Как выбрать компанию для разработки ПО: гайд с пошаговым планом

Как выбрать компанию для разработки ПО: гайд с пошаговым планом

Разработка ПО – это ёмкий рынок: по данным Tadviser, в 2022 году российский рынок разработки оценивался в 1,8 трлн рублей. Это не удивительно: в 2023 году ни один бизнес не может обойтись без ПО.

Эксперты Haiku подготовили для вас гайд о том, как выбрать подрядчика для разработки и решения ключевых ИТ-задач. В этом гайде:

  • Разберем этапы создания техзадания на софт: что важно не упустить, чтобы получить желаемый результат с первого раза,
  • Сделаем обзор рынка ИТ-аутсорса: какие есть виды подрядчиков и с какими вопросами они готовы работать,
  • Разберем особенности каждого вида подрядчиков: чего стоит ожидать и с какими задачами обращаться,
  • Поговорим о вариантах сотрудничества, основных моделях ценообразования и критериях выбора подрядчика,
  • А в конце поделимся полезным чек-листом – саммари гайда, который вы сможете скачать и пользоваться при выборе аутсорсинговой ИТ-компании.

Глава 1. Этапы создания ТЗ

Как выбрать компанию для разработки ПО: гайд с пошаговым планом

Если правильный вопрос – это 50% ответа, то корректное техзадание – это 50% будущего софта. ТЗ позволяет зафиксировать образ результата для обеих сторон. Техзадание помогает подрядчику понять требования бизнеса, а заказчику – донести свои потребности.

Даже если в команде будущего исполнителя есть аналитики, готовые сформулировать техзадание, заказчику все равно стоит подключаться к его разработке. Ведь никто кроме вас не знает, какое именно решение необходимо вашему бизнесу.

Постановка цели

Опишите, зачем вам нужен сервис. Важно показать:

  • Бизнес-функцию: как вы будете зарабатывать (или экономить) с помощью сервиса,
  • Целевую аудиторию: для кого этот сервис и какие потребности они должен решать,
  • Каких результатов вы хотите достичь и какие KPI планируете установить.

Описание этих моментов позволить разработчику более точно понять вашу задачу и предложить оптимальное решение.

Например:

Разработка мобильного приложения для клиентов финансового сервиса. С помощью приложения клиенты будут управлять своими средствами и оформлять новые услуги банка. Нам важно, чтобы приложение стимулировало клиентов приобретать сервисы.

Целевая аудитория делится на три сегмента:

1. Владельцы малого бизнеса и стартапов. Основной продукт – счета для бизнеса. Потенциально интересные услуги: инвестирование, кредитование бизнеса.

2. Мужчины и женщины от 30 до 50 лет, занимающие руководящие должности в компаниях. Основной продукт – карта для повседневных расчетов. Потенциально интересные услуги: детские карты, семейные счета, накопительные счета.

3. Владельцы среднего бизнеса. Основной продукт – зарплатные проекты. Потенциально интересные услуги: сопровождение валютных сделок, налоговое консультирование, бухгалтерское ведение бизнеса.

KPI приложения: MAU не менее 70% клиентов банка, рост LTV на 10% и рост среднего чека на услуги сервиса, оформленные онлайн, на 20%.

Описание функционала

Подробно опишите, какие функции нужны в сервисе и как вы представляете себе дизайн будущего софта. Отдельно пропишите нюансы, которые важны для вас. Этот раздел стоит дополнить схемами, например, иллюстрирующими логику работы сервиса.

При описании стоит избегать оценочных суждений. Вместо «красиво» лучше указать «в соответствии с брендбуком», а вместо «быстро» - «загружаться не дольше 2 секунд».

Важная часть этого блока – референсы. Поделитесь с будущими разработчиками ссылками на те сервисы, которые выполняют схожие функции. В части дизайна продемонстрируйте на примерах, какой примерно дизайн вы ожидаете. Не обязательно описывать все словами: достаточно дать ссылки на те сервисы, дизайн которых вам нравится.

