Неправильно назначили бонусы – обращайтесь в суд!

Сегодня юридический сервис DestraLegal.ru решил осветить вопрос «бонусной программы» и разобраться в том, можно ли в случае неверного начисления бонусов что-либо потребовать с компании, допустившей ошибку?

Неправильно назначили бонусы – обращайтесь в суд!

Итак, программы лояльности используются магазинами, чтобы стимулировать покупателей на приобретение своих товаров. Общий принцип действия подобных программ таков: покупатели накапливают бонусные баллы за свои покупки и впоследствии могут оплачивать ими до 100% стоимости товара. Использование покупателем баллов в расчетах фактически означает предоставление ему скидки к цене товара, ведь реальными деньгами он платит меньше, чем указано на ценнике.

Что представляют из себя бонусы?

На самом деле, продавцы долго не понимали, что такое «бонусы», как их проводить в отчетности, как уплачивать с них налоги и как их отображать, например, в кассовых чеках.

Чтобы более менее понять правовую природу бонусов (хоть это спорно и дискуссионно), нужно посмотреть Письмо ФНС № АБ-4-20/2550. Так вот, в нем указано, что при предоставлении участнику программы лояльности подарка за бонусы такая операция классифицируется как расчет иным встречным предоставлением.

Налоговики поясняют это так:

Условием получения бонусов от магазина всегда является совершение покупателем определенных действий программы лояльности, то есть у покупателя есть встречное обязательство перед продавцом. Поэтому полученные покупателем товары за бонусы расцениваются как заключение договора купли-продажи. Иными словами, это продажа товара, ведь накопленными бонусами покупатель оплачивает товар или часть товара. Следовательно, предоставление участнику программы лояльности товара (работы, услуги) за бонусы – это расчет иным встречным предоставлением.

Отметим принципиально важный тезис: «Бонусы – не деньги в привычном понимании». Запомните его, ниже по тексту объясним, почему это важно.

В целом, все вполне логично, правда?

Неправильно назначили бонусы – обращайтесь в суд!

Какие есть возможные варианты развития событий?

При нарушении предпринимателем порядка предоставления клиенту бонусов в тех случаях, когда у него имеются достаточные основания для их получения, а у предпринимателя есть соответствующая обязанность, покупатели вправе защищать свои законные интересы. Они могут использовать те способы, которые соответствуют характеру допущенного нарушения и способствуют реальному восстановлению их права (ст. 12 ГК РФ).

Так, например, если покупатель при оплате стоимости товара был вправе рассчитывать на получение скидки с общей цены за счет активации накопленных баллов, при отказе предпринимателя ее предоставить он вправе потребовать возврата части уплаченной цены.

Ограничения в отношении бонусов:

  • Покупатель не вправе требовать применения к предпринимателю каких-либо мер ответственности за невыполнение условий программы лояльности, если только в ней самой не предусмотрено иное. Поскольку бонусные баллы по своей природе не имеют денежного эквивалента и даже сами по себе не являются имуществом, у покупателя также отсутствует право требовать уплаты штрафных процентов по ст. 395 ГК РФ. Это связано с тем, что данная норма может быть применена только в случае нарушения денежного обязательства;

  • Покупатель не вправе требовать взыскания неустойки, компенсации морального вреда и штрафа в размере 50% от всех присужденных в его пользу денежных сумм по Закону о защите прав потребителей, поскольку к данным правоотношениям он не применим (Апелляционное определение Свердловского областного суда по делу N 33-2485/2017).

    Наш совет: если появится желание «поспорить с продавцом» из-за неправильно начисленных бонусов, сначала обязательно (!!!) почитайте условия программы, порядок расчета, начисления и так далее. В зависимости от условий и определяется возможность добиться справедливости в суде.

Однако некоторые потребители, располагая доказательствами выполнения условий для начисления бонусных баллов, добиваются в суде их восстановления на лицевом счете или начисления при необоснованном уклонении предпринимателя от выполнения условий программы лояльности (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда по делу N 33-9700/2017).

Наш совет: если появится желание «поспорить с продавцом» из-за неправильно начисленных бонусов, сначала обязательно почитайте условия программы, порядок расчета, начисления и так далее. В зависимости от условий и определяется возможность добиться справедливости в суде.

Как на подобные споры реагируют суды?

Как и обычно, рассмотрим один из примеров реальной практики российских судов.

Итак, общественная организация обратилась в суд к обществу с иском о защите прав неопределенного круга потребителей, указав, что в данную организацию поступило обращение о совершении ответчиком противоправных действий, выразившихся в массовом обмане потребителей при начислении миль (баллов) в рамках бонусной программы и предоставлении потребителям недостоверной информации о количестве миль, полагающихся за совершенные покупки.

Суды отказали в исковых требованиях, мотивируя это тем, что начисление бонусов является бесплатным и не подпадает под действие статьи 10 Закона о защите прав потребителей, предусматривающей обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).

И что вы думаете, на этом все закончилось? Конечно же нет! Иначе было бы скучно :)

Дошли, значит, до Верховного суда РФ, который указал следующее:

В соответствии с вводной частью правил бонусной программы ответчика данные правила являются публичной офертой, адресованной всем заинтересованным лицам, на участие в данной программе на определенных в правилах условиях без ограничения срока для акцепта и возможности досрочного отзыва данной оферты. Обязанность ответчика по правильному и своевременному начислению миль (баллов) должна соблюдаться в отношении всех участников программы независимо от того, обратились ли они впоследствии с соответствующими требованиями.

Ознакомиться с Определением можно тут.

Подводя итог, повторно обращаем ваше внимание на то, что:

  • Баллы не равно деньги;

  • Обязательно читайте условия бонусной программы;

  • Не бойтесь отстаивать свои права :)

И помните, что отстаивать свои права – просто.

3838
12 комментариев

Покупатель не вправе требовать взыскания неустойки, компенсации морального вреда и штрафа в размере 50% от всех присужденных в его пользу денежных сумм по Закону о защите прав потребителей, поскольку к данным правоотношениям он не применим (Апелляционное определение Свердловского областного суда по делу N 33-2485/2017).

Определение ВС РФ № 5-КГ21-191-К2 от 08.02.22 не согласно с вами. Действительно, что могло поменяться в правоприменительной практике с 2017 года? 🤣

3

Кроме того, суды сослались на то, что на возникшие правоотношения не распространяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей). Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что с принятыми по делу судебными постановлениями согласиться нельзя по следующим основаниям. Согласно статье 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Существование в гражданском процессе института защиты прав других лиц является одной из гарантий осуществления конституционного права каждого на судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (пункт 1). Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (пункт 2). В соответствии с вводной частью Правил программы «Аэрофлот Бонус» названные правила являются публичной офертой ПАО «Аэрофлот», адресованной всем заинтересованным лицам, на участие в программе «Аэрофлот Бонус» на определенных в Правилах условиях без ограничения срока для акцепта и возможности досрочного отзыва данной оферты. Тем самым данные правила распространяют свое действие на потенциально большой и неопределенный круг лиц.

1

Но о возможности взыскания штрафа речи нет

Что делать, если работодатель не выплатил обещанные бонусы и отказывается решать вопрос мирным путем?

в статье речь вообще то не про эти бонусы

Вопрос случайно не про бонусы СММ?