Почему школа «отупляет» детей, а девочки учатся лучше мальчиков

Каждый третий ребенок, приходящий в первый класс, обладает очень высокими интеллектуальными способностями. А дальше начинаются чудеса: к концу начальной школы количество способных детей уменьшается вдвое. Также существует еще один феномен: 70% школьников с плохой успеваемостью — мальчики. Почему так происходит?

Почему школа «отупляет» детей, а девочки учатся лучше мальчиков

Период обучения в начальной школе — самое эффективное время для развития детских способностей. Оно совпадает с пиком роста лобных долей, которые выполняют роль «главнокомандующего» головного мозга.

Я Владимир Афанасьев, собственник школы программирования для детей #АйДаКодить (codims.ru) и системного интегратор ICE Partners (icepartners.ru). Работаю как консультант по инновациям, цифровизации и развитию продуктового подхода. Эксперт ФРИИ и трекер МТS Startup Hub. Опыт 200+ команд. Вдобавок - частный пилот и IRONMAN.

Про свой опыт и мироощущение пишу в канале «Вроде работает, но надо тестить» t.me/vroderabotaetno Большой фанат выстраивания процессов и высокой степени неопределенности.

От работы лобных долей во многом зависит развитие мышления, памяти, речи, освоение навыков письма и чтения, мотивация. Кроме этого, они контролируют такие исполнительные функции, как целеполагание, принятие решений, концентрация внимания.

Во время роста лобных долей дети должны впитывать новые знания как губка. Но на деле выходит иначе: уже к концу первого класса многие родители замечают, что их дети глупеют. И одна из причин — стремление учителей любыми способами задавить физическую активность школьников: заставить их смирненько сидеть на уроках, не носиться сломя голову на переменах.

«Сиди спокойно, не вертись!» — в последнее время учителя произносят эту мантру чаще обычного из-за опасений, что современные дети не умеют сосредотачиваться. Пассивный ребенок — идеал школы. Но как только ребенок перестает двигаться, он перестает думать!

Учитывая тот факт, что сегодня школьники постоянно зависают в смартфонах и планшетах, опасения педагогов можно понять: современные дети действительно кажутся менее внимательными, чем 20 лет назад. Но ограничение активности — не выход! Подобные запреты наносят вред как здоровью, так и умственным способностям.

Еще в XIX веке биологом и педагогом П.Ф. Лесгафтом в ходе психологических исследований было доказано, что движения и работа мозга взаимосвязаны и физическая активность напрямую влияет на когнитивные способности. Современные исследования также демонстрируют первостепенную роль физической активности в умственном развитии детей.

Кандидат психологических наук В. А. Шишкина считает, что чем больше движений совершает ребенок, тем выше его интеллект: от работающих мышц импульсы поступают в мозг, что способствует его развитию.

Активные дети лучше концентрируют внимание, быстрее анализируют и запоминают информацию во время урока, чем ученики, которые проводят весь день сидя. Некоторые учителя это знают и пытаются сделать активную игру частью учебного процесса. Но, к сожалению, такие педагоги — большая редкость.

«Ваша дочка — способная девочка!», «Ваш сын — полная бестолочь!»

В российских школах продолжает сохраняться и усиливаться тенденция к поляризации способностей: педагоги делят детей на способных и неспособных. Первым они уделяют повышенное внимание, вторых просто не замечают.

По мнению известного американского педагога Джона Холта, разделение детей на сильных и слабых, умных и глупых — самая роковая ошибка педагогов. Холт считает, что неспособный ребенок отличается от способного не уровнем интеллекта, а стратегией поведения.

Ребенок активно развивает и демонстрирует свои способности, если у него нет страха перед окружающим миром. Если ребенок боится совершить ошибку, то он будет держать круговую оборону — перед школой, учителями, родителями. Другими словами, способности — это отсутствие страха перед действием.

Если в классе тяжелая психологическая обстановка и дети испытывают страх перед учителем, то свои способности будут демонстрировать немногие. В итоге единицы попадут в категорию одаренных, а остальные — в категории середнячков и отстающих.

Что происходит с детьми, которые признаны учителем неспособными? У них пропадает мотивация учиться, развивать свои способности, снижается самооценка и стремление к самореализации. Все это приводит к стойкой неуспеваемости.

Часто подливают масла в огонь и родители. Отдав ребенка в школу, они быстро впадают в эмоциональную зависимость от оценок и за неуспеваемость начинают его ругать, стыдить, наказывать.

Но школьная отметка — не оценка личности, не оценка способностей, не оценка интеллекта. Это всего лишь субъективное мнение преподавателя о знаниях ребенка, которое вполне может быть ошибочным.

Почему мальчишкам тяжело быть отличниками?

Среди школьных учителей распространено убеждение, что девочки учатся лучше мальчиков. Объяснить это можно гендерным стереотипом: считается, что усидчивость и старательность характерны для женского пола.

