Как мы создавали «Пачку»: от облачного хранилища и CRM до корпоративного мессенджера
Привет, я Григорий Любачев, сооснователь корпоративного мессенджера «Пачка».
Ниже будет романтичная история о нашем пути. О том, как мы сделали прогрессивное облачное хранилище и мессенджер, потом создали CRM на его основе, а в итоге — по новой вывели мессенджер в отдельный продукт.
Прошлые 9 лет нашим мессенджером “Пачка” пользовались 10 000+ компаний по всей России. Правда, они не задумывались об этом — мессенджер был одним из разделов CRM и проектом, который мы развивали вместе с партнерами.
Осознанно самим мессенджером пользовались только мы сами, внутри IT команды. Развивали его под себя, писали кастомных ботов и интеграции. В 2022 году мы выделили чаты в отдельный продукт и сделали наши разработки публичными. Но обо всем по порядку.
2012. Создание команды и первые проекты
В компании шесть сооснователей: Я (Гриша), Михаил, Андрей Любачев, Дима, Максим и Андрей Лукин. Работать вместе мы начали не сразу. Как мы к этому пришли:
Дима окончил университет МГТУ им. Н. Э. Баумана и до этого работал в Acronis. Михаил начинал карьеру в банке Credit Suisse, а затем создал несколько компаний в реальном секторе.
В 2012-2013 годах Михаил, Андрей Любачев и Дима работали над проектом для гиперлокального маркетинга. Идея была в том, чтобы бизнесы могли предлагать скидки людям рядом с ними. К участию в проекте они привлекли Максима, на тот момент студента ИТМО. Проект не смог найти Product Market Fit и его заморозили на этапе MVP.
В это время я учился в Швеции и создал IT-проект «Glean» (позже «Impraise») для обратной связи между коллегами. Через полгода я покинул проект, но он продолжил развиваться, прошел в YCombinator и был куплен компанией BetterUp в 2021 году.
После того, как каждый завершил свои проекты, я, Михаил и Андрей Любачев решили сделать новый продукт вместе. Получилось приложение Alosko, где можно было вести контроль посещаемости студентами занятий. Быстро сделали MVP, успели внедрить его в Утрехтском университете в Нидерландах и поехали с ним на конференцию TechCrunch Disrupt в Сан-Франциско.
2013. 2 место на Techcrunch discript и сериал Кремниевая долина
TechCrunch Disrupt — это крупная международная IT-конференция, на которой IT-специалисты обсуждают будущее индустрии, стартапы презентуют свои проекты и привлекают инвестиции. Еще там можно принять участие в хакатоне и за сутки создать прототип нового продукта. Мероприятие достаточно культовое, поэтому в нем регулярно принимает участие много известных предпринимателей — Цукерберг, Марк Бениофф, Маск, Каланик, Майер, Дорси и Виталик Бутерин.
Изначально мы хотели только представить готовый продукт — Alosko. Но я узнал о хакатоне и решил дополнительно протестировать на нем идею безопасного облачного хранилища. Команда была не против, поэтому мы стали готовиться.
Кто-то приехал на хакатон с уже готовыми командами, мы же собирали ее на месте и быстро привлекли к проекту талантливых программистов из Microsoft и Apple, всего нас было пять человек.
У нас получилось сделать облачное хранилище Cloudiverse, которое хорошо оценили судьи. К слову, в их числе были директор по продукту Twitter Эйприл Андервуд и партнер фонда NEA Джон Сакода.
А теперь подробнее про Cloudiverse — это сервис, который объединяет доступные бесплатные гигабайты разных облачных хранилищ в одно безопасное облако. Многие сервисы тогда давали бесплатные гигабайты, а подписки для расширения хранилища были дорогими. Еще активно обсуждалась проблема безопасности данных в онлайн-сервисах после разоблачений Сноудена. Поэтому на хакатоне мы предложили разделить файлы на части, зашифровать каждую из них и загрузить в разные облачные хранилища, чтобы дополнительно их защитить.
