Почему копирайтеры — нищие? Как преодолеть порог в 100 000 руб

Из всех околоайтишных профессий копирайтер, пожалуй, самая «нищая». Копирайтеры-фрилансеры, поднимите руки — кто зарабатывает больше 50 000 руб в месяц? «Лес рук», — как говорила моя любимая учительница. Так можно ли вообще подняться на копирайтинге, или придется все-таки идти на завод? Давайте разбираться.

Почему копирайтеры — нищие? Как преодолеть порог в 100 000 руб

Меня зовут Алена, и я копирайтер с многолетним стажем (после этого читатели обычно начинают с удвоенным вниманием выискивать ошибки в моих статьях). И нет, свои курсы я продавать вам не буду — потому что у меня их нет. А о теме статьи я задумалась во время майских. Я, как белый человек, отправилась в пару путешествий, а несколько знакомых фрилансеров были вынуждены работать все праздники.

Да, на заре своей карьеры я тоже работала без выходных и праздников, но время шло, наработался опыт, цены на мои услуги повысились, и я легко могу себе позволить отдых, чтобы потом работать продуктивнее. А мои коллеги, такое ощущение, что топчутся на одном месте. Что им мешает? Я постаралась проанализировать это на основе своего и чужого опыта.

Если лень читать всю статью, то можно перейти вот сюда, к алгоритму высокого заработка для копирайтера. А для остальных — поехали!

Отсутствие развития и насмотренности

Считается, что насмотренность нужна лишь дизайнерам. Но это не так. Тренды в написании текстов тоже меняются — может, не так заметно, но все же. Как ни банально это звучит, но копирайтеру обязательно нужно читать хорошие статьи и художественную литературу, чтобы развивать свой слог.

Сюда же отнесем и профессиональное развитие. Водянистые SEO-тексты, например, были востребованы миллион лет тому назад, но есть копирайтеры, которые дальше них развиваться не хотят. Инфостиль в свое время взорвал мир копирайтинга, но сейчас он применим не везде — и это тоже учитывают не все специалисты. А сейчас мир покоряют нейросети — это тоже нужно изучать.

Почему копирайтеры — нищие? Как преодолеть порог в 100 000 руб

Работа на «широкую аудиторию»

Что общего у медицины, IT и малоэтажного строительства? Правильно, ничего. Поэтому странно полагать, что вы сможете писать крутые тексты абсолютно обо всем. Как правило, опытный копирайтер может написать приличный текст на любую тему, но у него есть несколько тематик, в которых он разбирается лучше всего. Я, например, предупреждаю заказчика, если опыта по той теме, которую он мне предлагает, у меня нет. И даже могу снизить цену на свои услуги за это. Другое дело, что за более, чем 10-летний опыт у меня были тексты практически обо всем, и меня сложно удивить.

Еще один совет: выбирайте популярные тематики. Инвестирование, страхование, IT, маркетинг сейчас более востребованы, чем, например, садоводство — соответственно, клиентов в этих сферах больше.

Неумение презентовать себя

Необязательно упаковывать Нельзяграм и пилить ежедневные сторис, как это сейчас модно. Я, например, этого вообще не делаю. Но вы должны уметь представить себя как отличного специалиста. Минимум для этого — оформить портфолио и научиться деловой переписке. Портфолио на Гугл-диске — нормально, ссылки на готовые статьи — лучше, оформленное на специальном ресурсе портфолио со ссылками на статьи — еще лучше.

Берите на себя инициативу в общении с клиентом — расспросите его о задачах, покажите похожие работы, расскажите о них, ответьте на вопросы. Вспомните дорогие магазины — консультанты с улыбкой обслуживают вас и предлагают подходящие товары, а не просто безучастно стоят у кассы, ожидая, пока вы что-то купите.

И еще — иногда клиенты просят просто проконсультировать на тему копирайтинга или контент-маркетинга. Не умеете общаться — не сможете консультировать, не принесете пользу клиенту и денег не заработаете.

Почему копирайтеры — нищие? Как преодолеть порог в 100 000 руб

Согласие на любую задачу

Это простительно для новичков, но не для специалистов с несколькими годами опыта. Слишком низкая оплата? Нет. Огромный объем работ за небольшие деньги? Нет. Заказчик, который вас не уважает? Нет, нет и нет. Если вы не кайфуете от своей работы, то получите только выгорание и нежелание что-то делать всю ближайшую неделю. К тому же, качественно эти тексты вы все равно не напишете — стимула не будет.

