить или убирать какие-либо элементы, а также вручную редактировать тексты элементов.

Также необходимо добавить возможность выводить ссылки на услуги в теле статьи.

Необходимо предусмотреть возможность вручную выбирать место, куда будет выводиться ссылка.

Для ссылок на страницах статей, как в теле статьи, так и в конце статьи, необходимо предусмотреть возможность редактировать название услуги, описание услуги, текст кнопки, выбирать цвет фона и добавлять изображения.

Форма подписки на рассылку

В конце страницы необходимо разместить форму подписки на рассылку:

  • Заголовок формы
  • Описание
  • Формы для ввода имени и e-mail
  • Кнопка «Подписаться на рассылку»
  • Согласие на обработку данных и получение писем

Оформление ссылок в статьях

Все ссылки в статьях должны быть указаны с атрибутом target=”_blank”.

Ссылки необходимо оформить цветом, отличающимся от основного текста. Также можно выделить их жирным шрифтом, либо подчеркиванием. При наведении необходимо выделять ссылки другим цветом.

Как должен выглядеть листинг статей в блоге

Чтобы пользователям было удобно просматривать список статей в блоге, необходимо уделить внимание оформлению листинга статей. Нужно создать удобную навигацию, простой и понятный интерфейс, при этом не перегрузить разделы блога.

Ниже приведены рекомендации, которые необходимо учитывать при оптимизации листинга статей.

Заголовок h1

В начале страницы вывести заголовок h1, например «Блог о SEO-продвижении».

Необходимо предусмотреть возможность вручную редактировать содержание заголовка.

Ссылки на рубрики и категории блога

На листинге статей в блоге необходимо разместить ссылки на рубрики и категории блога. Это должны быть ссылки на ЧПУ страницы, которые доступны для индексации. Рубрики и категории должны быть оформлены по аналогии с основном странице блога и должны иметь уникальные мета-теги и заголовки, которые будут отражать тематику рубрики или категории блога.

Портальная верстка

Чтобы листинг блога был более интересным, необходимо оформить его в виде портала: некоторые элементы делать больше (важные и приоритетные статьи), некоторые меньше (старые статьи или неприоритетные статьи).

Информация о статье

На листинге необходимо вывести список статей и для каждой статьи добавить следующие элементы:

  • Название статьи (заголовок h1) в виде ссылки (название должно быть анкором ссылки)
  • Изображение (также в виде ссылки на статью)
  • Дата публикации или обновления
  • Краткое описание статьи (предоставить возможности выводить или отключать описание, задавать вручную или выводить автоматически заданное количество символов).
  • Название рубрики в виде ссылки на рубрику

Сортировка статей

Необходимо добавить сортировку статей для улучшения навигации.

Статьи можно разделить по типу материалов, например: «Статья», «Новость», «Чек-лист», «Инструкция» и т.д.

Также статьи можно разделить по направлениям, например: «SEO», «Дизайн», «Разработка» и т.д.

Пример оформления:

То есть если мы выбираем направление «SEO», на странице должны выводиться рубрики, которые относятся к SEO и типы статей по теме SEO.

При выборе рубрики или типа статьи необходимо формировать ЧПУ страницу, оптимизированную в соответствии с выбранными параметрами. Например, при выборе направления «SEO», рубрики «Технический аудит», тип статьи «Чек-лист», должна формироваться страница «Чек-лист технического аудита | статьи по SEO».

Для всех страниц рубрик, направлений и типов статей необходимо предусмотреть возможность задавать вручную мета-теги либо создавать шаблоны для автоматической генерации мета-тегов.

Пагинация в блоге

Наиболее удобный вариант для оформления пагинации – это кнопка показать еще.

По умолчанию на листинге блога необходимо выводить 30-50 статей.

Пагинацию необходимо оформить в виде кнопки показать еще.

При этом рядом с кнопкой необходимо разместить пагинацию в виде нумерованного списка страниц.

Необходимо вывести ссылки на первые 3-5 страниц и ссылку на последнюю страницу.

Если страниц до 5, можно вывести все ссылки. Если страниц более 5, можно выводить только несколько первых ссылок

Например, 1 2 3 … 50 следующая страница

Ссылка на 1 страницу должна быть без GET-параметров.

Форма подписки на рассылку

В конце листинга со списком статей после пагинации необходимо разместить форму подписки на рассылку.

Также форму подписки на рассылку необходимо добавить в тело листинга между ссылками на статьи.

66
3 комментария

Ваша статья действительно расширила мои знания по этой теме, и я оцениваю вашу возможность сообщать информацию в таких случаях четко и понятно.

Какая документация должна присутствовать в личном блоге в футере сайта кроме Куки? Сайт личного блога без регистрации, данные только в комментариях читатели оставляют в форме, в моём случае это Имя, Почта, ID читателя. Не могу найти информацию об этом, мне кажется весь интернет перерыл уже и не нашёл ни чего.
Имею ввиду ссылка в футере типа Политики конфиденциальности и т.д.

Можно добавить ссылки на страницы Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение, но это не обязательно. Можно указать ссылки на соц. сети, e-mail, ссылку на форму обратной связи. Также можно добавить краткое описание блога (указать тематику). Но в целом футер можно просто использовать как дополнительное навигационное меню и вывести ссылки на основные категории блога.