Исследование: треть российских стартапов не получают доход, но рассчитывают на инвестиции

Главные проблемы, основные ниши работы, портрет среднего основателя и другие выводы исследования «Стартап барометр», в котором приняли участие более 500 стартаперов.

Венчурный инвестор Алексей Соловьёв вместе с консалтинговой компанией EY и Фондом развития интернет-инициатив провели второе ежегодное исследование «Стартап барометр», посвящённое состоянию российских стартапов. Партнёрами выступили также МТС и венчурный фонд АФК «Система» Sistema VC.

В 2019 году эксперты опросили более 530 основателей стартапов в России. Они ответили на 56 вопросов об источниках финансирования, отношениях с инвесторами, уровне доходов, планах по развитию за границей и так далее.

Среди основателей — всё больше людей с опытом работы

Среднестатистический основатель — 36-летний москвич с высшим техническим образованием (64% респондентов). Большинство (27%) до запуска собственного стартапа работали в крупных компаниях, у 24% был собственный бизнес (в 2018 году таких было 30% опрошенных).

Меньше всего среди участников опроса оказалось студентов, только 5% запустили стартап после учёбы. Всего предпринимателей в возрасте 18-25 лет среди ответивших — 10%.

Исследование: треть российских стартапов не получают доход, но рассчитывают на инвестиции

Факт прихода в бизнес опытных людей позволяет говорить о потенциальной зрелости создаваемых продуктов. Человек, пришедший из корпорации в частный бизнес — это человек с высокой степенью осознанности. Это не юный предприниматель, кидающийся с головой в новую отрасль не оценив риски.

Как правило, человек с корпоративным опытом обладает профильной экспертизой и опытом, что при формировании команды с необходимыми для стартапа компетенциями является неоспоримым преимуществом.

Дмитрий Курин, директор департамента инноваций МТС

Количество основателей, у которых был негативный опыт, связанный с провалом стартапа, сократилось с 64% до 56%. При этом большинство предпринимателей (63%) совмещают работу над стартапом с другой деятельностью: работают по найму, развивают другой стабильный бизнес или пытаются параллельно построить несколько стартапов.

Исследование: треть российских стартапов не получают доход, но рассчитывают на инвестиции

Как выглядят российские стартапы

Средний российский стартап запущен один-три года назад, имеет двух и более основателей. 15% компаний работают больше пяти лет. Основной фокус — на продуктах и услугах для бизнеса в разных отраслях, внедрение искусственного интеллекта и больших данных.

Почти четверть опрошенных (23%) считают, что их решения не имеют аналогов в России. 19% полагают, что аналогов нет не только на российском, но и на международном рынке. При этом основным регионом сбыта остаётся Россия.

Исследование: треть российских стартапов не получают доход, но рассчитывают на инвестиции

Четверть предпринимателей объяснили отсутствие продаж за рубежом нехваткой ресурсов на продвижение и отсутствием понимания работы за границей. 21% хотят сначала протестировать бизнес в России, 19% считают, что пока не готовы для экспансии новых рынков.

Исследование: треть российских стартапов не получают доход, но рассчитывают на инвестиции

Топ-10 ниш, которые выбирают предприниматели

  1. Продукты и услуги для бизнеса — 16%.
  2. Искусственный интеллект — 13%.
  3. Big Data — 11%.
  4. Технологии в образовании (EdTech) — 10%.
  5. Интернет-приложения и сервисы — 9%.
  6. Интернет вещей — 9%.
  7. Маркетплейсы — 8%.
  8. Мобильные приложения и сервисы — 8%.
  9. Электронная коммерция — 8%.
  10. Финтех — 6%.

Половина стартапов работают по модели b2b, только 14% продуктов и решений создаются для конечного потребителя.

Исследование: треть российских стартапов не получают доход, но рассчитывают на инвестиции

Треть стартапов не получают доход

Готовые прототипы и первые продажи есть у 45% стартапов, 18% компаний находятся на стадии разработки прототипа. Количество стартапов со стабильными продажами сократилось с 20% до 15%.

Треть компаний (33%) пока не получают дохода, 22% стартапов имеют выручку не более 1 млн рублей в год. Ещё 22% получают до 10 млн рублей, 16% — больше 10 млн рублей в год.

