Как мы создавали «Пачку»: от облачного хранилища и CRM до корпоративного мессенджера

Привет, я Григорий Любачев, сооснователь корпоративного мессенджера «Пачка».

Ниже будет романтичная история о нашем пути. О том, как мы сделали прогрессивное облачное хранилище и мессенджер, потом создали CRM на его основе, а в итоге — по новой вывели мессенджер в отдельный продукт.

Как мы создавали «Пачку»: от облачного хранилища и CRM до корпоративного мессенджера

Прошлые 9 лет нашим мессенджером “Пачка” пользовались 10 000+ компаний по всей России. Правда, они не задумывались об этом — мессенджер был одним из разделов CRM и проектом, который мы развивали вместе с партнерами.

Осознанно самим мессенджером пользовались только мы сами, внутри IT команды. Развивали его под себя, писали кастомных ботов и интеграции. В 2022 году мы выделили чаты в отдельный продукт и сделали наши разработки публичными. Но обо всем по порядку.

2012. Создание команды и первые проекты

В компании шесть сооснователей: Я (Гриша), Михаил, Андрей Любачев, Дима, Максим и Андрей Лукин. Работать вместе мы начали не сразу. Как мы к этому пришли:

Дима окончил университет МГТУ им. Н. Э. Баумана и до этого работал в Acronis. Михаил начинал карьеру в банке Credit Suisse, а затем создал несколько компаний в реальном секторе.

В 2012-2013 годах Михаил, Андрей Любачев и Дима работали над проектом для гиперлокального маркетинга. Идея была в том, чтобы бизнесы могли предлагать скидки людям рядом с ними. К участию в проекте они привлекли Максима, на тот момент студента ИТМО. Проект не смог найти Product Market Fit и его заморозили на этапе MVP.

В это время я учился в Швеции и создал IT-проект «Glean» (позже «Impraise») для обратной связи между коллегами. Через полгода я покинул проект, но он продолжил развиваться, прошел в YCombinator и был куплен компанией BetterUp в 2021 году.

После того, как каждый завершил свои проекты, я, Михаил и Андрей Любачев решили сделать новый продукт вместе. Получилось приложение Alosko, где можно было вести контроль посещаемости студентами занятий. Быстро сделали MVP, успели внедрить его в Утрехтском университете в Нидерландах и поехали с ним на конференцию TechCrunch Disrupt в Сан-Франциско.

2013. 2 место на Techcrunch discript и сериал Кремниевая долина

TechCrunch Disrupt — это крупная международная IT-конференция, на которой IT-специалисты обсуждают будущее индустрии, стартапы презентуют свои проекты и привлекают инвестиции. Еще там можно принять участие в хакатоне и за сутки создать прототип нового продукта. Мероприятие достаточно культовое, поэтому в нем регулярно принимает участие много известных предпринимателей — Цукерберг, Марк Бениофф, Маск, Каланик, Майер, Дорси и Виталик Бутерин.

Основатель Ethereum Виталик Бутерин на TechCrunch event в 2015
Основатель Ethereum Виталик Бутерин на TechCrunch event в 2015

Изначально мы хотели только представить готовый продукт — Alosko. Но я узнал о хакатоне и решил дополнительно протестировать на нем идею безопасного облачного хранилища. Команда была не против, поэтому мы стали готовиться.

Кто-то приехал на хакатон с уже готовыми командами, мы же собирали ее на месте и быстро привлекли к проекту талантливых программистов из Microsoft и Apple, всего нас было пять человек.

У нас получилось сделать облачное хранилище Cloudiverse, которое хорошо оценили судьи. К слову, в их числе были директор по продукту Twitter Эйприл Андервуд и партнер фонда NEA Джон Сакода.

А теперь подробнее про Cloudiverse — это сервис, который объединяет доступные бесплатные гигабайты разных облачных хранилищ в одно безопасное облако. Многие сервисы тогда давали бесплатные гигабайты, а подписки для расширения хранилища были дорогими. Еще активно обсуждалась проблема безопасности данных в онлайн-сервисах после разоблачений Сноудена. Поэтому на хакатоне мы предложили разделить файлы на части, зашифровать каждую из них и загрузить в разные облачные хранилища, чтобы дополнительно их защитить.

