Тварь дрожащая или право имеющая: с какими врачебными ошибками сталкиваются пациенты

На связи юридический сервис DestraLegal.ru, который был создан для того, чтобы упростить общение бизнеса и потребителей. Недолго посовещавшись и пообщавшись с клиентами нашего сервиса, мы поняли, что пациенты не всегда знают свои права при взаимодействии с медицинскими работниками. На практике это приводит к тому, что пациенты не знают, с какой стороны подойти к спору и как защищаться. И раз наш сервис охотно берётся за различные потребительские споры, мы не стали обходить стороной и медицинские.

Тварь дрожащая или право имеющая: с какими врачебными ошибками сталкиваются пациенты

Потребительские сделки отличаются тем, что до известной поры не ощущаются самими потребителями: оформление отношений происходит обычно устно, оплата проводится моментально в момент приёма товара или услуги, да и стороны могут даже не обмениваться полными данными. Тогда и о договоре не стоит говорить?

Тем не менее, при посещении платной клиники пациент не только получает медицинскую помощь, но и заказывает медицинскую услугу, и поэтому одновременно становится потребителем и заказчиком. В привычном нам понимании.

Если сложить это в голове, то мы получим следующее: пациент имеет права, описанные в программе договора возмездного оказания услуг. И если медицинская организация или работник допустили ошибку, своими действиями причинили дефект внешности, предоставили неполную информацию о процедуре и так далее, – пациент может прибегнуть к договорной, а не деликтной ответственности.

Скажем прямо, для выстраивания защиты самому себе это поистине хорошо. Если бы договора не было, пациенту как истцу потребовалось бы доказывать причинно-следственную связь между действиями врача и нанесённым вредом, доказывать сам вред и вину конкретного медицинского работника. Сделать это самостоятельно, без помощи юриста сложно.

Например, после пластической операции могут пройти годы, прежде чем обезображивание станет заметным, либо клиника заявит, что вы сами неправильно жили на протяжении нескольких лет и питались. А от этого и пластика не прижилась на лице. Доказать обратное не смогли, сами и виноваты.

И чтобы такого не допустить, нужно знать, с чем вы имеете дело на берегу.

Недостижение полезного эффекта медицинской услуги

Говоря простыми словами, медицинское вмешательство направлено на улучшение состояния здоровья и самочувствия человека. Услуги оказываются по определенным стандартам, которые установлены для минимизации пространства для творчества врачей. И тем не менее, эти стандарты не универсальны, ведь могут быть индивидуальные особенности организма пациента, нетипичные ситуации, где врачу нужно будет делать выбор.

Поэтому, когда пациенту кажется, что ухудшение здоровья или недостижение запланированного эффекта намеренно спровоцировано действиями медицинского работника, на деле может быть не так.

Есть и второй аспект, который нужно учитывать. Договор услуг не предполагает сам по себе достижение овеществлённого результата. Поэтому, например, от юриста не требуется выиграть спор в процессе, чтобы получить плату за работу, и от репетитора нельзя ожидать того, что ученик сдаст экзамен на 100 баллов. Обоим нужно выполнить работу качественно и сделать всё от них зависящее. По этой причине может возникнуть мысль, что и от медицинского работника нельзя ожидать достижения какого-то запланированного эффекта.

Медицинские услуги отличаются от других, как вы могли уже убедиться. И были выработаны следующие критерии качественности медуслуг: (а) своевременность оказания, (б) правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также (в) степень достижения запланированного результата.

В переводе на русский язык это значит следующее: если возникают сомнения в том, что договор был исполнен и исполнен качественно, медицинский работник должен доказать, что приложил усилия для достижения положительного эффекта. Иными словами, сделал всё, что от него зависело.

Например, если пациент обратился в клинику для удлинения ног (по эстетическим соображениям), и клиника обещала, что после операции у него действительно удлинятся ноги, то пациент имеет все основания ожидать и требовать этого эффекта. Если ноги остались прежними, а врач не сделал всё от него зависящее, пациент может предъявлять договорные требования (возмещение стоимости, убытков, а может, и моральную компенсацию, которая доказывается отдельно).

Не просто так от врачей требуют доносить до пациента реальные и достижимые последствия той или иной процедуры. А также учитывать степень проработанности технологий, особенности организма пациента и так далее.

Платная выдача медицинской документации

Помимо того, что врач может совершить ошибку в прогнозах, плане лечения или постановке диагноза, клиники на практике часто препятствуют реализации пациентами своих прав. Например, не выдают копии медицинских документов пациенту или просят доплату за печать. От этого страдает уровень информированности пациента об оказанной услуге.

Верховный суд вынес определение, согласно которому право на получение медицинских документов (копий медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающих состояние здоровья пациента после получения платных медицинских услуг, непосредственно связано с уже оказанными услугами и является их составной частью. А в более раннем деле суд пояснил, что условия, устанавливающие дополнительные платежи, связанные с уже оказанными и оплаченными услугами, не предусмотрены действующим законодательством и правомерно признаны ущемляющими права потребителей.

Можно возразить, что дело пустячное и не требует нашего внимания. Но именно из такой практики формируется полная картина прав пациента. Да и большая часть споров с медицинскими организациями возникает не по поводу возмещения тяжкого вреда здоровью, а по поводу утраты документации, неправильного хранения архивов, постановки неверного диагноза не по халатности, а ошибке врача, либо дачи информированного согласия. И ко всему этому нужно быть готовым.

Медицинские споры сложны на доказывание. Копии документов хранятся обычно в поликлиниках, доставать из архивов их нежелательно, чтобы не помогать оппоненту – пациенту выиграть в процессе.

И большая часть споров крутится вокруг истребования моральной компенсации, которая оценивается судом на основании позиции сторон и обычно снижается десятикратно от заявленной суммы. Юридический сервис DestraLegal.ru поможет вам составить убедительную правовую позицию и выиграть «власть имущую» поликлинику.

С заботой о вас,

Юридический сервис DestraLegal

3232
7 комментариев

Пациент - оппонент. Это уже прекрасно. "Операции они делают удачно, они выхаживать не могут. - Зачем тогда эти удачные операции?"

1

горит сарай, гори и хата?

Интересную тему вы затронули. Важно в этом случае еще учесть, что за услуги получает клиент. Если помощь по медицинским показаниям и нет ожидаемого эффекта, врач ошибся в прогнозе это одна история. А если история с эстетической медициной, то проблема глубже. У меня было несколько клиентов, которые страдали дисморфофобией направил их пластический хирург. Показаний к операции не было, проблема была в ожидании пациента и в его отношении к своему телу. В этих случаях человек всегда будет недоволен результатом работы хирурга.

умереть от ошибки доктора лучше, чем ходить некрасивой, как будто бы)