Как написать о своем бизнесе в Википедии и не облажаться: подробный гайд

Думаете, что в Википедии можно писать что угодно? А вы попробуйте создать страницу о своей компании. Малейшая неточность — и ее удалят. А будете спорить — улетите в блок. И модератору будет все равно, сколько у вас денег.

Как написать о своем бизнесе в Википедии и не облажаться: подробный гайд

Привет! На связи агентство по управлению репутацией Digital Guru. Мы мониторим упоминания брендов в инфополе, работаем с негативом и помогаем бизнесу находить слабые места. А еще с нуля пишем тексты о компаниях и размещаем их в Википедии. В статье расскажем, зачем бизнесу страница в Вики и как создать публикацию, которую одобрят модераторы.

Зачем бизнесу статья о себе в Википедии

Википедия входит в топ популярных сайтов рунета. Если разместитесь там, получите дополнительный канал трафика на свой сайт. А еще Вики поможет вот в чем:

  • Получить +1 строчку в выдаче. Статьи из энциклопедии хорошо индексируются Яндексом и Гуглом и показываются в поисковике в числе первых. Всегда приятно иметь лишнюю подконтрольную страницу в топе.
  • Повысить доверие к компании. Вики у всех на слуху, поэтому когда люди находят в ней ваш бизнес, то понимают, что это не шарашкина контора, — доверия к компании больше.
  • Вытеснить негатив в результатах поиска. Статья о бизнесе в Википедии смещает результаты поисковика на одну позицию — пользователи видят меньше неприятной для компании информации, если она там есть.
  • Кратко рассказать о своей компании в выдаче. В десктопной версии поиска есть крутая штука — превью-блок из Википедии с небольшим описанием компании, который занимает пол-экрана. Чтобы узнать о бизнесе, некоторым пользователям достаточно прочитать краткую инфу оттуда.
Так выглядит превью-блок Сбербанка в поисковике. Обычно он содержит логотип, краткое описание, дату основания, ключевые фигуры, количество сотрудников и ссылку на сайт компании
Так выглядит превью-блок Сбербанка в поисковике. Обычно он содержит логотип, краткое описание, дату основания, ключевые фигуры, количество сотрудников и ссылку на сайт компании

Важно понимать, что далеко не каждый может написать о своем бизнесе в Википедии, так как это не рекламная площадка. Это место, куда заходят за полезной информацией, а не чтобы купить. Поэтому размещаться там нужно так, будто вы хотите внести вклад в развитие энциклопедии и рассказать читателям о чем-то интересном. Для этого нужно пройти шесть шагов и обойти много подводных камней.

👉 Шаг 1. Приготовьтесь к бою по правилам

Википедия — это открытая энциклопедия, которую наполняет и редактирует любой желающий. При этом все обладают разными техническими возможностями: кто-то может только корректировать публикации, а кто-то имеет право их удалять и кидать в блок. Чем активнее участник ведет себя в Вики, тем больше привилегий получает — при условии, что соблюдает правила площадки.

Перед публикацией вашу статью будут проверять модераторы. Это пользователи Википедии, которые обладают большим набором прав по сравнению с другими участниками.

Помимо правок от реальных людей, в замечаниях можно увидеть и комменты бота. Это специальная программа, которая автоматически сканирует статью и оставляет к ней правки. Некоторые модераторы используют ее для рутинных задач — например, когда текст нужно проверить на орфографию.

Правила Википедии не так просты, как кажется. Даже опытные пользователи не всегда однозначно их трактуют, из-за чего могут обсуждать статью месяцами. Поэтому не удивляйтесь, если столкнетесь с субъективностью и противоречиями в правках к вашей публикации. Например, один текст модераторы посчитают рекламой и удалят, а другой, похожий на него, пропустят и оставят. Другими словами, в Википедии нет прецедентного права.

Так как публикации в Вики проверяют люди, человеческого фактора здесь хоть отбавляй. Сложно спрогнозировать, попадет ли статья о компании на площадку, — каждый случай индивидуален. Но шанс, что повезет, всё же есть.

👉 Шаг 2. Убедитесь, что ваш бизнес подходит для Вики

Итак, вы не побоялись будущих правок модераторов и их ботов и решили разместить информацию о своей компании в Википедии. Начните вот с чего.

Проверьте значимость своего бизнеса. Чтобы понять, что подразумевается под значимостью, прочитайте статью «Википедия:Значимость». Главное, что здесь нужно уяснить: бизнес можно назвать значимым, если о нем подробно пишут в авторитетных источниках. Такие источники независимы и напрямую не связаны с вами. То есть социальные сети, корпоративные блоги, проплаченные публикации в СМИ и статьи на сайтах партнеров в качестве источников не подойдут.