Мы реализовали механизм разделения, шифрования и загрузки файлов в 3 хранилища: Dropbox, Box и AWS. Успели за это время сделать наглядный процесс загрузки, который пошагово демонстрировал, что происходит с файлами в процессе работы с сервисом. Поэтому проект занял 2-е место среди 300+ прототипов, привлек внимание сообщества и инвесторов. Дополнительно мы получили возможность выступить перед презентациями Мариссы Майер (Yahoo) и Марка Цукерберга.
После TechCrunch нас даже приглашали сняться в массовке “Кремниевой долины”. Вот то самое письмо, но мы не снялись в сериале, потому что уже успели вернуться в Россию:
2015. Первый пивот и появление мессенджера
Как мы вернулись из Сан-Франциско, то решили дальше развивать проект безопасного хранилища. Михаил снова позвал Максима, а тот — своего однокурсника из ИТМО Андрея Лукина. Через 2 года Андрей и Максим прошли путь от сотрудников до сооснователей компании, а работать вместе мы продолжаем и сегодня.
Безопасное облачное хранилище было тяжело развивать с ограниченными ресурсам, поэтому мы пивотнули его в мессенджер "Staply" для обмена файлами. Главное отличие от хранилища было в том, что фокус с безопасности был смещен на удобство. Мы даже разработали уникальный UI, где все файлы и ссылки выносятся в отдельную ленту и соединяются с сообщением “скрепкой”. Для каждого проекта можно было создать чат-папку и кидать туда файлы и ссылки с комментариями.
Разработку мы начали в 2014 году, а первую версию запустили в 2015, тогда приоритетным рынком мы считали США. Нам удалось за неделю собрать несколько тысяч пользователей с Hacker News и Product Hunt.
Параллельно с работой, Максим и Андрей окончили ИТМО. А я — магистратуру ВШМ СПбГУ, прошел стажировку в BCG (Boston Consulting Group) и получил там оффер, но предпочел дальше развивать проект с командой.
Где-то через месяц после выпуска продукта, стало очевидно, что мы слишком далеко от наших потенциальных клиентов. Мы не понимали специфики бизнесов и не могли общаться с ними вживую. Поэтому перед нами встал выбор: либо поменять рынок, либо командой переместиться ближе к клиентам.
Особого желания и возможностей переезжать в Штаты ни у кого из команды не было, поэтому мы решили изменить нашу стратегию и сфокусироваться на российском рынке.
2016. 2 года развития в России. А что в результате?
Мы 2 года развивали Staply, как отдельный продукт. В это же время тестировали много гипотез. Одной из них был коробочный мессенджер, который можно развернуть на своих серверах.
Мы ездили по компаниям и разворачивали на их мощностях Staply. Буквально подключались к серверам через провод. Много общались с госкомпаниями и гос. органами, потому что там потребность в российском мессенджере стояла острее. Тогда даже провели встречу с министром ИТ по Московской области Максутом Шадаевым (сейчас Министр цифрового развития). Он дал много ценной обратной связи про работу в мессенджере с большим количеством человек.
Позже Институт Развития Интернета выступил с идеей создания “Госмессенджера”. Мы решили поучаствовать в проекте, прошли в финал конкурса, но в итоге инициатива не была реализована. Это был интересный опыт, но тогда мы в очередной раз поняли, что хотим работать с клиентами, которых реально понимаем. Например, с малым бизнесом.
Тогда мы продолжили искать новые точки для роста, потому что не видели большого спроса на мессенджеры в России. В этот момент к нам обратился Билайн с предложением о создании совместного продукта.
2017. Мобильное предприятие Билайн — интуитивная СRM с облачной телефонией
В 2017 году вместе с Билайном мы запустили “Мобильное предприятие” – CRM на стыке мессенджера и облачной телефонии.
К разработкам по мессенджеру мы добавили задачи и папки, чтобы группировать чаты. Затем интегрировались с телефонией и внутренними сервисами Билайна.
