Почему не у всех получаются инновации? И при чём тут ребёнок, который засунул ножницы в розетку?

На IT-конференции True Tech Day на этот вопрос ответил Евгений Черешнев — глава центра инноваций Future Crew, исполнительный директор МТС RED. Собрали главные тезисы и готовы ими поделиться.

Почему не у всех получаются инновации? И при чём тут ребёнок, который засунул ножницы в розетку?

«Моя версия не всем понравится. Но она максимально честная»

Наш путь на эту конференцию начался с большого взрыва 13,8 млрд лет назад. Дело в том, что Вселенная ничего не делает последние 13,8 млрд лет, кроме усложнения. Она берёт что-то простое и делает его сложнее. Неважно, чего это касается — железа, приборов, интеллекта. Мы повинуемся этому правилу, начиная с того момента, как на планете появилась жизнь.

Жизнь неравномерна. Я выделяю три её типа.

Первый тип — это бактерии

Если применить к ним технический классификатор «Железо и софт», выяснится, что у бактерий никакого выбора нет. То, как она выглядит, запрограммировано в её ДНК. Её функция тоже запрограммирована в ДНК. Она может делать только три вещи: родиться, выполнить функцию и умереть.

Второй тип — люди

Мы более совершенны, если применить тот же классификатор «Железо и софт». Железо наше тоже запрограммировано ДНК. Мы можем как-то влиять питанием, спортом, но в целом всё запрограммировано. Софт — другое дело. Его можно выбирать, что-то учить.

Мы — хакеры эволюции, мы делаем всё, чтобы не быть как все. Все остальные формы жизни развиваются эволюционно, мы говорим: «Мы это делать не будем!»

Мы обрушиваем инженерную мысль на задачу, получаем решение, идём вперёд. Мы делаем это каждый день. И последнее время мы, как форма жизни номер два, делаем всё, чтобы создать форму жизни номер три — искусственный интеллект.

Третий тип — ИИ

У него пока нет ничего общего с тем, что показывают в фантастических фильмах. Но мы идём к этому очень быстро!

Машина, которую научили отличать кошечек от собачек, никогда не разучится это делать.

Если мы научили машину управлять беспилотным автомобилем в условиях, когда в Шотландии туман, а в Австралии — выпрыгивающие кенгуру, она никогда не разучится это делать. Она будет лучше, чем любой из людей.

Поэтому нет ничего удивительного и непредсказуемого в том, что определённые рабочие места пропадают.

Хорошая новость

Хорошая новость в том, что мы пока самые совершенные приборы во Вселенной. Мы пытаемся найти что-то совершеннее, но пока не нашли.

В мозгу человека 86 млрд нейронов, они все соединены друг с другом уникальным образом. И если пытаться математически изложить, сколько вариантов есть у человеческой мысли в моменте, таких чисел ещё не изобрели. Поэтому бояться и переживать пока не стоит.

Новость ещё лучше

Человеческий мозг может больше, чем мы про него знаем.

Представьте, что 5-летний ребёнок из XI века попадёт к нам. Что будет с ребёнком, который знал, что есть коровка, есть религия, есть монарх и так далее?

А у нас тут блокчейн, Starlink, эпидемии, войны и прочее. Этот ребёнок пойдёт в наш садик, в нашу школу, в наш вуз. И к тридцати годам не будет отличаться от нас, потому что нейронная сеть в мозгу очень гибкая и легко адаптируется.

Проблема — не в мозгу. Проблема в информации на вход: сейчас у нас просто нет информации на вход, которая могла бы нас сделать более совершенными. При этом нейронная сеть, которая у каждого из нас в мозгу, в детстве абсолютно одинакова.

Любой из нас может быть Илоном Маском, Королёвым, Гагариным, Перельманом. Это абсолютно точно возможно! Проблема не в нейронной сети, а в том, как идёт обучение.

Единственный мотив ребёнка — любопытство, а совершать детские ошибки — нормально. Родители обычно не ругают, а объясняют, в чём проблема, чтобы мы учились. И это длится до определённого времени, а потом прекращается, потому что мы попадаем в систему.

Что не так с системой

Система начинает нас выравнивать. Нам дают одинаковые знания истории, литературы, математики, биологии. И большинство из нас становятся примерно одинаковыми.

В XX веке этот подход был нормальным. Наши предки планету практически уничтожили: было много войн, задача креативить особо не стояла. Была задача строить инфраструктуру, восстанавливать дома, строить фабрики и идти работать.

Тогда можно было создать продукт и жить с ним лет 30. Сегодня УТП — это не создание продукта один раз, а способность создавать что-то новое раз в месяц, раз в квартал, раз в год.

Это не смогут сделать сотрудники, которые стали продуктом системы. У них просто теряется навык. Но при этом, если в компании есть хотя бы один инноватор, хотя бы один ребёнок, который в детстве засунул ножницы в розетку и выжил…

Вдумайтесь: не США летит на Марс, не Россия летит на Марс. Никто пока не летит на Марс, вообще-то. Но один человек создал идею, сплотил вокруг себя инженеров, у него есть миссия. Один человек всех растормошил!

Другие причины

Инновации не в том, что у тебя много денег, ты что-то делаешь, и всё получается. Деньги релевантны результату. Если их много — хорошо, но не всегда это работает.

Все компании считают, что у них будет по-другому. Специально для них — этот некролог.

Корпорации грешат ещё и ставкой на рыночную аналитику. Её делают несколько агентств, которые всем продают одни и те же данные. В итоге Apple узнаёт, куда идут смартфоны, Samsung узнаёт, куда идут смартфоны, и Huawei узнаёт, куда идут смартфоны. И все делают одно и то же.

Ещё одна причина, почему не получается, — мы стали работать там, где модно, а не там, где нравится. Надо делать то, что нравится, и деньги придут. Не наоборот! Но практически никто сейчас так не думает.

Здесь остальные причины, которые мешают что-то менять.

Почему не у всех получаются инновации? И при чём тут ребёнок, который засунул ножницы в розетку?

Самая смешная из них — закон. Все инноваторы — правонарушители. Например, сегодня все говорят про big data. Но если вы захотите делать действительно сложные модели, то столкнётесь с трудностями: у оператора — тайна связи, у банка — банковская тайна, у медиков — своя тайна.

Цитаты великих

Закончу цитатой Стива Джобса. Он сказал правильную вещь, что очень глупо брать умных людей на работу и говорить им, что делать. Надо брать умных людей и слушать, что они говорят.

Если ты нанимаешь лояльных, а не умных, то не надо ожидать от них больших побед. Надо нанимать умных. Они не всегда будут с тобой согласны, но это прогресс.

Ищите умных! Да, делать инновации сложно, но в этом их радость.

5
1 комментарий