Отсутствие фиксированного плана работы

Как правило, мои любимые заказчики предоставляют мне фактуру и источники для статей. Если этого нет, то мы с клиентом разрабатываем план — о чем будем писать, какой объем должен быть, каким источникам можно доверять, о чем нужно умолчать. И главное — для всех моих новых клиентов действует правило: бесплатны только первые две итерации правок.

Итерация в данном случае — это список конкретных правок. Как правило, мы доводим текст до совершенства уже после первой итерации. Во второй мы можем «подшлифовать» спорные моменты. Если не обговорить это на берегу, то править можно бесконечно, пока от начальной статьи вообще ничего не останется. А время, затраченное на это, вам никто не оплатит.

Почему копирайтеры — нищие? Как преодолеть порог в 100 000 руб

Нежелание развиваться горизонтально

Есть такое понятие, как развитие T-Shape — по формату буквы «Т». То есть, у специалиста есть один конкретный «стержень» — его основные навыки — и пара смежных направлений, в которых он тоже имеет небольшую экспертизу. Так, например, у меня огромный опыт копирайтинга, но еще я разбираюсь в таргетинге и веб-дизайне. Соответственно, если заказчик попросит, я не только рекламный пост ему напишу, но и баннер смогу нарисовать, и таргет настроить. Конечно, справлюсь я только с несложными задачами такого плана, но и этого достаточно, чтобы стать более ценным специалистом.

Развитие по формату T-Shape прокачает ваши скиллы и в плане копирайтинга — вы сможете писать узконаправленные тексты по изученным темам и использовать собственный опыт.

Почему копирайтеры — нищие? Как преодолеть порог в 100 000 руб

Неумение строить ценовую политику

«Много текста — больше денег возьму, мало текста — меньше», — мнение, вроде бы, логичное, но ошибочное. Иногда, чтобы написать небольшой обзор, нужно перелопатить массу источников, созвониться с экспертами и самому провести исследование — текста, в итоге, получится немного, но его ценность будет высокой. А нейминг? Это у меня — самая дорогая услуга. Да, это всего лишь несколько вариантов названия, но чтобы их создать, нужно провести брифинг клиента и анализ конкурентов, прописать смыслы, составить концепцию… Нет, это явно стоит не пару тысяч рублей.

Отсутствие рабочего режима

Как те люди, которые хотят похудеть — вроде бы ничего не едят, а не худеется. А в итоге выясняется, что между приемами пищи они закидываются шоколадками, бутербродиками и чипсиками. Так и тут — вроде бы работаешь день напролет, а задачу не можешь выполнить. А попутно смотришь — а вот ты отвлекся на новый сериал, а тут кота погладить ушел, а потом и пообедать пора. А между тем, чтобы снова настроиться на работу, нужно 20 мин. Так ученые говорят — и я им верю.

Когда я работаю над задачей — все, меня нет. Никаких стирок-уборок-переписок, только концентрированный труд с пятиминутными перерывами каждый час. Зато можно выполнить задачу за 3 часа и спокойно отдыхать.

Почему копирайтеры — нищие? Как преодолеть порог в 100 000 руб

Отсутствие организаторских и управленческих навыков

Казалось бы, зачем это копирайтеру? Но вы же не хотите всю жизнь клепать дешевые тексты. А если заказчик попросит поставить ТЗ дизайнеру для оформления вашей статьи? А вдруг нужно будет созвон с экспертом назначить? Или команду копирайтеров-джунов себе собрать? Я очень рада, что в свое время довелось и IT-проекты вести, и дизайнерами управлять, и съемки организовывать — эта уверенность в управлении очень помогает четко ставить задачи и контролировать их выполнение.

Болезненное отношение к правкам

Сразу оговорюсь — к конструктивным правкам. Ничто так не повышает скиллы, как учтенная и отработанная обратная связь. Вы можете двести раз прочитать о типичных ошибках копирайтеров, но запомните их, только когда допустите сами, и вам на это укажут. Некоторые копирайтеры считают себя звездами и ужасно болезненно реагируют на замечания — не надо так. Ведь ваша задача — стать лучше и зарабатывать больше.

Почему копирайтеры — нищие? Как преодолеть порог в 100 000 руб

Отсутствие постоянников или, наоборот, привязанность к одному клиенту

Моя формула успеха выглядит так — 3-4 постоянных клиента + несколько разовых клиентов ежемесячно. У меня прекрасные постоянные клиенты, которые стабильно обеспечивают меня задачами, но если вдруг один из них захочет прекратить сотрудничество, это не ударит по моему бюджету — останутся остальные, плюс я возьму больше разовых работ.