В итоге папки превратились в этапы воронки продаж, а чаты — в сделки. Получилась полноценная CRM, сохранившая преимущества мессенджеров: скорость, простоту и классные мобильные приложения.
Тогда же, в 2017 году, образовалась команда, которая продолжила запускать все проекты «Примаверы», включая Пачку.
2020. Пачка - CRM для тех, кто работает на себя
В конце 2019 года нас озарило: раз у нас уже есть наработки, знание рынка и потребителей, то мы можем создать CRM для малого и среднего бизнеса. Взялись за дело после новогодних каникул: собрали продукт, придумали схему монетизации, сделали дизайн, регистрацию и запустились 11 февраля. Так появилась Пачка.
2021. Пачка растёт. Новый проект с Ростелеком
Пачка активно развивалась. В этом году к нам начали обращаться крупные компании, потому что мы добавили в CRM возможности для франшизных сетей. Например, можно было объединять сотни точек по всей России в единую информационную сеть, это позволило работать сотням сотрудников в рамках одной компании в Пачке.
Затем мы заметили большой тренд: работа с клиентами в мессенджерах. Тогда мы реализовали раздел для обработки обращений из Instagram*, WhatsApp и Telegram через Пачку.
Еще в 2021 году мы запустили White-label решение, но уже с Ростелеком — Бизнес-драйв Академию. Продукт существует до сих пор.
2022. Пачка снова мессенджер
В Феврале 2022 наши привычные каналы привлечения перестали работать. На CRM резко упал поток лидов и стало понятно, что кризис сильнее всего ударит по небольшому бизнесу, который пользовался Пачкой. Нам надо было искать новые пути для развития бизнеса.
Мысль пришла быстро. Уход западных продуктов с рынка спровоцировал повышенный спрос на российские аналоги. Мы решили попробовать запустить мессенджер ещё раз. Это был, наверное, самый быстрый пивот из всех. Нужно было просто убрать CRM-модули из продукта и начать отдельно работать над мессенджером. Мы быстро сделали сайт, написали статью на VC, где анонсировали запуск.
За первые недели, на фоне новостей об отключении Slack, к нам обратилось 300+ компаний, которые искали российский мессенджер. Стало понятно, что функционала у нас пока недостаточно. Например, не было папок для чатов, видеозвонков, статусов сотрудников и SSO для крупных компаний. Мы изменили процессы и сфокусировались на доработках.
К концу 2022 мы полностью обновили интерфейс и выпустили более 50 функций, если не считать доработки и чистку багов. Пачкой уже пользуются более 150 000 пользователей из ~1000 компаний и их число постоянно растет. При этом классно, что компании разные: как небольшие IT-команды до 30 человек, так и корпорации с 10 000+ пользователей.
2023. Дальше-больше. Вместо пост-скриптума
Мы давно хотели, чтобы как можно больше компаний пользовались мессенджерами в России, вместо электронной почты. Это ускоряет рабочее общение, делает сотрудников ближе, а компании живее. Поэтому рады, что сейчас помогаем этой истории сбываться.
А дальше — больше. Понимаю, что в статье я не сильно раскрыл саму Пачку, поэтому, если вам не хватило технических деталей или подробностей, то ждем ваших комментов. С удовольствием расскажем обо всем)
Кстати, у меня недавно выходил обзор на «Пачку», всем любителям видео-формата: https://youtu.be/qyvR2kIz_yY
Прочитал "Пикачу" был в шоке..
Недавно наткнулся на твит в тему
А как же 12 стартапов (читай: телеграм-ботов) за год?
Если есть в смартфоне Пачка-месенджер
Значит все не так уж плохо в нашем мире теперь…
Пока слак лучше. Вам повезло, что продукт ушел из России. У вас есть все шансы нагнать
Спасибо большое!)
Понимаем, что Пачке еще есть куда расти, поэтому стараемся и собирать много обратной связи, и быстро-качественно работать дальше :)