Собеседование перед покупкой франшизы «Жизньмарт»: зачем это нужно и кто может его провалить?

Меня зовут Евгения Грамотеева, я генеральный директор компании «Жизньмарт». «Жизньмарт» — это сеть магазинов нового формата с вкусными продуктами, готовой едой, кофейней и собственной доставкой. Мы есть в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Верхней Пышме, Санкт-Петербурге, Челябинске, Уфе и Тюмени. По какому принципу мы выбираем себе партнеров и как обычно проходит собеседование?

Собеседование перед покупкой франшизы «Жизньмарт»: зачем это нужно и кто может его провалить?

Начну с самого важного вопроса — зачем мы вообще проводим собеседования до подписания концессии, учитывая, что лично у меня на них тратится огромное количество времени? Ответ прост: мы хотим поближе познакомиться с нашими потенциальными партнерами и «сверить часы» по взаимным ожиданиям. Для нас очень важно работать с теми, кто разделяет наши ценности (про них я расскажу отдельно). А еще — чтобы партнер понимал, что есть риски, и мы при всем желании не можем ему обещать месячную прибыль в миллион рублей (хотя у нас сейчас есть магазины с чистой прибылью около двух миллионов в отдельно взятые месяцы).

Мы хотим поближе познакомиться с нашими потенциальными партнерами и «сверить часы» по взаимным ожиданиям.

Франшиза «Жизньмарт» создана для малых предпринимателей с опытом предпринимательской деятельности, пусть даже не всегда удачным. Это не значит, что мы категорично отказываем тем, кто хочет выйти из найма. С такими людьми мы более подробно обсуждаем все риски и возможности предпринимательской деятельности. Дальнейшее сотрудничество возможно, но скажу честно — у этой категории потенциальных франчайзи большее количество отказов в нашей франшизе.

Как обычно проходит собеседование

Чаще всего мы встречаемся оффлайн — так проще поговорить и почувствовать настрой друг друга. Встреча начинается со знакомства и ответа на вопросы: про предпринимательский опыт и про причины выбора именно франшизы «Жизньмарт».

В каких случаях можно не пройти эту часть собеседования? Если потенциальный партнер не может ответить открыто и понятно, чем он сейчас занимается, а вместо этого дает абстрактные ответы вроде «ну, я инвестирую», «у нас семейный бизнес, я там ничем не занимаюсь», «я не могу вам рассказать, все очень сложно» (да, и такие случаи бывали). А еще — если потенциальный партнер ничего не знает о «Жизньмарте» и не может ответить на вопрос, почему он решил купить нашу франшизу.

В ходе этой части собеседования мы стараемся не задавать неудобных вопросов вроде «Какая выручка или чистая прибыль у вашего бизнеса?» (хотя сами открыто отвечаем на подобные вопросы и публикуем всю управленческую отчетность). Вместо этого мы спрашиваем про количество человек на предприятии. И про то, что будущий франчайзи планирует делать со своей собственной компанией — ведь в течение как минимум полугода ему придется посвящать себя только нашему магазину.

Для нас важно обсудить все риски

Мы не даем никаких гарантий, что у франчайзи получится. Да, у большинства получается, но предпринимательский риск присутствует всегда, тем более при такой неустойчивой внешней среде, как сейчас. С теми, кто не работал с молодой аудиторией, обсуждаем сложности управления и мотивации современной молодежи. С теми, у кого есть опыт в ритейле или супер-инновационных отраслях, обсуждаем, что франчайзинг — это работа под руководством управляющей компании, и все стратегические вопросы решает именно она. Мы всегда прислушиваемся к нашим партнерам, но на сегодняшний момент их очень много, и учесть мнения и пожелания всех, к сожалению, невозможно.

Следующая часть собеседования — ответы на вопросы потенциальных партнеров. Я стараюсь обо всем рассказать максимально подробно, рассеять сомнения и волнения. Хорошо, когда есть вопросы и переживания, иначе не очень понятно, как человек решился купить нашу франшизу.

Теперь вы знаете все секреты собеседования! Ничего страшного там не происходит: вы просто увидите, в какую команду собираетесь вкладывать свои деньги, плюс у вас будет еще больше информации для принятия окончательного решения.

Что касается обратной связи от нас, вы получите ее практически моментально: сможете в кратчайшие сроки подписать договор и приступить к обучению. В редких случаях мне требуется консультация команды, но и в этом случае мы стараемся выносить решение по кандидатуре потенциального франчайзи как можно быстрее.

Пишите в комментариях, о чем вам будет интересно почитать в моем блоге? А еще подписывайтесь на телеграм-канал франшизы. Там мы делимся новостями и показателями сети, а еще открыто говорим о бизнес-процессах открытия и управления магазинами.

66
5 комментариев

А можно узнать, есть ли не удачные запуски магазинов? Которые ну вот не вышли на нужные показатели за определенный период и находятся на грани рентабельности или несут убытки?

Любую франшизу смотришь и нигде не напишут, пришло X партнеров вложились, обанкротились и до сих пор с долгами расплатиться не могут...
Есть где-то такой раздел хоть у одной франшизы?

Ответить

Добрый день! В Екатеринбурге мы закрыли один магазин на Сортировке два года назад. Медленнее чем ожидали раскачивается (но раскачивается) Питер. Мы продолжаем открывать там магазины, с каждым открытием все лучше и лучше.

2
Ответить

Такая статистика не будет иметь никакого посыла, кроме негативного, даже не будет отображать реальное положение дел, поэтому и нет смысла ее публиковать. Каждый случай надо смотреть отдельно, факторов очень много. Даже когда компания расширяется сама, без всяких франшиз, есть вероятность провалиться на новом месте. А у франшизы к этому еще добавляется бизнесмен, который часто ожидает, что он дал денег и все будет работать само.

Ответить

5/10

Ответить