Мы реализовали механизм разделения, шифрования и загрузки файлов в 3 хранилища: Dropbox, Box и AWS. Успели за это время сделать наглядный процесс загрузки, который пошагово демонстрировал, что происходит с файлами в процессе работы с сервисом. Поэтому проект занял 2-е место среди 300+ прототипов, привлек внимание сообщества и инвесторов. Дополнительно мы получили возможность выступить перед презентациями Мариссы Майер (Yahoo) и Марка Цукерберга.

Это я выступаю на презентации Cloudiverse
Это я выступаю на презентации Cloudiverse

После TechCrunch нас даже приглашали сняться в массовке “Кремниевой долины”. Вот то самое письмо, но мы не снялись в сериале, потому что уже успели вернуться в Россию:

Как мы создавали «Пачку»: от облачного хранилища и CRM до корпоративного мессенджера

2015. Первый пивот и появление мессенджера

Как мы вернулись из Сан-Франциско, то решили дальше развивать проект безопасного хранилища. Михаил снова позвал Максима, а тот — своего однокурсника из ИТМО Андрея Лукина. Через 2 года Андрей и Максим прошли путь от сотрудников до сооснователей компании, а работать вместе мы продолжаем и сегодня.

Безопасное облачное хранилище было тяжело развивать с ограниченными ресурсам, поэтому мы пивотнули его в мессенджер "Staply" для обмена файлами. Главное отличие от хранилища было в том, что фокус с безопасности был смещен на удобство. Мы даже разработали уникальный UI, где все файлы и ссылки выносятся в отдельную ленту и соединяются с сообщением “скрепкой”. Для каждого проекта можно было создать чат-папку и кидать туда файлы и ссылки с комментариями.

Разработку мы начали в 2014 году, а первую версию запустили в 2015, тогда приоритетным рынком мы считали США. Нам удалось за неделю собрать несколько тысяч пользователей с Hacker News и Product Hunt.

Параллельно с работой, Максим и Андрей окончили ИТМО. А я — магистратуру ВШМ СПбГУ, прошел стажировку в BCG (Boston Consulting Group) и получил там оффер, но предпочел дальше развивать проект с командой.

Интерфейс "Staply"
Интерфейс "Staply"

Где-то через месяц после выпуска продукта, стало очевидно, что мы слишком далеко от наших потенциальных клиентов. Мы не понимали специфики бизнесов и не могли общаться с ними вживую. Поэтому перед нами встал выбор: либо поменять рынок, либо командой переместиться ближе к клиентам.

Особого желания и возможностей переезжать в Штаты ни у кого из команды не было, поэтому мы решили изменить нашу стратегию и сфокусироваться на российском рынке.

2016. 2 года развития в России. А что в результате?

Мы 2 года развивали Staply, как отдельный продукт. В это же время тестировали много гипотез. Одной из них был коробочный мессенджер, который можно развернуть на своих серверах.

Мы ездили по компаниям и разворачивали на их мощностях Staply. Буквально подключались к серверам через провод. Много общались с госкомпаниями и гос. органами, потому что там потребность в российском мессенджере стояла острее. Тогда даже провели встречу с министром ИТ по Московской области Максутом Шадаевым (сейчас Министр цифрового развития). Он дал много ценной обратной связи про работу в мессенджере с большим количеством человек.

Позже Институт Развития Интернета выступил с идеей создания “Госмессенджера”. Мы решили поучаствовать в проекте, прошли в финал конкурса, но в итоге инициатива не была реализована. Это был интересный опыт, но тогда мы в очередной раз поняли, что хотим работать с клиентами, которых реально понимаем. Например, с малым бизнесом.

Статья-анонс нереализованного проекта мессенджера для государственных структур
Статья-анонс нереализованного проекта мессенджера для государственных структур

Тогда мы продолжили искать новые точки для роста, потому что не видели большого спроса на мессенджеры в России. В этот момент к нам обратился Билайн с предложением о создании совместного продукта.

2017. Мобильное предприятие Билайн — интуитивная СRM с облачной телефонией

В 2017 году вместе с Билайном мы запустили “Мобильное предприятие” – CRM на стыке мессенджера и облачной телефонии.

Рекламная кампания "Мобильного Предприятия"

К разработкам по мессенджеру мы добавили задачи и папки, чтобы группировать чаты. Затем интегрировались с телефонией и внутренними сервисами Билайна.