Важный нюанс: поделитесь сервисами, которые вам НЕ нравятся, и дизайном, который вам НЕ подходит. Это важный ориентир для подрядчика, чего точно стоит избегать в работе с вами.

Специальные требования

Если у вас есть пожелания по технологическому стеку или будущий сервис должен интегрироваться с уже имеющимся ПО, обязательно нужно это прописать в ТЗ. При необходимости, стоит указать предпочтительные инструменты, фреймворки, движки и библиотеки. Здесь же стоит указать, где, когда и за чей счет будет приобретаться хостинг и серверные мощности.

Сроки и критерии приемки

Укажите желаемый срок, когда сервис должен быть готов. Пропишите критерии, по которым вы будете принимать работу. Например, это могут быть:

  • Количество готовых страниц или экранов,
  • Производительность,
  • Готовность конкретного функционала.

Что делать, если вы не знаете точно, какой сервис вам нужен

В таком случае стоит обратиться в компанию, предоставляющую услуги не только по разработке ПО, но и по разработке ИТ-решений.

Глава 2. Обзор рынка: какие есть специализации у ИТ-аутсорсеров

Как выбрать компанию для разработки ПО: гайд с пошаговым планом

Часто в компаниях задачи, связанные с ИТ, выходят за рамки разработки стандартных решений. В таком случае стоит рассмотреть в качестве подрядчиков представителей других специализаций, о которых речь пойдет ниже.

Кодинг по ТЗ

Это классическая разработка сервисов строго в соответствии с техзаданием. Компании такой специализации могут быстро и с минимальными затратами разработать достаточно стандартное ПО. Например, мобильное приложение для программы лояльности, многостраничный сайт, CRM или кастомизированная система для управления складом.

Таких компаний на рынке – подавляющее большинство: по данным исследования Tadviser, это около 4,5 тысяч компаний только в России. При выборе подрядчика стоит ориентироваться на наличие опыта в том виде сервисов, который интересует вас, референсов от компаний вашей отрасли и крупных компаний в списке клиентов.

Внедрение и доработка готового ПО

Так называемые франчайзи вендоров занимаются внедрением ПО от известных производителей: «1С», Microsoft, IBM, Oracle и многих других. При необходимости компании могут внести изменения в стандартный софт – доработки – и адаптировать решения под особенности вашей компании. Так, например, формируются отраслевые версии ERP или специализированные под размер компаний системы финансового учета и отчетности.

К компаниям этой специализации стоит обращаться, если вам нужно внедрить масштабную систему, адаптировать ее под специфику бизнеса и сделать масштабируемой в случае увеличения компании. Важно понимать, какая именно система вам нужна и какие цели вы преследуете ее внедрением.

Консалтинг без комплексной реализации

Следующий уровень комплексности услуг – это предоставление консультаций по ИТ-сервисам и инфраструктуре. Компании, предоставляющие подобные сервисы, могут проконсультировать вас о развитии бизнеса, провести аналитику ИТ-контура и дать рекомендации по развитию качества реализации ИТ-сервисов, управлять проектами по внедрению новых ИТ-направлений, а также обеспечить техническую поддержку сервисов.

Таких компаний в сфере ИТ-консалтинга на рынке уже меньше, поскольку сфера их деятельности достаточно специфична. При этом консалтинговые компании из других сфер – аудита, стратегического консалтинга, финансового планирования – последние годы начинают диверсифицировать свои услуги и предлагать частичную или комплексную автоматизацию бизнес-процессов.

ИТ-консалтинговые компании могут поддержать процессы автоматизации и цифровизации своих заказчиков, особенно в сфере своей традиционной компетенции. Например, компании, специализирующиеся на бухгалтерских услугах и аудите, готовы оказывать поддержку и в цифровизации учета и отчетности для ряда отраслей.