Если о вашей компании пишут Ведомости, РБК, РИА, Forbes и другие федеральные и отраслевые издания, то вы подходите для энциклопедии. Подробнее об источниках читайте в статье «Википедия:Авторитетные источники».

Посчитайте количество авторитетных источников. В Википедии публикации создаются на основе надежных источников. Если информация в тексте вашей статьи не будет подтверждена таким источником — модераторы ее удалят. Нафантазировать и выдумать факты из головы не получится.

Для публикации в Вики должно найтись хотя бы два-три источника, которые достаточно подробно рассказывают о вашем бизнесе. Но лучше, если их будет 7–10 — так проще доказать модераторам достижения компании.

Маленькие квадратные скобки после каждого абзаца с числом внутри — это те самые ссылки на авторитетные источники
Маленькие квадратные скобки после каждого абзаца с числом внутри — это те самые ссылки на авторитетные источники

❌ Вы не подойдете для Википедии, если:

  • в интернете можно найти только официальный сайт вашей компании, ИНН и страничку во ВКонтакте;
  • О бизнесе пишут крупные СМИ, но вскользь — например, о том, что представитель компании посетил экономический форум;
  • Вы уже пытались рассказать о своем бизнесе в Вики, но словили бессрочный блок — в этом случае создать страницу о компании невозможно.

Бывает, что компания известна и у нее есть все основания создать о себе страницу в Википедии. Но в интернете о ней пишут много негатива, который легко можно найти на первой странице поиска — например, о том, что она задерживает зарплату сотрудникам, использует несертифицированное сырье или обманывает акционеров. После размещения на Вики статьи о бизнесе все эти неприятные факты могут быстро в ней оказаться. Так произойдет, если кто-нибудь из участников площадки найдет их и захочет добавить.

Чтобы своими же руками не отправить неприятную для вас инфу в топ выдачи, отложите на время публикацию в Вики. Лучше поработайте с репутацией вашей компании в сети: увеличьте количество позитивных упоминаний бренда и нейтрализуйте негатив.

👉 Шаг 3. Подготовьтесь к публикации

Вы проверили значимость вашего бизнеса и убедились, что авторитетных источников для статьи хватает, негатива о компании в интернете немного либо вы готовы к тому, что он может появиться в Вики. Тогда смело двигайтесь дальше.

Прокачайте аккаунт. Учетная запись, с которой будет размещена статья, должна быть активной. Если создадите новый аккаунт и сразу опубликуете статью, вызовете подозрения у модераторов. Они могут зайти в историю профиля и посмотреть, что вы делали за все время нахождения в Вики. Если ничего не найдут, будут предвзяты и решат, что вы хотите прорекламировать компанию (вы и правда этого хотите, но модератором про это знать не нужно).

Чтобы сделать учетку «живой», сымитируйте действия пользователя энциклопедии: вносите дополнения в чужие статьи, участвуйте в их обсуждении. Хорошо, если эти публикации будут по вашей теме. Например, если производите авто, заходите и предлагайте улучшения в статьи про коробку передач или трансмиссию. Так вы продемонстрируете модераторам ваши интересы и сформируете к себе доверие.

Так все пользователи Википедии видят вашу активность, или, как его называют, вклад. Это правки и изменения, которые вы внесли в публикации площадки
Так все пользователи Википедии видят вашу активность, или, как его называют, вклад. Это правки и изменения, которые вы внесли в публикации площадки

👉 Шаг 4. Напишите статью

Чтобы написать статью о компании, сперва нужно ознакомиться со сводом правил Википедии. Он обалде-е-енно большой — читать можно неделю. Если вкратце, вот что важно сделать.

Соблюдайте структуру и логическую последовательность. В статье нужно указать наименование компании, дать ее краткое описание, отразить историю по годам, основные проекты, финансовые показатели, достижения, социальную активность и критику, а еще добавить источники и литературу. Коротко о каждом пункте — в галерее.

Пишите в энциклопедическом стиле. Используйте повествовательный стиль и избегайте личных оценок, эмоций и рекламы. Даже если у вас действительно уникальный и инновационный продукт, все равно преподносите информацию нейтрально.

❌ Не подойдет для Википедии:

→ Работаем для наших любимых клиентов с 2005 года!

✅ А вот это в самый раз:

→ Компания основана в 2005 году.

Следите за оригинальностью статьи. В Википедию нельзя полностью копировать текст из источника — нужно переписать факты своими словами, но не менять их смысл. А вот добавлять небольшие цитаты можно.

Так выглядит цитата в статье о фирме звукозаписи «Мелодия». Как и все факты, цитаты тоже нужно подтверждать источником
Так выглядит цитата в статье о фирме звукозаписи «Мелодия». Как и все факты, цитаты тоже нужно подтверждать источником

Отформатируйте текст. Приведите статью в порядок: выделите разделы и заголовки, используйте маркированные списки и расставьте внутренние ссылки. А еще добавьте иллюстрации в карточку компании и в текст, если это поможет лучше донести информацию. На модерацию форматирование не повлияет, но пользователям Википедии будет проще читать вашу статью.