В итоге папки превратились в этапы воронки продаж, а чаты — в сделки. Получилась полноценная CRM, сохранившая преимущества мессенджеров: скорость, простоту и классные мобильные приложения.

Тогда же, в 2017 году, образовалась команда, которая продолжила запускать все проекты «Примаверы», включая Пачку.

2020. Пачка - CRM для тех, кто работает на себя

В конце 2019 года нас озарило: раз у нас уже есть наработки, знание рынка и потребителей, то мы можем создать CRM для малого и среднего бизнеса. Взялись за дело после новогодних каникул: собрали продукт, придумали схему монетизации, сделали дизайн, регистрацию и запустились 11 февраля. Так появилась Пачка.

Анонс Пачки очень тепло встретили на vc
Анонс Пачки очень тепло встретили на vc

2021. Пачка растёт. Новый проект с Ростелеком

Пачка активно развивалась. В этом году к нам начали обращаться крупные компании, потому что мы добавили в CRM возможности для франшизных сетей. Например, можно было объединять сотни точек по всей России в единую информационную сеть, это позволило работать сотням сотрудников в рамках одной компании в Пачке.

Затем мы заметили большой тренд: работа с клиентами в мессенджерах. Тогда мы реализовали раздел для обработки обращений из Instagram*, WhatsApp и Telegram через Пачку.

Еще в 2021 году мы запустили White-label решение, но уже с Ростелеком — Бизнес-драйв Академию. Продукт существует до сих пор.

2022. Пачка снова мессенджер

В Феврале 2022 наши привычные каналы привлечения перестали работать. На CRM резко упал поток лидов и стало понятно, что кризис сильнее всего ударит по небольшому бизнесу, который пользовался Пачкой. Нам надо было искать новые пути для развития бизнеса.

Мысль пришла быстро. Уход западных продуктов с рынка спровоцировал повышенный спрос на российские аналоги. Мы решили попробовать запустить мессенджер ещё раз. Это был, наверное, самый быстрый пивот из всех. Нужно было просто убрать CRM-модули из продукта и начать отдельно работать над мессенджером. Мы быстро сделали сайт, написали статью на VC, где анонсировали запуск.

Первая версия нашего сайта
Первая версия нашего сайта

За первые недели, на фоне новостей об отключении Slack, к нам обратилось 300+ компаний, которые искали российский мессенджер. Стало понятно, что функционала у нас пока недостаточно. Например, не было папок для чатов, видеозвонков, статусов сотрудников и SSO для крупных компаний. Мы изменили процессы и сфокусировались на доработках.

К концу 2022 мы полностью обновили интерфейс и выпустили более 50 функций, если не считать доработки и чистку багов. Пачкой уже пользуются более 150 000 пользователей из ~1000 компаний и их число постоянно растет. При этом классно, что компании разные: как небольшие IT-команды до 30 человек, так и корпорации с 10 000+ пользователей.

2023. Дальше-больше. Вместо пост-скриптума

Обновленный интерфейс Пачки
Обновленный интерфейс Пачки

Мы давно хотели, чтобы как можно больше компаний пользовались мессенджерами в России, вместо электронной почты. Это ускоряет рабочее общение, делает сотрудников ближе, а компании живее. Поэтому рады, что сейчас помогаем этой истории сбываться.

А дальше — больше. Понимаю, что в статье я не сильно раскрыл саму Пачку, поэтому, если вам не хватило технических деталей или подробностей, то ждем ваших комментов. С удовольствием расскажем обо всем)

5252
50 комментариев

Кстати, у меня недавно выходил обзор на «Пачку», всем любителям видео-формата: https://youtu.be/qyvR2kIz_yY

5
Ответить

Прочитал "Пикачу" был в шоке..

4
Ответить

Недавно наткнулся на твит в тему

3
Ответить

А как же 12 стартапов (читай: телеграм-ботов) за год?

Ответить

Если есть в смартфоне Пачка-месенджер
Значит все не так уж плохо в нашем мире теперь…

3
Ответить

Пока слак лучше. Вам повезло, что продукт ушел из России. У вас есть все шансы нагнать

2
Ответить

Спасибо большое!)
Понимаем, что Пачке еще есть куда расти, поэтому стараемся и собирать много обратной связи, и быстро-качественно работать дальше :)

Ответить