Комплексный консалтинг и реализация проекта

В случае, если компании не уверены в том, какие именно сервисы необходимо внедрить и какие направления деятельности цифровизировать, они могут обратиться к специалистам наиболее широкого профиля. Такие подрядчики смотрят на бизнес заказчика как на комплексную систему из ИТ и бизнес-составляющих и предоставляют спектр услуг, например:

  • Анализ текущей структуры управления ИТ-системами и выработка предложений по ее совершенствованию,
  • Внешний контроль ИТ-подрядчиков: проверка выбранных технологий и фреймворков разработки, разработка рекомендаций по выстраиванию коммуникации между ИТ и бизнесом,
  • Развитие новых ИТ-направлений бизнеса: создание и вывод на рынок внутренних стартапов,
  • Формирование бизнес-процессов в сфере ИТ: разработка архитектуры бизнеса, налаживание коммуникаций между департаментами, формирование дорожной карты развития технологических проектов,
  • Сбор команды из сотрудников заказчика, своих сотрудников и третьих лиц, обучение и передача всех наработок по проекту.

Компании этой специализации готовы браться за практически любые проекты в сфере ИТ и реализовывать их с точки зрения максимального результата для бизнеса.

Глава 3. Плюсы и минусы каждого подхода

Как выбрать компанию для разработки ПО: гайд с пошаговым планом

Разберем особенности каждой специализации.

Кодинг по ТЗ

Ключевое преимущество такого подхода – предсказуемый и прогнозируемый результат. Грамотный подрядчик организует работы по созданию софта так, чтобы четко соблюсти сроки и бюджет проекта, а также предоставить на выходе ожидаемый функционал. Однако существует и ограничение – разработка строго по техзаданию не предполагает глубокой аналитики вашего бизнеса. Это значит, что даже разработанный по высшему стандарту сервис может не решить причину сложностей в бизнесе.

Внедрение и доработка готового ПО

Работа с франчайзи предполагает более гибкий и масштабный проект. Потенциальный подрядчик будет обладать отраслевой и функциональной экспертизой и сможет реализовать внедрение ИТ-систем с учетом лучших практик. Бюджет и сроки реализации проекта в этом случае тоже будут соблюдаться с достаточно высокой точностью. Подрядчик-франчайзи сможет предоставить вам экспертизу по автоматизации процессов, однако он будет ограничен одним вендором – разработчиком софта, которого представляет исполнитель.

Консалтинг без комплексной реализации

Обращаясь к консалтинговым компаниям, вы можете быть уверены, что получите анализ сложностей в вашем бизнесе. Консультанты разработают план преодоления ограничений и смогут предложить ИТ-решение, выбранное из предложений нескольких разработчиков, и, возможно, посоветовать вам подрядчиков для реализации проекта. Существенное ограничение такого подхода – потенциальная возможность увеличения бюджета и сроков реализации проекта.

Комплексный консалтинг и реализация проекта

В случае комплексного консалтинга и разработки вы обращаетесь в одну компанию как единое окно по решению вашей бизнес-задачи. Компании этой специализации самостоятельно организуют обследование бизнеса, формирование рекомендаций, разработку ИТ-сервисов и внедрение систем в бизнес-процессы. По окончании проекта подрядчик сформирует команду и обучит ваш персонал деталям работы с ИТ-сервисами.

Такой комплексный проект требует построения доверительных отношений с партнером и может перерасти в долгосрочное сотрудничество. При этом важно убедиться в экспертизе подрядчика на старте: в условиях высокой неопределенности ошибки на начальных этапах проекта могут привести к тому, что проект придется полностью перезапускать.

Глава 4. Варианты сотрудничества

Как выбрать компанию для разработки ПО: гайд с пошаговым планом

При реализации ИТ-аутсорсингового проекта обычно существуют 2 варианта сотрудничества: найм на парт-тайм и привлечение команды на полную занятость.

Найм на парт-тайм

Обычно в таком формате работают агентства по разработке. Несомненный плюс подхода – экономия средств: поскольку команда работает на нескольких проектах параллельно, она может снижать стоимость часа работы на одном из проектов. Потенциальный риск – это снижение качества услуг: сотрудники подрядчика не всегда готовы погружаться в нюансы бизнеса клиента.