Карточка компании располагается в статье справа. Обычно сюда добавляют логотип или фото главного офиса
Карточка компании располагается в статье справа. Обычно сюда добавляют логотип или фото главного офиса

Убедитесь, что иллюстрации не нарушают авторские права. Подробнее о том, какие картинки нельзя добавлять в текст, читайте в статье «Википедия: Лицензирование изображений».

Проведите фактчекинг. Сверьте каждое предложение с источником — все данные, цифры и факты должны совпадать. Незначимые вещи, личную информацию и лишние детали можно смело удалять. Если оставите в статье фразу о том, что председатель правления любит кататься на лыжах по воскресеньям, то выбьете джекпот по нерелевантной инфе и получите замечания от модераторов. Помните, что Википедия ценит только значимые факты, которые будут интересны ее пользователям.

👉 Шаг 5. Опубликуйте статью и пройдите модерацию

Вы написали текст, проверили структуру и логическую последовательность, убрали рекламные слоганы, повысили его оригинальность, отформатировали и сверили каждый факт с источником. Теперь двигайтесь дальше.

Создайте черновик в Инкубаторе. Это место, куда вы закидываете вашу статью и работаете над ней до финальной публикации. Можно отправить ее прямо в Вики, минуя Инкубатор. Но мы не советуем этого делать: так выше вероятность схлопотать уйму правок и поймать блок.

Создать статью в Инкубаторе просто: зайдите на главную страницу Википедии → нажмите «Создать статью» → Пройдите опрос в мастере статей → Введите имя черновика → Нажмите «Создать новый черновик».

Мастер статьей — это что-то вроде краткого свода правил, с которыми нужно ознакомиться, а затем ответить на вопросы и подтвердить, что будущая публикация подойдет для Вики

Сверстайте текст готовой статьи. Можно воспользоваться универсальным шаблоном, который предназначен для рассказа о компании. Достаточно скопировать оттуда структуру, вставить ее в окно в Инкубаторе и удалить ненужные вам пункты. Например, если ваша компания ни разу не переименовывалась, уберите строку «Прежние названия».

Так выглядит окно в Инкубаторе, куда нужно перенести текст. Для удобства есть предпросмотр, который показывает готовый вид публикации
Так выглядит окно в Инкубаторе, куда нужно перенести текст. Для удобства есть предпросмотр, который показывает готовый вид публикации

Отправьте публикацию на проверку. Чтобы это сделать, добавьте в самом начале статьи дополнительную строчку «{{подст:проверить}}» и нажмите «Опубликовать изменения». Так модераторы начнут ее оценивать. Но делайте это, только если уверены, что ничего не упустили и текст полностью готов. Иначе можете столкнуться со шквалом замечаний или удалением публикации.

Строчка «{{подст:проверить}}», то есть шаблон проверки, просигнализирует модераторам, что ваша статья готова к проверке и публикации в Вики
Строчка «{{подст:проверить}}», то есть шаблон проверки, просигнализирует модераторам, что ваша статья готова к проверке и публикации в Вики

Дождитесь замечаний от модераторов. Вскоре после размещения шаблона проверки модераторы начнут оценивать, можно ли перенести ваш текст в основное пространство Википедии. Основное пространство — это все публикации площадки, которые можно найти в поиске. Если статья, по мнению модераторов, подходит под правила площадки, можно хлопать в ладоши: вы официально попали в Вики. Если нет, внимательно изучите причины отказа.

В замечаниях можно увидеть подробное описание нарушений, которые были выявлены в статье
В замечаниях можно увидеть подробное описание нарушений, которые были выявлены в статье

Бывают случаи, когда никто из модераторов не пришел проверить ваш текст, хотя вы вшили в него шаблон проверки. Тогда можно перенести статью в основное пространство Википедии самостоятельно. Но сначала еще раз убедитесь, что она полностью готова. Торопиться не нужно.

Чтобы перенести статью в основное пространство, нужно зайти в ее код и убрать строчку «{{В инкубаторе}}», а затем опубликовать внесенные изменения
Чтобы перенести статью в основное пространство, нужно зайти в ее код и убрать строчку «{{В инкубаторе}}», а затем опубликовать внесенные изменения

Отработайте замечания модераторов. Если вы не согласны с правкой модератора, спокойно приведите аргументы, которые докажут вашу правоту. Для этого прикрепите ссылки на разделы правил Википедии, которыми вы руководствовались при написании статьи, и укажите факты, которые показывают соответствие этим правилам.