Исследование: треть российских стартапов не получают доход, но рассчитывают на инвестиции

Почти половина стартапов (46%) зарабатывают на прямых продажах, 20% предпочитают модель с подписками.

Исследование: треть российских стартапов не получают доход, но рассчитывают на инвестиции

На что живут стартапы

63% основателей ответили, что запустили стартапы на собственные деньги, в 2018 году их было больше — 71%. На второе место вышли стартапы, основанные на гранты — 16% против 2% в 2018 году.

Исследование: треть российских стартапов не получают доход, но рассчитывают на инвестиции

По мере развития бизнеса 33% стартапов продолжают работать на начальном финансировании, 30% существуют на собственную выручку от продаж. 14% основателей продолжают поддерживать проекты на собственные деньги.

Исследование: треть российских стартапов не получают доход, но рассчитывают на инвестиции

Несмотря на то, что у 77% стартапов нет внешних инвесторов, больше всего предпринимателям нужны деньги — на первое место финансирование поставили 51% опрошенных.

Исследование: треть российских стартапов не получают доход, но рассчитывают на инвестиции

Четверть стартапов рассчитывает привлечь до $1 млн инвестиций до конца 2019 года, 13% надеются на более значительные суммы. 14% компаний до конца года не планируют привлекать финансирование, 17% пока не определились.

Каждый десятый стартап без продаж и выручки надеется привлечь более $5 млн до конца 2019 года
Каждый десятый стартап без продаж и выручки надеется привлечь более $5 млн до конца 2019 года

Ожидания по привлечению инвестиций до миллиона долларов при выручке до 10 млн рублей в год не оправданы, и исследование подтверждает, что внешнее финансирование удается привлечь единицам.

Возможно, это происходит потому, что основатели на ранних стадиях настолько верят в уникальность своей идеи, что не могут правильно оценить свою компанию: инвесторы в России не готовы финансировать стартапы, которые не показывают устойчивого развития и реальных бизнес-результатов.

Алексей Соловьёв, венчурный инвестор

Ожидания российских стартапов настолько не совпадают с реальностью и ожиданиями инвесторов, потому что основатели много внимания уделяют новостям об инвестициях в западные стартапы даже на самых ранних стадиях. Отсюда и аппетиты. В России возможности венчурного рынка не такие большие, отличаются от западных и коэффициенты при оценке компаний.

Искандер Гиниятуллин, вице-президент по инвестициям венчурного фонда Sistema VC

Главные проблемы российских стартапов

  • Нехватка денег для развития — 63%.
  • Низкая заинтересованность стратегов в инновационных продуктах и компаниях — 45%.
  • Нехватка квалифицированного персонала — 37%.
  • Текущее состояние экономики и положение России на международной политической арене — 34%.
  • Недостаток знаний у предпринимателей и возможности их получить — 34%.
  • Нет или мало помощи со стороны государства — 19%.
2121
129 комментариев

как говорит Потапенко: "если вы не готовы под свой стартап заложить квартиру, машину и набрать кредитов, то зачем вам давать деньги инвесторов" ?

14

Потапенко мудак, может еще почку под высокорискованный и уникальный бизнес нужно закладывать? Если инвестор не готов вкладывать нормальную сумму на ранней стадии, то зачем давать ему долю потом, когда основные риски уже позади?

65

а Потапенко сам что-нибудь заложил ?

8

Стартап это повышенный риск, естественно, что люди не готовы закладывать единственное жилье под рисковый проект. Грамотный инвестор ведь тоже все яйца в одну корзину не складывает. Он тоже инвестирует не последние деньги. Но за повышенный риск берет себе соответствующую долю. Которую потом может перепродать другим инвесторам, менее склонным к риску. Если проект себя оправдает.

2

По такой логике, венчурное инвестирование надо вообще отменить, ведь стоящие проекты и так справятся, инвесторы пусть чем-нибудь другим займутся. Впрочем, в России его и так почти нет, так что это не далеко от правды.

1

"У инвесторов много денег, что им жалко что ли?"

хороший способ оценить свою идею прежде чем идти к инвесторам. А готов ли я ....?