Команда встраивается в ваши процессы

Полная занятость команды обеспечивает полную вовлеченность в ваш бизнес. Команда подрядчика становится частью вашей команды, погружается в процессы и может предложить более комплексные и структурные решения. Однако стоимость услуг такой команды может быть выше среднерыночных цен, установленных агентствами.

Глава 5. Ценообразование

Как выбрать компанию для разработки ПО: гайд с пошаговым планом

На рынке существуют 3 основных модели ценообразования. Рассмотрим их особенности, преимущества и недостатки.

Time and material

Цена формируется исходя из количества отработанных разработчиками часов. В начале проекта вы получаете оценочную стоимость, складывающуюся из ставок каждого сотрудника и примерной оценки времени на ваш проект. Хотя окончательный бюджет вы узнаете только при завершении проекта, такой формат позволяет гибко менять требования, добавлять или убирать функционал прямо во время реализации проекта.

Fixed price

На этапе заключения договора вы видите фиксированную стоимость проекта. Такой формат не предполагает незапланированного увеличения бюджета. Однако если в процессе разработки понадобится внести изменения в проект, то подрядчик, скорее всего, установит на них повышенную стоимость. Наиболее логично такой формат использовать для проектов разработки строго по техзаданию.

Ежемесячная оплата

Вы платите фиксированную стоимость ежемесячно. В отдельных случаях подрядчик может прописать в договоре покрытие дополнительных расходов сверх месячной оплаты. К таким расходам могут относиться: аренда мощностей, затраты на найм персонала, налоги.

При использовании модели с помесячной оплатой вы точно знаете, сколько нужно будет заплатить в следующем месяце, и можете планировать бюджет проекта, за исключением возмещения дополнительных затрат. Существенный минус такой модели – вы не можете влиять на то, какого уровня специалисты будут работать над задачами.

Глава 6. Критерии выбора

Как выбрать компанию для разработки ПО: гайд с пошаговым планом

Принять решение – это одна из самых сложных управленческих задач. Эксперты Haiku подготовили для вас исчерпывающий перечень параметров, на которые стоит обратить внимание до заключения контракта.

  • Опыт в вашей отрасли: здесь важно даже не количество проектов, а вариативность задач и глубина погружения в нюансы индустрии.
  • Отзывы: обратите внимание на их правдоподобность и верифицируемость. Хороший признак – указание компании-заказчика и имени представителя.
  • Наличие нужных компетенций. Проверить по этому параметру поможет ваша ИТ-служба или консультация с экспертом широкого профиля.
  • Культура коммуникации: стоит обратить внимание, совпадаете ли вы с потенциальным подрядчиком по формату общения. Например, если партнер любит все вопросы решать на неформальных звонках, а вы фокусируетесь на письменном официальном общении, возможны конфликты.
  • Подрядчик должен обеспечить безопасность ваших данных и ИТ-инфраструктуры, особенно если в сервисе используется персональная или коммерческая информация. Убедитесь, что партнер заложил в бюджет тестирование на кибербезопасность и обеспечивает грамотный подход к организации доступа к данным.
  • Чтобы оценить качество работы, попросите референсы и ссылки на предыдущие проекты в вашей отрасли или на похожие разработанные сервисы.
  • Передача проекта заказчику – это один из ключевых этапов завершения сотрудничества. Убедитесь, что подрядчик ответственно подойдет к переходному периоду: в план работ стоит включить обучение внутренних сотрудников особенностям функционирования, базовой архитектуре и техподдержке сервиса. Партнер может помочь вам сформировать команду для поддержки и развития сервиса – в этом случае убедитесь, что новые сотрудники обладают нужными компетенциями и прошли обучение.

На нашем канале в Dzen опубликовали чек-лист, который удобно сохранить и обращаться к нему, когда будете выбирать подрядчика. Переходите по ссылке, чтобы скачать его.

11
1 комментарий

Спасибо за гайд! Действительно бывает сложно найти хорошего айтишника или компанию для разработки