Мальчики действительно часто учатся хуже своих одноклассниц, но причина их низкой успеваемости — не отсутствие усидчивости и старательности, а особенности школьной программы.

Основной принцип российской системы обучения — повторение: «прочитал — повторил», «вызубрил правило — закрепил его с помощью упражнений». Однако повторение, «тиражирование» входящей информации — особенность женского мышления. Основой мужского мышления является поиск нестандартного решения, изобретательство. Именно поэтому мальчикам сложнее дается учебная программа, построенная на повторении и работе с образцами.

Школьная среда — это царство женщин. Как правило, именно они создают учебные программы и обучают им. Чаще всего с подготовкой домашнего задания мальчикам также помогают женщины — мамы и бабушки. Таким образом, создается замкнутая система, в которой нет места мужскому мышлению.

Но стоит только поместить мальчиков в учебную среду с другими принципами обучения, как они сразу раскрывают свой потенциал и часто дают фору девочкам.

А пока затронули тему с обучением детей — поделюсь информацией о летних it-лагерях, которые я запускаю в этом году в Школе Программирования АйдаКодить.

Уверен, что меня читают родители детей 7-17 лет, которых нужно куда-то отправить на лето (сам отец, чувство сильно знакомое). Все подробности будут тут:

Хорошо, что свои проекты я могу рекламировать без пометки «реклама» и указания ИНН.

Пишу про ИТ, людей, процессы, неопределенность и про себя в Telegram. В общем, самые умные мысли там https://t. me/vroderabotaetno

1515
27 комментариев

Набор стереотипов о школе.
Набор стереотипов о школе.
Набор стереотипов о школе.
Приезжайте в наш лагерь!

11
Ответить

А в чем стереотипы-то? 90% московских школ и 99% российских - говно, способное сделать полного калича даже из абсолютно нормального ребенка.

4
Ответить

ну, только к чему-то подвёл, и сразу приходите к нам, всё.

Ответить

Какая ужасная статья!
Прям с самого начала:

"Каждый третий ребенок, приходящий в первый класс, обладает очень высокими интеллектуальными способностями. А дальше начинаются чудеса: к концу начальной школы количество способных детей уменьшается вдвое. Также существует еще один феномен: 70% школьников с плохой успеваемостью — мальчики. Почему так происходит?

Ссылок на авторитетные исследования, конечно не будет
Дальше автор пускает мыль в глаза рядом банальностей и неожиданно непонятно из чего делает вывод: проблема в том, что учителя пытаются «заставить их смирненько сидеть на уроках, не носиться сломя голову на переменах».
Откуда такой вывод и насколько он научный? А самое главное, если представить школу где 34 ребёнка крутятся-вертятся и бегают, то каковы шансы, что это критически не помешает учиться 35 ребёнку?
А вспомните свой школьный опыт. В конечном итоге разве самые «вертлявые» были самыми способными?

Давайте я попробую на коленке такой же ненаучный список, но как мне кажется, более адекватный накидать:
1. Может быть дети оказываются «не такими умными», потому что оказываются в агрессивной среде и им нужно тратить существенную энергию на адаптацию под большой коллектив и выживание? (особенно мальчики)
2. Может быть дело в том, что детей раньше не оценивали и они казались умненькими, а самое главное не было объективной шкалы оценки и казалось «ой, мой малыш такой умненький», просто потому что никто не мог оценить его и поставить двойку? Оценка ребёнка сместилась с эмоций на объективные показатели и сравнение с коллективом?
3. Может быть проблема в том, что происходит эмоциональный разрыв между родителем и ребёнком? Родители считают, что теперь ответственность переложена на школу, поиграть с ним не надо, сказки на ночь почитать тоже и «отупение» это реакция ребёнка, который с этим не согласен
4. Может проблема в том, что девочки развиваются быстрее (объективный научный факт). Школьная программа рассчитана на среднего ребёнка (усредненного мальчика-девочку), где одни развиваются быстрее (и чаще оказываются выше среднего по развитию), а другие медленнее (и оказываются ниже среднего)?
Дальше отвратительный манёвр а-ля Мавроди или Грабовой. Приведите ко мне деток, заплатите, а я поверю в то что они не такие глупые как вам кажется. Можно онлайн, кстати
Только исходя из вашего текста детей нужно вести не в айти школу, а на плавание или курсы лёгкой атлетики (что лично, по моему мнению для ребёнка будет полезней)
Хорошо, что свои проекты я могу рекламировать без пометки «реклама» и указания ИНН. – зачем это было в статье кто-нибудь понял?
Не знаю хороши или плохи ваши курсы, но надеюсь они были созданы более ответственно чем этот текст.

9
Ответить

Классное название для лагеря)))

1
Ответить

деткам зайдёт. -Ты где летом был? -В соснах. -И как, соснул?

2
Ответить

Прекрасные акценты и намеки на способы обучения вы расставили, спасибо! А вот в ВУЗах гендерное расслоение по успеваемости уже не заметно.

Ответить