Чего точно делать не стоит, так это игнорировать замечания модератора и доказывать, что ваша компания лучшая в мире. И тем более не стоит грубить — говорить, что модератор дурак и ничего не понимает в вашем шедевральном тексте. Так вероятность блокировки аккаунта приблизится к 100%. Правила дружелюбного общения в Википедии тоже есть.

Если замечаний у модератора окажется много, увы, ваш текст снесут или предложат к удалению. В последнем случае в публикации появится плашка «Эту статью предлагается удалить». Тогда модераторы начнут обсуждать статью друг с другом и решать, стоит оставлять ее в основном пространстве Вики или все-таки стоит снести. Это может затянуться на многие месяцы, а то и годы.

Если плашка «Эту статью предлагается удалить» висит над текстом много лет, это значит, что модераторы так и не пришли к единому мнению. При этом все это время пользователи Вики видят вашу публикацию
Если плашка «Эту статью предлагается удалить» висит над текстом много лет, это значит, что модераторы так и не пришли к единому мнению. При этом все это время пользователи Вики видят вашу публикацию

Если статью удалили, не публикуйте один и тот же текст 10 раз подряд — за это можно получить блок. Хитрить и размещать его под разными названиями тоже бесполезно. Лучше внимательно прочитайте причины удаления, поймите ошибку и исправьте ее. Но если ваш бизнес оказался недостаточно значимым для Википедии, по мнению модераторов, — смиритесь.

На скрине — пример того, как компания несколько раз пыталась опубликовать текст о себе в Википедии под разными названиями, но потерпела фиаско. Страницы удаляли за спам и рекламу, а также за их повторное создание
На скрине — пример того, как компания несколько раз пыталась опубликовать текст о себе в Википедии под разными названиями, но потерпела фиаско. Страницы удаляли за спам и рекламу, а также за их повторное создание

👉 Шаг 6. Мониторьте страницу

Мы не советуем забрасывать статью после одобрения модератором, так как чужие тексты в Вики могут править любые пользователи. Заходите на страницу о вашей компании хотя бы раз в день и следите, чтобы злопыхатели не добавляли в текст всякую ерунду. Тролли и умышленные вредители статей на площадке тоже есть. Обычно откровенный бред модераторы быстро находят и удаляют, но проверить статью самому лишним не будет.

А вот нелицеприятные факты о компании, которые очень нравятся конкурентам, могут быть добавлены в вашу публикацию и висеть там не один день. Разумеется, если они взяты из авторитетных источников, удалить их будет крайне сложно. Но если нет, смело их оспаривайте и редактируйте текст.

Еще не забывайте регулярно дополнять статью новой информацией. Вносите в публикацию любые значимые достижения или весомые события, которые произошли в компании. Например, о том, что вы заняли первое место в отрасли по выручке или у вас сменилось руководство.

Википедия — хоть и замороченный, но очень крутой инструмент, который хорошо работает на имя компании в сети. Следить за репутацией в инфополе долго и трудозатратно. Особенно сложно, когда есть люди, которые любят просто так писать негатив и портить рейтинг компании.

Если хотите оперативно отслеживать упоминания вашего бренда в сети, анализировать негатив и знать, что о вас говорят, пишите на почту. Возьмем на себя задачи управления репутацией и грамотно отреагируем на негатив. Возникли вопросы — пишите в комментариях.

4949
90 комментариев

Я тот наивный человек, который думал, что Википедию пишут тооолько те, кто фанат какой-нибудь компании 🤣
Но с другой стороны, самые большие фанаты - владельцы

8
Ответить

Дааа, и я) Ну наверно потому что часто гуглишь все равно каких-нить персон, "звёзд", и первое что попадается - википедия. У этих артистов, кстати, почему-то часто там максимально убогие фотографии в википедии.

1
Ответить

Мечту о том, чтобы попасть в Википедию, можно оставить на следующую жизнь🤣

3
Ответить

Почему?) У нас в университете преподавательница попросила написать о себе статью — студенты справились) не без проблем, но сделали. Ссылались везде на ее научные статьи — прокатило. Можно податься в науку прямо сейчас и к концу жизни сделать статью о себе, вай нот)

1
Ответить

Прикол, всегда думала, что Википедия - мягко говоря, не самый надежный источник инфы. По-моему даже мемы про это есть)) А тут, оказывается, столько геморроя и докапываются до каждой буквы... Хмм. Получается, можно верить?))

1
Ответить

Нет, там просто засели невежды но старожилы, захватившие власть модераторства и никого не пущают по своим понятиям, а они у них довольно специфические. Обстоятельнее: fornit.ru/236

5
Ответить

Конечно, есть популярные темы, которые привлекают большое количество людей, желающих внести правки, но если оставить эти темы за скобками, в основной массе статей содержится информация из нормальных источников.

2
Ответить