Если у вас один постоянник, то есть риск лишиться дохода, если он от вас уйдет. Если постоянников нет — то каждый месяц вы будете стрессовать, что не заработаете достаточно денег.

Низкие требования к технике

Я уже сталкивалась с мнением: «Зачем копирайтеру хороший компьютер? Печатать можно и на китайском лаптопе за копейки — это же не дизайнить или не монтировать видео». Да, на начальном этапе, может, это и лучше, чем покупать Макбук в кредит. Но в дальнейшем просто представьте — ведь гораздо комфортнее работать с хорошей техникой, которая не зависает, не греется и обеспечивает комфорт для глаз.

Я испытываю эстетическое удовольствие, когда работаю за своим красивым ноутбуком с удобным интерфейсом и плавной анимацией. Когда слушаю во время работы музыку через качественные наушники. Когда общаюсь с клиентом через новенький смартфон, не потрепанный временем. Техника — это ваш рабочий инструмент, не стоит на ней экономить.

Алгоритм высокого заработка для копирайтера

Конечно, это не панацея, а мой личный опыт. Но если у меня получилось — почему бы и вам не попробовать? Хуже точно не будет.

  • Выделите ресурсы, которые будете просматривать для улучшения слога и обучения. Отберите книги для чтения — я советую классику, она здорово расширяет словарный запас.
  • Составьте качественное резюме и портфолио. Выберите темы, в которых ваша экспертиза наиболее сильна. Изучите особенности деловой переписки и технику продаж.
  • Отметьте смежные дисциплины, в которых бы хотели развиваться дополнительно — это может быть веб-дизайн, маркетинг, таргетинг, SMM, фото- и видеосъемка.
  • Выстройте свой рабочий режим, составьте брифы или список вопросов для клиентов, определите ценовую политику.
  • Попробуйте себя в управлении — например, создайте совместный проект со знакомым дизайнером или организуйте свое медиа с коллегами-копирайтерами. Работодатели это оценят.
  • Направьте силы на поиск нескольких постоянных клиентов, но не отказывайтесь и от разовых заказов — главное, грамотно планируйте свое время.
  • Следите за трендами в копирайтинге и в IT в целом. Учитесь на ошибках и принимайте конструктивную критику.
  • Субъективный совет: купите хорошую технику. Когда ничего не зависает, а сама техника радует глаз — и работать приятнее.

В общем, послепраздничные мысли вот такие — рада, если было полезно. И очень интересно узнать у копирайтеров и других фрилансеров — а что вам мешает или, наоборот, помогает зарабатывать?

1111
13 комментариев

В целом неплохой текст, но есть небольшие правки.

5

Про развитие T-Shape прикольно, теперь я знаю, как это называется) Но у меня, наверное, больше "Щ" ))

2

Интересно, Щ — это как?)

Интересно было узнать про термин T-shape (так вот как, оказывается, называют получение навыков из смежных сфер). Только при таком пути развития велик соблазн перейти в другую профессию полностью. Так как окажется, что при одинаковых трудозатратах тот же дизайн (таргет, seo, smm, разработка сайтов и т.д.) дает лучший финансовый результат, чем написание текстов. А если говорить про развитие управленческих навыков - то это уже скорее уход в редактуру / контент-маркетинг.

Копирайтинг, как ни крути, все же остается профессией нищих, если смотреть по IT и digital в целом.

На самом деле, очень многие специалисты сейчас переходят из одной сферы в другую — и это нормально. Мы начинаем с одной профессии, развиваемся в смежных направлениях, что-то кажется нам интереснее и мы переходим туда. Я тоже не могу сказать, что все 10+ лет только писала тексты — бэкграунд у меня довольно богатый. Но все же осталась в копирайтинге, потому что на данный момент это помогает мне зарабатывать наибольшие суммы при наименьших затратах.

Да, профессия действительно самая «нищая» по статистике, потому что очень низкий порог входа. Но статистика, как известно, это: «Царь ест мясо, народ — капусту, а в среднем мы едим голубцы». То есть, очень много дешевых копирайтеров после бесплатных курсов и единицы профессиональных высокооплачиваемых авторов.

2

Про "рабочий режим" очень правильно - сам на фронтэнде, но живя в деревне очень сложно сосредоточиться.
Картинка с "Lisa Simpson" - в точку в тексте. Актуальна и в моем направлении - берешь клиента и ведешь за ручку, иногда слышишь - "We have some changes!"

Ну а слог автора - крут!

1

У вас походу идеальная жизнь. Совмещать фриланс и жизнь в деревне - это идеал как по мне.

1